Как настроить скорость кулера компьютера — SpeedFan

Со временем стиральные машины устаревают и выходят из строя. И любой хозяйственный человек обязательно задастся вопросом — «Куда же можно применить двигатель от стиральной машины?» т.к. данный электродвигатель является высоко оборотистым и может показаться, что он абсолютно бесполезен в быту.

Когда может потребоваться настройка скорости кулера

Регулировка скорости вращения проводится в BIOS с учётом настроек и температуры на датчиках. В большинстве случаев этого достаточно, но иногда система умной регулировки не справляется. Разбалансировка происходит в следующих условиях:

  • разгон процессора/видеокарты, увеличение вольтажа и частоты основных шин;
  • замена стандартного системного кулера на более мощный;
  • нестандартное подключение вентиляторов, после чего они не отображаются в BIOS;
  • устаревание системы охлаждения с шумом на высоких оборотах;
  • загрязнение кулера и радиатора пылью.

Если шум и увеличение скорости кулера вызвано перегревом, снижать обороты вручную не стоит. Лучше всего начать с чистки вентиляторов от пыли, для процессора — снять полностью и заменить термопасту на подложке. После нескольких лет эксплуатации эта процедура поможет снизить температуру на 10–20°C.

Стандартный корпусный вентилятор ограничен скоростью около 2500–3000 оборотов в минуту (RPM). На практике устройство редко работает на полную мощность, выдавая около тысячи RPM. Перегрева нет, а кулер всё равно продолжает выдавать несколько тысяч оборотов вхолостую? Придётся исправлять настройки вручную.

Предельный нагрев для большинства элементов ПК — около 80°C. В идеале необходимо держать температуру на уровне 30–40°C: более холодное железо интересно только энтузиастам-оверклокерам, с воздушным охлаждением такого добиться сложно. Проверить информацию по температурным датчикам и скорости вентиляторов можно в информационных приложениях AIDA64 или CPU-Z/GPU-Z.

Сборка прибора своими руками

Регулятор оборотов вентилятора можно собрать своими силами. Для этого понадобятся простейшие составляющие, паяльник и немного свободного времени.

Чтобы изготовить своими руками контроллер, можно использовать различные комплектующие, выбрав наиболее приемлемый для себя вариант

Так, для изготовления простого контроллера предстоит взять:

  • резистор;
  • переменный резистор;
  • транзистор.

Базу транзистора предстоит припаять к центральному контакту переменного резистора, а коллектор – к его крайнему выводу. К другому краю переменного резистора нужно припаять резистор сопротивлением 1 кОм. Второй вывод резистора следует припаять к эмиттеру транзистора.

Схема изготовления регулятора, состоящего из 3-х элементов, наиболее простая и безопасная

Теперь остается припаять провод входного напряжения к коллектору транзистора, который уже скреплен с крайним выводом переменного резистора, а «плюсовой» выход – к его эмиттеру.

Для проверки самоделки в действии понадобится любой рабочий вентилятор. Чтобы оценить самодельный реобас, предстоит подсоединить провод, идущий от эмиттера, к проводу вентилятора со знаком «+». Провод выходного напряжения самоделки, идущий от коллектора, присоединяется к блоку питания.

Окончив собирать самодельный прибор для регулировки оборотов, обязательно его нужно проверить в работе

Провод со знаком «–» подсоединяется напрямую, минуя самодельный регулятор. Теперь остается проверить в действии спаянный прибор.

Для уменьшения/увеличения скорости вращения лопастей кулера нужно крутить колесо переменного резистора и наблюдать изменение количества оборотов.

При желании можно своими руками создать контроллер, управляющий сразу 2-мя вентиляторами

Это самодельное устройство безопасно для использования, ведь провод со знаком «–» идет напрямую. Поэтому вентилятору не страшно, если в спаянном регуляторе вдруг что-то замкнет.

Такой контролер можно использовать для регулировки оборотов кулера, вытяжного вентилятора и других.

Разъёмы кулера и их фотографии

Правильный разъем и правильное гнездо (гнездо на картинке 4-pin, а разъем 3-pin), чтобы возможно было смотреть и регулировать скорость вращения:

«Неправильный» разъем, т.е запитка от блока питания, которая не позволяет ( выше) мониторить и, часто, изменять скорость вращения с помощью программы, биоса и чего-либо еще:

Тобишь, если при сборке у Вас часть кулеров (например корпусных) запитана от БП вышепоказанным разъемом, то рекомендую залезть в компьютер и перевоткнуть оные в , дабы можно было рулить вентиляторами как вздумается.

