Меню

Комплектование машинно тракторных агрегатов для основной обработки почвы

Комплектование машинно тракторных агрегатов для основной обработки почвы

Правильное комплектование сельскохозяйственных агрегатов — один из основных факторов, определяющих эффективность использования машин.

От комплектования агрегатов зависит качество выполняемой работы, производительность агрегата, а следовательно, и сроки проведения. Кроме того, при правильном комплектовании агрегата до минимума снижается расход топлива и себестоимость единицы механизированных работ, повышается эффективность капиталовложений в машинный парк.

Основными агротехническими требованиями к выполнению производственного процесса, которые должны быть удовлетворены при комплектовании агрегатов, являются последовательность обработок, величина разрыва во времени между ними, отсутствие пропусков (огрехов) и потерь (при уборке).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Наибольшая производительность и экономичность сельскохозяйственных агрегатов при определенном Сочетаний, условий достигается при оптимальном соотношении параметров энергетической и рабочей части системы.

При комплектовании агрегата необходимо учитывать не только характеристику двигателя, тяговые свойства трактора и тяговые сопротивления машин-орудий, но и характер колебаний сопротивлений движению агрегата и скоростной режим, обеспечивающий высокое качество работы.

Скорость движения агрегатов на полевых процессах — один из основных факторов, определяющих качество технологического процесса и производительность агрегата.

Правильный выбор скоростного режима зависит прежде всего от характера и сущности технологического процесса.

Как показывают наблюдения и специальные исследования, скоростной режим агрегата является одним из главных факторов регулирования качества работы почти на всех процессах.

Правильно выбирая скорость движения с учетом свойств обрабатываемого материала (почва, растения и др.), технических возможностей машин и их эксплуатационных свойств, можно достигнуть наиболее высокого качества выполнения процесса.

Современные скоростные энергонасыщенные тракторы обеспечивают выбор оптимального скоростного режима работы агрегата.

При агрегатировании необходимо также учитывать внешние производственные условия: размеры обрабатываемых полей, длину гонов, рельеф местности, почву и др. Агрегат может быть составлен вполне правильно с точки зрения использования тяговой мощности трактора, однако при использовании на полях с короткими гонами его применение может оказаться не эффективным из-за больших потерь времени на повороты по сравнению с другим агрегатом, имеющим хотя и худшие показатели по использованию мощности, но значительно лучшие по маневренности.

Одним из основных показателей, влияющих на производительность, является ширина захвата агрегата.

Соответственно изменению производительности меняются и прямые издержки при работе агрегатов разного состава и ширины захвата при разной длине гонов.

Как видно, каждой длине гона соответствует наиболее экономичная ширина захвата агрегата, обеспечивающая наименьшие прямые издержки.

На основании обобщения опыта хозяйств наиболее целесообразно по критерию производительности и экономичности применение агрегатов определенной ширины захвата.

Следует иметь в виду, что при затруднениях с переездами агрегатов с поля на поле приходится уменьшать габариты агрегатов по ширине против указанных в таблице значении, чтобы обеспечить удовлетворительную проходимость.

При установлении ширины захвата агрегата необходимо учитывать и техническую надежность входящих в его состав машин, что также может ограничивать возможную ширину захвата.

Чем больше используемая среднесменная мощность, тем выше производительность агрегата. Поэтому возможна полная загрузка трактора — один из главных резервов производительности агрегата. Однако загрузка трактора имеет определенные пределы, ограничиваемые рядом факторов,

Прежде всего это возможная (потенциальная) характеристика трактора, ограничивающая его тяговую мощность. Наибольшей производительности можно ожидать от такого агрегата, который обеспечивает загрузку, близкую к наибольшей тяговой мощности. Современные тракторы позволяют работать на скоростях от 7 до 15 км/ч.

Важное значение имеет изменчивость тяговых сопротивлений машин-орудий по скорости.

Исследованиями установлено, что с увеличением скорости движения тяговое сопротивление сельскохозяйственных машин и орудий возрастает. Интенсивность роста сопротивления зависит от типа рабочих органов, характера технологического процесса и скорости.

С повышением скорости движения увеличивается не только среднеарифметическая величина нагрузки, но в еще большей степени ее колебания, характеризуемые основным отклонением — стандартом.

По данным специальных исследований, при увеличении скорости движения с 5 до 12 км/ч резко возрастает и степень неравномерности сопротивлений.

