Комбинированные почвообрабатывающие машины и агрегаты
Многократные проходы почвообрабатывающих агрегатов по полю, связанные с необходимостью выполнения нескольких операций, неизбежно приводят к чрезмерному уплотнению и распылению почвы. При вспашке пятикорпусным плугом трактор уплотняет 40…50 % поверхности поля. Под действием гусениц трактора и колес машин агрегатные комочки почвы разрушаются, распыляются, плотность почвы повышается, а капиллярность и влагопроницаемость уменьшаются. Все это ведет к снижению урожайности. Многократная предпосевная обработка затягивает сев, что также неблагоприятно сказывается на урожае.
Применение комбинированных машин уменьшает вредное воздействие колесных движителей на почву, сокращает сроки проведения операций, повышает качество работ и производительность труда, снижает производственные затраты.
Существует три основных типа комбинированных машин: агрегат, составленный из нескольких последовательно соединенных простых орудий, выполняющих отдельные операции; машина, на раме которой последовательно закреплены разные по назначению рабочие органы, заимствованные от простых орудий; машина, оснащенная специальным комбинированным рабочим органом, выполняющим все операции заданного технологического цикла.
Машины для совмещения основной и дополнительнойобработки почвы. К ним относятся комбинированные агрегаты ПКА, АКП-2,5, АПК-6, АПК-3, АКП-3,9, АКВ-4, КУМ-4, АКНП-4.
Комбинированный пахотный агрегат ПКА предназначен для вспашки, дробления глыб, уплотнения почвы и выравнивания ее поверхности. ПКА составляют из плуга и приспособления ПВР-2,3, снабженного двухрядным катком. Первый ряд катка образован из узкоклинчатых дисков-паковщиков, второй — из кольчато-шпоровых дисков. На раме приспособления смонтированы два балластных ящика. Каток присоединяют к прицепке плуга гибкой связью. При работе агрегата диски, создавая большое давление, разрезают крупные глыбы, проникают в почву на 10. 15 см и в результате бокового сдвига уплотняют более глубокие слои почвы. Кольчато-шпоровые диски дробят оставшиеся комки и выравнивают поверхность почвы. Глубину хода дисков регулируют, изменяя массу балласта, заполняющего ящики. Промышленность выпускает приспособление ПВР-3,5 для семи-, девятикорпусных и ПВР-2,3 для пяти-, шестикорпусных плугов.
Комбинированный агрегат АКП
2,5предназначен для основной и предпосевной обработки почвы без оборота пласта в районах недостаточного увлажнения. Агрегат состоит из двух секций. На раме передней секции установлены три дисковые батареи и три плоскорежущие лапы. На задней секции смонтированы каток-рыхлитель с двухрядным расположением кольчато-шпоровых дисков, заравниватель и балластный ящик. На трактор навешивают переднюю секцию, а заднюю соединяют с ней прицепным устройством. Дисковые батареи могут быть составлены из сферических или игольчатых дисков. Заравниватель устанавливают только при использовании сферических дисков.
Диски рыхлят верхний слой почвы на глубину до 8 см, лапы подрезают пласт на глубину до 16см, рыхлят его и уничтожают сорняки, заравниватель выравнивает поверхность поля, а катки разбивают комья и уплотняют почву.
Ширина захвата агрегата 2,5м. Его агрегатируют с тракторами ДТ-75ВиТ-150К.
Комбинированные агрегаты АПК-6, АПК-3 и АКП-3,9 предназначены для основной и поверхностной обработки почвы без оборота пласта. Они снабжены дисковыми батареями, плоскорежущими лапами шириной 410мм, спирально-кольчатыми катками и выравнивающим приспособлением. За один проход агрегата диски измельчают пожнивные остатки и крошат верхний слой почвы на глубину до 10 см, лапы подрезают корни сорняков и рыхлят нижележащий слой на глубину 8-16 см, катки дробят глыбы, уплотняют почву и выравнивают поверхность пашни. Выравнивающий брус растаскивает гребни, образованные дисковыми секциями, и завершает процесс выравнивания.
Ширина захвата агрегатов соответственно 6, 3 и 3,9м. АПК-6 агрегатируют с тракторами класса 5; АПК-3 и АКП-3,9 — с тракторами класса 3.
Комбинированный агрегат АКВ-4 предназначен для безотвальной обработки на глубину до 15 см с одновременным боронованием на глубину до 8 см и прикатыванием верхнего слоя. Агрегат снабжен плоскорежущими лапами шириной 410 см, пружинными зубьями борон, спирально-кольчатыми катками.
Ширина захвата агрегата 4 м. АКВ-4 агрегатируется с тракторами класса 3.
