Меню

Конспект 5 класс биология почва

Урок по теме «Почва -среда обитания», 5 кл.
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме

Урок — проект «Почва — среда обитания». В ходе исследования учащиеся узнают состав почвы. Отвечают на вопрос: может ли почва быть средой обитания?

Скачать:

Вложение Размер
urok_v_5_klasse._pochva-sreda_obitaniya.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Ромодановская средняя общеобразовательная школа №2»
Республика Мордовия

Урок-проект: «Почва-среда обитания» (5 кл.)

Подготовила учитель биологии:

Елизарова Лидия Николаевна,

первая квалификационная категория

Тема: Почва — как среда обитания.

  1. Образовательная: сформировать знания учащихся о почве как среде обитания живых организмов; выяснить черты приспособленности организмов к почвенной среде.
  2. Развивающая: формировать умение учащихся выполнять несложные практические задания.
  3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к животным, растениям.

Оборудование : образец почвы, спиртовка, предметное стекло, стакан, вода, мультимедийное приложение к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н. И. Природоведение. 5 кл.

Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания живых организмов.

Что мы должны знать о почве?

Вопрос урока: может ли почва быть средой обитания?

III. Изучение новой темы.

Чтобы ответить на вопрос: Что такое почва? Мы должны рассмотреть состав почвы.

Какие вещества входят в состав почвы? (ответы учащихся).

1 группа : опыт 1.Кусочек почвы прокаливается на огне спиртовой горелки. При этом идет дым, запах.

Вывод: Сгорают органические вещества и мельчайшие остатки организмов – гумус или перегной.

2 группа : опыт 2. Прокаленную почву смешивают с водой- вода мутнеет. Через некоторое время образуется 2 слоя- глины и песка.

Вывод: В состав почвы входят глина и песок.

3 группа : опыт 3. Слить воду из стакана. Налить на часовое стекло и выпарить над спиртовкой. Останется беловатый осадок. Вывод: В почве присутствуют минеральные соли.

4 группа : опыт 4. Кусочек почвы опускается в стакан с водой. Начинают выделяться пузырьки воздуха. Это воздух из почвы вытесняется водой. Проникающей между частицами почвы . Вывод: В почве присутствует воздух.

5 группа: опыт 5. Кусочек свежей почвы опускается в сухую пробирку и нагревается над пламенем спиртовки. На стенках пробирки появляются маленькие капельки воды.

Вывод: В почве присутствует вода.

Образование почвы началось с момента появления на Земле бактерий. Это произошло миллионы лет назад. Бактерии могли жить в измельченных горных породах. Они постоянно умирали и перегнивали. Минеральные частички перегноя склеивали песок и глину. На образованном тоненьком слое почвы могли жить растения. С этого момента процесс образования почвы пошел быстрее. Растения росли и отмирали. При помощи бактерий гниения они превращались в органические вещества, а потом в минеральные соли. Со временем почву заселили различные растения.

Вывод: Почва – это плодородный слой Земли, на котором растут растения . Основное свойство почвы –плодородие.

А теперь познакомимся с особенностями почвы.

Задание: В учебнике на стр.119 изучите текст «Почвенная среда» и назовите особенности. Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод: В почве мало света, есть воздух, количество воды может быть разное, почва – это плотная среда в которой тяжело перемещаться. Температура почвы летом ниже, чем температура воздуха, а зимой выше, чем температура воздуха.

Вопрос: Кто обитатели почвы? (Демонстрация мультимедийного приложения)

В почве живет огромное количество разнообразных организмов: бактерии, одноклеточные грибы, животные. Также в почве находятся корни растений и грибницы многоклеточных грибов.

В почве обитают беспозвоночные – муравьи, личинки мух и жуков, дождевые черви, медведка; позвоночные млекопитающие – кроты.

Работа в группах : Выяснить, какие приспособления есть у крота (1 группа), дождевого червя( 2 группа), медведки (3 группа).

Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод: Обитатели почвенной среды имеют следующие особенности:

  1. Наличие приспособлений для рытья нор, ходов и т.д.
  2. Маленькие глаза или отсутствие органов зрения.
  3. Наличие приспособлений для снижения силы трения при передвижении в почве: наличие слизи на теле (дождевой червь); шерсть короткая и густая (крот); обтекаемая форма тела.