Эти эксплуатационные особенности тракторов и сельскохозяйственных машин необходимо учитывать при комплектовании агрегатов.

В производственных условиях агрегатирование производится тяговыми ступенями. Под тяговой ступенью понимается тяговое сопротивление неделимого элемента: корпуса— при вспашке (0,35 м); звена—при бороновании (1,0 м); батареи—при лущении (1,5—2 м); пальцевого бруса — при кошении (2 м); отдельной машины — в остальных случаях (3,6—6,0 м).

После выбора машин (орудий) для выполнения заданного технологического процесса расчет агрегата ведется в следующей последовательности.
1. Устанавливают допустимые пределы скорости движения агрегата, обеспечивающие выполнение агротехнических требований.
2. Определяют тяговое сопротивление машины (орудия).
3. Намечают передачу, на которой сможет работать трактор в выбранных пределах скоростей.
4. Определяют возможную ширину захвата и число машин (орудий) или тяговых ступеней в агрегате.
5. При необходимости подбирают соответствующую сцепку.
6. В соответствии с принятым составом агрегата уточняют его тяговое сопротивление.
7. Проверяют коэффициент загрузки трактора и двигателя.
8. При необходимости вносят необходимые коррективы в состав агрегата или в режим его работы.

При расчете состава агрегата приходится несколько недогружать трактор, оставляя некоторый резерв (3—20% по тяге) для преодоления возможных возрастаний сопротивлений в процессе работы. Величина этого запаса зависит от вида процесса, условий работы и динамических свойств трактора, прежде всего запаса крутящего момента его двигателя.

Для тракторов, рассчитанных на скорости движения свыше 8—9 км/ч, приходится создавать больший запас тягового усилия, так как в диапазоне 9—15 км/ч сопротивление растет быстрее и сопровождается большим колебанием нагрузки.

Определив число машин (орудий) в агрегате, подбирают сцепку.

Установив состав агрегата, необходимо проверить фактическую загрузку трактора при пробной работе. Проверку, особенно энергоемких пахотных агрегатов, производят перед началом работы на каждом новом поле, а также при изменении состояния (например, влажности) почвы. Такая проверка позволяет наиболее точно подогнать тяговую нагрузку к желательной величине.

Фактическую нагрузку двигателя устанавливают путем подсчета числа оборотов ведущего колеса или звездочки гусеницы за единицу времени (минуту).

Снижение оборотов допустимо лишь в периоды кратковременных перегрузок.

Комплексные агрегаты предназначены для выполнения совмещенных операций. При комплектовании комплексных агрегатов, включающих технологически разнородные машины (орудия) и выполняющих совмещаемые операции, необходимо также учитывать оптимальные по качеству работы значения скоростных режимов для разных машин (орудий).

Комплектование разнородных машин в одном агрегате допустимо лишь при условии, если оптимальные скоростные диапазоны отличаются незначительно. Например, по качеству работы не всегда целесообразно составление убо-рочно-лущильных агрегатов: при уборке высокоурожайных хлебов допустимая по величине потерь подача ограничивает скорость движения, а это резко снижает качество лущения. На засоренных участках одновременные культивация, боронование и посев могут резко снизить качество вследствие частых забиваний рабочих органов культиваторов, борон и сеялок. Существенное значение для качества работы имеет и способ соединения машин (орудий) в агрегате, в частности параллельное (шеренговое) или последовательное (эшелонированное) расположение машин.

Читайте также:  Штрафы за выращивание картошки

В первом случае так называемый технологически-асимметричный агрегат создает разрыв во времени между разными видами совмещаемых операций в пределах одного цикла и требует движения с односторонними поворотами.

Во втором случае (технологически-симметричный агрегат) совмещенные операции выполняются одна за другой с минимальным разрывом во времени, при этом возможно движение как челночным, так и фигурным способами с правыми и левыми поворотами.

В производственных условиях широкое применение находят агрегаты для одновременной вспашки, каткования и боронования; культивации и боронования; культивации и внесения жидких удобрений; посева и боронования; рыхления и подкормки пропашных культур; кошения и сгребания и др.

В последнее время в связи с увеличением энергонасыщенности тракторов разрабатываются комплексные агрегаты, позволяющие совмещать три и более операций.