Комбинированный агрегат КУМ-4 оснащен игольчатыми дисками для мелкого рыхления почвы на глубину 6-8 см, плоскорежущими лапами для рыхления нижнего слоя на глубину 8-16 см, ротационными боронами для рыхления верхнего слоя на глубину 4-6 см и заделки в него пожнивных остатков, выравнивающим брусом и катками. Одновременно с рыхлением агрегат уничтожает сорняки, дробит глыбы, выравнивает поверхность, уплотняет почву и формирует устойчивую к эрозии поверхность.
Ширина захвата агрегата 4 м. его агрегатируют с тракторами класса 3.
Комбинированный агрегат АКНП-4 предназначен для основной (на глубину дл 20 см) и предпосевной (на глубину 10-16 см) обработок почвы по стерневому агрофону. Агрегат оснащен плоскорежущими лапами шириной 410 мм, зубчатыми катками и пружинной бороной.
Ширина захвата агрегата 4 м. АКНП-4 агрегатируют с тракторами классов 2 и 3.
Комбинированный агрегат КАД-7 предназначен для основной обработки почвы после уборки зерновых и пропашных культур с формированием мульчирующего слоя. Агрегат снабжен двумя рядами дисковых батарей: передний ряд с вырезными дисками диаметром 660 мм, задний – с гладкими дисками диаметром 450 мм.
Ширина захвата агрегата 7 м. КАД-7 агрегатируют с тракторами класса 5.
Машины для совмещения операций предпосевной подготовки почвы. К ним относятся: комбинированные агрегаты РВК-3,6, РВК-5,4, АКШ-7,2, ВИП-5,6, фрезерный культиватор-глубокорыхлитель ФКГ-3,6, грядоделатель УГН-4К, фрезерный культиватор-гребнеобразователь КГФ-2,8 и др.
Комбинированные агрегаты РВК-3,6 и РВК-5,4 предназначены для предпосевной обработки почвы. За один проход агрегат культивирует почву на глубину 15 см, разрушая глыбы и комки, выравнивает и прикатывает ее. Ширина захвата агрегатов соответственно 3,6 и 5,4.
На раме последовательно расположены: ряд рыхлительных лап на пружинных стойках; передний разреженный кольчато-шпоровый каток, диски которого уплотняют почву в промежутках между лапами; второй ряд рыхлительных лап, установленных вслед за дисками катка; выравнивающий брус и секции заднего кольчато-шпорового катка.
Заглубление рабочих органов регулируют, поворачивая ось с закрепленными лапами. выравнивающий брус можно перемещать по высоте, а давление его на почву регулировать натяжными пружинами. РВК-3,6 агрегатируют с тракторами МТЗ-80и ДТ-75В, а РВК-5,4 – с тракторами Т-150К и К-701.
Комбинированная машина ВИП-5,6предназначена для предпосевной подготовки почвы под зерновые, технические и овощные культуры. Она включает в себя 3 секции, на рамах которых смонтированы батареи игольчатых дисков, выравнивающих брус и кольчатый каток, составленный из зубчатых и клинчатых дисков. За один проход машина измельчает почвенные глыбы, выравнивает микрорельеф поля и уплотняет верхний слой почвы.
Ширина захвата машины 5,6 м, рабочая скорость 6-8 км/ч, производительность 3,3-4,5 га/ч. Машину агрегатируют с тракторами ДТ-75В, МТЗ-80.
Фрезерный культиватор КФГ-3,6 предназначен для предпосевной подготовки тяжелых и переувлажненных почв под посев риса, зерновых и др.культур в зоне орошаемого земледелия. Культиватор снабжен фрезерным барабаном диаметром 350 мм, фартуком, приводом и механизмом регулировки глубины.
Фрезерный барабан представляет собой пустотелый вал с 9 приваренными дисками, к которым через один крепят 3 правых и 3 левых Г-образных ножа. Во время работы барабан вращается с частотой 480 мин -1 , ножи отрезают полоску почвы и отбрасывают под кожух. От удара почва крошится. Фартук предотвращает разбрасывание почвы фрезой и выравнивает поверхность поля. На раме установлены встык два фрезерных барабана длиной по 1,8 м.они приводятся во вращение с наружных концов через зубчатые передачи и трансмиссионные валы.
Фрезы рыхлят почву на глубину до 10 см. для обработки хлопковых полей на культиватор, кроме фрезерных барабанов, монтируют универсальные лапы, которые обрабатывают почву на глубину 10-18 см. культиватор навешивают на трактор Т-150К.
Ширина захвата машины 3,6 м, производительность 2,8 га/ч.
