Меню

Кольцов урожай анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Урожай» Алексея Кольцова

Творчество А. Кольцова произрастает из русской народной поэзии. Хорошо знавший крестьянский мир, поэт сумел соединить фольклорные традиции и темы с авторской палитрой средств художественной выразительности. Среди лучших образцов его поэзии — произведение в духе реализма «Урожай».

Стихотворение написано в 1835 году. Поэту 26 лет, вышла первая книга его стихов, о которой одобрительно отозвался А. Пушкин. Спустя год «Урожай» появился на страницах пушкинского журнала «Современник». Впрочем, жить поэту оставалось всего 7 лет.

«Урожай» состоит из 27 строф, его размер — пятисложник (пентон) с ударением на 3 слоге. Он написан белым стихом, без рифм, что типично для народной песни, отсюда и жанр — лирическая песня, в которой ощущается былинность.

А. Кольцов видит в крестьянине не просто угнетенного бедняка, смотрит на него не как барин, напротив, знаком и самому ему нелегкий труд перегонщика и торговца скотом, которым он и занимался всю жизнь, помогая отцу, любима и воронежская природа.

Лирический герой, в котором угадывается сам поэт, смотрит на все глазами земледельца. Стихотворение состоит из 2 частей. Начинается оно со сменяющихся картин природы (заря, туман, день, гроза), заканчивается картиной мирного труда землепашцев и сбором урожая.

Эпитеты фольклорны: туча черная, ветры буйные, света белого, заветные думы. Широко используется олицетворение: земля (лицу земли, земную грудь), туча (понахмурилась, ополчилася), скирды сидят, видит солнышко, темя гор, слезой крупною (о дожде).

Слова и выражения разговорной речи передают эмоции автора, тому же способствует глагольность его стихов (именно она придает динамизм строфе с описанием грозы). Он также прибегает к повторам и тавтологии: пролилась проливным, пахать, перепахивать. Повторяются и предлоги: на земную, на широкую, на поля. И союзы: и расширилась, и ударила, и пролилася. Интересны народные формы слов: громом-бурею, огнем-молнией, дугой-радугой. Смена ударений ради сохранения ритмичности строк: «лоснится», «закрома», «людям».

Есть и уменьшительные суффиксы: солнышко, думушка, дружкою. Числительные — как в сказках: три думы. И третья — прошение к Богу о благословении трудов. Пахарь молится, затепляет свечу пред иконою Божией Матери, знаменуя неразрывную таинственную связь Бога и человека.

Последователями литературной традиции А. Кольцова можно назвать А. Фета, Н. Некрасова и даже А. Твардовского. Больше ста композиторов трудились над переложением его стихов на музыку. При жизни он заслужил признание В. Жуковского и В. Белинского, опубликовал свое хрестоматийное произведение «Урожай» в журнале, издаваемом А. Пушкиным.

Источник

А. В. Кольцов «Урожай» (Анализ стихотворения, стиха)

С эпохи «крестьянских» поэтов начался в русской литературе активный процесс поиска способов отображения народной жизни, приемов создания крестьянских характеров. Одним из таких поэтов был

А. В. Кольцов. Он на иных (нежели Лермонтов, например) художественных основаниях стал отображать народную жизнь. Эти основания тезисно представим так: поэтизация земледельческого труда; народно-песенный взгляд на беды и радости простого человека; простота и незатейливость сюжетов.

Крестьянский быт в творчестве А. В. Кольцова стал предметом художественного изображения, но это всегда — именно поэзия крестьянского быта, в песенных ритмах, в гармонии с природой; поэтическое сочувствие крестьянину в горестной судьбе его.