В Калининской области успешно применяют комплексные агрегаты для предпосевной обработки почвы (рыхлители— выравниватели—катки РВК ), совмещающие операции рыхления, планировки (выравнивания) и прикаты-вания. Использование их не только повышает производительность труда в 1,8—2 раза, но и благодаря высокому агротехническому фону увеличивает урожайность пропашных культур на 2—3 ц с гектара.

Дальнейшим развитием технологии совмещенных операций явилось применение агрегатов для внесения жидких удобрений, рыхления, выравнивания и прикатывания.

В совхозе «Калининский» на тяжелых почвах успешно используют комплексный агрегат, одновременно выполняющий рыхление, прикатывание, повторное рыхление, выравнивание поверхности, повторное кольчато-шпоровое прикатывание и посев зерновых культур. Вследствие значительной длины выезда такого агрегата (около 10 м) его целесообразно применять при длине гонов не менее 500 м.

Совмещение операций с учетом производственных условий дает высокую эффективность.

Эксплуатационные издержки при работе агрегатов зависят от сезонной загрузки. Эксплуатационные издержки, как известно, складываются из постоянных затрат, не зависящих от наработки (загрузки) и переменных затрат, пропорциональных наработке:

Таким образом, при объеме работ на вспашке (годовая наработка) более 697 га экономически целесообразно использовать трактор К-700, а при наработке менее 697 га — трактор Т-150.

Источник

Комплектование машинно тракторных агрегатов для основной обработки почвы

Особенности технологических процессов. Основная обработка почвы — базисный процесс при возделывании сельскохозяйственных культур, закладывающий основу высоких урожаев.

Проводимая при обработке деформация почвы имеет целью создание оптимального сочетания водного, воздушного, теплового, биологического и питательного режимов, позволяющего достичь наибольшей продуктивности возделываемых культур.

Шипокий диапазон изменения почвенных условий во время обработки требует продуманных технологических воздействий с учетом механического состава, влажности, засоренности почвы, биологических особенностей сорных растений, биологических особенностей и требований к почвенному фону культивируемых растений, технических и агротехнических возможностей почвообрабатывающих машин и орудий, а также условий и процессов последующего возделывания. Исходя из этого, технология основной обработки почвы должна быть дифференцированной.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Исключительное значение имеют сроки выполнения основной обработки почвы, выбор рабочих органов машин и орудий, последовательность их применения, глубина и интенсивность деформации почвы.

Технологические процессы основной обработки почвы включают лущение, вспашку, безотвальную обработку и обработку ротационными машинами.

Агротехнические требования к каждому из этих видов обработки могут изменяться в зависимости от конкретных условий на каждом поле и в отдельный период и должны уточняться агрономом. Тем не менее могут быть сформулированы общие требования.

Ведущая роль в системе зяблевой обработки почвы принадлежит лущению. Основные цели лущения— борьба с засорением и засоренностью, сохранение запасов влаги, снижение энергозатрат на последующую вспашку.

Агротехнические требования к лущению:
1) должно проводиться вслед за уборкой или не позднее чем за два дня после нее и за 15 дней до вспашки для сохранения запасов влаги, что особенно важно в засушливой зоне;
2) равномерная глубина на 5—14 см, устанавливаемая с учетом почвенно-климатических условий и характера засоренности, допустимое отклонение по глубине в пределах 15%;
3) равномерное оыхление обрабатываемого слоя с хорошим перемешиванием почвы с пожнивными остатками;
4) полное подрезание и уничтожение сорняков;
5) отсутствие огрехов на лущеном поле.

Сроки лущения зависят прежде всего от климатических условий. При ограниченных запасах влаги в засушливых зонах оно должно проводиться как можно раньше, чтобы сохранить запасы влаги. В более северных зонах срок лущения определяется с учетом температуры почвы, необходимой для прорастания сорняков, что также вызывает необходимость в более раннем его проведении. В условиях же, где температура почвы недостаточна для прорастания сорняков, лущение как прием борьбы с сорными растениями отпадает.

Глубина лущения может значительно колебаться. В южных зонах глубина лущения в 4—5 см в большинстве случаев недостаточна как для обеспечения прорастания семян сорняков, так и для предохранения от испарения влаги; здесь ее необходимо увеличивать.

В условиях орошаемого земледелия и в более северных зонах на полях достаточной влагообеспеченности, особенно в теплую осень, глубина в 5 см может оказаться вполне целесообразной. Многолетние и корневищные сорняки требуют двухтрехкратного разноглубинного рыхления (6, 8, 10, 12 и даже 14 см).