Машины для совмещения основной или предпосевной обработки посевы с внесением удобрений:
Комбинированная машина МКП-4вносит в почву основные дозы мин.удобрений на глубину 10-15 см с одновременной предпосевной обработкой почвы.
Культиватор-глубокорыхлитель-удобритель КПГ-2,2 совмещает основную обработку стерневых полей с локальным внесением удобрений на глубину до 25 см.
Виноградниковый плуг ПРВМ-3 снабжен приспособлением для внесения мин.удобрений одновременно с обработкой почвы.
Машины для совмещения предпосевной обработки почвы и посева. Такое совмещение позволяет высевать семена во влажную, хорошо взрыхленную почву за счет ликвидации разрыва между обработкой и посевом.
Комбинированный агрегат КА-3,6включает в себя навесной фрезерный культиватор КФГ-3,6, сцепное устройство, зернотуковую сеялку СЗ-3,6, прикатывающее приспособление, составленное из клинчатых катков, следоуказатель и сигнализацию.
Во время работы ножи фрезерного барабана рыхлят почву, фартук выравнивает поверхность поля, сеялка высевает семена и удобрения в 24 рядка и заделывает их в почву на заданную глубину, катки уплотняют почву в рядках.
Конструкция агрегата позволяет раздельно использовать фрезерный культиватор и сеялку. Ширина захвата агрегата 3,6, рабочая скорость 7-9 км/ч, производительность 2,38 га/ч. Его навешивают на тракторы Т-150 и Т-150К.
Фрезерный культиватор-сеялка КФС-3,6за один проход фрезерует почву, выравнивает поверхность поля, высевает семена и прикатывает почву.
Машина состоит из двух частей: почвообрабатывающей и посевной. Почвообрабатывающая часть собрана из единиц фрезерного культиватора КФГ-3,6, снабжена специальной рамой с автонавеской и опирается на два ходовых колеса.
Посевная часть составлена из рабочих органов и сборочных единиц рисовой сеялки CРН-3,6, смонтированных на отдельной раме. Посевную часть крепят к раме почвообрабатывающей части, предусматривая возможность ее демонтажа. Поэтому фрезерный культиватор может работать без посевной части и выполнять сплошное фрезерование почвы на глубину до 10 см.
При движении машины ножи фрезерных барабанов рыхлят почву на глубину 4-5 см, фартуки фрезы и лыжи сошников выравнивают поверхность, высевающие аппараты подают семена в воронки и сошники, идущие вслед за лыжами, заделывают семена в почву на глубину 5-40 мм. Движущиеся вслед за сошниками гладкие цилиндрические катки выравнивают поверхность и уплотняют почву.
Норму высева семян в пределах 66-458 кг/га регулируют, изменяя рабочую длину катушек и заменяя звездочки цепной передачи от прикатывающих катков на вал высевающих аппаратов.
Число высеваемых рядков 24, ширина междурядий 15 см. Объем семенного ящика 520 дм 3 . ширина захвата машины 3,6 м, рабочая скорость до 7,5 км/ч, производительность 2 га/ч. машину агрегатируют с тракторами Т-150 и Т-150К.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Комбинированные почвообрабатывающие агрегаты
В последнее годы все большее распространение в отечественном сельском хозяйстве получают комбинированные почвообрабатывающие агрегаты, которые способны за один проход выполнить сразу несколько технологических операций. Аграрии используют такие машины при подготовке полей к севу, а также непосредственно для посева некоторых мелкозернистых культур (например, рапса, различных трав и т.д.). Использование данной технологии имеет как свои преимущества, так и недостатки.
История появление комбинированных агрегатов
Даже после того, как сельское хозяйство было переведено на промышленные рельсы и были изобретены новые дополнительные способы обработки почвы, сам процесс этой обработки принципиально не отличался от того, что было в древности.
Если в доиндустриальную эпоху конь (волы) тащил за собой плуг или борону, то с появлением сельхозтехники этот самый плуг тянул за собой уже трактор. Он делал это значительно быстрее, в том числе за счет того, что вместо одного лемеха у тракторного плуга их стало уже несколько. Однако всё равно это был один плуг, выполнявший лишь одну технологическую операцию — вспашку. Последующие операции, например, боронование, внесение удобрений, посев и т.д. выполнялись отдельно.
Долгое время такая ситуация всех устраивала, никто даже не помышлял о том, что обработка почвы может быть организована иначе. Впервые над идеей создания комбинированных агрегатов, способных за один проход трактора выполнить несколько технологических операций, всерьез задумались в США в 1930-х годах.
