Меню

Конспект по экспериментированию с почвой

Экспериментирование с почвой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Скачать:

Вложение Размер
конспек 15.03 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ

по опытно-экспериментальной деятельности

«Экспериментирование с почвой».

I категории Бочкарникова Е.Ф

Тема: «Экспериментирование с почвой».

Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы. Материалы: почва. Оборудование: на каждого ребенка: клеенка;

поднос; лейка с водой; ситечко; по 1 стаканчику; лупа; лист белой бумаги;

ложечка; журнал экспериментирования; фломастеры;

Ход занятия: Вначале занятия педагог предлагает детям вспомнить, с какими природными материалами они уже познакомились.

-Ребята, а сегодня мы познакомимся с еще одним природным материалом, хорошо вам известным. А что это за материал вы попробуете сейчас определить сами.

Педагог предлагает детям не прозрачную емкость и просит, понюхав ее содержимое, определить, что в ней находится (почва).

Что такое почва?

-С почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, на даче, и даже в группе. Но что мы о нем знаем? Из чего состоит почва?

Дети высказывают свои версии.

-А давайте мы это проверим.

Педагог предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть через лупу.

Из чего состоит почва? (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка и глины).

Чем почва похожа на песок? Глину? Чем отличаются?

-Известно, что человек с давних пор использует почву для своих целей. А какие свойства этих природных материалов так важны для людей, благодаря которым человек их использует?

Дети выдвигают свои версии.

-Давайте это выясним. Какими же свойствами обладает почва?

Дети перечисляют свойства, которые они знают.

Педагог предлагает детям положить немного почвы в стаканчик и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.

-Произошло ли что-нибудь с цветом почвы после того, как мы ее намочили? Педагог предлагает детям рассмотреть через лупу сухой и влажный комок почвы. Как изменилась почва при воздействии воды?

-Как вы думаете, важно ли это свойство для использования почвы человеком? (Если да, то почему)

Воспитатель просит налить в стаканчик с почвой еще немного воды и внимательно понаблюдать за тем, как вода впитывается: быстро или медленно?

-Куда девалась вода в стаканчике с почвой? Важно ли это свойство для использования почвы человеком? Почему? Важно ли это свойство для растений? Почему?

Педагог предлагает детям взять немного сухой почвы и просеять ее через ситечко, потом просеять мокрую почву.

-Как просеивается сухая почва? Мокрая? Почему? Важно ли это свойство в практическом применении почвы?

Капля раз, (делают прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Делают прыжок.)

Очень медленно сперва, (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой)

Затем педагог просит детей взять в руку немного сухой почвы. Какая она на ощупь (теплая, рассыпчатая? Затем детям предлагается взять влажную почву. Какая она на ощупь? (она стала холодной, мокрой, липкой, склеивается в комок).

-Ребята, как вы думаете, а есть ли в почве воздух? Как можно это проверить? Дети выдвигают свои предложения.

Педагог предлагает опустить образцы почвы в стаканчик с водой. Почему появляются прозрачные пузырьки? Что это такое? Откуда взялся воздух?

-Ребята, знакомясь сегодня с почвой, мы сравниваем ее с песком и глиной. А как вы думаете, можем ли мы сказать, что песок-это один из видов почвы? Почему?

Дети выдвигают свои версии и пытаются их аргументировать.

-И песок и глина- это виды почвы. Сегодня мы с вами знакомились с торфяной почвой. Каждый из видов имеет свои свойства, о которых нам уже многое известно. В каких районах нашего земного шара много песчаной почвы? (в пустыне)

Какое же основное отличие у торфяной почвы от песчаной или глинистой? (эта почва является плодородной) что значит «плодородная»? Как человек использует плодородность почвы? Почему торфяная почва является плодородной?

-Человек с давних пор использует в своих потребностях. Кто из вас знает, как используются свойства почвы (растит урожай).

В конце занятия педагог совместно с детьми подводит итог.

-Ребята, что мы сегодня узнали о почве (он состоит из перегнивших остатков растений, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка, глины; меняет цвет при намокании; изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы; в почве есть воздух. Мокрая почва пластична.

-Какие из свойств почвы используются человеком?

Дети при помощи условных обозначений «записывают» результаты опытов в свои журналы экспериментов.

Источник

Экспериментальная деятельность «Удивительная почва»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Цели:

  • Продолжать знакомить дате с почвой.
  • Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.
  • Выделить некоторые свойства песка и глины.
  • Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать смекалку наблюдательность.
  • Воспитание интереса к неживой природе.

Скачать:

Вложение Размер
eksperimentalnaya_deyatelnost_udivitelnaya_pochva.docx 24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность «Удивительная почва»

  • Продолжать знакомить дате с почвой.
  • Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.
  • Выделить некоторые свойства песка и глины.
  • Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать смекалку наблюдательность.
  • Воспитание интереса к неживой природе.
  • Игры детей с песком, лепка из глины.
  • Труд на огороде, цветочной клумбе.
  • Ухаживание за цветочными растениями.
  • Э. Распэ “Приключения барона Мюнхаузена” — “Необыкновенный олень”.
  • Н. Сладкова “Земля солнечного огня”.
  • Н. Рыжова “Почва – живая земля”.
  • Комочки сухой почвы.
  • Емкости с песком, глиной, водой.
  • Белый лист бумаги, палочки, лупы.
  • Свечка, стеклышко, сковородка.
  • Таблица “Почва”.
  • Иллюстрации подземных жителей.
  • Демонстрационный материал для показа сказки Н. Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.