Дисковые орудия вследствие интенсивного перемешивания почвы сильно распыляют ее, поэтому их применение в зонах ветровой эрозии недопустимо.

Глубина лущения влияет на энергозатраты при вспашке.

Подготовка агрегатов. Состав лущильных агрегатов зависит от требуемой глубины обработки почвы и определяется Удельными сопротивлениями (табл. 53). и Диски лущильников в зависимости от состояния почвы скорости движения (7—10 км/ч) устанавливают с углом атаки от 25 до 35°, а диски борон — с углом атаки 12—21°. я равномерности глубины обработки необходимо применять балласт (от 20 до 30 кг на диск). Чем больше плотность почвы и скорость движения, тем большей должна быть нагрузка. Бороны БД-10 работают при нейтральном положении цилиндров навески трактора и установленных на бороне, а бороны БДТ -7 — при нейтральном положении гидроцилиндров трактора и плавающем положении гидроцилиндров бороны.

Для сокращения пути подъема и опускания дисков ограничители на гидроцилиндрах устанавливают так, чтобы угол подъема был не более 45°.

Лемешные лущильники должны быть проверены на правильность установки корпусов, что делается на ровной площадке:
— лезвия всех лемехов должны опираться на площадку (допустимы отклонения у пяток не более 8 мм);
— носки всех лемехов должны быть на одной линии (натянутого шнура) (допустимое отклонение не более 8 мм).

Очень важно, чтобы лезвия дисков и лемехов были острыми — снижается сопротивление, улучшается подрезание сорняков, уменьшается распыление почвы.

Подготовка поля. Поле должно быть заранее очищено от копен и остатков соломы. Если копны не успевают убрать, допустимо полосное лущение между прямолинейными рядами копен с последующей обработкой полос под копнами после их уборки.

Основной способ движения дисковых лущильных агрегатов — челночный вдоль длинной стороны поля. При обработке между рядов копен соломы приходится двигаться поперек движения уборочных агрегатов. Для поворота агрегатов необходимы поворотные полосы шириной: для агрегатов с лущильниками ЛДГ -20 около 60 м, для агрегатов с ЛДГ -15—45 м, с лущильниками ЛД-10 и боронами БД-10—30 м и с боронами БДТ -7—около 20 м. Однако поворотные полосы нет необходимости отбивать: при включении и выключении орудий ориентируются по первому проходу.

Читайте также:  Почва для гортензии метельчатой ванила фрейзи

Для лучшей разделки пластов плотной почвы применяют диагональный, а при необходимости и перекрестно-диаго-нальный способы движения. На полях с длиной гонов менее 300 м применяют круговой способ движения.

Предпочтительный способ движения агрегатов с лемешными лущильниками — всвал и вразвал с чередованием загонов. В этом случае поле разбивают на загоны оптимальной ширины (табл. 54).

Работа агрегатов. При спаренной работе дисковых лущильных агрегатов на одном загоне движение агрегаты начинают с середины поля или с его диагонали, постепенно расходясь к краям.

При первом проходе проверяют качество обработки и при необходимости вносят изменения в регулировку. Глубина обработки дисковых орудий уменьшается с увеличением скорости. Поэтому выбрав оптимальное значение скорости (для дисковых орудий 7—10 км/ч), уточняют угол атаки дисков: при недостаточной глубине обработки угол атаки увеличивают, и наоборот. При неравномерной глубине перераспределяют балласт.

Смежные проходы для исключения огрехов перекрывают на 15—20 см. Следят за своевременной очисткой дисковых батарей от набивающейся между ними земли и растительных остатков. После обработки поля взлущивают поворотные полосы.

Контроль качества работы. Подрезание сорных растений проверяют в 4—5 местах по диагонали поля. Глубина обработки проверяется (линейкой) в 15 местах. Допустимое отклонение 1—2 см.

Недостаточная слитность взрыхленного слоя, недорез пласта и значительное количество неподрезанных сорняков обычно результат работы при недостаточном угле атаки дисков. При наличии таких недостатков работа бракуется и подлежит выборочной или полной переделке.

От качества этой решающей операции в значительной степени зависит эффективность возделывания сельскохозяйственных культур.

Полное удовлетворение агротехнических требований к вспашке — обязательное условие высокой культуры сельскохозяйственного производства.