Стихотворение «Урожай» — поэтическая зарисовка годового трудового цикла крестьян-земледельцев — в общем, так, как это бывает всегда. Не с точки зрения конкретного реального крестьянина, а с точки зрения давно сложившихся в фольклоре народно-поэтических представлений. Мелодика стихотворения отображает народно-поэтический песенный ритм; на лексическом уровне также очень много фольклорного:

— традиционные эпитеты «туча черная», «ветры буйные», «свет белый»,

— синонимические сочетания «гром-буря», «огонь-молния», «дуга-радуга»;

— олицетворение «Рожь…Дню веселому улыбается»; олицетворение через сравнение «Как князья, скирды Широко сидят, Подняв головы», «Туча черная… Понахмурилась, Что задумалась»;

— сочетание «земная грудь» воспринимается как производное от народного выражения «земля-матушка».

На синтаксическом уровне:

— повторы «Нагустил его В тучу черную; Туча черная понахмурилась, Понахмурилась, Что задумалась»;

— синтаксический параллелизм конструкций «Разгорелся день… Подобрал туман», «Да кривой сохой Перепахивать, Бороны зубьем Порасчесывать»;

— градация «Ополчилася И расширилась, И ударила, И пролилася», «Плывет, лоснится, Золотой волной Разбегается»;

— троекратное повторение события, действия: «Дума первая…, А вторая их Была думушка, Третью думушку…».

Народно-поэтическими средствами поэт воспроизводит благословенный труд крестьянства, осуществляющийся в гармонии с природными ритмами и с помощью и милостью Божией.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Алексей Кольцов — Урожай: Стих

Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;

Читайте также:  Жидкое удобрение для дачи

Разгорелся день
Огнем солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор;

Нагустил его
В тучу черную;
Туча черная
Понахмурилась,

Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…

Понесут ее
Ветры буйные
Во все стороны
Света белого.

Ополчается
Громом-бурею,
Огнем-молнией,
Дугой-радугой;

Ополчилася
И расширилась,
И ударила,
И пролилася

Слезой крупною —
Проливным дождем
На земную грудь,
На широкую.

И с горы небес
Глядит солнышко,
Напилась воды
Земля досыта;

На поля, сады,
На зеленые
Люди сельские
Не насмотрятся.

Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою;

Заодно с весной
Пробуждаются
Их заветные
Думы мирные.

Дума первая:
Хлеб из закрома
Насыпать в мешки,
Убирать воза;

А вторая их
Была думушка:
Из села гужом
В пору выехать.

Третью думушку
Как задумали,—
Богу-господу
Помолилися.

Чем свет по полю
Все разъехались —
И пошли гулять
Друг за дружкою,

Горстью полною
Хлеб раскидывать;
И давай пахать
Землю плугами,

Да кривой сохой
Перепахивать,
Бороны зубьем
Порасчесывать.

Посмотрю пойду,
Полюбуюся,
Что послал господь
За труды людям:

Выше пояса
Рожь зернистая
Дремит колосом
Почти до земи,

Словно божий гость,
На все стороны
Дню веселому
Улыбается.

Ветерок по ней
Плывет, лоснится,
Золотой волной
Разбегается.

Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.

В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.

На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.

Видит солнышко —
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;

Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей матери.

Анализ стихотворения «Урожай» Кольцова

Творчество А. Кольцова произрастает из русской народной поэзии. Хорошо знавший крестьянский мир, поэт сумел соединить фольклорные традиции и темы с авторской палитрой средств художественной выразительности. Среди лучших образцов его поэзии — произведение в духе реализма «Урожай».

Стихотворение написано в 1835 году. Поэту 26 лет, вышла первая книга его стихов, о которой одобрительно отозвался А. Пушкин. Спустя год «Урожай» появился на страницах пушкинского журнала «Современник». Впрочем, жить поэту оставалось всего 7 лет.

«Урожай» состоит из 27 строф, его размер — пятисложник (пентон) с ударением на 3 слоге. Он написан белым стихом, без рифм, что типично для народной песни, отсюда и жанр — лирическая песня, в которой ощущается былинность.

А. Кольцов видит в крестьянине не просто угнетенного бедняка, смотрит на него не как барин, напротив, знаком и самому ему нелегкий труд перегонщика и торговца скотом, которым он и занимался всю жизнь, помогая отцу, любима и воронежская природа.