Необходимость создания комбинированных машин была вызвана серией катастрофических пылевых бурь в регионе Великих равнин, вызванных, в том числе, экстенсивными методами обработки почвы. Каждый раз, когда трактор американского фермера в очередной раз проходил по одному и тому же участку поля, он лишний раз нарушал целостность и без того тонкого плодородного поля. И когда неблагоприятные погодные факторы сошлись вместе, ветра буквально сдули сотни тысяч квадратных километров пашни, обрушив на города и ранчо региона десятки катастрофических пылевых бурь.
Впечатленные масштабом экологической и экономической катастрофы, американские агрономы пришли к выводу, что сокращение количества проходов техники по полю снизит эрозию верхнего почвенного слоя, а следовательно, уменьшит предпосылки для новых пылевых бурь. Впоследствии эта идея получила широкое признание в западной аграрной науке, поскольку оказалась еще и выгодной экономически. К сегодняшнему дню в большинстве развитых стран мира обработка полей ведется в основном такими комбинированными машинами и агрегатами.
В Советском Союзе достаточно внимательно отнеслись к передовому опыту США и западноевропейских стран. Поскольку данный подход имел вполне очевидные экономические и технологические преимущества (о них мы расскажем чуть дальше), в нашей стране также был налажен выпуск сельскохозяйственного оборудования, позволявшего совместить в себе возможность проведения нескольких технологических операций одновременно. Тем не менее, отечественные комбинированные агрегаты были и остаются достаточно простыми в сравнении с европейскими и американскими системами.
Что такое комбинированные агрегаты?
Комбинированные сельскохозяйственные агрегаты — это сложное навесное (прицепное) оборудование для тракторов, используемое для предпосевной обработки почвы и для посева некоторых сельхозкультур. Они позволяют выполнить несколько технологических операций (или даже сразу все) за один проход.
Поскольку комбинированные агрегаты для обработки почвы представляют собой достаточно сложную инженерную конструкцию, перед проектировщиками подобной техники всегда стоит задача найти оптимальное соотношение между стремлением совместить как можно больше технологических операций в одном агрегате и возможностью сохранить высокий уровень качества выполнения этих операций. Причем учитывать приходится не только сугубо технические проблемы, но и вопрос применяемости такой техники в различных почвенно-климатических условиях.
Кроме того, в идеале комбинированная машина должна не только копировать и совмещать элементарные операции, но и выводить весь технологический процесс на качественно новый уровень. Иными словами, нужно не просто повторить стандартные действия в рамках одного прохода, но и выполнить их качественнее. Правда, на практике эта задача остается скорее идеалом, к которому нужно стремиться, нежели свершившимся фактом.
В настоящий момент производители агротехники работают по трем основным направлениям при создании комбинированных агрегатов:
- Навесные либо прицепные почвообрабатывающие блоки либо сеялки, представляющие собой несколько простых агрегатов, соединенных системой сцепок.
- Самоходная машина, на раму которой устанавливают органы для обработки почвы и посева.
- В качестве базы берется культиватор или другое почвообрабатывающее оборудование, к которому добавляются высевающие аппараты. Альтернативный вариант —комбинированные посевные агрегаты с навесными почвообрабатывающими органами.
Львиную долю этого рынка сегодня составляют специальные комбинированные агрегаты, состоящие из блоков стандартных рабочих органов — культиваторов, плоскорезов, сеялок, дисковых борон и лущильников. Нередко у таких агрегатов все или часть органов являются съемными, что позволяет легко приспосабливать их для выполнения не только стандартных, но и специальных технологических операций.
Среди всех комбинированных агрегатов наиболее распространены ротационные плоские и сферические диски для обработки почвы на глубину от 8 до 14 см. Их используют преимущественно для подготовки полей под озимые колосовые культуры, а также просто для разуплотнения почвы. При этом большое значение имеет вопрос ширины захвата, ведь агрегат комбинированный широкозахватный позволяет охватить еще больше площади за один проход, нежели узкозахватная машина.
Преимущества и недостатки комбинированных агрегатов
В настоящий момент использование комбинированных агрегатов является широко распространенным явлением во всех технологически продвинутых странах. То есть по факту везде, где поля обрабатывает техника, а не животные.
Особенно сильно развита эта практика в США и Западной Европе, где агропредприятия используют в своей работе самые сложные машины, нередко совмещающие в себе сразу весь комплекс почвообрабатывающих органов. В России еще с советских времен используются в основном самые простые агрегаты, которые совмещают не больше 3-4 операций.
