Меню

Конкурс ко дню урожая

Праздник урожая: сценарий проведения и конкурсы

Практически во всем мире проходит праздник урожая. Сценарий для каждой страны свой, да и проходит торжество в разное время. Но идея у осеннего мероприятия одна – поблагодарить за урожай. Этот праздник имеет языческие древние корни, а ныне ни одно дошкольное мероприятие не проходит без него.

Где еще празднуется осенний праздник?

Праздник урожая отмечается осенью католиками, православными, украинцами, белорусами, немцами, американцами, канадцами, китайцами, вьетнамцами, индийцами. Этот день человечество благодарит высшие силы (у каждого народа свое божество) за плодородие. Ранее почитали Матушку Землю, позднее осенний праздник урожая совпал с празднованием Богородицы. Связано такое объединение с тем, что урожай символизирует также благополучие, семейное счастье, потомство. Все это христианки также просят у Богоматери.

Римские католики праздновали осенний праздник с третьего века нашей эры, славяне всегда устраивали осенью торжества. Они проходили в разные дни под разными наименованиями: осенины, праздник рожаниц, пасиков день, рождество Богородицы, осенние оспожники, Малая Пречистая, огородичен день, спосов день, Матушка-осенина, богач, поднесеньев день, спожа, день благословения хлебов, луков день, аспосов день, вторая встреча осени.

Все это и есть праздник урожая. Сценарий сначала включал в себя обряды, традиции, ритуалы древних народов (сейчас их показывают театрализованные спектакли). Со временем потомки стали добавлять веселые конкурсы, игры, придав торжеству увеселительный характер.

Праздник в ДОУ

Во всех группах детского сада отмечаются осенние праздники. У младших дошкольников это могут быть закрытые мероприятия или открытые уроки. Детки вместе с воспитателем готовятся к осеннему празднику, выучивая названия овощей, их свойства, игры, короткие четверостишья. Педагог им лишь делает маски (лента с бумажным изображением овоща), то есть от родителей для празднования ничего не нужно.

А старшие дошкольники радуют родителей яркими представлениями, где раскрывают все свои таланты. Но чтобы детский праздник урожая прошел без запинки, нужно к нему подготовиться на уроках:

  • отгадывать загадки про осень;
  • изучить свойства осени;
  • разучить песни, стихи на осеннюю тематику;
  • повторить, чем богата осень;
  • вспомнить про овощи, ягоды, грибы, фрукты, которые собираются осенью;
  • изучить танец, где герои будут осенней тематики;
  • запомнить последовательность выхода участников.

Для проведения осеннего представления понадобится помощь родителей, чтобы заучить стихотворения, песни, собрать осенний подручный материал (шишки, желуди, каштаны, листья, ветки), сшить осенние костюмы, сделать осенние поделки. Зал украшается педагогами, детьми, родительским комитетом, а осенние семейные поделки украшают холл детского сада.

Пример осеннего мероприятия: начало

Вот как отмечают дошкольники праздник урожая. Сценарий предполагает взрослые роли ведущего, Боровичка, Мухомора и детских образов медвежонка, Антошки, мухоморчиков, Турарама. Дошкольники входят в зал под музыкальное сопровождение, садятся на стульчики. Ведущий встречает ребят стихотворением об осени, акцентируя внимание на том, как красиво украшен зал (под стать золотой осени). Тут дети выходят по одному, читают стихи про осень.

Ведущий рассказывает в стихотворной форме о красоте золотых листьев, приглашая детей спеть песню «Листопад» (музыка М. Красева, слова М. Ивенсен). После песни забегает медвежонок с ярким конвертом, стихами повествуя, что это телеграмма для ребят. Отдает ее ведущему и убегает. Письмо написано от осени, которая говорит о том, что у нее много работы (окрасить растительность, проводить птиц на юг, пополнить запасы белок, медведей, ежей), потому предлагает ребятам своего помощника, которого узнают по загадке.

