Меню

Конспект что такое почва 3 класс ууд

Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

Вложение Размер
okr_mir_pochva_3_klass.docx 27.92 КБ
pochva_3_klass.pptx 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).

Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.

Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;

Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

  1. Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
  2. Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
  3. Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
  1. Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
  2. Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.

3. Расширить сведения о почве.

  1. Способствовать готовности слушанию собеседника;
  2. Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
  3. Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
  1. Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  2. Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
  3. Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
  1. Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
  1. Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям

I. Самоопределение к деятельности урока.

-Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

II. Постановка проблемной учебной задачи.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

-Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

III. Открытие нового знания.

— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.

1. Что такое почва и как она образуется?

2. Из чего состоит почва ?

3. Свойства почвы ?

– Согласны? Ну что ж, начнем?

Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)

Дети внимательно рассматривают изображение почвы .

– Внимательно рассмотрите верхний слой.

– Какого он цвета.

– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .

– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.

Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)

– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .

V. Продолжение работы по теме урока.

Перейдём ко 2 пункту плана.

— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1) .

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы .

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)

Опыт № 2 (группа 2) .

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы .

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан .

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)

Опыт № 3 (группа 3) .

1. Возьмите горшок с почвой .

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)

Опыт № 4 (группа 4) .

1. Возьмите посуду с почвой .

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)

Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?

— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)

1. В почве есть воздух .

2. В почве есть вода .

3. Почва не удерживает воду .

4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

— Это главное свойство почвы .

— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

VI. Первичное закрепление.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

– А вы любите кроссворды?

Перед вами кроссворд. ( слайд 8)

1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)

2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)

3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

п е р е г н о й

п л о д о р о д и е

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .

Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?

А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .

Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .

Источник

Разработка урока по окружающему миру «Что такое почва».Школа России.3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Разработка урока «Что такое почва» 3 класс «Школа России».

Скачать:

Вложение Размер
otk_urok_mir_3_kl.doc 77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Автор УМК : А. А. Плешаков

Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»

Тип урока : Урок изучения нового матери

— сформировать представление о почве, её составе;

— выявить в ходе опытов состав почвы;

— продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

— развивать умение работать с научным текстом;

— выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

— делать выводы на основе проведённых опытов;

— развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся; умения доказывать выдвигаемые предположения;

— развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов.

воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации

Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность

Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий

Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, охрана почвы.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва.

Почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки. Компьютер, мультимедиапроектор, презентация

— А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, стр. 64, тетрадь на печатной основе,

— презентация «Что такое почва?»

1. Мотивация учебной деятельности

— мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

— Начнем урок с — приветствия.

Я скажу «Добрый день!» и назову кого-то из присутствующих в кабинете.Те, кого я назову, помашут мне рукой-значит вы меня услышали и отвечаете мне на приветствие.

— «Добрый день!»-уважаемые гости!

-Добрый день!»-мальчики и девочки 3 а класса.

— «Добрый день!»-всем , кто любит конфеты!

— «Добрый день!»-всем, кто хочет узнать что-то новое сегодня на уроке окружающего мира.

— «Добрый день!»-всем, кто хочет получить оценку за домашнее задание.

Давайте проверим домашнее задание.

-уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

-готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

-О чём говорили на прошлом уроке?

-Посмотрите какие плакаты вы нарисовали на тему»Берегите воду!»

— Кто назовёт правила бережного расходования воды?.

-Какая работа по охране воды проводится у нас в селе?

-Я думаю. что каждый из вас будет правильно обращаться с водой.

О бережном отношении к воде.

1.Не оставлять кран с водой открытым.

2.Моешь руки, струйка маленькая.

3.Полоскать рот из стакана, когда чистишь зубы.

3. Актуализация знаний

Цель: настроить детей на плодотворную работу.

-Чтобы узнать тему урока нужно отгадать загадку.

Она твоя, она моя,

— А, что вы представляете , когда говорите слово земля? Сколько значений имеет слово земля? СЛАЙД1

-Это и название планеты, на которой мы живём.

Сегодня будем говорить о земле, на которой все растёт, о нашей кормилице.

— Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?

— Какое научное название этого слова?

Главное слово на уроке — ПОЧВА

-Что вы знаете о почве?

-Что бы вы хотели узнать?

3. Постановка учебной задачи

— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

— уточнение и согласование темы урока;

— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

— Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: (на доске)

2. Из чего …….. почва?

Тема урока: «Что такое почва» СЛАЙД2

Сегодня мы узнаем состав и свойства почвы.

1. Что такое почва?

2. Из чего состоит почва?

4. Свойства почвы.

5. Кто обитает в почве?

-умение определять цель деятельности.

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

— умение выявлять сущность, особенность объекта.

— самоопределение к деятельности.

4. Поиск решения проблемы

-решение учебной задачи и обсуждение её решения;

Предлагаю вам на 1 вопрос попробовать ответить самостоятельно.

-Повернитесь друг к другу, образуйте 4ки., обсудите, как вы понимаете , что такое почва.(1мин)

-Что у вас получилось?

Где можем узнать правильное определение?

-Найдите и сравните определение «почва» в учебнике с. 64

— У кого был верный или похожий ответ?Молодцы!

-Что значит плодородный?

Прочитайте,как в словаре. СЛАЙД3

-Это основное свойство почвы.

-Почему же почва плодородна ?

-Почему на ней вырастает богатый урожай?

Выскажите ваше мнение?

Чтобы узнать так ли это, изучим состав почвы.

Побываем в роли исследователей.

И как все учёные исследователи мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности при работе с приборами.

-Кто напомнит правила?

Чтение определения в учебнике с.64

Плодородие-способность производить богатую растительность,урожай.

ЕСТЬ ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РОСТА РАСТЕНИЙ

1.Относится к приборам бережно(сломаться, пораниться)

3.Опыт делает 1 чел.

-умение точно выражать свои мысли.

Коммуникативные: -умение слушать и понимать других.

Познавательные: -умение извлекать информацию из текста. Личностные: -умение определять и высказывать правила.

6. Практическая работа

— организовать практическую работу по изучению состава почвы;

Источник

Читайте также:  Под какие растения осенью можно внести навоз
Adblock
detector