Основные требования следующие.
1. Глубина обработки устанавливается в каждом случае с учетом почвенных условий и требований возделываемых Культур с допустимым отклонением не более 5%. Глубина под свальными проходами должна быть не меньше половины заданной.
2. Оборот пласта должен быть полным, вспаханный слой рыхлым, с количеством глыб в слое не более 15% по объему, пожнивные остатки, сорняки, органические и минеральные удобрения полностью заделаны.
3. Борозды должны быть прямолинейными с равномерной гребнистостью (при вспашке без прикатывания), без огрехов, при вспашке комбинированным агрегатом с кольчато-шпоровым катком поверхностный слой должен быть слитным и мелкокомковатым.
4. Поверхность вспаханного поля не должна иметь глубоких разъемных борозд и высоких свальных гребней, а также разрывов между смежными проходами плуга.
5. Поля на уклонах пашут поперек (по горизонталям).
6. Поворотные полосы должны быть запаханы.

Высокое качество вспашки достигается при ее проведении в состоянии технологической спелости почвы, зависящей от влажности. Поэтому важное значение имеет своевременность обработки.

Подготовка агрегатов. Большое количество типоразмеров плугов позволяет составлять оптимальные пахотные агрегаты как по удовлетворению агротехнических требований, так и по экономическим показателям применительно к различным производственным условиям (табл. 55).

Ширина захвата агрегатов подбирается с учетом глубины обработки и удельного сопротивления путем снятия отдельных корпусов.

В зависимости от условий и требований к обработке плуги укомплектовывают соответствующими корпусами и дополнительными рабочими органами (почвоуглубителями, рыхлящими лапами, удлинителями отвалов и др.), а также агрегатируют с другими орудиями (катками, стругами, боронами).

Качество вспашки и минимум энергозатрат достигаются при полной технической исправности плугов. Поэтому необходимо следить за чистотой рабочих поверхностей корпусов, остротой режущих кромок лемехов и рыхлящих лап.

В тракторной бригаде Героя Социалистического Труда А. В. Гиталова внимательно следят за остротой режущих кромок лемехов. При вспашке сравнительно сухой почвы под зябь или пар уже через 10 ч работы ширина фаски истирания лемехов достигает 2—3 мм, тяговое сопротивление возрастает до 30%. В этих условиях в бригаде установлен порядок своевременной замены лемехов. Каждый пахотный агрегат имеет комплект оттянутых и отточенных лемехов. Все отверстия точно подогнаны, все гайки на болтах подходят под один размер ключа, резьба на болтах исправна.

Замена полного комплекта лемехов основных корпусов и предплужников занимает 12—15 мин.

Подготовка поля. Применение энергонасыщенных высокопроизводительных агрегатов требует особо тщательной подготовки полей. Должны быть удалены все препятствия, которые могут вызвать простои (камни, солома, растительные остатки).

Предпочтительные направления вспашки — вдоль большей длины гонов, поперек склонов.

Наряду с общепринятыми способами движения: тоновым петлевым с чередованием вспашки загонов всвал и вразвал и беспетлевым комбинированным скоростные пахотные агрегаты позволяют применять новые, более прогрессивные способы вспашки, обеспечивающие высокое качество пахоты—беззагонно-круговой (конвертный) иго-новый на уширенных загонах с повышенной скоростью холостых заездов.

Преимущество этих способов в том, что они не требуют разбивки поля на сравнительно узкие загоны.

Кайму пашут круговым способом по часовой стрелке с перекрестно-петлевыми поворотами на углах. При этом способе получается гладкая пахота, за исключением одного свального гребня в середине поля.

Гоновый способ на уширенных загонах применяют при работе скоростных агрегатов с длиной гонов не менее 1000 м. Ширина уширенного загона зависит от скорости холостого хода агрегата. При скорости холостого хода агрегата 11— 12 км/ч загон целесообразно делать шириной около 200—220 м, но кратной числу кругов агрегата. Так, для пахотного агрегата из трактора К-700 с плугом ППЛ -8-35 ширину загона целесообразно устанавливать в 224 м, делая на загоне по 40 кругов; для трактора Т-150 (Т-150 К)—210 м, делая на загоне по 50 кругов.

Поверхность поля при этих способах получается выровненной, что облегчает проведение последующих обработок на повышенных скоростях. ,

Как показывает производственный опыт, плуги ПЛН -5-35 и ПЛП -6-35, работающие при скорости 7—9 км/ч, быстрее забиваются стерневыми остатками, на очистку от которых затрачивается много времени, что снижает производительность агрегатов. Поэтому одним из основных условий эффективной работы скоростных пахотных агрегатов является тщательная очистка полей перед вспашкой от всех растительных остатков.

