А. В. Кольцов «Урожай» (Анализ стихотворения, стиха)
С эпохи «крестьянских» поэтов начался в русской литературе активный процесс поиска способов отображения народной жизни, приемов создания крестьянских характеров. Одним из таких поэтов был
А. В. Кольцов. Он на иных (нежели Лермонтов, например) художественных основаниях стал отображать народную жизнь. Эти основания тезисно представим так: поэтизация земледельческого труда; народно-песенный взгляд на беды и радости простого человека; простота и незатейливость сюжетов.
Крестьянский быт в творчестве А. В. Кольцова стал предметом художественного изображения, но это всегда — именно поэзия крестьянского быта, в песенных ритмах, в гармонии с природой; поэтическое сочувствие крестьянину в горестной судьбе его.
Стихотворение «Урожай» — поэтическая зарисовка годового трудового цикла крестьян-земледельцев — в общем, так, как это бывает всегда. Не с точки зрения конкретного реального крестьянина, а с точки зрения давно сложившихся в фольклоре народно-поэтических представлений. Мелодика стихотворения отображает народно-поэтический песенный ритм; на лексическом уровне также очень много фольклорного:
— традиционные эпитеты «туча черная», «ветры буйные», «свет белый»,
— синонимические сочетания «гром-буря», «огонь-молния», «дуга-радуга»;
— олицетворение «Рожь…Дню веселому улыбается»; олицетворение через сравнение «Как князья, скирды Широко сидят, Подняв головы», «Туча черная… Понахмурилась, Что задумалась»;
— сочетание «земная грудь» воспринимается как производное от народного выражения «земля-матушка».
На синтаксическом уровне:
— повторы «Нагустил его В тучу черную; Туча черная понахмурилась, Понахмурилась, Что задумалась»;
— синтаксический параллелизм конструкций «Разгорелся день… Подобрал туман», «Да кривой сохой Перепахивать, Бороны зубьем Порасчесывать»;
— градация «Ополчилася И расширилась, И ударила, И пролилася», «Плывет, лоснится, Золотой волной Разбегается»;
— троекратное повторение события, действия: «Дума первая…, А вторая их Была думушка, Третью думушку…».
Народно-поэтическими средствами поэт воспроизводит благословенный труд крестьянства, осуществляющийся в гармонии с природными ритмами и с помощью и милостью Божией.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Анализ стихотворения «Урожай» Алексея Кольцова
Творчество А. Кольцова произрастает из русской народной поэзии. Хорошо знавший крестьянский мир, поэт сумел соединить фольклорные традиции и темы с авторской палитрой средств художественной выразительности. Среди лучших образцов его поэзии — произведение в духе реализма «Урожай».
Стихотворение написано в 1835 году. Поэту 26 лет, вышла первая книга его стихов, о которой одобрительно отозвался А. Пушкин. Спустя год «Урожай» появился на страницах пушкинского журнала «Современник». Впрочем, жить поэту оставалось всего 7 лет.
«Урожай» состоит из 27 строф, его размер — пятисложник (пентон) с ударением на 3 слоге. Он написан белым стихом, без рифм, что типично для народной песни, отсюда и жанр — лирическая песня, в которой ощущается былинность.
А. Кольцов видит в крестьянине не просто угнетенного бедняка, смотрит на него не как барин, напротив, знаком и самому ему нелегкий труд перегонщика и торговца скотом, которым он и занимался всю жизнь, помогая отцу, любима и воронежская природа.
Лирический герой, в котором угадывается сам поэт, смотрит на все глазами земледельца. Стихотворение состоит из 2 частей. Начинается оно со сменяющихся картин природы (заря, туман, день, гроза), заканчивается картиной мирного труда землепашцев и сбором урожая.
Эпитеты фольклорны: туча черная, ветры буйные, света белого, заветные думы. Широко используется олицетворение: земля (лицу земли, земную грудь), туча (понахмурилась, ополчилася), скирды сидят, видит солнышко, темя гор, слезой крупною (о дожде).
Слова и выражения разговорной речи передают эмоции автора, тому же способствует глагольность его стихов (именно она придает динамизм строфе с описанием грозы). Он также прибегает к повторам и тавтологии: пролилась проливным, пахать, перепахивать. Повторяются и предлоги: на земную, на широкую, на поля. И союзы: и расширилась, и ударила, и пролилася. Интересны народные формы слов: громом-бурею, огнем-молнией, дугой-радугой. Смена ударений ради сохранения ритмичности строк: «лоснится», «закрома», «людям».