Лирический герой, в котором угадывается сам поэт, смотрит на все глазами земледельца. Стихотворение состоит из 2 частей. Начинается оно со сменяющихся картин природы (заря, туман, день, гроза), заканчивается картиной мирного труда землепашцев и сбором урожая.

Эпитеты фольклорны: туча черная, ветры буйные, света белого, заветные думы. Широко используется олицетворение: земля (лицу земли, земную грудь), туча (понахмурилась, ополчилася), скирды сидят, видит солнышко, темя гор, слезой крупною (о дожде).

Слова и выражения разговорной речи передают эмоции автора, тому же способствует глагольность его стихов (именно она придает динамизм строфе с описанием грозы). Он также прибегает к повторам и тавтологии: пролилась проливным, пахать, перепахивать. Повторяются и предлоги: на земную, на широкую, на поля. И союзы: и расширилась, и ударила, и пролилася. Интересны народные формы слов: громом-бурею, огнем-молнией, дугой-радугой. Смена ударений ради сохранения ритмичности строк: «лоснится», «закрома», «людям».

Есть и уменьшительные суффиксы: солнышко, думушка, дружкою. Числительные — как в сказках: три думы. И третья — прошение к Богу о благословении трудов. Пахарь молится, затепляет свечу пред иконою Божией Матери, знаменуя неразрывную таинственную связь Бога и человека.

Последователями литературной традиции А. Кольцова можно назвать А. Фета, Н. Некрасова и даже А. Твардовского. Больше ста композиторов трудились над переложением его стихов на музыку. При жизни он заслужил признание В. Жуковского и В. Белинского, опубликовал свое хрестоматийное произведение «Урожай» в журнале, издаваемом А. Пушкиным.

Источник

Кольцов урожай анализ стихотворения

Слово учителя об А.В. Кольцове

Сначала мы поговорим о творчестве Алексея Васильевича Кольцова. Его стихов мы не читали ни в первом, ни во втором классе. А потом остановимся подробнее на стихотворении «Урожай».

Кольцов жил в первой половине девятнадцатого века и был современником Жуковского и Пушкина. Они знали и ценили творчество Кольцова. Так, как писал Кольцов, в то время никто не писал. Его стихи похожи на русские народные песни. Их поэт часто слышал в деревнях, где бывал в детстве со своим отцом, — тот закупал скот для торговли. К такой торговле он готовил и сына. Образование мальчика мало заботило его, поэтому он позволил ему учиться всего два года. Алексей стремился к знаниям, поэтому много читал. Особенно увлекался поэзией. Спрятавшись от людей, он читал стихи разных поэтов.

Читайте также:  Тяжелая почва отличается от легкой

В шестнадцать лет Кольцов написал свои первые стихи, напевные, как русская песня. Я прочитаю стихотворение Кольцова «Молодая жница», очень напоминающее народную песню:

Грустно на поле,

На грудь клонится,

Грустно на поле,

После Кольцова и другие поэты стали писать стихи в духе народной песни. Но первым это сделал именно он. Кольцов писал о деревне, о крестьянах и их труде. Когда читаешь стихотворение «Песня пахаря», кажется, что слышишь голос самого крестьянина:

Ну! тащися, сивка,

Пашенку мы рано

С сивкою распашем,

В другом стихотворении поэт обращается к нерадивому хозяину:

Что ты спишь, мужичок?

Ведь весна на дворе;

Ведь соседи твои

Встань, проснись, подымись,

На себя погляди:

Что ты был? и что стал?

И что есть у тебя?

На гумне — ни снопа;

В закромах — ни зерна;

На дворе, по траве —

Хоть шаром покати.

Стихотворения Кольцова были известны и читаемы в девятнадцатом веке, их учили наизусть в сельских школах. Неудивительно, что они включены в программу современной начальной школы.