Середина представления

Продолжаем рассматривать детский праздник урожая. Сценарий к середине мероприятия становится более активным. Входит Боровик, спрашивает про осенние ягоды. Тут речь заходит о морошке, а так как гриб не помнит ее, то дети поют песню «Морошка» (музыка А. Абрамова, слова М. Пляцковского). Далее Боровик говорит о том, что Осень передала корзину с непростыми листьями, на которых написаны загадки (про солнце, тучи, ветер, дождь). Дошкольники снова вместе с ведущим проговаривают особенности осенней погоды, изучают осенние месяцы. Далее дети поют частушки про осень.

Боровик всех приглашает потанцевать парами (танец «Настоящий друг» на слова м. Пляцковского, музыку Б. Савельева). Далее гриб загадывает загадку про мухомора, который входит в зал. Вместе с детьми вспоминают съедобные и несъедобные грибы, отгадывают загадки. Далее идет танец мухоморчиков. После этого Боровик с Мухомором уходят, а дети с ведущим водят хоровод и поют песню «Урожай собирай» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Окончание детского сценария

Теперь входит Тарарам, который представляет себя в стихотворной форме, играет с детьми в игру со стульчиками «Самый ловкий». Стулья стоят по кругу, а дети под музыку бегают вокруг них. Как только музыка стихнет, нужно занять место. Кто останется без стула, покидает игру. Стул убирается, игра продолжается. Победителем станет тот, кто останется со стулом. Далее дети танцуют любой танец напоследок для Тарарама.

После его ухода приходит Антошка, вместе с детьми поет одноименную песню (музыка В. Шаинского). Кстати, эту детскую песенку используют практически все педагоги, устраивая праздник урожая (для взрослых сценарий включает следующую детскую игру про картошку). Далее дошколята играют в игру «Посади и собери картошку». Детей делят на две колонны. Первый участник берет мешочек с картошкой, сажает ее в нарисованных кружках. Возвращается и отдает пустой мешок следующему игроку, который должен собрать урожай. Так игра продолжается до последнего участника, побеждают те, кто все посадят и соберут урожай.

Антошка убегает тренироваться, а на его смену приходят грибы с корзинкой шишек. Ведущий обращает внимание, что ребята не бельчата, шишек не едят. На что Боровик просит закрыть глаза ребят, читает заклинание, в ходе которого корзинки подменяются яблоками. Детей угощают вкусными яблоками, читаются прощальные стишки и все расходятся по домам.

Читайте также:  Руководство по выращиванию табака

Как проходит праздник урожая в школе?

Сценарий для школьников включает танцевальные, шуточные, подвижные, интеллектуальные конкурсы. Это может быть общешкольный праздник для всех начальных и старших классов или мероприятия для каждого класса отдельно. Для младших школьников можно составить целое представление с полезной информацией об овощах, а старшие ребята могут участвовать в конкурсах, показывая свои познания, способности, умения.

Вот пример общешкольного праздника в виде чаепития. Классы садятся за свои столы, на которых должны быть дары Осени с осенним букетом. Это тоже является одним из конкурсов осеннего праздника. До начала торжества от учителей, учеников каждого класса выбирается судья, капитаны команд, придумывается название, речевка, девиз на осеннюю тему. Далее ведущий объявляет конкурсы, дети участвуют, а судьи потом объявляют промежуточные и итоговые балы. Дискотека завершает праздник урожая. Конкурсы осеннего мероприятия можно представить в виде телевизионных игр «Поле чудес», «Звездный час» или викторины.

