А.Кольцов «Урожай»
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Урок литературного чтения по теме А.Кольцов «Урожай»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.kolcov_urozhay.docx | 14.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Алексей Васильевич Кольцов «Урожай»
Цель: Ознакомить учащихся с содержанием произведения, совершенствовать навык беглого и выразительного чтения, развивать речь учащихся и фантазию, воспитывать любовь к природе, повторить правила дорожного движения.
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Слогов и Слов в гости к волшебнице Грамоте. Путешествие будет трудным и опасным, поэтому в дороге нам должны помогать лучшие читатели и сочинители. Отправимся на автобусе: Вот автобус стоит уныло -не работает мотор, кепку сдвинул на затылок озабоченный шофёр.
-Давайте, ребята, поможем шофёру завести автобус. (чтение таблицы)
2.-Загудел мотор исправный, улыбается шофёр:
-Ну, садись, теперь по Горной прокачу во весь опор.
-Итак, нужно преодолеть горную извилистую дорогу
-Удачно преодолели горную дорогу. Но впереди на светофоре красный свет. Можно ехать?
3.Тогда прочитаем орфографическим чтением:
Правил дорожных на свете немало, все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья знать, как таблицу должны умноженья.
Красный свет – проезда нет. Жёлтый будь готов к пути, а зелёный свет- кати.
(все вместе, затем отдельно, кто выучил наизусть)
4.-Едем, смотрим в окно, любуемся природой. Какое время года сейчас?
-Назовите осенние месяцы. Какой месяц идёт сейчас?
-Какие стихи, пословицы, поговорки, загадки об осени вы знаете?
-По каким приметам мы узнаём, что наступила осень?
-Каким трудом занимаются люди осенью на огородах и на полях?
Вот мраморная арка ведёт в аллею парка. Идёт аллея до ворот, а у ворот автобус ждёт.
-Перед вами картина Левитана «Владимирка». Как вы думаете, какое время года изображено на этой картине? Почему?
Внимательно рассмотрите, какого цвета небо?
-Что вы можете сказать о дороге?
Вывод: Эта картина писалась по этюду, сделанному во Владимирской губернии близ станции Болдино. На ней изображена дорога, которая тянется от переднего плана в глубину, среди полей и перелесков теряется далеко в синих далях. Низкие и серые облака передают грусть наступающего серого дня.
6. –Мы едем, едем, едем в далёкие края, хорошие соседи, счастливые друзья
-Подъезжаем к переулку Сочиняйкиных. Рассмотрите на столах красные, жёлтые листья деревьев и составьте рассказ об осени, используя в нём слова:
жаркое лето, цветы завяли, трава пожухла, сухие листья, серые тучи, мелкий дождь.
— А какие стихи со словами «листок, цветок» сочинили сами?
-Продолжаем наше путешествие: В час, когда на небе синем утром солнышко встаёт, интересная машина выезжает из ворот.
-Подъезжаем к полю. Что собирают осенью с полей и огородов?
-Расскажите, кто видел, как убирают урожай на полях в нашем селе.
7.-Сегодня на уроке мы с вами будем работать над произведением А.В.Кольцова «Урожай». А.В. Кольцов-(1809-1842)-выдающийся русский поэт, родился в Воронеже, в семье торговца скотом. Однажды в Петербурге встречался с Пушкиным. Некоторые стихи Кольцова стали словами народных песен, а стихотворение «Урожай» впервые было напечатано в журнале «Современник»
8.Чтение стихотворения учителем.
-Чем понравилось стихотворение?
9.Чтение стихотворения про себя с заданием: найти непонятные слова.
Полымя закрома гужом темя
-Назовите имя, отчество, фамилию произведения.
-Что в этом стихотворении вам показалось удивительным? Скажите, какого оно цвета? Почему?
-Прочитайте, как меняются краски в описании картины зари.
-Прочитайте описание дня.
-Прочитайте описание тучи и грозы.
-Как выглядит земля под дождём?
-Какие эпитеты вам встретились в стихотворении? С чем сравнивает поэт землю?
-Как поэт описывает рожь?
-Прочитайте стихотворение ещё раз и подумайте, почему оно называется «Урожай»?
-Обычно в конце стихотворных строк находятся слова- рифмы, например, в стихотворении Пушкина это слова: туманы – поляны, родное- удалое. Такие слова придают музыкальность стихотворению. Вы тоже, когда дома сочиняли стихи, использовали слова-рифмы.
-А есть ли такие слова в стихотворении «Урожай»?
-Тем не менее стихотворения Кольцова очень музыкальны. Известные композиторы Доргомыжский, Бородин, Римский-Корсаков сочиняли к ним музыку.
-Прочитайте стихотворение ещё раз шёпотом и подготовьтесь к выразительному чтению.
10.Выразительное чтение стихотворения учениками
Я зашёл в красивый дом и недолго пробыл в нём, оказался этот дом быстро в городе другом.