Анализ стихотворения А.В. Кольцова «Урожай»

В стихах Кольцова ощутимо звучит мелодия русских народных песен. Белинский говорил, что даже «Пушкин не мог бы написать ни одной песни вроде Кольцова, потому что Кольцов один безраздельно владел тайною этой песни».

В стихотворении «Урожай», и вообще в творчестве Кольцова выразилась могучая, раскованная и в то же самое время сдержанная в своей силе музыка русской речи, степной ее разлив, вольный ее распев. Стихотворение написано народным стихом. Ритм создается благодаря одному главному ударению в строке:

Но если соединить строки попарно, то ударные слоги будут располагаться так, как в былине:

Красным полымем заря вспыхнула;

По лицу земли туман стелется.

Разгорелся день огнем солнечным,

Подобрал туман выше темя гор.

Первое ударение в каждой строке падает на третий слог от начала, последнее — на третий слог от конца, а третье располагается свободно.

Стихотворение начинается с описания сменяющих друг друга картин природы: зари, тумана, дня, грозы, радуги, неба и земли после дождя. Поэт изображает круговорот воды в природе: испарение воды — туман, образование облаков и туч, проливной дождь.

Туча захотела вернуться обратно на родину, где стелилась она туманом по лицу земли, пролиться на нее, чтобы совершить полный круговорот воды. Ветер мог разнести тучу, и тогда бы вода пролилась не на родную землю.

Туча опасается, что:

Понесут ее Ветры буйные

Во все стороны Света белого.

Суровая туча сделала по-своему:

На земную грудь

Благодаря использованию глаголов-метафор (вспыхнула, стелется, разгорелся, подобрал, нагустил, понахмурилась, понесут, ополчилася, расширилась, ударила, пролилася) вся эта строфа полна движения, динамики, жизни. Здесь и кульминация, и развязка первой части стихотворения.

Обращает на себя внимание многоцветье: красное пламя зари сменяется огнем солнечным. И на какое-то время все меркнет под черной тучей, а после дождя ярче зелень садов и полей:

Поэт явно отдает предпочтение постоянным эпитетам, обычным в фольклоре. Эпитеты так же, как в народных песнях и былинах, стоят после определяемого слова: туча черная, ветры буйные, света белого, думы мирные. Такая инверсия помогает сохранять былинный ритм стихотворения. Этому же способствуют подхваты (повторения в захват):

Помогает удерживать ритм и фольклорное повторение предлогов: НА земную грудь НА широкую, НА поля, сады НА зеленые.

Сами звуки родного языка приходят на помощь поэту. Мягко звучат слова со слогами ЛИ— ЛИ— ЛЕ в строках:

И будто ощущаешь себя стоящим в тумане.

Звук У помогает представить, как хмурится суровая туча и воет протяжный ветер:

Вторая часть стихотворения рассказывает о труде крестьянина. Поэт опоэтизировал труд земледельца. Вместо слова работать он пишет пошли гулять, потому что эти слова передают радость труда.

С приходом весны у крестьянина появляются три заветные думы: первая — достать семенной хлеб и насыпать его в мешки, вторая — посеять хлеб в лучшие сроки и для этого «из села гужом впору выехать», третья — о благословении Бога на работу. Именно строки о третьей думе крестьянина отсутствуют в «Родной речи», а потому нарушается закон троичности. Это, конечно, неправильно. Я прочту вам пропущенные строки:

Читайте также:  Обогащение почвы дождевыми червями

Что послал Господь

С пропуском этой строфы исчезает лирический герой, в котором угадывается сам поэт. Он счастлив за крестьян, а потому скрып груженых возов сравнивает с музыкой, а скирды, в которые сложены необмолоченные снопы ржи, — с князьями — так много в них снопов, так высоки они и широко сидят, подняв головы. Закончилась жатва, крестьяне выполнили, что задумали:

И эти строки пропущены в учебнике «Родная речь».

Снова наступит весна, и опять появятся у крестьянина те же думы. И только Бог ему помощник, на него он и надеется.

