Затвор дисковый поворотный: типы и применение

Вентиляционная решетка с обратным клапаном – устройство, работа, монтаж и правильный выбор

Описание

Вентиляционная задвижка — это элемент воздуховода, который часто применяется при обустройстве бань и саун. Необходим для регулирование потоков воздуха — на момент начала топки задвижку приоткрывают, затем, для достижения максимального нагрева, закрывают. В ходе банных процедур приоткрытая задвижка обеспечивает естественный приток свежего воздуха с улицы.

Преимущества:

  • простота монтажа;
  • долговечность;
  • устойчивость к перепадам температур.

Купить вентиляционную задвижку для бани и сауны, а также для воздуховодов в других помещениях вы можете в магазинах Leroy Merlin, где найдёте лучшие цены на широкий ассортимент товаров.

Типы и разновидности дисковых поворотных затворов

В промышленности затворы дискового типа являются альтернативным элементом трубопроводной арматуры на замену кранам и вентилям. Всего выделяют 3  типа дисковых поворотных затворов:

  1. Простой поворотный, часто именуемый баттерфляй (butterfly).
  2. Двухэксцентриковый – создан для работы в тяжелых условиях (повышенные температуры, большое число циклов срабатывания и др.). Выпускаются с седлами: с фторопластовым мягким уплотнением, пожаробезопасным «фторопласт-металл» и металлическим (металл-металл».
  3. Трехэксцентриковый – имеет три смещения (эксцентриситета), цель которых устранить трение, обеспечить такой контакт между диском и уплотнителем, который позволит устранить истирания и обеспечить требуемую герметичность в затворе.

Герметичность готового изделия обеспечивается используемым уплотнением. По типу уплотнения выделяют две самые распространенные категории:

  1. Мягкое.
  2. Металлическое.

Так как при большом диаметре проходного сечения затвор имеет большой крутящий момент на элементе управления, требуется установка привода, который может быть:

  1. Ручным.
  2. Пневмотическим.
  3. Электрическим. Поворотные электроприводы оснащаются стандартным контроллером либо иным управляющим устройством, направляющим диск затвора в требуемое положение.

Важно: проще всего осуществлять управление дисковым затвором, оснащенным редуктором. Изделия такого типа выпускаются с разнообразными уплотнительными элементами, изготавливаемыми на основе каучука. Получить консультацию Крепление элемента запорной арматуры на участке трубопровода зависит от конструкции корпуса и крепежных элементов. Различают следующие типы:

  1. Фланцевый.
  2. Межфланцевый.
  3. Lug type.

Стальные задвижки

Их используют в основном как трубопроводную запорную арматуру, затвор которой работает крайних положениях ( «открыто»/«закрыто»).

Как регулирующая запорная арматура они используются только в незамкнутых гидравлических системах,  номинальное давление которых не превышает  1 атмосферу.

Все они  условно разделяются на типы по следующим критериям:

  • тип применяемого затвора;
  • тип ходового узла (шпинделя);
  • тип используемого привода;
  • способ присоединения к трубопроводу;
  • способ изготовления.

По типу затвора стальные задвижки делятся на параллельные и клиновые (в зависимости от взаимного расположения уплотнительных колец). В параллельных эти кольца расположены (как ясно из названия) параллельно друг к другу, а в клиновых – под углом.

Читайте также:  В чем разница между инверторным и обычным кондиционером

Клиновые стальные задвижки бывают жесткими и составными.

Клин жесткого типа – цельнолитой, что дает хорошую герметичность. Однако, если температура среды в трубопроводе подвергается значительным температурным колебаниям, при жесткой конструкции  есть риск заклинивания, так как материал, из которого отливается затвор, подвержен термическому расширению.

Для того, чтобы избежать заклинивания пи высоких температурах, были сконструированы составные конструкции  с двухдисковыми затворами. В конструкциях  параллельного типа может быть  один диск (шиберная) или два. Во втором варианте между запорными дисками вставляется распорный элемент (клин либо пружина).

Ходовой узел (шпиндель) может быть как выдвижным, так и невыдвижным (вращательным).