Широкое распространение комбинированных агрегатов недвусмысленно говорит нам о том, что такой подход вполне оправдан и в сравнении с традиционными методами обработки почвы несет в себе массу преимуществ. Комбинированные агрегаты среди прочего позволяют:
- минимизировать уплотнение почвы при проходе по ней тракторов и других сельскохозяйственных машин, задействованных в обработке поля;
- снизить расходы топлива и трудозатраты на обработку гектара площади, повысив тем самым энергоэффективность и продуктивность работы агропредприятия;
- сократить сроки проведения полевых работ, что весьма важно, если погода дает лишь небольшое «окно» для выполнения всех технологических операций.
Кроме того, при обработке полей агрегат комбинированный почвообрабатывающий (АКП) значительно замедляет либо даже обращается вспять негативные процессы формирования на полях ям и углублений на границе проходов и другие подобные явления.
Однако следует отметить, что есть и несколько негативных сторон у использования комбинированной техники. В первую очередь это более низкое качество обработки поля в целом. Если дорогая европейская и американская техника практически лишена этого недостатка (а то и вовсе обеспечивает повышенное качество), то недорогие отечественные агрегаты зачастую дают результат заметно (хотя и не радикально) хуже, чем при использовании традиционных отдельных органов обработки.
Другим немаловажным недостатком является дороговизна таких агрегатов. Нередко выгоднее купить простые плуги, бороны и сеялки по отдельности, чем приобретать комбинированный агрегат, совмещающий в себе всё и сразу.
Наконец, комбинированные агрегаты весят значительно больше и создают значительное большее тягловое сопротивление движению, поскольку больше органов погружено в землю одновременно. По этой причине их можно цеплять только к очень мощным и большим тракторам, количество которых у рядового сельхозпредприятия зачастую невелико.
Классификация и перспективы развития комбинированных агрегатов
За время существования комбинированных агрегатов появилось огромное их разнообразие, поэтому следует дать им некую обобщенную классификацию. Обычно эту технику различают по следующим признакам:
- по типу сельхозкультуры, под которую они предназначены — зерновые, или злаковые, кукурузные, свекловичные, овощные и кормовые (выращивание кормовых трав);
- по типу выполняемых операций —комбинированные агрегаты для предпосевной обработки почвы, посевные, по уходу за посевами.
- по способу агрегатирования — «тандем» (серийная техника, соединяемая между собой последовательно), агрегаты на единой раме (рабочие однооперационные органы могут быть как постоянными, так и сменными), агрегаты, навешиваемые на переднюю навеску трактора (в то же время на заднюю навеску или прицепное шасси навешиваются остальные агрегаты).
Главным преимуществом агрегатов типа «тандем» является их универсальность. Они позволяют использовать штатные орудия по модульному принципу, то есть подключать лишь те, которые нужно в данный момент. Также это позволяет комбинировать орудия под трактора имеющегося класса тяги. В то же время при подключении всех органов комбинированный агрегат получается непомерно большим в своих продольных размерах и ему требуется очень широкая поворотная полоса. К тому же именно агрегаты типа «тандем» являются наиболее критикуемыми по критериям качества обработки почвы. Особенности компоновки просто не позволяют им добиться максимальной эффективности работы.
Комбинированные агрегаты, изготовленные по второй схеме, обычно представляют собой единую прицепную раму (реже самоходное устройство), на которую по мере необходимости вешаются нужные рабочие органы. Многие модели агрегатов этого типа также являются довольно громоздкими и тяжелыми, а их перестройка и наладка порой требует значительных трудозатрат. Например, регулировка комбинированного агрегата АКП 2 5 требует массы времени. Впрочем, эти проблемы свойственны не всем моделям.
Характерной особенностью комбинированных агрегатов третьего типа агрегатирования является включение в набор почвообрабатывающих органов систем внесения удобрений. Главным преимуществом этого типа агрегатов можно считать более равномерную загрузку колесных осей трактора, улучшенную устойчивость и управляемость, а также меньшую ширину поворотной полосы. Равномерная нагрузка на оси важна потому, что она прямо влияет на интенсивность уплотнения почвы под колесами машины.
К числу достоинств комбинированных агрегатов, предусматривающих загрузку передней навески трактора, является также простота обслуживания и меньшие трудозатраты на присоединение рабочих органов к трактору. Это позволяет оперативно переоборудовать трактор под другие технологические процессы, а также перебросить сами рабочие органы на другую машину.
В целом тенденции таковы, что в будущем, вероятно, будет возрастать популярность комбинированных агрегатов, предусматривающих размещение рабочих органов как на задней, так и на передней навеске трактора. При этом немаловажным остается фактор сменяемости рабочих органов. То есть модульная система, при которой рабочие органы можно свободно ставить и убирать за короткое время, является самой перспективной.
Источник