Есть и уменьшительные суффиксы: солнышко, думушка, дружкою. Числительные — как в сказках: три думы. И третья — прошение к Богу о благословении трудов. Пахарь молится, затепляет свечу пред иконою Божией Матери, знаменуя неразрывную таинственную связь Бога и человека.
Последователями литературной традиции А. Кольцова можно назвать А. Фета, Н. Некрасова и даже А. Твардовского. Больше ста композиторов трудились над переложением его стихов на музыку. При жизни он заслужил признание В. Жуковского и В. Белинского, опубликовал свое хрестоматийное произведение «Урожай» в журнале, издаваемом А. Пушкиным.
Источник
Алексей Кольцов — Осень: Стих
Настала осень; непогоды
Несутся в тучах от морей;
Угрюмеет лицо природы,
Не весел вид нагих полей;
Леса оделись синей тьмою,
Туман гуляет над землею
И омрачает свет очей.
Все умирает, охладело;
Пространство дали почернело;
Нахмурил брови белый день;
Дожди бессменные полились;
К людям в соседки поселились
Тоска и сон, хандра и лень.
Так точно немочь старца скучна;
Так точно тоже для меня
Всегда водяна и докучна
Глупца пустая болтовня.
Анализ стихотворения «Осень» Кольцова
Миниатюра «Осень» — зеркало настроения Алексея Васильевича Кольцова, хандры, вызванной «скучными звуками земли».
Стихотворение датируется ноябрем 1828 года. В эту пору молодой поэт едва начал публиковать свои стихи, прилежно занимается самообразованием, пытаясь восполнить недостаток систематического образования, интересуется философскими системами. Между тем, ему приходится вести торговые дела отца, который неодобрительно смотрел на литературные занятия сына. Жанр – пейзажная лирика, размер – ямбические стихи с перекрестной и сложной рифмовкой, строфы отсутствуют. Рифмы открытые, закрытые. Интонация и форма, непринужденность зарисовки почти пушкинские. Стихотворение похоже на экспромт, импровизацию на тему и обнаруживает уровень мастерства, которого в короткое время сумел достичь поэт. Итак, начинается описание с инверсии: настала осень. «Непогоды»: современному уху это слово привычней в единственном числе. И вновь инверсия с олицетворением: угрюмеет лицо. Эпитет: нагих полей. Метафора: оделись тьмою. Землю окутал сырой туман, создающий удушливое, томное настроение. Большой каскад перечислительных градаций. «Свет очей»: устаревшее слово (глаза). Природа похожа на холодеющий труп, дыхание отлетает от ее бескровных уст. Фразеологический оборот сталкивается с одушевлением: белый день нахмурил. Аллитерация безысходности нарастает. Чувствуется, что поэт намеренно создает монотонное повествование, властно захватывающее впечатлительного читателя. «Бессменные полились»: звукопись, передающая бесконечность холодных дождей. «В соседки»: целая дурная компания, лишающая жизнь всякой осмысленности и радости, селится поближе к человеческому жилью, чтобы благополучно перезимовать (тоска, сон, хандра, лень). Дальше идет сравнение окружающего мира с «немочью старца». Такие сравнения особенно хорошо делать в молодости. Символом скуки становится старческое брюзжанье и бессилие. Анафоры усиливают уныние строк (так точно). Стихи глагольны, хотя это и не создает особого динамизма в них. В финале поэт сообщает, что такое состояние для него лично сравнимо еще и с «болтовней глупца». Живого слова не услышишь от людей, которые сжились со сном и ленью. Заключительные строки несколько разбавляют мрачный пафос всего стихотворения.
Предзимье в природе и душе стало темой произведения А. Кольцова «Осень».
Источник
Алексей Кольцов — Урожай: Стих
Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;
Разгорелся день
Огнем солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор;
Нагустил его
В тучу черную;
Туча черная
Понахмурилась,
Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…
Понесут ее
Ветры буйные
Во все стороны
Света белого.
