Государственной Думой принят Федеральный закон об охране плодородия почв
21 июля 2020 года Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Законопроект был внесен в Государственную Думу 3 апреля 2019 года в целях устранения противоречий между Федеральным законом «О государственном регулировании плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения» и Земельным кодексом Российской Федерации, исключения неоднозначных толкований и фактической правовой неопределенности в распределении прав и обязанностей землепользователей, которые в нестоящее время не позволяют системно вести работу по охране и воспроизводству плодородия почв.
Ключевые положения законопроекта и предложения по их совершенствованию прошли широкое обсуждение на выездном заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам в Краснодарском крае, на мероприятиях 21 российской агропромышленной выставки «Золотая осень – 2019» и I Международном агропромышленном форуме, а также 26 декабря 2019 года на заседании Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «Государственная аграрная политика – эффективное сельскохозяйственное производство и развитие сельских территорий» и 17 февраля 2020 года на организованных Комитетом Всероссийских парламентских слушаниях в Доме Союзов.
Концепция законопроекта получила широкую поддержку, что позволило при подготовке ко второму чтению принять ряд принципиально важных решений.
При этом было принято ключевое решение – обязанность по проведению обследований почв и формированию плана проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения будет возложена на государственные бюджетные учреждения, подведомственные Минсельхозу России. Обязательные мероприятия будут проводиться по государственному заданию полностью за бюджетный счет.
Такие изменения обеспечат полноту и достоверность информации о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения, позволят выявить как негативное влияние хозяйственной деятельности на земли сельскохозяйственного назначения, так и резервы обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства. Крестьяне один на один со своими проблемами не останутся. За это мы боролись и будем бороться!
Также ко второму чтению законопроект был приведен в соответствие нормам гражданского законодательства, федеральных законов «О землеустройстве» и «О мелиорации земель».
Важно отметить, что нормы законопроекта эффективно встраиваются в государственную аграрную политику, развивая решения, принятые в рамках стратегического планирования.
Во-первых, законопроект формирует мощное подспорье принятию разрабатываемой Правительством Российской Федерации государственной программы вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации. Эффективность реализации этой государственной программы «новой целины» в рамках сформированного законопроектом правового поля будет обеспечена на должном уровне.
Второе. Выстраивание прогрессивной системы учета, контроля, охраны и воспроизводства плодородия почв определяет потенциал реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. При этом увеличение производительности труда, валового производства продукции растениеводства положительно отразится и на производстве продукции животноводства. Увеличение производства кормов – одно из ключевых условий наращивания производства на таких сложных направлениях, как молочное и мясное животноводство.
И третье. Названные факторы, безусловно, формируют прочную основу социально-экономического развития сельских территорий, повышения уровня жизни сельского населения. Государственная программа комплексного развития сельских территорий в лице законопроекта получает дополнительную законодательную поддержку.
Источник
Государственной Думой в первом чтении принят законопроект, направленный на охрану плодородия почв
В.И. Кашин 11 сентября 2019 года на пленарном заседании Государственной Думы выступил с докладом о принятии в первом чтении проекта федерального закона № 681101-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий».
Законопроект был внесен в Государственную Думу депутатами В.И.Кашиным, О.А.Лебедевым, А.Ж. Бифовым, Н.В. Коломейцевым, Н.В. Арефьевым и членом Совета Федерации С.В. Белоусовым.
Необходимость повышения эффективности управления почвенными ресурсами назрела давно, ведь уже не первое десятилетие в угоду и защиту нерадивого землепользователя труд многих поколений крестьянства, которые потом и кровью сберегали и преумножали земельные богатства нашей родины, разбазаривается самым бесстыжим образом. Бесценные земли превращаются в пустыни, деградируют черноземы, сельскохозяйственные угодья заболачиваются, закисляются. Брошенные 40 млн. га пашни зарастают бурьяном, мелколесьем и формируют очаги пожаров.