Выдвижной шпиндель при перекрывании потока совершает либо   поступательное, либо поступательно-вращательное движение. Вращательный шпиндель отсекает поток посредством только вращательного движения. Первый тип конструкции  считается более долговечным, поскольку во время работы ходовая резьба не в входит в прямой  контакт с рабочей средой в трубопроводе. Ходовая резьба конструкций с невыдвижным  шпинделем постоянно контактирует с рабочей средой. Преимуществом второго типа  являются их значительно меньшие габариты, что дает возможность их применения в условиях ограниченного пространства.

Чугунные задвижки

Движение затвора может обеспечиваться как вручную, так и с помощью электрического привода. Для ручной подачи затвора в конструкциях с большими диаметрами применяются редукторы с несколькими передачами, что значительно снижает степень физического усилия.

По типу присоединения к трубопроводу задвижки делятся на фланцевые и ввариваемые (сварные).

Фланцевый тип такой запорной арматуры присоединяется к основной трубе при помощи болтов, что значительно облегчает их ремонт и демонтаж в случае замены.  Ввариваемый тип – прочнее и надежнее. Такие конструкции применяют в трубопроводах с агрессивными рабочими средами и высоким давлением потока. Кроме того, они обладают лучшей герметичностью и позволяют избежать протечек, а также обладают меньшими габаритами (по сравнению с фланцевыми). Однако ремонт и, тем более, демонтаж в этом случае – сильно затруднены.

По способу своего изготовления стальные задвижки делятся на:

  • цельнолитые;
  • сварные;
  • штампованные.

Наиболее распространены литые виды, как наиболее надежные.

Как и любые другие трубопроводные элементы, стальные задвижки обладают как рядом преимуществ, так и некоторыми недостатками (по сравнению с другими видами  трубопроводной арматуры).

К основным преимуществам относятся: простота использования конструкции; низкий уровень гидравлического сопротивления;  малая строительная длина. Основные недостатки: длительное время процесса открытия/закрытия, большая строительная высота, невозможность регулирования скорости потока в трубопроводе.

Таблица

Затвор Задвижка
Что общего между ними?
Затвор и задвижка используются в качестве приспособлений для регулирования интенсивности или блокировки потока жидкостей и газов в трубопроводах
В чем разница между ними?
Основной блокирующий элемент в затворе — клапан в форме диска, вращающийся вокруг своей оси Основной блокирующий элемент в задвижке — клапан, движущийся параллельно потоку в трубопроводе вверх-вниз или вправо-влево
Обеспечивает менее герметичную блокировку потока Обеспечивает более герметичную блокировку потока
В меньшей степени приспособлен для установки на трубопроводы с высоким давлением В большей степени приспособлена для установки на трубопроводы с высоким давлением
Позволяет более оперативно полностью открыть или закрыть поток Требует больше времени на полное открытие или закрытие потока
Применяется в основном в газопроводах, тепловых, вентиляционных магистралях Применяется в водопроводных магистралях, нефтепроводах

Типы конструктивных решений обратных клапанов

Основных вариантов предотвращения обратной тяги в систему вентиляции четыре. Каждый вариант имеет сильные и слабые стороны, выбор определённого варианта зависит от конкретных условий:

Клапан одностворчатый гравитационного действия

Типы конструктивных решений обратных клапанов

Принцип действия основан на использовании закона тяготения, створка закрывается под действием силы тяжести при отсутствии тяги из помещения. Выполняется в двух вариантах для горизонтальной и вертикальной установки – открытие происходит либо за счёт смещения оси, на которой крепится створка относительно центра канала воздуховода, либо за счёт расположенного в устройстве (или вне устройства) противовеса.

Важно! Обязательна установка обратного клапана такого типа строго по уровню. Если этого не сделать, он может закрываться не полностью, либо срабатывать только на большой напор воздуха. Особенно актуален монтаж клапана строго по уровню в системах с естественной вентиляцией.