Работа пахотных агрегатов, как правило, организуется групповым способом. Достаточно высокая техническая надежность современных пахотных агрегатов позволяет вести вспашку на одном загоне звену из 3—4 тракторов. При этом целесообразно агрегаты распределить на примерно равном расстоянии по периметру загона, чтобы они не задерживали Друг друга.

Повышение скоростей движения на всех видах работ вызывает необходимость при вспашке по возможности уменьшать высоту свальных гребней, обычно достигающую Ю—15 см. Значительного снижения высоты свального гребня можно достигнуть, если на месте свального гребня за Два прохода распахать развальную борозду глубиной несколько больше половины установленной глубины пахоты. Для первого прохода плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а задний брал на половину установленной глубины. При втором проходе задний корпус заглубляют еще на 4-5 см. В результате двух проходов образуется пологая развальная борозда. Ее запахивают всвал за два прохода плуга, установленного на полную глубину пахоты.

Читайте также:  При пикировке томатов нужно ли добавлять удобрения

Чтобы исключить простои, связанные с переналадкой плуга, предварительную распашку развальных борозд на местах гребней поручают выполнять наиболее опытному трактористу звена, который и проводит эту работу на всем поле.

Вслед за ним остальные члены звена приступают к вспашке на полную глубину без переналадки плугов.

Заделку развальных борозд после вспашки всего поля целесообразно выполнять специальными разравнивателями по типу снегопахов (два пеставленных под углом струга) на тяге колесного трактора. При глубине хода стругов 3—4 см борозда полностью заделывается. Производительность агрегата до 40 км развальных борозд за смену.

В передовых хозяйствах большое значение придают сокращению сроков проведения основной обработки почвы под посев. В четвертой бригаде колхоза «Кубань» Усть-Лабинского района Краснодарского края, возглавляемой М. И. Клепиковым, вспашку ведут в две смены. Для стимулирования труд в ночную смену оплачивают дополнительно 20% от тарифной ставки за норму, выполненную в дневную смену.

Хорошо используются мощные тракторы К-700 в колхозе имени Ленина Зерноградского района Ростовской области. Вспашка проводится на глубину 25—27 см комбинированным агрегатом (плуг ПН-8-35 с предплужниками, с катком, волокушей или вместо нее зубовой бороной), что позволяет хорошо выровнять поверхность поля, в необходимой степени уплотнить почву. Степень уплотнения регулируется балластом на каток. Работа ведется на повышенных скоростях (7,2—8,6 км/ч) в две смены группой из 2—3 пахотных агрегатов. Даже в условиях засушливой погоды трактористы А. Калашников и В. Кванин вспахивают за смену по 16—18 га при норме 11,7 га. Это позволяет сократить сроки подготовки почвы. Ранний подъем зяби вслед за уборкой дает в колхозе существенную прибавку урожайности зерновых культур —4—8 ц.

Контроль качества. От качества основной обработки почвы в значительной мере зависит конечный результат — урожай. Поэтому качеству следует уделять большее внимание.

Контроль ведут как текущий (в процессе работы), так и приемочный (после ее окончания).

Проверяют все основные показатели: глубину и равномерность (бороздомером 15—25 замеров), гребнистость и равномерность гребней (линейкой 10—12 замеров или визуально); глыбистость (по числу глыб поперечником более 10 см— метровой рамкой 6—7 замеров или визуально); разделку свальных гребней и заделку развальных борозд (линейкой 10—12 замеров или визуально); запашку растительных остатков и удобрений (визуально).

Оценку качества вспашки целесообразно проводить по балльной системе.

Если при оценке качества вспашки исполнитель наберет Ю—12 баллов, его работа оценивается «отлично»; при сумме 8—9 баллов — «хорошо»; при сумме 6—7 баллов— «удовлетворительно»; при сумме 5 и менее работа бракуется и оплате не подлежит.

В бригаде Героя Социалистического Труда ОД, И. Клепикова (колхоз «Кубань» Усть-Лабинского района Красно-дареного края) оплата труда механизаторов производится за количество произведенной работы и ее качество. При выполнении работы с оценкой «отлично» механизатор получает 120%, с оценкой «хорошо» — 100%, а с оценкой «удовлетворительно»— всего75% установленной оплаты за выполненный объем работы. Такая система позволяет достигать высокого качества работы. В результате растет и производительность труда и сбор продукции с единицы площади.