11.Подъезжаем к остановке Интересная улица, и здесь нам дают интересное домашнее задание: научиться выразительно читать стихотворение, сочинить стихи со словами «звонок, урок», составить рассказ на тему «Мой любимый урок».
12.Мы ехали, мы пели, и с песенкой смешной все вместе, как сумели приехали домой.
_Вот и приехали мы в страну Слогов и Слов в гости к волшебнице Грамоте. Вы очень хорошо потрудились во время урока, и волшебница Грамота приглашает вас прочитать книги об осени, об уборке урожая, об отлёте птиц.
-Закончилось наше путешествие. Где мы были во время путешествия?
-Мне было интересно путешествовать с хорошими читателями и сочинителями….
Источник
Литературное чтение. Тема: «Алексей Васильевич Кольцов «Урожай»». 4-й класс
Класс: 4
Ключевые слова: литературное чтение , А.В.Кольцов
Цели урока:
- Продолжать знакомить учащихся с произведениями русских поэтов XIX века;
- Познакомить с жизнью и творчеством А.В.Кольцова, учить видеть красоту русской поэзии, самобытность стихов А.В.Кольцова;
- Развивать выразительную речь
Оборудование: портрет А.В.Кольцова, альбомные листы, цветные карандаши
Ход урока
I. Организация класса
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Проверка домашнего задания
— Учащиеся выразительно читают по ролям стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка», отмечают лучшего исполнителя каждой роли, исправляют ошибки.
III. Изучение нового материала
— Сегодня мы познакомимся со стихотворением поэта, всё творчество которого проникнуто глубокой любовью к природе, к земле, к людям труда. Это – Алексей Васильевич Кольцов.
— Алексей Васильевич Кольцов родился в городе Воронеже в зажиточной семье. Отец его был торговцем скота и слыл в округе честным партнёром и строгим домохозяином.
Кроме торговли скотом, он занимался садоводством, арендовал земли для посева хлебов. С детских лет Алексей помогал отцу в делах, а отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам.
Воронежская природа, где лесной север переходил в южную степь, щедро наделила будущего поэта полнотою впечатлений, остротою восприятий. Он вникал изнутри и в самые разные заботы сельского жителя: садоводство и хлебопашество, скотоводство и лесные промыслы. В одарённой натуре мальчика формировалась широта души и интересов, знание народной жизни.
С 9 лет Алексей изучал грамоту на дому и проявил при этом незаурядные способности. В мальчике проснулась страсть к чтению. В возрасте 16 лет он купил на базаре сборник стихов И.И.Дмитриева и пережил глубокое потрясение, познакомившись с русскими песнями. Он убежал в сад и стал распевать эти стихи в одиночестве, убеждённый в том, что все стихи – песни, что все они поются, а не читаются. Возникло желание самому писать стихи.
В 1830 году стихи Кольцова впервые появились в печати, а в 1835 году выходит его первый поэтический сборник «Стихотворения Алексея Кольцова», который принёс 26-летнему поэту славу среди столичных литераторов. Летом 1837 года Кольцова навещает в Воронеже В.А.Жуковский.
Но жизни и творческой деятельности поэта не суждено было продлиться долго: в возрасте 33 лет он умирает от чахотки.
В 1846 году выходит в свет первое посмертное собрание стихотворений А.В. Кольцова (его подготовил В.Г. Белинский). Сборник сопровождала статья о жизни и сочинения поэта. Произведения поэта состояли из трех разделов: пьесы, «русские песни», которые принесли поэту заслуженную славу, и философскую лирику, его знаменитые «думы». «Русская песня» вынесла Кольцова на непревзойденную высоту среди современных ему писателей. Алексей Кольцов схватывает в русских песнях саму. Суть, самую сердцевину народного духа – поэзию земледельческого труда.
Физминутка
Мы лопаты взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
— Ребята, послушайте и вы одну из таких песен, она называется «Урожай» и была написана в 1835 году.
Учитель выразительно читает стихотворение «Урожай».
— Что хотите сказать?
— Что понравилось, запомнилось?
— Почему «люди сельские» не насмотрятся «на поля, сады, на зелёные»?
— Какие думы их волнуют?
— Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.
— С каким чувством поэт пишет об урожае? Каким настроением наполнены эти строки?
Далее учитель вместе с ребятами читает стихотворение вслух, отрабатывая выразительность чтения.
— Прочитайте отрывок из стихотворения, содержание которого произвело на вас наибольшее впечатление.
— Ребята, кто прочитает выразительно стихотворение?
— Ребята, возьмите альбомные листы и цветные карандаши и нарисуйте рисунок к стихотворению.
IV. Итог урока
— Ребята, с каким русским поэтом XIX века мы сегодня познакомились?
— Что вы узнали о жизни творчестве А.В.Кольцова? Что запомнили?
— С каким стихотворением А.В.Кольцова мы познакомились?
— Как он пишет об урожае? Каким настроением наполнены эти строки?
— Понравилось ли вам стихотворение «Урожай»?
— Как надо читать стихотворение?
— Что понравилось, запомнилось?