Клапан двустворчатый с использованием пружин

Его ещё называют «бабочка» из-за сходства лепестков заслонки с крыльями, складывающимися при избыточном давлении воздуха и расправляющимися при отсутствии тяги. Не зависит от силы тяжести и ставится в вентиляционную систему под любым углом. Посредством натяжения и ослабления пружин регулируется чувствительность клапана к перепадам давления. В большинстве устанавливаются клапана-бабочки в вентиляционных системах с принудительной вытяжкой.

Типы конструктивных решений обратных клапанов

Жалюзи на вентиляционную решётку

Принцип действия устройства гравитационный, ставится снаружи системы и выглядит как решётка, закрывающая воздуховод с улицы. Существуют варианты клапанов на всю решётку и размером с закрываемое отверстие воздуховода. Ввиду малого размера и массы лепестков подходит для естественной вентиляции.

Гибкая мембрана

Конструкция очень чувствительна к току воздуха, поэтому применяется как в естественной, так и в принудительной вентиляции. Мембрана при движении воздуха в одном направлении сгибается, давая воздуху беспрепятственно циркулировать, а при изменении направления воздуха мембрана разгибается и закрывает воздуховод.

Типы конструктивных решений обратных клапанов

Важно! При сильном токе воздуха мембрана может изогнуться в обратную сторону. Как результат мембрана может деформироваться о стенки воздуховода и частично пропускать воздух в обратном направлении. В таких случаях в воздуховод дополнительно устанавливают рёбра жёсткости, в которые упирается мембрана.

Читайте также:  Вывод вентиляции на крышу частного дома, холодный чердак конденсат

Краны основные характеристики

Кран отличается от вентиля и задвижки тем, что для пуска или остановки потока при помощи крана не требуется вращать шпиндель

Они не имеют штока, а затвор их выполнен в форме шара, конуса или цилиндра с отверстием для прохода потока и поворачивается перпендикулярно потоку. Если ось отверстия крана с осью трубопровода совпадает, то кран открыт, так как поток проходит через отверстие. Если же затвор повернуть на 90°, то кран будет закрыт. Кран отличается от вентиля и задвижки тем, что для пуска или остановки потока при помощи крана не требуется вращать шпиндель. Для этого достаточно лишь повернуть затвор на 90°. Этим кран отличается от задвижки и вентиля. У него нет маховика, поэтому он приводится в действие рукояткой. Кран находится в открытом состоянии, если рукоятка расположена вдоль трубопровода, а если перпендикулярно, тов закрытом.

У конусных крановзатвор выполненпо типу усеченного конуса. Он имеет отверстие для прохода потока в виде прямоугольника или круга. Конусную же поверхность имеет и корпус крана. Сделано это для того, чтобы пробка могла плотно примыкать к седлу.

Для герметичности затворимеет смазку, которая должна заполнять все микрозазоры между корпусом изатвором. При этом она уменьшает усилие, необходимое для поворота. Пробканаходится в прижатом состоянии к поверхности корпуса.

Существуют два способа прижатия затвора, и поэтому различают краны сальниковые и натяжные. В сальниковых кранах между верхним торцом пробки и крышкой крана и находится сальниковая набивка. Это упругий элемент, который прижимает задвижку к корпусу с постоянным усилием. Натяжные краны имеют стержень снизу пробки, который проходит через корпусное отверстие. Прижатие затворапроисходит за счет пружины. Такие краны надежнее, так как в них отсутствует сальниковая набивка, упругие свойства которой теряются со временем. Поэтому в таких важных отраслях, как газоснабжение, используют натяжные краны.

Конусные краны имеют невысокую стоимость, они не сложны в ревизии, у них простая конструкция и сравнительно небольшое гидравлическое сопротивление. Это является их преимуществом

Но у таких кранов есть и недостатки. Требуется большое усилие, необходимое для поворота пробки. Со временем микрозазоры между затвором и поверхностью корпуса покрываются отложениями. В этом случае на поворот затвора требуется уже большое усилие, что может привести к поломке крана.

Для производства кранов требуется качественно обработанная поверхность затвора и корпуса, поэтому их изготавливают из бронзы и латуни. Кроме того, эти металлы в меньшей степени подвержены коррозии, а это продлевает срок его службы.