Ополчается
Громом-бурею,
Огнем-молнией,
Дугой-радугой;
Ополчилася
И расширилась,
И ударила,
И пролилася
Слезой крупною —
Проливным дождем
На земную грудь,
На широкую.
И с горы небес
Глядит солнышко,
Напилась воды
Земля досыта;
На поля, сады,
На зеленые
Люди сельские
Не насмотрятся.
Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою;
Заодно с весной
Пробуждаются
Их заветные
Думы мирные.
Дума первая:
Хлеб из закрома
Насыпать в мешки,
Убирать воза;
А вторая их
Была думушка:
Из села гужом
В пору выехать.
Третью думушку
Как задумали,—
Богу-господу
Помолилися.
Чем свет по полю
Все разъехались —
И пошли гулять
Друг за дружкою,
Горстью полною
Хлеб раскидывать;
И давай пахать
Землю плугами,
Да кривой сохой
Перепахивать,
Бороны зубьем
Порасчесывать.
Посмотрю пойду,
Полюбуюся,
Что послал господь
За труды людям:
Выше пояса
Рожь зернистая
Дремит колосом
Почти до земи,
Словно божий гость,
На все стороны
Дню веселому
Улыбается.
Ветерок по ней
Плывет, лоснится,
Золотой волной
Разбегается.
Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.
В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.
Видит солнышко —
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей матери.
Анализ стихотворения «Урожай» Кольцова
Творчество А. Кольцова произрастает из русской народной поэзии. Хорошо знавший крестьянский мир, поэт сумел соединить фольклорные традиции и темы с авторской палитрой средств художественной выразительности. Среди лучших образцов его поэзии — произведение в духе реализма «Урожай».
Стихотворение написано в 1835 году. Поэту 26 лет, вышла первая книга его стихов, о которой одобрительно отозвался А. Пушкин. Спустя год «Урожай» появился на страницах пушкинского журнала «Современник». Впрочем, жить поэту оставалось всего 7 лет.
«Урожай» состоит из 27 строф, его размер — пятисложник (пентон) с ударением на 3 слоге. Он написан белым стихом, без рифм, что типично для народной песни, отсюда и жанр — лирическая песня, в которой ощущается былинность.
А. Кольцов видит в крестьянине не просто угнетенного бедняка, смотрит на него не как барин, напротив, знаком и самому ему нелегкий труд перегонщика и торговца скотом, которым он и занимался всю жизнь, помогая отцу, любима и воронежская природа.
Лирический герой, в котором угадывается сам поэт, смотрит на все глазами земледельца. Стихотворение состоит из 2 частей. Начинается оно со сменяющихся картин природы (заря, туман, день, гроза), заканчивается картиной мирного труда землепашцев и сбором урожая.
Эпитеты фольклорны: туча черная, ветры буйные, света белого, заветные думы. Широко используется олицетворение: земля (лицу земли, земную грудь), туча (понахмурилась, ополчилася), скирды сидят, видит солнышко, темя гор, слезой крупною (о дожде).
Слова и выражения разговорной речи передают эмоции автора, тому же способствует глагольность его стихов (именно она придает динамизм строфе с описанием грозы). Он также прибегает к повторам и тавтологии: пролилась проливным, пахать, перепахивать. Повторяются и предлоги: на земную, на широкую, на поля. И союзы: и расширилась, и ударила, и пролилася. Интересны народные формы слов: громом-бурею, огнем-молнией, дугой-радугой. Смена ударений ради сохранения ритмичности строк: «лоснится», «закрома», «людям».
Есть и уменьшительные суффиксы: солнышко, думушка, дружкою. Числительные — как в сказках: три думы. И третья — прошение к Богу о благословении трудов. Пахарь молится, затепляет свечу пред иконою Божией Матери, знаменуя неразрывную таинственную связь Бога и человека.
Последователями литературной традиции А. Кольцова можно назвать А. Фета, Н. Некрасова и даже А. Твардовского. Больше ста композиторов трудились над переложением его стихов на музыку. При жизни он заслужил признание В. Жуковского и В. Белинского, опубликовал свое хрестоматийное произведение «Урожай» в журнале, издаваемом А. Пушкиным.
Источник
Алексей Кольцов — Урожай: Стих
Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;
Разгорелся день
Огнем солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор;
Нагустил его
В тучу черную;
Туча черная
Понахмурилась,
Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…
Понесут ее
Ветры буйные
Во все стороны
Света белого.