Безотвальная обработка почвы

Безотвальная обработка плоскорезными орудиями-глубокорыхлителями-плоскорезами и культиваторами-пло-скорезами —- основной способ обработки почвы в зоне ветровой эрозии. Обработка без оборота пласта позволяет сохранить на поверхности растительный покров, предотвращающий возможность ветровой эрозии, уменьшает испарение влаги.

Подготовка агрегатов. Оптимальная скорость при обработке плоскорезом-глубокорыхлителем КПГ -250 6—8 км/ч, тяговое сопротивление при глубине 25—27 см составляет 2500—3200 кгс.

Один глубокорыхлитель агрегатируется с трактором класса 3 или 4 тс. Трактор К-700 работает с глубокорыхли-телем КПГ -2-150.

Для подрезания корней горчака розового применяется универсальный культиватор-плоскорез КПУ -400, который имеет по две сменныелапы, обеспечивающие глубину обработки до 16, 16—24 и 24—30 см и соответственно рабочую ширину захвата 4, 3 и 2 м. Орудие агрегатируется с тракторами класса 3 тс.

При обработке на глубину до 16 см культиваторами-пло-скорезами КПП -2,2 оптимальная скорость 8—10 км/ч, тяговое сопротивление орудия 1500—1800 кгс. С тракторами класса 3 или 4 тс агрегатируются два культиватора с помощью средней секции сцепки СП-15. С тракторами 4 тс в более легких почвенных условиях могут работать три культиватора.

Трактор К-700 агрегатируется с тремя-четырьмя культиваторами.

Для обеспечения высокого качества работы, уменьшения забивания лап растительными остатками и распыления почвы важно проверить остроту режущих кромок лап.

Затылочная фаска затупления лапы не должна превышать 1 мм.

Чтобы предотвратить залипаиие нижней части стоек землей, растительными остатками (такое залипание уширяет стойку в 2—3 раза, ведет к повреждению стерни и уве-личению тягового сопротивления на 10—-12%), на плоскость долота лапы приваривают наклонные ножи высотой 20— 22 см. При наличии таких наклонных ножей перед стойками не разрезанные ими растительные остатки (солома, корневища пырея, вьюнка полевого) поднимаются по кромке и не забивают нижнюю часть стойки.

При обработке плоскорезами недопустимы огрехи. Поэтому агрегат оборудуют ходоуказателями. Подвеска ходо-указателя устанавливается над следом щели, образованной крайней стойкой плоскореза. При этом захват агрегата должен перекрываться на 10—15 см.

Работа агрегатов. Наиболее эффективна групповая работа агрегатов, при которой обработку большого массива ведет звено из 3—5 агрегатов с таким расчетом, чтобы закончить ее за 1—2 суток. При обработке плоскорезами применяется челночный способ движения. Поскольку единственным ориентиром при плоскорезной обработке является щель, образованная стойкой, агрегат должен направляться так, чтобы подвеска ходоуказателя располагалась строго над щелью.

На плотных почвах при густой стерне и сравнительно мелкой обработке (до 16 см) лапы могут идти неустойчиво. В этих условиях устойчивая глубина хода лап обеспечивается дополнительной нагрузкой. На раму культиватора накладывают ящики с балластом от 60 до 100 кг на метр захвата, в зависимости от плотности почвы.

Необходимо внимательно следить за остротой режущих кромок лап, своевременно их точить и оттягивать.

Контроль качества обработки плоскорезами проводится по четырем показателям. Глубина рыхления проверяется металлическим стержнем диаметром 10 мм по ширине захвата каждой жесткой секции орудий на расстоянии 0,2 м от стыковых проходов лап в 20 местах по диагонали поля. Полученное значение средней глубины уменьшается на 25%—на величину вспушенности почвы.

Повреждение стерни определяют визуально, не принимая во внимание повреждения ее ходовой частью трактора. Огрехи также устанавливают визуально по расстоянию между следами прохода крайних лап агрегата в смежных проходах: если расстояние между смежными щелями больше ширины захвата — имеется огрех.

Качество обработки поворотных полос определяется визуально по отсутствию огрехов, выбросов земли и так называемых гитар.

Источник

Adblock
detector