К.И. Чуковский утверждал, что «детское и народное— синонимы». Народная поэтическая традиция, мастерство поэта делают стихотворение «Урожай» интересным современным детям.

Вопросы и задания для детей по стихотворению А.В. Кольцова «Урожай»

  • Есть ли рифма в стихотворении? Приведите примеры.

Дети приходят к выводу, что рифмы нет.

  • Можно ли сказать, что стихотворение звучит напевно, как песня? Не может звучать напевно текст, в котором нет ритма. Ритм этого стихотворения создается за счет равного количества ударений в каждой строке. Сначала попробуем определить, сколько главных ударений в каждой строке:

* Родная речь: Учебник для учащихся начальной школы: В 3 кн. /Сост.: М.В. Голованова, В.Г, Горецкий, Л.Ф. Климанова. — М.: Просвещение, 1994. — Кн. Ш. Ч. 1.

В каждой строке одно главное ударение.

А теперь соединим строчки попарно:

Красным полымем заря вспыхнула,

По лицу земли туман стелется.

  • На какой слог от начала падает ударение?
  • На какой слог от конца падает ударение?

Третье ударение падает в первой строке на слово «заря», во второй строке — на слово «туман».

Таким образом, в каждой строчке три ударения.

  • Знаете ли вы произведения народного творчества, в которых первое ударение падает на третий слог от начала строки, последнее ударение — на третий слог от конца строки, а третье располагается свободно? (Такой же ритм в былинах. Значит, стихотворение Кольцова написано былинным стихом.)

Это стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть — о природе (с. 156), вторая — о труде крестьян и урожае (с. 157).

Работа над первой частью

  • Какое время года изображает поэт в первой части? Как можно об этом догадаться?
  • Какое время суток изображается в первой строфе? (Утро. Утром часто по земле стелется туман.)
  • А куда девается туман днем? Прочитайте строки, в которых говорится о том, как испаряется туман.
  • Как вы понимаете слова «темя гор»? Где темя у человека?
  • Значит, темя горы — это ее вершина. Туман поднялся выше горных вершин.
  • Что произошло там с туманом? (Он превратился в тучу.)

Тучу поэт описывает как живое существо.

  • Как называется такой прием? (Олицетворение.)

Прочитайте строки, в которых рассказывается о туче как живом существе, со слов туча черная понахмурилась.

  • Почему хмурится туча? Чего она боится? (Что ветры буйные унесут ее далеко от родины.)
  • Где родина тучи? (Там, где она стелилась туманом по земле.)
  • Что сделала туча, чтобы вернуться на свою родину? (Пролилась на нее проливным дождем.)
  • Как называется природное явление, которое поэт изобразил в своем стихотворении? (Круговорот воды в природе.)
  • Какая часть речи помогает поэту передать стремительность действий тучи? (Глаголы.)
  • Кто помнит, как называется прием народной поэзии, когда последнее слово строки повторяется в начале следующей строки? (Подхват, или повторение в захват.)

Найдите в начале стихотворения четверостишия, в которых Кольцов использует подхват.

Найдите в стихотворении постоянные эпитеты, характерные для фольклора. (Туча черная, ветры буйные, свет белый, дуга-радуга.)

Найдите строки, в которых повторяются предлоги так же, как в былинах. (НА земную грудь НА широкую; НА поля, сады НА зеленые.)

Мы убедились, что поэт использует не только былинный ритм, но и приемы народной поэзии.

  • Почему это уместно в данном стихотворении? (Потому что оно о деревне, крестьянах и их труде.)
  • Мне хочется показать вам, что сами звуки родного языка приходят на помощь Кольцову, как любому хорошему поэту.

Учитель пишет на доске:

  • Что помогают представить мягкие сочетания звуков ЛИ, ЛЕ? (Как мягко и плавно стелется туман.)
  • А какие звуки создают картину хмурого неба?

Источник

Adblock
detector