Примеры конкурсов

  • Дары осени. Оцениваются блюда, осенний букет и то, как участник пригласит гостей к своему столу.
  • Загадки. Команды по очереди вспоминают загадки по осенней тематике, загадывают их противникам. Оценивают количество загадок, число правильных ответов.
  • Легенда овощей. Школьникам нужно заранее найти по три истории местных овощей: когда появились, откуда завезены, где применяются. Задача в том, что нужно описывать факты постепенно, не называя овощ, а противники должны отгадать, что это. Оценивается как сама история, ее подача, так и ответы на задачи противников.
  • Лучший салат. Нужно за минуту придумать рецепт из осенних продуктов. Этот конкурс можно разделить на два этапа: из съедобных и несъедобных продуктов. Оценивается оригинальность названия, сложность блюда, «вкусное» описание приготовления салата.
  • Кто больше? По очереди нужно называть овощи, ягоды, грибы, фрукты, шишки и прочие дары, которые собирают только осенью.

Какие еще осенние конкурсы бывают?

  • Костюм для осени. На время нужно нарисовать костюм осени. Оценивается как образ, так и его представление.
  • Танец листьев. Под музыку нужно красиво изобразить падение листьев.
  • Лучший натюрморт урожая. Нужно из дома принести осенние овощи каждому школьнику. Далее из общей кучи участники на время должны составить натюрморт. Оценивается оригинальность, эстетичность, подача информации.
  • Лучшее панно. От команды вызывается по участнику в начале мероприятия. Пока идет представление (примерно 30-40 минут), нужно из подручного материала сделать оригинальное панно про осень.

Сценарий праздника «День урожая» может быть разным. Его можно представить в виде благотворительной ярмарки. То есть когда классам необходима финансовая помощь со стороны родителей, то все ученики приносят разную домашнюю выпечку. На нее устанавливается чисто символическая цена. Дети с родителями ходят по лоткам, покупают продукцию. Продажа сопровождается представлением скоморохов, осенними стихами, песнями, танцами.

Пример сценария для младших школьников

Рассмотрим еще один праздник урожая в школе. Сценарий подходит для младших школьников. Всех ребят встречает Пугало, которое проводит экскурсию по своему огороду. Только не называет прямо овощи, а начинает издалека, рассказывая, откуда они родом, кто их завез, какие у них сородичи в других странах, и только последним этапом говорит знакомую загадку про них.

Затем переходят к конкурсу пословиц про овощи. Пугало начинает, а дети должны закончить их названием. Далее школьники должны показать свою самодеятельность, предоставив танец овощей или спеть про них.

Затем Пугало акцентирует внимание детей на пользе овощей, фруктов. Снова загадываются загадки на осеннюю тематику. Далее дети рассказывают стихи об осени. По желанию можно рассказать, как отмечали осеннее торжество деревенские жители (для этой цели можете прочитать сценарий праздника урожая на селе или найти обряды древних славян). Затем Пугало жалуется, что стоит на одном месте, предлагая детям побыть на его месте. Желающий должен стоять на железном круге «Здоровья» с метлой. Нужно метлу поставить перед собой, повернуться на круге на 360 градусов и поймать метелку до того, как она грохнется на пол.

Далее все играют в игру «Собери картошку». Пока звучит мелодия, дети танцуют. Как только она смолкнет, школьники должны расхватать картошку, которой на одну меньше чем участников. Затем детки инсценируют сказку про красный помидор, а потом всех угощают бутербродами из этих овощей. Напоследок школьники танцуют под песню «Антошка» и «Урожайная», расходятся по домам, как говорит им Пугало.

Сценарий праздника урожая для пенсионеров

Для взрослых осенний праздник организуется администрацией города или села. Обычно на площади организуется ярмарка овощей с представлением артистов. Простые граждане могут купить представленную продукцию по невысокой цене. Судьи определяют победителей в конкурсах:

  • самый большой овощ или фрукт;
  • конкурс фотографий осенних цветов, овощей, фруктов, выращенных в саду;
  • конкурс осенних букетов, костюмов;
  • экзотические овощи и фрукты, выращенные в своей местности;
  • юные огородники, которые вырастили свой урожай;
  • конкурс осенних поделок.