Вопрос: Как к жизни в почве приспособлены растения? (Демонстрация мультимедийного приложения)

У растений обитающих в пустыне развит длинный корень; в луковицах, клубнях откладывается запас питательных веществ; у кактусов в стебле запасается вода.

Значение живых организмов для почвы (обсуждение).

IV. Закрепление знаний:

1. Почва – верхний плодородный слой земли.

2.В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух

3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.

4.В почве обитают только мелкие животные

5. Почвенные животные слепы

6. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.

V. Подведение итогов урока: А теперь ответим на вопрос: может ли почва быть средой обитания? Ответы учащихся.

1.Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.

2. В почве имеются условия для жизни .

3. Живые организмы приспособились к жизни в почве.

Домашнее задание : выучить в учебнике стр.199, 121.

Источник

презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме «Образование и разнообразие почв»
презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему

Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему «Образование и разнообразие почв».

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_pochv.doc 48 КБ
obrazovanie_pochv.ppt 1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Образование почв и их разнообразие.

  1. Изучение нового материала.

Тема нашего урока «Образование почв и их разнообразие» (слайд 1) На уроке мы с вами должны (слайд 2):

  1. обозначить вклад В. В. Докучаева в изучение почв;
  2. изучить что такое почва, факторы почвообразования, основное свойство почвы, почвенный профиль;
  3. познакомиться с основными видами почвы.

Но для начала, давайте вспомним, что же такое почва? (Верхний слой земной коры, обладающий плодородием)

Чем отличается почва от горной породы? (Почва обладает плодородием, в ней обитают животные и микроорганизма, растут растения)

От чего зависит плодородие почвы? (От наличия питательных веществ)

Какие виды почв вам известны?

Мы привыкли называть почву – землей. Отношение русского человека к земле всегда было свято, отразилось оно в пословицах, поговорках, песнях (слайд 3).

Прочитайте внимательно пословицы. О чем они нам говорят?

Какие пословицы о земле вам известны? (Господь повелел от земли кормиться; Без хозяина земля круглая сирота)

Почвы всегда интересовали людей, так как люди издревле занимались земледелием.

Первым исследователем почв в России был Михаил Васильевич Ломоносов (слайд 4). В своем трактате «О слоях земли» он ставит вопрос: «Что есть почва?» Так что же «есть почва». Вот как М. В. Ломоносов сам отвечает на этот вопрос: «Почва – это особое природное тело, образующиеся на поверхности Земли и обладающие уникальным свойством – плодородием , т.е. способностью обеспечивать рост растений, давать им питание».

Основателем же науки «Почвоведение», которая занимается изучением почв, был русский ученый Василий Васильевич Докучаев (слайд 5). Он впервые доказал, что почва – это не горная порода, не просто верхний слой Земли, а особое естественноисторическое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира.

Вся научная деятельность В. В. Докучаева была направлена на изучение свойств почв, разработки методов их защиты. Докучаев научно доказал, что «земля живая», что её неправильная обработка, истощение могут «убить» её.

«Царем почв» Василий Васильевич называл русский чернозем (слайд 6). Он писал: «Богатство чернозема гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота и самоцветов русский чернозем. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России».

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов фашистские захватчики вывозили из нашей страны эшелонами именно чернозем, подтверждая тем самым справедливость учения В. В. Докучаева.

В. В. Докучаев справедливо называл почвы «зеркалом ландшафта».

Как вы думаете, что это значит?

А это значит, что именно почвы, как никакой другой компонент природы, являются выразителем самых главных особенностей территории.

Какова же роль В. В. Докучаева в русской и мировой науке?

Мы с вами рассмотрели несколько вариантов определения «почва». Попробуйте из всего выше сказанного сами сформировать понятие «почва».

Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени, в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа (слайд 7). Запишите определение в тетрадь.

Так что же такое почва?

Прочитайте внимательно определение и скажите, под влиянием каких факторов формируется почва (слайд 8).

Как влияет на почву материнская порода?