Справа от вышеописанных значений, как я уже говорил, указаны температуры. Лично по мне, они снимаются недостаточно точно и адекватно, а посему рекомендую пользоваться аналогами вроде HWMonitor или AIDA64 и уже на базе них делать выводы.

А теперь самое вкусное. Ниже, напротив каждой надписи Speed01-06 (или в более поздних версиях программы это может быть Pwm1-3, Pwm1-3), есть стрелочки, нажимая на которые мы можем регулировать скорость вращения того или иного вентилятора. Собственно, они то нам и нужны. Попробуйте поиграться с оными, подвигав их вверх-вниз и Вы увидите насколько тише/громче может работать Ваш компьютер.

К слову, чтобы понять какая графа скорость какого кулера регулирует просто наблюдайте за изменением значений RPM. Естественно, что не рекомендуется отключать вентиляторы совсем, дабы не спалить чего-нибудь и, само собой, что необходимо одновременно смотреть на температуры при регулировке значений.

Как сделать своими руками

Собрать самостоятельно регулятор оборотов по схеме сумеет даже начинающий радиолюбитель. Комплектующие для изготовления такого устройства можно приобрести в любых специализированных магазинах. Кроме того, их можно снять из старой, ненужной платы (в этом случае их рекомендуется в обязательном порядке проверить на работоспособность). Для самостоятельного изготовления регулятора оборотов необходимо:

  1. Собрать согласно инструкции на плате электрическую схему (тиристоры рекомендуется устанавливать на медный либо алюминиевый радиатор).
  2. Используя обыкновенную лампу накаливания выполнить проверку собранной схемы на предмет ее работоспособности. После применения этого устройства и его регулировки, уровень накала лампы должен меняться.
  3. Готовое изделие установить на УШМ.

На завершающем этапе необходимо провести предварительное тестирование работы самодельного регулятора. Если прибор работает успешно, без сбоев, тогда его нужно закрепить, а затем закрыть кожухом. Если при создании такого самодельного устройства была использована простая схема, тогда его можно закрепить в канале, где размещено сетевое питание УШМ.

Читайте также:  10 лучших воздухоочистителей-увлажнителей

Следует отметить, что не существует готового решения относительно монтажа самодельной платы регулятора в УШМ. Это обусловлено тем, что в разных моделях болгарок, свободное пространство также может отличаться. В некоторых случаях, если свободного пространства непосредственно внутри корпуса недостаточно для установки платы, тогда ее монтируют на его внешнюю часть.

Однако при этом нужно отметить, что практически во всех моделях болгарок, в районе задней части есть небольшая пустота в виде полости. Главное предназначение такой полости заключается в том, что она обеспечивает циркуляцию воздуха и является частью системы охлаждения электроинструмента. Как правило, именно в этой полости устанавливаются заводские регуляторы оборотов. Поэтому в то же место можно вмонтировать собственноручно сделанную схему.

Снятие электрооборудования со стиральной машины

Итак, для изготовления заточного станка используем электрический двигатель АД-180-4/71С1У4

от стиральной машины. Его мощность составляет 180 Вт. Снимаем этот двигатель очень внимательно. Запоминаем, как подключена электропроводка. Ведь двигатели, применяемые в них, однофазные. Они имеют рабочую и пусковую обмотки и запускаются через конденсатор. Так что, рекомендация о запоминании подключения проводов вовсе не лишняя, даже ещё лучше будет промаркировать их, чтобы знать, как потом подключать. А то будет жалко бестолково сожжённого электрического двигателя.

Разборка двигателя и закладывание смазки в подшипники

Двигатель также разбираем. При разборке желательно пользоваться съёмниками. После того как был извлечён ротор, желательно снять и проверить состояние подшипников. Если они непригодные, то просто меняем новыми. А если их состояние нормальное, то промываем их, и закладываем туда свежую смазку. Хорошо подходят смазки Циатим 221, Циатим 201 и Литол 24

Подработка хвостовика вала

Перед сборкой необходимо нарезать на хвостовик вала резьбу М12 с шагом 1,25. Желательно это выполнить на токарном станке, дабы избежать нежелательных биений рабочих инструментов. Это необходимо для накручивания и фиксации на хвостовике стандартного патрона, применяемого для дрели. А он как раз имеет такие параметры посадки. Зажим патрона рассчитан на диаметр 12 мм. Имея такой патрон, мы обеспечиваем лёгкую замену инструментов, применяемых при работе.