Конкурсы утверждаются местными властями. Кроме огородных конкурсов, артисты предлагают свой сценарий праздника урожая для пенсионеров, родителей и детей. Представление сочетает песни, театральные постановки артистов с конкурсами для простых граждан. Тут же на площади работают разные аттракционы. После представления объявляются победители среди огородников, дачников, вручаются призы.

Краткие выводы

Осенний праздник проводится во всем мире в начале, середине и в конце осени. Российские школы, детские сады, лагеря не обходятся без осенних балов, горожане с нетерпением ждут осенних ярмарок. Но есть страны, где все граждане официально отмечают праздник урожая (для взрослых сценарий утверждается местными властями). В этот день люди могут приобрести продукцию огородников, поучаствовать в конкурсах, получить призы, а дети узнают много интересного об овощах и фруктах.

Читайте также:  Почвы слой поросший травой 7 букв

Источник

Методическая разработка конкурсной программы «Праздник урожая»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Методическая разработка

конкурсной программы «Праздник урожая»

педагог дополнительного образования

Данная разработка представляет опыт работы детского объединения «Цветовод-дизайнер» в составе клуба «Юный натуралист». Предлагаемая в разработке форма организации занятия: конкурсно — игровая программа — является нетрадиционной.

Занятие посвящено сбору урожая и проводится в сентябре – октябре. Тема сбора урожая интересна детям, т. к. многие из них уже знакомы с работой на дачных участках, на огородах у бабушек и дедушек в деревнях, где они проводят каникулы. Да и само время года – осень богато на яркие краски овощей и фруктов, которые невозможно оставить без внимания, даже проходя мимо.

Занятие в форме конкурсно — игровой программы способствует неформальному общению детей, родителей и педагогов, раскрепощает ребенка, позволяет приобрести знания, расширяющие его кругозор.

Возраст детей: 10-12 лет.

Цель мероприятия: обобщение знаний по теме «Овощи» в игровой форме.

· систематизация и закрепление знаний учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии овощных растений, о значении их в жизни человека.

· развитие умения работать в коллективе, воспитание интереса и любви к труду через игры, загадки.

· мотивация к активному изучению агротехнических приемов ухода за овощными растениями, областей применения их разнообразных свойств (питательные, лекарственные, декоративные и др.).

· мотивация к самостоятельному выполнению работ, связанных с выращиванием овощных культур.

Оформление зала. Можно сделать небольшую выставку овощей, выращенных ребятами на огородах совместно с родителями. Если овощи не сохранились, это могут быть фотографии, как самих овощей, так и огородов и дачных участков. Подбор звукового оформления. Детские песни: «Антошка», «Вместе весело шагать» и др. Подготовка «черного ящика», овощей, шарфиков (по количеству команд), семян, жетонов. Грамоты и призы для победителей. Для организации чаепития: пироги с капустой и картофелем, чай, посуда для чаепития.

1. Конкурсная — игровая программа «Праздник урожая»

Мы с вами все – сельскохозяйственный народ,

Ведь ежедневно поливаем огород

И не жалеем ни труда и ни воды,

Чтоб выросли прекрасные плоды.

И редиска наша будет так красна,

Будто в ней запечатлеется весна.

Ах, какие же мы с вами молодцы!

Любим собирать и хрумкать огурцы.

Ах, какие же мы с вами мастера!

Точим косы с раннего утра.

Будут осенью соленья и компот,

Ведь мы все – сельскохозяйственный народ!

Дорогие друзья! Начинаем конкурсную программу, посвященную огороду. Сейчас мы разделимся на команды, которые будут принимать в ней участие. Это команды – «Огородники» и «Труженики». За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон.

И наш первый конкурс – конкурс загадок.