От материнской породы зависит не только минеральный состав почвы, но и мощность самой почвы.

Как на почву влияют растения и животные?

Как влияет климат?

Какое влияние будет оказывать рельеф?

Как вы думаете, как время будет влиять на образование почв?

Какой фактор мы с вами не упомянули?

Как деятельность человека влияет на почву? Каковы отрицательные стороны влияния человека на почву? Назовите положительные стороны влияния человека на почву.

Назовите основные почвообразующие факторы.

Вспомните, пожалуйста, основное свойство почвы.

Что такое – плодородие? (слайд 9)

Плодородие — это способность обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ.

Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (слайд 10)

Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной или гумус, в котором накапливаются необходимые для питания растений элементы: азот, фосфор, калий и др. Но плодородие зависит не только от наличия в почве питательных веществ, но также и от механического состава почвы. Песчаная почва или глинистая, зернистая или комковатая – все это влияет на плодородие.

Например: на водоупорных глинах образуются тяжелые, плохо промываемые, заболачиваемые и засоряемые почвы (слайд 11).

В процессе образования почв образуется несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль (слайд 12).

Почвенный профиль – это вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.

Всем вам наверняка приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном склоне оврага или балки. Посмотрите внимательно на фотографию (слайд 13), которая была сделана на берегу Цимлянского водохранилища. Здесь хорошо просматриваются почвенные горизонты. И видно даже древнюю материнскую породу.

Давайте рассмотрим графическое изображение почвенного профиля (слайд 14), где

А 0 – это лесная подстилка (если рассматривать лесные почвы) или луговой войлок (в степи и лугах);

А 1 – это гумусовый горизонт;

А 2 – иллювиальный горизонт или горизонт вымывания;

В – элювиальный горизонт или горизонт вмывания;

С – это материнская порода.

Назовите эти горизонты еще раз.

Почвенные профили разных природных зон будут совершенно отличаться друг от друга (слайд 15).

Посмотрите внимательно на почвенные профили и скажите, почему мощность почв тундры, намного меньше мощности почв смешанных лесов?

Как вы думаете, почему в почвах тайги гумусовый горизонт в несколько раз меньше, чем в черноземах степей?

Мы с вами рассмотрели почвенные профили разных природных зон. Какой вывод можно сделать из всего выше сказанного?

Действительно, на всей территории Земли очень разнообразны.

А от чего зависит образование почв?

Посмотрите на схему «Основные типы почв» (слайд 16).

Все почвы земли поделены на три основные группы:

  1. почвы равнин;
  2. почвы гор;
  3. покровные ледники.

Определите, какая группа из этих занимает наибольшую территорию.

Каких почв на равнинах больше всего?

Количество, каких равнинных почв очень мало?

Как вы думаете можно ли получить урожай с тундровых почв?

А возможно ли ведение сельского хозяйства на пойменных почвах?

Почвы пойм очень плодородны. Эти почвы некогда «вскормили» древнюю цивилизацию египтян, которые, несмотря на то, что вокруг их древнего государства была пустыня, всегда имели хороший урожай (слайды 17, 18)

В Древней Руси, люди тоже селились по берегам рек, замечая, что на этой территории очень хорошо растут растения, что отображено в первых письменных источниках.

Подумайте, почему почвы пойм рек будут так плодородны?

Запишите домашнее задание в дневник. Внимательно прочитайте параграф, ответьте на вопросы к нему, самостоятельно рассмотрите схемы в этом параграфе, выучите термины, записанные в тетрадь.

  1. Закрепление изученного материала.

Вопросы кодированного диктанта. (Слайд 20)

  1. Самый богатый, по количеству питательных веществ почвенный горизонт.
  2. Этих почв на равнинных территориях больше всего.
  3. Основатель науки почвоведение.
  4. Вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.
  5. Основа для формирования почв.
  6. Он написал трактат «О слоях земных»
  7. Почвы образованные илистыми наносами.
  8. Способность обеспечивать растения необходимыми им питательными веществами, водой, воздухом.
  9. Это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия органического и неорганического мира.
  10. «Царь почв».

Источник

Читайте также:  Географическое положение почвы это
Adblock
detector