Сборка мотора

Сборку производим обратным порядком тому, как разбирали. Собираем сам двигатель аккуратно, дабы не повредить обмотки и крышки корпуса.

Устанавливаем на двигателе специальную соединительную колодку

для надёжного соединения проводов.

Работая на точиле, получаем пыль и грязь. Чтобы она не попадала в двигатель необходимо установить защитную шайбу на двигателе со стороны рабочего инструмента. Между мотором и шайбой оставляем небольшой зазор. Он необходим для свободного прохождения воздуха, который охлаждает обмотки двигателя.

Установка двигателя на станину

Теперь, необходимо электрический двигатель закрепить на станине. Для этого берём уголки размером в 50 на 50 мм. Закрепляем их к станине болтовыми соединениями М6. А к уголкам крепим двигатель на родные болты М10. Ось вала от станины находится на высоте 140 мм. Это позволяет использовать различные инструменты для обработки и заточки изделий. Такие, как точильные камни, диски.

Вся самоделка закрывается кожухом

. Он выполняется из листового металла. Собирается он на заклёпках. Для доступа к деталям самоделки, задняя стенка кожуха делается съёмной. Для хорошей вентиляции, которая нужна для охлаждения мотора самоделки, в задней стенке просверливаются отверстия. Кожух самоделки крепится к станине саморезами. На боку кожуха монтируем включатель.

Чтобы расширить возможности точила, самостоятельно изготовляем некоторые насадки для инструментов или покупаем в торговой сети.

Итак, сама механика точила, готова.

Пошаговая инструкция

Классическая схема синистора работает по принципу зарядки конденсатора через мало ёмкий резистор. После того, как напряжение между обкладками достигнет нужного значения, симистор начинает пропускать ток к нагрузке.

Таким образом, можно контролировать емкость конденсатора, изменяя напряжение, которое пойдет на нагрузку. Для этого отлично подойдет реостат, который устанавливается на место резистора.

Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция

К сожалению, такая схема быстро нагревается из-за чего нужно устанавливать дополнительный радиатор позволяющий эффективно отводить тепло.

Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция

Более подходящей схемой, позволяющей сохранить потерянную мощность и точнее контролировать работу, является коммутация с силовыми резисторами. Их работа основана многократном открытии и закрытии за один период электрической синусоиды.

Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция

В таком режиме работы можно изменять пороговую мощность, это напрямую влияет на мощность работы ротора. Силовые резисторы выставляются на определенные показания входящего тока, собирая его в нужных объемах.

Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция

Особенности регулирования скорости

Важно знать, что каждый двигатель при вращении потребляет не только активную, но и реактивную мощность. При этом уровень реактивной мощности будет больше, что связано с характером нагрузки

В данном случае задачей конструирования устройств регулирования скорости вращения коллекторных двигателей является уменьшение разницы между активной и реактивной мощностями. Поэтому подобные преобразователи будут довольно сложными, и самостоятельно их изготовить непросто.

Своими руками можно сконструировать лишь некоторое подобие регулятора, но говорить о сохранении мощности не стоит. Что такое мощность? С точки зрения электрических показателей, это произведение потребляемого тока, умноженное на напряжение. Результат даст некое значение, которое включает активную и реактивную составляющие. Для выделения только активной, то есть сведения потерь к нулю, необходимо изменить характер нагрузки на активную. Такими характеристиками обладают только полупроводниковые резисторы.

Следовательно, необходимо индуктивность заменить на резистор, но это невозможно, потому что двигатель превратится во что-то иное и явно не станет приводить что-либо в движение. Задача регулирования без потерь заключается в том, чтобы сохранить момент, а не мощность: она все равно будет изменяться. Справиться с подобной задачей сможет только преобразователь, который будет управлять скоростью за счёт изменения длительности импульса открытия тиристоров или силовых транзисторов.