Сложившаяся практика нетерпима и преступна!
Вот почему мы ведем активную работу, направленную на повышение эффективности ввода в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель, в том числе, настаивая на принятии соответствующей государственной программы. Эта тема, на ряду с вопросами охраны и воспроизводства плодородия почв, будет подробно рассмотрена в ноябре текущего года на всероссийских Парламентских слушаниях в Зале пленарных заседаний Государственной Думы.
Дальнейшее пренебрежение агротехническими, агрохимическими, мелиоративными, фитосанитарными, противоэрозионными мероприятиями, соблюдением норм внесения удобрений, севооборотов – прямая угроза продовольственной безопасности России.
Известкование кислых почв в России с 1990 года сократилось в 16 раз, гипсование солонцовых почв – в 61 раз, минеральных удобрений вносится в 4 раза меньше, а органических удобрений – меньше в 6 раз!
Что мы передадим нашим внукам и правнукам? Сохраним и преумножим богатство наших уникальных земельных ресурсов, или оставим бесплодную пустошь?
Стране, как воздух, нужна новая политика в сохранении плодородия почв. И это обязанность не только землепользователей, но и государства!
Решение этого вопроса не терпит отлагательств, ведь уже на 60,5% площади наших сельскохозяйственных угодий почвы слабо- и среднегумуссированные, снижение содержания гумуса и элементов питания в почвах прослеживается почти в каждом субъекте Российской Федерации. Расширяется площадь регионов, испытывающих опустынивание ландшафтов.
Площадь кислых почв на сельскохозяйственных угодьях в 2017 году составила 51,5 млн. га, засоленных – 16,3 млн. га, солонцеватых – 22,9 млн. га, переувлажненных – 16,1 млн. га, заболоченных – 9,6 млн. га.
По данным Минсельхоза общая площадь эродированных, дефлированных и дефляционно-опасных сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации составляет более 50%.
Какие решения предложены законопроектом?
В 2016 году вступила в действие новая редакция главы 2 Земельного кодекса, по новому определившая ряд положений в области охраны земель в Российской Федерации. При этом смежные законодательные акты, и, в первую очередь, Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон «О плодородии»), не были приведены в соответствие с принятыми изменениями.
В частности, Земельным кодексом проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения признано обязанностью землепользователей, а Федеральным законом «О плодородии», проведение таких мероприятий отнесено к правам землепользователей. Законопроект устраняет данное противоречие.
Далее следует отметить, что эффективное регулирование плодородия почв, достижение оптимальных показателей плодородиябез достоверной информации о текущем состоянии почв не представляется возможным.
В этой связи законопроект уточняет обязанности землепользователей в части обеспечения проведения периодических почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований земель сельскохозяйственного назначения.
Законопроектом предлагаются также взаимосвязанные изменения в Федеральный закон от 19 июля 1997 года №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части учета при применении пестицидов и агрохимикатов результатов оценки качества земель, состояния плодородия почв, определенного на основании проведенных почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Принятие законопроекта также будет способствовать повышению эффективности государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Так, проектируемыми изменениями устанавливается обязанность правообладателей земельных участков в установленном порядке представлять органам государственной власти информацию о результатах обследований земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также о проведенных мероприятиях по воспроизводству плодородия почв.
Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации, Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам, профильным Комитетом Совета Федерации и 75-ю органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Более того, в рамках обсуждения законопроекта была выработана единая позиция о необходимости дополнения его нормами, которые еще больше укрепят систему государственного управления почвенными ресурсами. Эта большая работа будет проведена в рамках подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении в период осенней сессии 2019 года.
