Меню

Кому принадлежал собранный урожай родовое общение

5 Родовые общины

1. Переход «людей разумных» к жизни родами.
«Человек разумный», в отличие от древнейших людей, сознательно стремился к жизни в постоянном коллективе. Более организованные формы труда, общения, взаимопомощи привели к необходимости постоянно жить на одном месте — в пещере или большом жилище. Там происходила жизнь многих поколений одного рода.
По образному выражению, «человек разумный» — единственное на Земле животное, которое помнит не только мать и отца, но деда и бабушку. Но в родовой общине, где родственники жили сообща, дети относились, как к родителям, и ко всем другим сородичам.
2. Жизнь в родовой общине.
Обычно в одной общине жило 20-30 человек. Во главе её стоял старейшина — наиболее опытный и уважаемый старик.
Вопрос: Подумайте, как становились старейшинами.

— Внутренний Человечек, я хочу увидеть, как жили люди в общине.
— Вглядись вдаль. Что ты видишь?
— Огромный костёр! ОН ярко горит в глубине большой пещеры. Вокруг — женщины.
— Они готовят пищу. Видишь — над костром подвешены меха и лепные глиняные плошки.
— А этот старик с украшениями на груди — старейшина?
— Он самый. Старейшина руководит работой женщин. А вон там, в углу, дети сели вокруг старухи.
— Она что-то рассказывает. Сказку?
— Скорее всего, истории о предках рода, похожие на сказки. А вот другие дети. Они подкладывают хворост в огонь, сторожат вход.
— Я слышу, что издали раздались крики. А вот и мужчины! Охотники! А в руках — туша убитого оленя. Каким радостным гиканьем их все встретили!
— Ещё бы:ведь уже несколько дней не было удачной охоты. Пока мужчины, отставив копья, отдыхают у костра, женщины разделывают туши и свежуют мясо. Шкуры убитых оленей кладут на пол как подстилку. А вечером весь род усядется у костра есть мясо, приправленное листьями и травами. И долго в пещере будут гореть в знак праздника смоляные факелы!