Активизация словаря: почва, труха.

  1. Журнал “Дошкольное воспитание” №8 2006 год. М. Костюченко “Экспериментируем”.
  2. Н. А Рыжова “Не просто сказки”.
  3. О. В. Дыбина “Неизведанное рядом”
  4. Л. В. Ковинько “Секреты природы – это так интересно”
  5. Н. В. Коломина “Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
  6. В. И. Ковалько “Азбука физкультминуток для дошкольников”

В. – Отгадайте загадку:

Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут —
Я все терплю
И всем добром плачу.

В. – Сегодня на занятии мы будем говорить о почве.

В. – Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?

Д .- Земля кормит и поит растения.

Д .- Земля нас кормит.

В . – Как она нас кормит?

В .- Как радует нас земля?

Д. — Цветами, зеленой травой.

В. – Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.

В. -Как называется такая почва?

В. — Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Торф тоже богат перегноем, его привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения.

В. – Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”.

В .- Какого цвета верхний слой земли?

В. – Это плодородный слой земли.

В. — Какого цвета следующий слой земли?

В. — Как вы думаете, что это?

В. – Дальше мы видим изображение подземных вод.

В. – Каким цветом изображена вода?

В. — Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?

В. — На таблице еще изображены те, кто в земле живут.

В. — Кто живет в земле?

Д. – Червяки, кроты, жуки.

В. – Отправимся в путешествие в подземное царство. Расскажите по картинке, что мы можем увидеть под землей.

Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
А теперь будем червячками.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

В.- Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли. Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.

Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.

Опыт №1. Что спрятано в комочке?

В. – Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.

В. – Какая земля в комочке?

Д. — Сухая, черная.

В. — Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.

В .- Скажите, что вы увидели?

Д.- В комочке есть трещинки.

В. – Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?

Д. — Корешки, камешки и т. д.

Опыт № 2. В земле есть воздух.

В. — А воздух в земле есть или нет?

В.- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.

В. – Что вы наблюдаете?

Д .- Из комочка побежали маленькие пузырьки.

Д. – Это воздух поднимается из воды.

В . – Где же был воздух?

Д. – Воздух был в комочке земли.

В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

В .- Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?

Д. – В земле есть воздух.

Опыт № 3. Есть ли в почве вода?

В. — Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?

В . – Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.

В. — В чистую сухую сковородку я положила, что?

Д. – Комочек почвы.

В. – Я зажгу свечку, и буду держать сковородку с почвой на огне.

В. – Что происходит с почвой?

Д. – Она согревается.

В. – Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко.

Через некоторое время показываю стеклышко детям.

В. – Что произошло со стеклышком?

Д. – Стеклышко запотело.

В. – Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке?

В. – Сделайте вывод – есть вода в почве или нет?

Д. – Вода есть в почве.

В. – Изменяется ли цвет почвы после дождя?

В. – Каким становится цвет?

Д.- Темным, черным.

В. – Про “Земелюшку – чернозем” есть хоровод. Исполним его.

В. – Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки?

В. – Похожи ли песчинки друг на друга?

В. – Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?

Д. – Лежат отдельно.

В .- Рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?

В. – Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?

Опыт № 4. Посади “дерево” в сухую глину, сухой песок.

В. – Возьмите палочку правой рукой, левой рукой придерживайте баночку, чтобы она не опрокинулась. Посадите “дерево” в песок.

Дети выполняют задание.

В. – Вытащите палочку из песка. Посадите “дерево” в глину.

В. – Во что легче было посадить “дерево”, в глину или песок?

Д. – В глину мы не сумели посадить “дерево”. Сухая глина твердая, как камень.

В .- В песке палочка легко растолкнула песчинки, ведь они лежат отдельно. А вот частички глины крепко склеены между собой, поэтому вам и не удалось растолкнуть их.

Опыт № 5 .Что лучше пропускает воду песок или глина?

В. – Польем по очереди песок и глину.

В. – Где быстрее впиталась вода?

В. – А почему? Кто может объяснить?

В. – Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду.

В. — Какими стали песок и глина после полива?

Опыт № 6 . Посадим дерево в мокрый песок и мокрую глину .

Опыт проводится аналогично предыдущему.

В. – Вот почему человек поливает землю, если она сухая, когда сажает растения. Во влажную землю сажать легче.

В. – Иногда мы с вами болеем. А почва может болеть?

В. – Что вредно или плохо для нашей земли?

В . – Во многих сказках идет борьба за “живую” и “мертвую” воду. Почву можно назвать живой землей, и она важна не менее чем живая вода. Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Назовите их.

— Поле труд любит.

— Кто не сеет, тот не жнет.

— Земелька черная, а хлеб белый родит.

— Землю пахать не в бабки играть.

— Земля любит навоз, а лошадь овес.

— Земля не уродит – никто не наградит.

В . – Мы сегодня много говорили о почве. А как же она образуется? Я кратко расскажу вам и покажу на фланелографе сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.

“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не еж пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.

Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.

— Кто, кто в пенечке живет?

Никто не отвечает.

Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.

И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет-нет да и выглянет.

Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.

“Как же так? – думает Медведь, — точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”

Источник

Читайте также:  Какие удобрения вносить для посадки лука
Adblock
detector