1.Белый тощий корнеплод

Глубоко в земле растет,

И хотя он очень горек,

В пищу он, конечно, годен:

Все – от взрослых до ребят –

С холодцом его едят. (Хрен)

2. Круглая, а не месяц

Белая, а не мука

Горькая, а не полынь. (Редька)

1. К солнцу повернул бочок

Листья крупные, большие

Защитят его от пыли. (Кабачок)

2. Девица укуталась в листья над грядкой.

Выбилась только кудрявая прядка.

Одета она в золотую кольчугу,

Зернышки плотно прижаты друг к другу. (Кукуруза)

Наш второй конкурс называется «Узнай овощ». У команд будет три попытки ответить на вопрос. Если команда отвечает верно, то получает 3 жетона. Если ответ неверный, то звучит подсказка. Со второй подсказки за правильный ответ – 2 жетона, с третьей – 1 жетон.

Конкурс «Узнай овощ»

Вопросы для команды №1:

А) Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов, чтобы они не заболели

Б) В этом растении содержится большое количество фитонцидов, поэтому мы используем его во время эпидемии гриппа

В) Родной брат лука

А) Плоды этого растения, овоща используют в рационе людей, больных сахарным диабетом, с заболеваниями почек и сердца, так как в нем содержится много солей калия

Б) Готовят из этого растения кашу, варенье и цукаты

В) Семена этого овоща используют как глистогонное средство

Вопросы для команды №2:

А) Русские женщины используют плоды этого растения для ухода за кожей лица – они хорошо дезинфицируют и увлажняют кожу, а маски из мякоти устраняют веснушки

Б) В плодах этого овоща содержится 98% воды

В) Лежит меж грядок, свеж и сладок,

На грядке зеленый, а в кадке соленый.

А) Свежевыжатый сок этого овоща лечит язву желудка

Б) Из него можно приготовить первые, вторые блюда и даже десерт

В) Неказиста, шишковата, но придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ой, рассыпчата, вкусна!»

На ваших огородах выросло много овощей. Одни из них попали к нам в руки детьми – крошечными семечками, а другие – совсем взрослыми корнеплодами. Семян столько много и они такие маленькие, что каждый может их легко перепутать. Но только не наши специалисты. Следующий наш конкурс называется «Специалисты по семенам».

Приглашаются по два человека от команды, которые через минуту определят, что за семена перед ними и какой овощной культуре они принадлежат. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Читайте также:  Кустовой метод выращивания томатов

Конкурс «Специалисты по семенам»

Для команды №1: семена капусты, укропа, тыквы, помидора, подсолнечника.

Для команды №2: семена моркови, кабачка, редиски, петрушки, огурца.

Мы переходим к следующему конкурсу и называется он «Дальше, дальше, дальше…»

Каждому игроку команды будет задан вопрос, на который нужно очень быстро дать правильный ответ. Если игрок не знает ответа, он произносит слово «дальше», тем самым передает возможность ответить на вопрос следующему участнику. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Количество вопросов равно количеству игроков.

Конкурс «Дальше, дальше, дальше»

Вопросы для команды №1:

· Какое растение называют «земляной грушей»? (топинамбур)

· Как называется сушеный виноград без косточек? (киш-миш)

· Какой кустарник называют «кладезь витамина С»? (черная смородина)

· Назовите второе название цветов ноготков (календула)

· Ананас – это дерево или трава? (трава)

· Какое дерево называют медовым? (липа)

· Какая овощная культура идет на украшение букетов? (спаржа)

· Какой овощ называли «чертовым яблоком»? (картофель)

· Какой гриб может быть разного цвета? (сыроежка)

· Назовите овощ, пюре из которого добавляют в тесто для приготовления «красной лапши»? (морковь)

Вопросы для команды №2:

· Как называется абрикос сушеный половинками? (курага)

· Какой кустарник лечит от простуды? (малина)

· Какой самый распространенный овощ на земле? (лук)

· Каким овощем наши бабушки и прабабушки «выгоняли» простуду из организма? (редька)

· Самый длинный осенний месяц? (октябрь)

· Листья каких деревьев опадают зелеными? (ольха)

· Какие грибы помогают искать свиньи? (трюфель)

· Банан – это дерево или трава? (трава)

· Название какого овоща произошло от латинского слова «голова»? (капуста)

Вот мы и на огороде,

Смотрим все на грядку.