Но иногда, особенно зимой в приледниковой полосе, наступали тяжёлые дни, когда звери прячутся в лесу, а растительной пищи почти нет. Целыми днями сидели родичи у костра, жуя припасы-корешки. Спасала от голода только редкая удачная охота.
Вопрос: Зависели ли ещё люди в это время от природы? Обоснуйте своё мнение.
3. Традиции и обязанности людей.
Внутри рода среди мужчин, женщин идетей существовало распределение обязанностей. Взрослые мужчины занимались охотой. Зоркие выслеживали зверя, быстроногие догоняли его, сильные — добивали.
Женщины — хранительницы домашнего очага заботились о том, чтобы ярко горел огонь, было чисто, готовили еду. Каждый день группы женщин направлялись на поиски растительной пищи.
Престарелые члены рода во главе со старейшиной давали советы и наставления детям и внукам. В обязанности трудоспособных членов рода входила забота о немощных, покалеченных и больных. Следы ухода за старыми людьми обнаружены ещё в поселениях неандертальцев.
Вопрос: Какую роль в отношениях между людьми играла взаимопомощь?
У рода появились различные церемонии — вступления в брак, который не был тогда постоянным, торжество в честь рождения ребёнка, похороны в склепе. С особым почётом хоронили старейшин. Нового старейшину часто определяли после ряда испытаний бывалых охотников или по старшинству.
Всё в общине — орудия труда, пища, утварь — принадлежало всему роду и делилось поровну. Присвоить лишнее означало лишить других необходимого. За нарушение законов и традиций рода — присвоение лишней добычи, отказ от помощи нуждающимся, тем более мордобой и убийство — изгоняли из рода.
4. Воспитание детей. Посвящение в охотники.
Дети в родовой общине с самых разных лет находились на попечении всех сородичей. Сначала за ними ухаживали женщины. С 6-7 лет мальчиков начинали обучать необходимым в жизни умениям старейшина и его помощники. В лесу или на лугу изучали природу, повадки животных, учились находить дорогу. Подростки начинали помогать охотникам, приманивали дичь, сами охотились на мелких животных.
Во взрослую жизнь вступали рано — уже к 15-16 годам, так как в целом жизнь людей была по-прежнему короткой — до 30-40 лет, а надо было быстрее прокармливать род.
Когда мальчики становились взрослыми охотниками, проходили особые обряды — инициации. Юноши должны были пройти ряд испытаний — бег по пересечённой местности или с грузом, прыжки с обрыва, единоборства или выследить и забить зверя. Часть проходили групповые соревнования или учебная охота. Эти обряды хорошо изучены у народов, сохранивших первобытный образ жизни.
Девочки и после 6-7 лет воспитывались женщинами, учились собирать растения, разводить и поддерживать огонь, убирать жилище, шить одежду из шкур, готовить пищу.
5. Расширение деятельности человека в верхнем каменном веке.
Совершенствование орудий труда, различных поручений позволило членам родовых общин перейти к ряду новых занятий. Был изобретён гарпун — деревянный шест с наконечником с боковыми остриями. Им удобно было ловить рыбу в реке с берега. Целые роды, жившие у рек и морей, стали заниматься рыболовством.
С помощью приспособлений из травы чаще начали ловить птиц и мелких быстрых зверьков. Благодаря овладению разнообразными промыслами люди шире расселялись по странам, не затронутым ледниками.
После относительного потепления 30-20 тысяч лет назад ледники вновь поползли на юг. Для нашей Родины это было валдайское оледенение (ледники дошли до Валдайской возвышенности к северу от Москвы). Но люди смогли не только выжить, но и численно вырасти в приледниковых районах.
Вопрос: Объясните, почему.
Период жизни первых «людей разумных», использовавших сложные орудия с применением камня, называют верхним палеолитом(археологический слой выше, чем древнейших людей).
Вопрос: Когда начался верхний палеолит?

Читайте также:  Папоротник условия для выращивания

Ненецкая сказка о древних людях
Если пройдёшь льды, идя всё к северу, и перескочишь через стены ветров кружащих, то пойдёшь к людям, которые только любят и не знают ни вражды, ни злобы. Но у тех людей по одной ноге, и каждый отдельно не может двигаться, но они любят и ходят обнявшись, любя. Когда они обнимутся, то могут ходить и бегать, а если они перестают любить, сейчас же перестают обниматься, и умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса.
Вопрос: Что хотели подчеркнуть те, кто сложил эту сказку?

Источник

Что такое родовая община?

Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.

Читайте также:  Светло серые лесные почвы это

Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

  • Наличие родственных (кровных) связей между ее членами.
  • Наличие общей собственности.
  • Совместное ведение хозяйства, земледельческих работ.
  • Совместное проживание.
  • Разделение обязанностей.

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Читайте также:  Что сделать с землей чтобы не было урожая

Источник

Соседская община и родовая община

Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.

Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины:

  • Кочевой образ жизни стал меняться на оседлый.
  • Земледелие стало не подсечно-огневым, а пашенным.
  • Орудия труда для обработки земли стали более совершенными, а это, в свою очередь, резко увеличило производительность труда.
  • Появление социального расслоения и неравенства среди населения.

Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами.

Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать.

Отличия соседской общины от родовой

Чем отличается родовая община от соседской?

  • Во-первых, тем, что в первой обязательным условием было наличие между людьми родственных (кровных) связей. В соседской же общине такого не было.
  • Во-вторых, соседская община состояла из нескольких семей. Причем каждая из семей владела своей собственностью.
  • В-третьих, совместный труд, существовавший в родовой общине, был забыт. Теперь каждая семья занималась своим участком.
  • В-четвертых, в соседской общине появлялось так называемое социальное расслоение. Выделялись более влиятельные люди, формировались классы.

Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.

Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений.

Соседская община у восточных славян

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

В заключение

Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах.

Источник

Adblock
detector