Источник
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.12.2021)
25 октября 2001 года N 136-ФЗ
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2001 года
10 октября 2001 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 03.10.2004 N 123-ФЗ, от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ,
от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.07.2005 N 111-ФЗ,
от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 17.04.2006 N 53-ФЗ,
от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 30.06.2006 N 92-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ,
от 27.07.2006 N 154-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ,
от 04.12.2006 N 204-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 260-ФЗ,
от 29.12.2006 N 261-ФЗ, от 28.02.2007 N 21-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ,
от 19.06.2007 N 102-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ,
от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ,
от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ,
от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ,
от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 27.12.2009 N 343-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ,
от 22.07.2010 N 167-ФЗ, от 29.12.2010 N 435-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ,
от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 05.04.2011 N 56-ФЗ, от 14.06.2011 N 138-ФЗ,
от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 193-ФЗ, от 18.07.2011 N 214-ФЗ,
от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 18.07.2011 N 219-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,
от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 21.07.2011 N 257-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ,
от 30.11.2011 N 349-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ,
от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 08.12.2011 N 423-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ,
от 12.12.2011 N 425-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,
от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 04.03.2013 N 21-ФЗ,
от 05.04.2013 N 55-ФЗ, от 07.06.2013 N 123-ФЗ, от 02.07.2013 N 148-ФЗ,
от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 247-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,
от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 28.12.2013 N 411-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ,
от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 224-ФЗ,
от 21.07.2014 N 234-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ,
от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 29.12.2014 N 487-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ,
от 08.03.2015 N 48-ФЗ, от 20.04.2015 N 102-ФЗ, от 29.06.2015 N 206-ФЗ,
от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ,
от 13.07.2015 N 252-ФЗ, от 05.10.2015 N 277-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ,
от 30.12.2015 N 431-ФЗ, от 30.12.2015 N 460-ФЗ, от 01.05.2016 N 119-ФЗ,
от 23.05.2016 N 149-ФЗ, от 23.06.2016 N 206-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ,
от 03.07.2016 N 334-ФЗ, от 03.07.2016 N 335-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ,
от 03.07.2016 N 349-ФЗ, от 03.07.2016 N 354-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ,
от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 01.07.2017 N 141-ФЗ,
от 01.07.2017 N 143-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ,
от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ,
от 31.12.2017 N 507-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 29.06.2018 N 171-ФЗ,
от 01.07.2018 N 175-ФЗ, от 03.07.2018 N 185-ФЗ, от 19.07.2018 N 212-ФЗ,
от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ,
от 18.12.2018 N 471-ФЗ, от 25.12.2018 N 485-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ,
от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 27.12.2019 N 477-ФЗ, от 27.12.2019 N 502-ФЗ,
от 18.03.2020 N 66-ФЗ, от 13.07.2020 N 194-ФЗ, от 13.07.2020 N 202-ФЗ,
от 31.07.2020 N 269-ФЗ, от 15.10.2020 N 318-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ,
от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 30.12.2020 N 505-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ,
от 20.04.2021 N 92-ФЗ, от 30.04.2021 N 113-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ,
от 11.06.2021 N 163-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 11.06.2021 N 209-ФЗ,
от 28.06.2021 N 226-ФЗ, от 01.07.2021 N 273-ФЗ, от 01.07.2021 N 276-ФЗ,
от 02.07.2021 N 302-ФЗ, от 06.12.2021 N 408-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
Источник
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Документ является поправкой к
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 15 июня 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года
Статья 1
В пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; 2017, N 27, ст. 3940; 2019, N 52, ст. 7795) слова «а также зданиями» заменить словом «зданиями», дополнить словами «, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности».
Статья 2
Абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2005, N 30, ст. 3098; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 27, ст. 4287; 2018, N 1, ст. 31; 2021, N 15, ст. 2446) после слов «недвижимого имущества» дополнить словами «(за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности)».
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2006, N 50, ст. 5279; 2013, N 52, ст. 7011) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 6 после слов «земельный участок,» дополнить словами «жилой дом,»;
2) статью 11 дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:
«4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.
5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.».
Статья 4
Часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, N 10, ст. 1437; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; 2019, N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064) после слов «населенного пункта,» дополнить словами «для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности,».
Статья 5
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.
Президент Российской Федерации В. Путин
Источник