Говорить об овощах

Будем по порядку.

Внимание! Черный ящик!

Об этом овоще, который лежит в черном ящике, можно сказать: «Не по хорошему мил, а по милу хорош». Он и не сытен, и витаминами беден, но когда, нарезанный дольками, лежит на тарелке, свежий, прохладный, сочный, от одного запаха повышается аппетит. Не зря римский император Тиберий требовал, чтобы ему всегда к обеду подавали этот свежий овощ, а ведь полторы тысячи лет назад теплиц не было. Но и в ту пору нашлись в Риме настоящие изобретательные мастера. Они придумали укрепить ящики с рассадой на колеса. Колеса поворачивались за солнцем, чтобы на рассаду весь день лился солнечный свет. Родина этого овоща – солнечный Китай.

Это древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже более 4 тысяч лет. Он был известен древним грекам и римлянам и до 16 века считался деликатесом. Лишь в 17 веке этот овощ стали разводить повсеместно. В Германии из этого поджаренного овоща делали «солдатский кофе», который в некоторых деревнях варят и сейчас. В 16 веке на Руси сок этого корнеплода считался целебным: им лечили от болезней печени, сердца и его внешний вид отличался от сегодняшнего, а именно был беловатого цвета и имел тонкую форму. Корнеплоды содержат сахар, жирное масло, азотистые вещества, минеральные соли и различные витамины – провитамин А, витамины В, С и др.

Первое знакомство европейцев с этим овощем произошло в 1538 году – из книги Сиеса де Лионе «Хроника Перу», которую он написал, возвратившись в Испанию из Перу. При всех своих положительных качествах этот овощ с трудом был принят в России в качестве пищи, тяжело внедрялся в производство. Долгое время его высаживали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Придворные дамы украшали свои прически его цветами. И только через 200 лет он появился на крестьянских полях и огородах. Его называли «плевком дьявола», «плодом блудниц», «чертовым яблоком».

А теперь немного подвигаемся. Ведь настоящий огородник должен быть быстрым и ловким.

«Кто быстрее и полнее соберет урожай» Ребята делятся на две команды. По сигналу один участник с завязанными глазами начинает собирать “кочаны капусты по огороду” – мяч, находящийся в трех метрах от старта. Нужно взять только один кочан, вернуться к команде, положить его корзину, после этого идет второй участник и т. д. команда может давать советы, куда следует двигаться. Если участник проходит мимо «кочана», глаза завязываются следующему участнику команды. Побеждает та команда, которая соберет больше кочанов.

«Соберем картошку» клубни картофеля (мячи) расположены по всей площадке. Участникам каждой команды предлагается собрать в мешок как можно больше мячей за определенный промежуток времени. На старте дается 30 секунд для выработки стратегии уборки картофеля. Побеждает та команда, которая быстрее на финиш принесет в мешке больше картофеля (мячей).

Ну, и последний наш конкурс мы проведем «в темную»: от каждой команды приглашаем по три человека. С завязанными глазами они будут на ощупь узнавать овощи, попавшие к ним в руки. За каждый опознанный овощ – жетон.

Конкурс «Узнай с закрытыми глазами»

Для команды №1: тыква, лук, огурец

Для команды №2: кабачок, чеснок, перец

Желаем, чтоб вам пригодилось

Все что на грядке уродилось

И чтоб стократно воротилось

Все что закопано в нее.

Наша конкурсная программа завершается. Осталось только подвести итоги и назвать команду — победителя.

Фото 1. Знатоки семян Фото 2. Узнаю на ощупь…

Источник

Adblock
detector