Ополчается
Громом-бурею,
Огнем-молнией,
Дугой-радугой;
Ополчилася
И расширилась,
И ударила,
И пролилася
Слезой крупною —
Проливным дождем
На земную грудь,
На широкую.
И с горы небес
Глядит солнышко,
Напилась воды
Земля досыта;
На поля, сады,
На зеленые
Люди сельские
Не насмотрятся.
Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою;
Заодно с весной
Пробуждаются
Их заветные
Думы мирные.
Дума первая:
Хлеб из закрома
Насыпать в мешки,
Убирать воза;
А вторая их
Была думушка:
Из села гужом
В пору выехать.
Третью думушку
Как задумали,—
Богу-господу
Помолилися.
Чем свет по полю
Все разъехались —
И пошли гулять
Друг за дружкою,
Горстью полною
Хлеб раскидывать;
И давай пахать
Землю плугами,
Да кривой сохой
Перепахивать,
Бороны зубьем
Порасчесывать.
Посмотрю пойду,
Полюбуюся,
Что послал господь
За труды людям:
Выше пояса
Рожь зернистая
Дремит колосом
Почти до земи,
Словно божий гость,
На все стороны
Дню веселому
Улыбается.
Ветерок по ней
Плывет, лоснится,
Золотой волной
Разбегается.
Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.
В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.
Видит солнышко —
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей матери.
Анализ стихотворения «Урожай» Кольцова
Творчество А. Кольцова произрастает из русской народной поэзии. Хорошо знавший крестьянский мир, поэт сумел соединить фольклорные традиции и темы с авторской палитрой средств художественной выразительности. Среди лучших образцов его поэзии — произведение в духе реализма «Урожай».
Стихотворение написано в 1835 году. Поэту 26 лет, вышла первая книга его стихов, о которой одобрительно отозвался А. Пушкин. Спустя год «Урожай» появился на страницах пушкинского журнала «Современник». Впрочем, жить поэту оставалось всего 7 лет.
«Урожай» состоит из 27 строф, его размер — пятисложник (пентон) с ударением на 3 слоге. Он написан белым стихом, без рифм, что типично для народной песни, отсюда и жанр — лирическая песня, в которой ощущается былинность.
А. Кольцов видит в крестьянине не просто угнетенного бедняка, смотрит на него не как барин, напротив, знаком и самому ему нелегкий труд перегонщика и торговца скотом, которым он и занимался всю жизнь, помогая отцу, любима и воронежская природа.
Лирический герой, в котором угадывается сам поэт, смотрит на все глазами земледельца. Стихотворение состоит из 2 частей. Начинается оно со сменяющихся картин природы (заря, туман, день, гроза), заканчивается картиной мирного труда землепашцев и сбором урожая.
Эпитеты фольклорны: туча черная, ветры буйные, света белого, заветные думы. Широко используется олицетворение: земля (лицу земли, земную грудь), туча (понахмурилась, ополчилася), скирды сидят, видит солнышко, темя гор, слезой крупною (о дожде).
Слова и выражения разговорной речи передают эмоции автора, тому же способствует глагольность его стихов (именно она придает динамизм строфе с описанием грозы). Он также прибегает к повторам и тавтологии: пролилась проливным, пахать, перепахивать. Повторяются и предлоги: на земную, на широкую, на поля. И союзы: и расширилась, и ударила, и пролилася. Интересны народные формы слов: громом-бурею, огнем-молнией, дугой-радугой. Смена ударений ради сохранения ритмичности строк: «лоснится», «закрома», «людям».
Есть и уменьшительные суффиксы: солнышко, думушка, дружкою. Числительные — как в сказках: три думы. И третья — прошение к Богу о благословении трудов. Пахарь молится, затепляет свечу пред иконою Божией Матери, знаменуя неразрывную таинственную связь Бога и человека.
Последователями литературной традиции А. Кольцова можно назвать А. Фета, Н. Некрасова и даже А. Твардовского. Больше ста композиторов трудились над переложением его стихов на музыку. При жизни он заслужил признание В. Жуковского и В. Белинского, опубликовал свое хрестоматийное произведение «Урожай» в журнале, издаваемом А. Пушкиным.
Источник