Комплектование машинно-тракторного агрегата для основной обработки почвы.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Инструкционно — технологическая карта
на выполнение практической работы
по УП 01.«Эксплуатация и техническое обслуживание
сельскохозяйственных машин и оборудования»
Группа – Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Инструкционную карту подготовил мастер производственного обучения Кадыргулов Ильнур Камилович ГБПОУ ЗАПК с.Старосубхангулово
Тема: Комплектование машинно-тракторного агрегата для основной обработки почвы. МТЗ-80+ПЛН 3-35;
Цель занятия: Углубить и расширить знания по подготовке и регулировке навесного плуга.
Задачи:
образовательная — проводить проверку технического состояния плуга, устранять неисправности, готовить плуг к работе и регулировать рабочие органы плуга;
развивающая — развивать творческий потенциал; способствовать развитию умений и навыков самостоятельного труда;
воспитательная – воспитывать исполнительность и техническую грамотность; формировать творческий подход в изучении профессионального модуля.
иметь практический опыт:
выполнения разборочно-сборочных работ сельскохозяйственных машин и механизмов;
выполнения регулировочных работ при настройке машин на режимы работы;
выявления неисправностей и устранения их;
знать:
классификацию, устройство и принцип работы плугов;
назначение, устройство и принцип работы оборудования и агрегатов, методы устранения неисправностей.
уметь:
определять техническое состояние;
разбирать, собирать и регулировать рабочие органы сельскохозяйственных машин;
Норма времени: 6 часа.
Оснащение рабочего места: плуг ПЛН-3-35 в агрегате с трактором «Беларус» МТЗ-80, комплект слесарного инструмента, трафарет для расстановки корпусов, металлические подставки, линейки длиной 0,5 и 1, 0 метр, отвес, универсальный набор щупол, универсальные подкладки, техническое описание и инструкция по эксплуатации, плакаты.
Правила техники безопасности на рабочем месте:
«Общие требования техники безопасности и противопожарные мероприятия при проведении лабораторно-практических занятий». «Меры безопасности при выполнении слесарных работ».
Содержание работы и последовательность выполнения операций:
1. Вводный инструктаж.
2. Установить плуг с трактором на площадку с твёрдым покрытием и проверить: комплектность; техническое состояние и крепление основных рабочих органов. Устранить отмеченные недостатки.
3. Проверить сборку рабочих корпусов и предплужников. Правильно собранные рабочие корпуса и предплужники отвечают следующим техническим условиям:
— зазоры в стыке лемехов и отвалов не должны превышать 1 мм;
— выступание отвала (по стыку) над лемехом не допускается, а выступание лемеха (по стыку) по отношению к отвалу разрешается до 2 мм;
— в плоскости полевого обреза, в месте стыка отвала, отвал не должен выступать за лемех, обрез лемеха не должен выступать за обрез отвала в сторону поля более 10 мм;
— головки болтов на поверхности отвала, лемеха, на полевой доске должны быть зашлифованы заподлицо с рабочей поверхностью, допускается утопание головок специальных болтов до 1 мм;
— выступание стойки рабочего корпуса за полевой обрез отвала не допустимо.
4. Отрегулировать навесное устройство трактора и установить раму плуга в горизонтальное положение:
— регулирование навесного устройства трактора сводится к регулировке длины ограничительных цепей механизма навески трактора, так, чтобы обеспечить свободу качания шарниров продольных тяг в горизонтальной плоскости 120 мм в каждую сторону от среднего положения, плуг при этом опущен над поверхностью площадки на расстоянии 2-3 см. Затем поднять плуг в транспортное положение, выворачивая болты из кронштейнов ограничительных цепей. Натянуть цепи так, чтобы они незначительно провисали, обеспечивая раскачивание орудия не более чем на 20 мм;
— установка рамы плуга в горизонтальное положение выполняется центральной (винтовой) тягой и левым и правым раскосами навесного устройства трактора.
5. Отрегулировать по трафарету правильность расстановки рабочих корпусов, ослабив крепление рабочих корпусов на раме плуга:
— расстояние между рабочими корпусами (по ходу плуга) должно быть таким, чтобы была возможность установить предплужник и плуг имел бы достаточную сепарацию. Обычно принимают расстояние между рабочими корпусами равное (2,0…..2,2) • В, где В – ширина захвата рабочего корпуса в см.;
— рабочие корпуса размещают на раме плуга последовательно со смещением ширины захвата рабочего корпуса в сторону непаханого поля с некоторым перекрытием Δ В = 25….75 мм, которое способствует полному подрезанию пласта при небольших отклонениях плуга от прямолинейного движения;
— затянуть крепление рабочих корпусов к раме плуга.
6. Установить в соответствии с техническими условиями предплужники и дисковый нож:
— предплужники расстанавливают так, чтобы расстояние между носками лемехов предплужников и рабочих корпусов по горизонтали равнялось 28-30 см, а глубина их хода – 10-12 см. При глубине пахоты: 20,22,25 и 27 см стойку предплужника закрепляют соответственно на 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом отверстиях, считая от верха;
— полевой обрез предплужника должен совпадать с полевым обрезом рабочего корпуса или выступать в сторону поля на 10-20 мм;
— дисковый нож устанавливают так, чтобы его центр находился над носком предплужника, режущая кромка дискового ножа располагается на 2-3 см ниже носка лемеха предплужника, плоскость диска ножа – на 1-2 см в сторону поля от полевого обреза предплужника.
Рис.1 Схема установки предплужника и дискового ножа относительно корпуса плуга.
7. Проверить и отрегулировать торцевое биение, вращение, установку опорного колеса на заданную глубину пахоты:
— опорное колесо плуга устанавливается на 1/3 расстояния между носками переднего и заднего рабочих корпусов;
— торцевое биение и вращение опорного колеса регулируется с помощью гайки на оси ступицы опорного колеса;
— заданная глубина пахоты устанавливается винтовым механизмом регулировки опорного колеса и регулировкой тяг навесной системы трактора. Плуг должен стоять на площадке с твёрдым покрытием так, чтобы все носки лемехов и пятки полевых досок рабочих корпусов упирались в поверхность площадки, глубина устанавливается на 2-3 см меньше заданной (учёт деформации почвы). Нормальный рабочий захват – установкой рабочего захвата переднего рабочего корпуса на 300 или 350 мм, в зависимости от наладки рамы.
Источник
Образец письменной экзаменационной работы Тема: «Комплектование машинотракторных агрегатов для основной обработки почвы» Профессия:11080.02 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства
Образец письменной экзаменационной работы Тема: «Комплектование машинотракторных агрегатов для основной обработки почвы»
Просмотр содержимого документа
«Образец письменной экзаменационной работы Тема: «Комплектование машинотракторных агрегатов для основной обработки почвы» Профессия:11080.02 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»
Министерство образования и молодежной политики
ГБОУ СПО «Государственный агротехнический колледж»
Тема: «Комплектование машинотракторных агрегатов для основной обработки почвы»
Профессия:11080.02 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства
Работу выполнил обучающийся
Курс 3 группа №36
Сельскохозяйственный агрегат — это сочетание мобильных машин с энергетическими средствами, передаточными и вспомогательными устройствами. Агрегаты могут быть стационарные и мобильные; прицепные, навесные и полунавесные; простые и комплексные; с передним, боковым и задним расположением машин относительно трактора; с емкостью и без нее и т. д.
Исходными данными для комплектования и подготовки агрегата являются агротехнические требования к выполнению конкретной операции в заданных условиях. Эти требования предопределяют выбор трактора и рабочей машины или нескольких машин на соответствующей сцепке, оборудование их соответствующими рабочими органами, а также дополнительными устройствами и приспособлениями для облегчения управления, технологического обслуживания, удовлетворения требований техники безопасности и др.
При наличии нескольких конструкций сельскохозяйственных машин для выполнения одних и тех же технологических процессов выбирают лучший вариант с учетом конкретных условий. Например, при вспашке отвальными плугами на неровном рельефе более качественную вспашку обеспечивают прицепные плуги небольшого захвата. Навесные многокорпусные плуги в этих условиях хуже копируют рельеф поля, особенно в продольном направлении.
Плуги со скоростными корпусами неэффективно применять, если трактор по своей мощности не может обеспечить необходимую скорость по всей длине гона.
Количественный состав полевого агрегата определяется тяговыми свойствами энергетического средства и сопротивлением агрегатируемой машины. Загружать трактор или самоходную машину можно по-разному: увеличивать ширину захвата, повышать скорость движения или же комплектовать комбинированный агрегат, выполняющий одновременно несколько технологических операций. При этом всегда необходимо добиваться оптимальной загрузки трактора.
Для большинства случаев правильным решением поставленных задач следует считать такое, которое предусматривает комплектование, по возможности, широкозахватных или комбинированных агрегатов и только после этого догружение трактора путем повышения скорости. Такой подход должен соблюдаться, прежде всего, при комплектовании и использовании металлоемких агрегатов или тогда, когда с повышением скорости резко возрастает удельное сопротивление обрабатываемого материала. В редких случаях потери энергии, вызванные увеличением скорости, компенсируются качеством выполнения работы.
Цель данной работы доказать, что правильно скомплектованный агрегат может обеспечивать качественное выполнение работ, высокую производительность, оптимальную загрузку двигателя, максимально возможную механизацию вспомогательных работ.
Под основной обработкой понимают первую наиболее глубокую обработку почвы, из которых рассмотрим лишь широко распространенные.
Вспашка выполняется плугами с отвалами различной конструкции, что определяет несходство по составу производимых технологических операций и качеству их исполнения. Плуги с винтовыми отвалами хорошо оборачивают пласт почвы, но плохо его крошат, напротив, плуги с цилиндрической поверхностью отвала хорошо крошат пласт почвы, но плохо его оборачивают.
Если при работе плуга пласт почвы полностью оборачивается (на 180°), то говорят о вспашке с оборотом пласта. При неполном опрокидывании пласта почвы и косой его постановки (на 135°) на ребро, то говорят о вспашке с взметом пласта.
Обработка почвы на глубину до 8 см (посевной слой) называется поверхностной, а на 8-16 см — мелкой. Целесообразность проведения таких обработок обуславливается или необходимостью создать наиболее благоприятное условие для размещаемых в посевном слое семян культур или же ограниченностью по ряду агротехнических и хозяйственных причин провести более глубокие обработки.
Лущение жнивья выполняют на полях, которые освободились из-под зерновых культур, оставляющих на поле стерню, или после уборки других однолетних культур (просо, гречиха, однолетние травы, кукуруза и т.п.). В стерне и сохранившихся растительных остатках обитают и продолжают размножаться вредные насекомые и микроорганизмы, вегетатируют и плодоносят пожнивные и многолетние сорняки, а сильно распыленный и уплотненный при многочисленных проходах почвообрабатывающих и уборочных машин верхний слой очень интенсивно теряет влагу и без того пересохшей почвы. Лущение, проводимое сразу после уборки культуры обычно на глубину 6-8 см, а в засушливых районах нередко с прикатыванием в агрегате, одновременно решает ряд важнейших задач: подрезая сорняки, лишает вредные организмы свежего органического вещества как источника пищи; заделывая семена сорняков в более влажный слой почвы, провоцируют их к прорастанию; взрыхленный верхний слой почвы как естественная мульча резко сокращает физическое испарение влаги и позволяет без ухудшения качества провести последующую основную вспашку на две-три недели позднее, избегая чрезмерной напряженности в полевых работах.
Дискование как прием выполняет те же технологические операции (крошение, рыхление, перемешивание, частичное оборачивание, подрезание сорняков), что и лущение жнивья дисковыми орудиями. Однако оно чаще применяется на вспаханных полях для разделки крупных глыб, заделки широких борозд, выравнивания гребней и микролиманов и предварительно перед вспашкой для разрезания и разделки плотной дернины многолетних сеяных и луговых трав (БДТ-3,3; БДНТ-3,5 и др.), для измельчения перекрестным дискованием (или лущением) корневищ пырея и органов вегетативного возобновления других многолетников (осот полевой, свинорой пальчатый и др.).
Культивация предназначена для сплошной на глубину 5-12 см или междурядной до 16 см обработки почвы, при которой происходит крошение, рыхление, частичное перемешивание почвы и подрезание сорняков и прежде всего отпрысков не позднее фазы 3-4 листьев у розеток многолетних сорняков.
Особенно она необходима для сплошной обработки непосредственно перед посевом культуры, чтобы создать выравненное под взрыхленным слоем «плотное ложе» для семян культуры. Располагаясь на плотном ложе, семена быстро набухают, поглощая поступающую снизу к ним по капиллярам почвенную влагу и дружно прорастают.
Боронование почвы применяют во всех системах обработки и используются для этого различные конструкции борон.
Первоочередным приемом с началом полевых работ на вспаханных полях является ранневесеннее боронование («закрытие влаги», «покровное боронование»), а также поперечное боронование хорошо перезимовавших посевов озимых, обычно выполняемое в период физической спелости почвы зубовыми боронами с рамой жесткой конструкции
Машинно-тракторный агрегат — это соединение источника энергии (трактора) с рабочими машинами. По способу соединения машин с трактором различают агрегаты прицепные, полунавесные, навесные и смешанные. По числу одновременно выполняемых технологических операций агрегаты могут быть однородные или комплексные, выполняющие две, три или несколько операций.
Машинно-тракторные агрегаты комплектуют из машин, входящих в машинно-тракторный парк (МТП) хозяйства, состоящий из тракторов различных моделей, прицепов, навесных, полунавесных и самоходных сельскохозяйственных машин. Состав МТП подбирают для каждого предприятия так, чтобы добиться получения плановых объемов продукции при наименьших затратах труда и материальных ресурсов.
Буксование трактора вызвано недостаточным сцеплением его движителей с почвой из-за проскальзывания их в сторону, противоположную направлению движения трактора, что снижает его поступательную скорость. Буксование не только вызывает потерю части эффективной мощности дизеля, но и ухудшает структуру почвы, снижая ее плодородие.
Уменьшение буксования, а следовательно, повышение проходимости по местности у тракторов Т-150К и К-701 достигается включением второго ведущего моста и увеличением сцепного веса заливкой в шины жидкости.
При комплектовании агрегата следует добиваться получения заданных показателей по качеству проводимой технологической операции при наиболее полном использовании тяговых и скоростных возможностей трактора. Трактор в агрегате должен работать с нагрузкой 94. 96% от номинальной.
Скорость движения агрегата устанавливают, исходя из агротехнических требований с учетом микро- и макрорельефа поля.
Известно несколько способов составления агрегатов для полевых и транспортных работ, но наиболее широкое распространение получил способ, при котором, используя заводские и справочные рекомендации, а также накопленный опыт работы, подбирают машины и сцепку для них, составляют МТА и проверяют его в работе.
Комплектуют, регулируют и технологически настраивают агрегат трактористы-машинисты совместно со слесарями производственной базы отделения (бригады) или машинного двора под контролем специалиста на регулировочной площадке.
Порядок комплектования МТА К машинно-тракторному агрегату предъявляются различные требования, которые в определенной степени могут противоречить друг другу. Высокое качество выполнения технологического процесса большого числа полевых работ достигается на малых скоростях, а для достижения наибольшей производительности необходимо работать при заданной ширине захвата на возможно большей скорости. Максимальная производительность агрегата достигается при параметрах, не соответствующих минимальным эксплуатационным и приведенным затратам. С другой стороны, повышение производительности связано с увеличением мощности трактора, а значит и его массы, что приведет к большему уплотнению почвы. Увеличение скорости приводит к росту производительности, но при этом возрастает вибрация на рабочем месте механизатора. Кроме этого, с ростом скорости увеличивается частота управляющих воздействий со стороны механизатора, что приводит к росту утомляемости.
Комплектование МТА для выполнения заданной работы предусматривает последовательное решение ряда вопросов: выбор энергетического средства, рабочей сельскохозяйственной машины и сцепки, обоснование режима работы, составление агрегата в натуре и выполнение технологических регулировок, настраивающих агрегат для работы в заданных условиях. Окончательная настройка агрегата на выполнение заданной работы осуществляется в поле в течение первых проходов и корректируется в течение рабочей смены в зависимости от изменения условий.
Выбор состава агрегата Его начинают с выбора энергетического средства, которое наилучшим образом подходит для выполнения за данной работы и конкретных условий эксплуатации. Следует отметить, что для выполнения каждой технологической операции в заданных условиях требуется трактор определенной мощности, при которой приведенные затраты будут минимальные. Производительность агрегата с увеличением мощности возрастает и достигает максимального значения при достаточно больших значениях мощности.
При выборе марки трактора с учетом требующегося диапазона мощности необходимо учитывать состояние поля, агротехнические сроки проведения работ и характер выполняемой работы.
При выборе рабочей сельскохозяйственной машины необходимо учитывать прежде всего возможность выполнения технологической операции и возможность работы с трактором данной марки.
Выбор сцепки и составление МТА В зависимости от вида выполняемой работы используют различные схемы навески сельскохозяйственных машин на трактор (рис. 3).
Рис. 3. Схемы навески машины на трактор:
а — задняя; б — передняя; в — передняя и задняя боковая; г — боковая серединная;
д — передняя и боковая серединная; е — задняя и две боковые серединные; ж — передняя и две боковые серединные; з — передняя и задняя.
При использовании тракторов новой компоновки и мобильных энергетических средств сельскохозяйственные машины или отдельные их элементы дополнительно размещают на специальных площадках или отдельных технологических модулях.
При необходимости использования в составе агрегата более двух машин для их соединения используют сцепные устройства различной конструкции (рис. 4).
Рис. 4. Схемы расположения машин в агрегате с использованием различных сцепных устройств:
а — фронтальные универсальные сцепки; б — специальные сцепки
1 — прицепная; 2 — шахматная навесная; 3 — шахматная прицепная;
4 — навесная для двух орудий; 5 — прицепная бесколесная; 6 — для жаток при
ассиметричном расположении; 7 — для жатвенно-лущильного агрегата при уравновешенном расположении.
Составление агрегата включает в себя решение ряда задач: выбор сцепки, подготовку трактора к выполнению заданной работы, регулировку навесной системы трактора для работы с выбранной машиной, навешивание машины на трактор и выполнение соответствующих технологических регулировок.
Технологическая наладка агрегата предусматривает проведение комплекса регулировочно-наладочных операций согласно агротехническим требованиям к выполнению сельскохозяйственных работ. В ходе наладки проверяют правильность расположения рабочих органов почвообрабатывающих и посевных машин, регулировку их на необходимую глубину обработки почвы, заделки семян или высоту среза, норму высева семян и равномерность их распределения и соблюдение ряда других требований.
Операции по технологической настройке машин удобно производить на специально оборудованных площадках, расположенных на машинном дворе.
Остановимся на комплектовании МТА для основной обработки почвы.
Вспашка Цель вспашки: разрыхлить обрабатываемый слой почвы, заделать в почву минеральные и органические удобрения, сорную растительность и пожнивные остатки.
Направление пахоты выбирают в зависимости от предыдущей вспашки, размеров, конфигурации и рельефа поля. Желательные направления: поперек предыдущей пахоты, поперек склонов — для борьбы с водной эрозией.
Подготовка агрегатов к работе Допустимые отклонения не должны превышать следующих размеров лемеха: по ширине 10 мм; по длине спинки 5 мм; по длине лезвия 15 мм; толщина лезвия 1 мм; выступание лемеха за отвал 10 мм; выступание головок болтов крепления лемеха не допускается. Подготовку плугов проводят на бетонированной площадке.
Под гусеницы (колеса) трактора подкладывают бруски толщиной на 2-3 см меньше заданной глубины пахоты. Такие же бруски устанавливают и под опорное колесо плуга. Для проверки правильности установки корпусов между первым и последним натягивают шнур. Корпуса должны носками лемехов касаться шнура или отклоняться от него не более чем на 5 мм. Регулируют подкладыванием пластинок под крепления стойки или лемеха. Устанавливают центр дискового ножа против носка последнего предплужника, а режущую кромку — на 20—30 мм ниже лемеха предплужника. Плоскость диска ножа смещают на 10—25 мм в сторону поля от полевого обреза предплужника.
Скорости движения должны составлять для пахотных агрегатов с обычными корпусами 1,4—2,2 м/с, со скоростными — 2,2—3,3 м/с. Опущенный на регулировочную площадку плуг должен всей поверхностью лемехов касаться площадки. Такое положение достигают регулировкой длины раскосов и центральной тяги. Заднее колесо плуга должно находиться в одной плоскости с задним корпусом. При этом регулировочный болт механизма заднего колеса устанавливают так, чтобы его головка слегка касалась упора.
Боковое перемещение плуга относительно продольной оси трактора (120 мм в каждую сторону от середины) регулируют стяжными гайками изменяя длину ограничительных цепей в поднятом положении плуга (1—2 см над полем.)
Изменением длины верхней тяги механизма навески трактора регулируют навесные 4 — 5-корпусные плуги на равномерность глубины пахоты: в продольной плоскости. В поперечной плоскости — изменением длины раскосов механизма навески; 8-корпусные—изменением положения по высоте переднего и заднего опорных колес; полунавесные 6-корпусные — вращением упорного болта механизма заднего колеса и изменением длины раскосов навески трактора. Передние концы нижних продольных тяг соединяют вместе и закрепляют на одном шарнире, установленном на нижней оси навески трактора по центру. Добиваются, чтобы рама плуга была расположена параллельно поверхности поля, все корпуса заглублялись на заданную глубину вспашки, полевые доски корпусов и продольная балка были параллельны направлению движения агрегата, а передний корпус отрезал пласт нормальной ширины захвата. Перекос рамы устраняют изменением длины раскосов механизма навески трактора. Вращением винта механизма опорного колеса регулируют глубину вспашки. Колесо должно катиться по поверхности поля выше опорной плоскости корпусов плуга на глубину вспашки. У полунавесных плугов регулируют механизм заднего колеса так, чтобы между опорной плоскостью и концом полевой доски заднего корпуса образовался просвет, равный 1,5—2 см.
На вспашке используют самые мощные из имеющихся в хозяйстве тракторы. Плуг выбирают с учетом состояния почвы, заданной глубины и скоростного режима: К-701 + ПН-8-35, Т-4А +ПЛП-6-35, Т-150 +ПЛН-5-35, Т-150К +ПЛП-6-35, ДТ-75М, МТЗ-80 +ПН-3-35.
Безотвальная обработка почвы Цель безотвальной обработки: разрыхлить почву и уничтожить сорную растительность на стерневых фонах с максимальным сохранением стерни и пожнивных остатков на поверхности поля для защиты пахотных земель от ветровой эрозии.
Состав агрегата выбирают согласно заданным условиям работы. На твердых и уплотненных сухих почвах поле обрабатывают тяжелыми гидрофицированными прицепными культиваторами КПЭ-3,8А.
Культиватор-плоскорез КПШ-9 используют для обработки почвы на глубину до 16 см, а удобритель КПГ-2,2 — для подпочвенного внесения минеральных удобрений одновременно с плоскорезной обработкой почвы на глубину до 30 см. Для работы с навесными культиваторами механизм навески трактора перестраивают на трехточечную схему, а с прицепными орудиями — устанавливают прицепное устройство.
При работе с четырьмя-пятью культиваторами — плоскорезами КПП-2,2 разворачивают боковые крылья и соединяют их с центральной секцией сцепки СП-16 (два-три орудия агрегатируют с центральной секцией). На сцепке размечают места присоединения культиваторов-плоскорезов и расставляют прицепные серьги. Расстояние между отметками должно быть таким, чтобы в стыках двух орудий величина перекрытий составляла 10 см (рис. 7). Ставят культиваторы-плоскорезы на площадку в шеренгу, подкатывают сцепку и соединяют орудия.
Рис. 7. Разметка мест присоединения культиваторов – плоскорезов.
Лущение Цель лущения: заделать пожнивные остатки, подрезать сорную растительность, спровоцировать к прорастанию семена сорняков для последующего уничтожения вспашкой, разрыхлить поверхностный слой почвы, повысить качество крошения пласта и снизить до 35 % тяговые усилия плуга при последующей вспашке.
Широкозахватные лущильные агрегаты применяют на больших участках, на малых целесообразнее использовать навесные агрегаты меньшего захвата. Орудия регулируют и настраивают на специальных регулировочных площадках. При подготовке агрегата подтягивают крепления, проверяют состояние лемехов, отвалов и полевых досок, смазывают подшипниковые узлы. Проверяют комплектность и исправность всех механизмов и узлов орудий. Особое внимание обращают на затяжку гаек батарей и наличие чистиков. Подтягивают крепления узлов, регулируют положение скребков, смазывают трущиеся детали и устанавливают необходимый угол атаки дисковых батарей.
Боронование Цель боронования — разрыхлить поверхностный слой почвы до мелкокомковатого состояния, частично выровнять поверхность пашни и уничтожить проросшие сорняки. Тип борон по массе выбирают в соответствии с состоянием почвы: тяжелые бороны — для плотных почв, а средние — для мало- и среднеуплотненных. На весеннем бороновании применяют гусеничные тракторы, обладающие лучшей проходимостью на влажных почвах.
Подготовка агрегатов к работе Сцепку устанавливают на регулировочную площадку, проверяют комплектность, техническое состояние, правильность сборки, крепления, смазку. Размечают на сцепке места присоединения борон. Гидрофицированную сцепку СГ-21А устанавливают на площадке в рабочем положении, брусья разводят в стороны, чтобы они составляли прямую линию. Начиная с середины сцепки, расставляют на брусьях хомуты для присоединения борон, установив первые на 25 см вправо и влево от середины, а остальные — через каждые 50 см. На центральной части бруса крепят 10 хомутов, а на боковых — по 16. У борон проверяют исправность звеньев. Изогнутые зубья и планки выравнивают или заменяют. Положив каждое звено бороны на площадку, проверяют длину зубьев по величине просветов между концами зубьев и опорной поверхностью их заостренной части, а также отклонение зубьев от вертикали.
Деформация рамы не допускается; толщина заостренной части зуба — 2 мм; отклонение зуба от вертикали 5 мм; разница по длине зуба — 10 мм. Скос зуба направлен в одну сторону.
Длину цепей для борон выбирают из условия невыглубления бороны из почвы. Поводки присоединяют так, чтобы он был расположен скосом передней части вверх. Соединяют бороны между собой планками и цепями с крючками поперечной трубы механизма подъема. Домкратом устанавливают прицеп сцепки на уровне прицепа трактора и составляют агрегат. Соединяют гидросистему трактора с гидросистемой сцепки и проверяют их действие.
Культивация Цель культивации — разрыхлить поверхностный слой почвы до мелкокомковатого состояния на заданную глубину и выровнять его, уничтожить проростки и всходы сорняков, улучшить воздушный и водный режимы почвы, препятствовать капилярному подъему влаги и ее интенсивному испарению.
Комплектование агрегатов Культиваторные агрегаты комплектуют в зависимости от почвенных условий, размеров и рельефа полей и их конфигурации. Для обработки больших массивов применяют широкозахватные агрегаты с тракторами класса 3—5, а на мелких участках — тракторы класса 1,4 в агрегате с одним культиватором. На обработке тяжелых, уплотненных почв и стерневых фонов, а также переувлажненных почв применяют тяжелые культиваторы КПЭ-3,8Б.
К каждому культиватору присоединяют по четыре звена зубовых борон БЗСС-1,0, которые для этого оборудуют специальными приспособлениями.
Подготовка агрегатов к работе Чтобы подготовить сцепку, проводят необходимые регулировки узлов. Размечают сцепку для присоединения культиваторов. Культиватор устанавливают на регулировочную площадку. Проверяют комплектность, правильность сборки, техническое состояние, исправность и прямолинейность поводков, стоек рабочих органов, вилок подъема штанг, положение лезвий стрельчатых лап в горизонтальной плоскости, степень сжатия нажимных пружин.
При составлении агрегата негидрофицированные культиваторы присоединяют эшелонированным способом, а гидрофицированные — шеренговым. В первом случае культиваторы присоединяют в два ряда к сцепке: первый ряд — непосредственно к брусу сцепки, второй — к удлинителям.
Шеренговое агрегатирование производят с культиваторами КПС-4Г посредством сцепок СП-11 А, СП-16А. Чтобы обеспечить постоянство стыкового междурядья, культиваторы соединяют между собой соединительными шарнирами. При установке на сцепке СП-16А трех культиваторов средний прицеп ставят по центру — напротив центрального бруса сницы, а крайние — на расстоянии 3990 мм от него. При установке на сцепке СП-16А двух культиваторов используют только центральную секцию, а боковые крылья отсоединяют.
Обращают внимание на симметричность их расположения на сцепке. Перед выездом в поле к каждому культиватору присоединяют зубовые бороны. На поперечном брусе прицепа борон размечают места установки кронштейнов: для первых кронштейнов — на расстоянии 500 мм. К кронштейнам культиватора соединительными планками присоединяют по четыре звена средних зубовых борон БЗСС-1 и соединяют подъемные рычага цепями с предпоследней планкой борон.
Требования, предъявляемые к машинно-тракторным агрегатам. Эффективность механизации производственных операций и процессов зависит не только от технического совершенства машин, но и в значительной мере от того, насколько правильно они подобраны для агрегата данного назначения с учетом конкретных почвенных и других технологических условий работы.
Возможности составления рациональных агрегатов обусловливаются количеством и структурой имеющейся в хозяйстве техники.
Правильно составленный машинно-тракторный агрегат должен удовлетворять следующим основным требованиям:
-обеспечивать высокое качество работы в соответствии с агротехническими и зоотехническими требованиями — вписываться в междурядья с достаточной защитной зоной, обеспечивать проход над высокостебельными растениями, не повреждая их, не производить чрезмерного уплотнения и разрушения структуры пахотного слоя;
-соответствовать производственным условиям работы (размеру обрабатываемых участков, объему работ, состоянию обрабатываемого материала и т.п.);
-обеспечивать наименьшие затраты труда, средств и энергии на единицу обрабатываемой площади или собранной продукции;
-иметь возможно более высокий коэффициент полезного действия (меньшие потери мощности на самопередвижение и буксование);
-быть достаточно маневренным и удобным в обслуживании;
-обеспечивать нормальные условия работы механизаторов и рабочих, работающих на агрегате;
-машины, подбираемые для агрегата, должны быть взаимоувязаны по энергетическим показателям, с тем, чтобы обеспечивать оптимальную или близкую к ней загрузку двигателя и тем самым более высокую производительность агрегата. Кроме того, агрегат должен отвечать требованиям поточной организации выполнения производственного процесса, удовлетворять требованиям технологической преемственности предшествующей или последующей операции;
-создавать предпосылки для нормальной работы последующих машинно-тракторных агрегатов;
-нормальная сила тяги тракторов на принятой передаче должна быть использована в допустимых пределах;
-машины, входящие в агрегат, должны иметь высокую эксплуатационную надежность. Работать на них должно быть удобно.
Техника безопасности Рабочий, которому поручено соединить машину с трактором, должен стоять в стороне от нее до полной остановки подъезжающего трактора и начинать сцепку только после сигнала водителя.
Подъезжают к машине на низшей передаче заднего хода при наименьшей подаче топлива; при соединении тяги навески с цапфами оси подвеса машины нельзя заходить в пространство между тягами. Соединяя трактор с прицепной машиной, используют шкворень соответствующего диаметра. В момент соединения проверяют совпадение отверстий только шкворнем или ломиком.
Прицепное устройство должно быть с жесткой сцепкой, чтобы исключить возможность набегания прицепа на трактор при резком снижении скорости или движении под уклон.
После присоединения гидрофицированной машины герметично соединяют шлангами ее гидроцилиндр с гидросистемой трактора. Перед началом работы проверяют надежность и плотность шлангового соединения.
Готовясь к использованию ВОМ для привода машины, обязательно ограждают вращающийся вал привода защитным кожухом. Перед началом движения убеждаются, что путь свободен и между трактором и машинами агрегата нет людей; все рабочие, обслуживающие машину, находятся на своих местах и приготовились к работе. После этого подают сигнал о начале движения и убеждаются, что сигнал понят рабочими.
Повороты агрегата совершают на замедленной скорости движения. Переезжают с навесными машинами через канавы, бугры и другие препятствия под прямым углом и на пониженной скорости, избегая при этом резких толчков и больших кренов трактора. Переезжают плотины, гати, мосты, а также проезжают под электролиниями и низкогабаритными проездами с особой осторожностью; предварительно убеждаются в возможности проезда и продолжают движение на малой скорости.
По склону двигаются с особой осторожностью и аккуратностью в управлении трактором.
Нельзя ездить на тракторе вне кабины. Запрещается сходить с трактора и садиться в его кабину во время движения.
Нельзя работать в темное время суток при неисправном освещении.
Если появилась неисправность, трактор немедленно останавливают для ее устранения.
Во время работы нужно иметь постоянную взаимную сигнализацию между водителем и рабочими, обслуживающими машину.
Перед началом работы на полевом участке убеждаются, что камни и солома убраны, ямы засыпаны, а возле других препятствии установлены вешки.
При движении агрегата нельзя находиться между трактором и сцепкой, а также впереди трактора.
Очищать рабочие органы сельскохозяйственных машин разрешается только специальными чистиками, когда машина полностью остановлена.
При стоянке не следует оставлять навешенную машину в поднятом положении. Находиться под поднятой машиной категорически запрещается, если она не зафиксирована надежными упорами и если дизель не заглушён.
Кроме перечисленных общих требований и правил безопасности необходимо соблюдать правила, записанные в заводских инструкция по эксплуатации данной машины.
Источник