«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ
презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник жизни растений, животных и чеовека . Почва на земле создаётся миллионы лет. есть удивительные животные, которые создают питательный слой почвы — перегной. О свойствах почвы дети узнают из опытов. Размышляют вместе с презентацией профессора всезнайкина о её строении, потаённом мире творцов почвы и других подземных обитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva.docx | 28.29 КБ |
pochva.ppt | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР д/с №6 «Синяя птица» ___________________________________________________________________
Конспект открытого НОД в подготовительной группе
на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»
Данилова Татьяна Юрьевна
ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?
ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;
ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;
2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом
3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;
4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;
5) восприятие фольклора: пословиц о земле
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.
В: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)
Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.
-Что же такое почва?
-Как вы думаете дети? (ответы детей).
В.: Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.
Мультимедийная презентация. Состав почвы.
Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года( а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют — почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки , груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»
-А что это означает? (ответы детей)
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.
Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.
-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)
Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух
Сейчас мы с вами проверим это на опытах.
ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)
Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.
-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
ОПЫТ 2. Состав почвы
Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .
-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.
Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
-Кто живет под землей? (ответы детей)
Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, — осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».
Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?
Беседа у плаката.
Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»
Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.
-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)
-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.
Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)
А вы знаете, ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла, потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?
Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:
Без хозяина земля — круглая сирота.
В землю не положишь — и с земли не возьмешь.
Где нет земли, там нет травы.
Нет земли краше, чем страна наша . А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу Калужскую землю, в нашем краю почва щедра, здесь леса богатые на почве этой растут, а поля, сады и огороды дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит калужская земля: картофель, морковь, свёклу тыкву…
Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.
Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня, и Калужская Земля дарит вам сюрприз- целую корзину душистых, спелых, румяных яблок, за то, что вы заботитесь о ней, и она любит вас.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
Екатерина Смирнова
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.
1) Познавательно-исследовательские, формировать навык опытнической деятельности;
2) Коммуникативные; учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;
3)Речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;
4)Двигательные:давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва — взаимосвязь с окружающим, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;
5)Восприятие фольклора: пословиц о земле.
ПК и презентация «Состав почвы«, «схема-плакат состав почвы«,для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев, пословицы,для игры: листья, стаканчики с землёй (по количеству детей, наголовники с изображением дерева 2 шт., и с изображением дождевого червя- 2шт., обруч — 4 шт., 8 леек для полива.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Восптатель: — Есть у природы удивительная кладовая, положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять вёдер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. — Как вы думаете ребята, что это? (ответ земля, почва).
— Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто вней живёт, и как мы можем сохранить её.
— Что же такое почва?
— Как вы думаете дети? (ответ детей)
Вопитатель: — Знаете ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно-давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом
появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.
ПОКАЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ «СОСТАВ ПОЧВЫ«.
Конечно же, вы правы, почва это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую — что слишком грязно. А ведь пыль и грязь -это не прото земля. Под ногами у нас почва — это правильное название. Она поит и кормит растения в тёплое время года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето, но этот тёплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары — осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу-землю (или как првильно её называют почву)толстым покрывалом сухих листьев: жёлтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю: жёлуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили. И им одна дорога,как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю уйдут«.
— А, что это означает? (ответы детей).
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.
Секрет в том, что все эти опавшие листья и веки перегнивают, и в этом участвуют, и различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. — А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? (ответы детей).
— Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей).
— Правильно дети, почва состоит из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух. Сейчас мы свами проверим это на опытах.
ОПЫТ №1. В почве есть воздух. Им дышат многие животные из подземного мира. Возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы. — Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта.Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаюся наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
ОПЫТ №2. Состав почвы. Размещаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений — это и есть перегной.Вывод: почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.
ОПЫТ №3. Ещё мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения. — Откуда же она берётся в почве? (ответы детей).
Всё правильно дети. Вода попадает в почву, когда идёт дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.Вывод: на стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит там можно жить.
— Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? (ответы детей).
— Кто живёт под землёй?
Почва даёт приют многим растениям и животным. Так хорошо уживаются они вместе. Помотрите, как они живут, помогают друг другу. Растения растут в почве, берут у неё питательные вещества. И наступает время — осень,когда растения: деревья, кустарник, травы, цветы опадают теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке, зовёт нас с вами немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ».
— Молодцы, а как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей). Подойдём к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого? Беседа у плаката.
Ну вот и пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ».
Дети делятся на 2 команды. В каждой команде свой «червяк» и соё «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червячков. От каждой команды выделяется ребёнок испоняющий роль-дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землёй. В противоположном конце помещения положить ещё два обруча для детей, которые будут выполнять роль-деревьев. Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «Осень» — дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землёй. Потом возвращается с ним к дереву и отдаёт. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесёт землю своему дереву.
— Сегодня на занятии вы познакомились с понятием почва. Вспомните пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей).
— Как же мы можем сберечь почву дляэтих существ?
— Что же мы сможем сделать?
— Что полезного мы узнали сегодня? (ответы детей)
— А вы знаете ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла, потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю воду, я предлагаю вам сделать доброе дело — полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва и растения Зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?
— Какие пословицы о земле вы знаете?
Без хозяина земля — круглая сирота.
В землю не положишь — и с земли не возьмёшь.
Где нет земли, там нет травы.
Земля — кормилица.
— А сейчас, я предлагаю вам зарисовать, кого-нибудь из «подземного жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня.
Конспект опытно-исследовательской деятельности «Живая земля» Ход деятельности СЛАЙД 1 (заставка) Организационный момент: (Воспитатель приглашает детей в круг.) — Ребята, с чего начинается хорошее настроение?.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Конспект ОД в подготовительной группе «Почва — живая земля. Кто создаёт почву?» Выполнила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №110 г. Калининград Герасимова Н. Е. ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её.
Конспект занятия ООД в подготовительной группе. Познавательное развитие. Тема: «Почва — живая земля» Конспект занятия ООД в подготовительной группе П ознавательное развитие Тема: «Почва – живая земля» Подготовила воспитатель первой категории.
Конспект занятия в подготовительной группе «Кто создает книгу?» Конспект занятия в подготовительной группе. Тема:«Кто создает книгу?» Цель: формировать у старших дошкольников представление о значимости.
Конспект занятия «Земля — живая планета». Цель. Уточнить представления о Солнечной системе. Сформировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов). Рассказать.
Методическая разработка «Земля — живая планета» Проект «Земля – живая планета»[/b] Автор проекта: воспитатель МДОУ «ЦРР — детский сад №101 «Жар птица» Воропаева Анна Ефимовна Актуальность.
НОД по экологическому образованию в старшей группе с элементами детского экспериментирования «Почва — живая земля» Тема: «Почва – живая земля!» Цель занятия: закрепить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей.
Источник