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения А.В.Кольцова «Урожай», выучить наизусть отрывок, содержание которого произвело наибольшее впечатление.
Источник
Конспект урока по литературному чтению «При емы, пришедшие из мифов. Кольцов «Урожай»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Приемы, пришедшие из мифов Кольцов «Урожай»»
Чтение вступительной статьи. С. 16
Справка для учителя.
Сравнение — сопоставление одного предмета с другим с помощью слов как, словно, будто, точно и др.
Например: Лес, точно терем расписной
Метафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства без помощи слов как, словно, будто, точно (скрытое сравнение)
Например: Хрустальный день
Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.
Например: Звезда с звездою говорит
Эпитет — это художественное определение , образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события
2. Кольцов «Урожай». Чтение стиха учителем
3. — Какие картины возникли?
4. Анализ стихотворения
В стихотворение описываются сменяющие друг друга картины природы: заря, туман, день, гроза, радуга, небо и земля после дождя.
— Прочитайте строки, в которых рассказывается о туче как живом существе, со слов туча черная понахмурилась.
— Почему хмурится туча?
Туча захотела вернуться обратно на родину, где стелилась она туманом по лицу земли, пролиться на нее
-Чего она боится? (Что ветры буйные унесут ее далеко от родины.)
Ветер мог разнести тучу, и тогда бы вода пролилась не на родную землю.
Туча опасается, что:
Понесут ее Ветры буйные
Во все стороны Света белого.
-Где родина тучи? (Там, где она стелилась туманом по земле.)
-Что сделала туча, чтобы вернуться на свою родину? (Пролилась на нее проливным дождем.)
Суровая туча сделала по-своему:
На земную грудь
— Какая часть речи помогает поэту передать стремительность действий тучи? (Глаголы.)
Благодаря использованию глаголов (вспыхнула, стелется, разгорелся, подобрал, нагустил, понахмурилась, понесут, ополчилася, расширилась, ударила, пролилася) вся эта строфа полна движения, динамики, жизни. Это кульминация стихотворения.
Кульмина́ция (от лат. culmen «вершина») в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент
-Как называется природное явление, которое поэт изобразил в своем стихотворении? (Круговорот воды в природе.)
Поэт изображает круговорот воды в природе: испарение воды — туман, образование облаков и туч, проливной дождь.
— В чем отличие описание круговорота воды в учебнике окр. мира и в стихотворении Кольцова «Урожай»?
Основная мысль текста.
Средства выражения основной мысли
Отношение автора к героям и событиям
Точные факты, научные слова, термины
Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения
Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения в стихотворении.
В 1835 году Алексей Васильевич Кольцов создал стихотворение «Урожай». Оно весьма впечатлило соотечественников поэта. Например, А. С. Пушкин даже опубликовал его в своём журнале «Современник».
— Чем же объясняется такой успех произведения? (Ответы)
Если не знать, что авторство принадлежит Кольцову, то «Урожай» легко принять за народную песню. Тема связи человека и природы – одна из центральных в народном творчестве. В этом стихотворении она также прослеживается. Поэт рисует потрясающую картину свежего весеннего утра, одушевляя предметы и стихии. Явления природы предстают как живые существа – они действуют, творят, чувствуют:
Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину
Земля в строках Кольцова – не материал, а организм, у которого есть лицо, грудь, она дышит и пьёт:
Напилась воды
Земля досыта…
— Какой прием? (олицетворение)
Такое одушевление природных объектов не случайно. Тонкий знаток крестьянской души, автор не мог не заметить, с каким почтением простые люди относятся к этим явлениям. Именно от земли, неба, дождя зависело благополучие крестьян, потому-то эти силы и наделялись душой.
Важное качество, на которое обратил внимание поэт, – духовность русских людей. Бог присутствует в каждой сфере деятельности крестьянина:
Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою…
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей Матери.
О том, что поэта, несомненно, вдохновлял фольклор, напоминают и приёмы, использованные в тексте произведения. Вот как изображены мысли крестьян: Дума первая:
Хлеб из закрома…
А вторая их
Была думушка…
Третью думушку
Как задумали…
Поэт упоминает три думы персонажей. Это число часто встречается в сказках и преданиях.
Автор использует характерные для народных сказаний метафоры. Горные вершины он называет … («темя гор»), капли дождя – …(«слезой крупною»). Автор использует постоянные эпитеты также напоминают о волшебных картинах: «туча чёрная», «огнём солнечным», «ветры буйные». Эпитеты так же, как в народных песнях и былинах, стоят после определяемого слова: туча черная, ветры буйные, света белого.
Обратите внимание на фольклорное повторение предлогов: НА земную грудь НА широкую, НА поля, сады НА зеленые.
Алексей Васильевич использует в стихотворении устаревшую лексику и искажённые на крестьянский манер слова: «полымем», «полюбуюся», «понахмурилась». Часто поэт меняет ударение в словах, чтобы сохранить ритмичность строк: проли́лася
5. Чтение учащимися.
6. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, знать определения приемов с. 16
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-158384
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник