На нашем сайте вы найдете полезные советы о том, как повысить плодородие почвы на вашем участке.
Меню
Конспект по географии 7 класс параграф 19 почвы
§ 19. Почвы
Чем объясняется разнообразие почв. Какие типы почв распространены на земле.
Чем объясняется разнообразие почв
Вы ужо знаете, что такое почва. Почвы разных мест очень сильно различаются между собой. Неодинаково и их плодородие в разных регионах Земли.
На образование почв оказывают влияние многие факторы: рельеф, горные породы, но главными являются климат и растительность (рис. 50). Если осадков выпадает мало и растительность скудная, то почвенный слой образуется тонкий и содержит мало перегноя. И местах с достаточным количеством осадков, тепла и богатой растительностью формируются мощные плодородные почвы.
Вспомните из курса географии 6 класса что такое плодородие.
В распространении почв на планете имеются определённые закономерности, позволившие В. В. Докучаеву открыть закон мировой почвенной зональности. Размещение почв тесно связано с природными условиями территории. В каждой природной зоне в зависимости от климата — условий увлажнения и температурного режима — формируются определённые типы почв. Вместо с тем широтное положение почвенных зон нарушается природными особенностями континентов и их отдельных частей: разнообразием рельефа и ночнообразующих горных пород, близостью океана. Это приводит к пестроте, мозаичности почвенного покрова.
Разнообразие почв определяется природными особенностями конкретной территории: климатом, растительностью, рельефом и другими факторами.
Какие типы почв распространены на Земле
Рассмотрите профиль на рисунке 52. Вы видите, что каждой природной зоне соответствует определённый тип почвы. В зоне арктических пустынь в суровых условиях образуются маломощные скудные арктические почвы.
В тундре формируются тундрово-глеевые почвы, для которых характерны малая мощность, переувлажнение, бедность питательными веществами, низкая агрономическая ценность.
В зоне тайги под темнохвойными лесами формируются подзолистые почвы с довольно скудным гумусовым горизонтом и мощным нижележащим горизонтом, который сильно осветлён и наноминает золу. Именно поэтому и горизонт, и сам тип почвы называются подзолистыми. Какое строение почвеннго слоя связано со сравнительно небольшим количеством ежегодного опада в хвойном лесу, а также большой годовой суммой осадков, промывающих верхние горизонты почвы и выносящих оттуда гумус.
Наиболее плодородные почвы формируются в зоне лесостепей и степей.
В зоне смешанных лесов, где к хвойным деревьям присоединяются более теплолюбивые мелколиственные — берёза, осина и широколиственные — липа, дуб, клён, распространены умеренно плодородные дерново-подзолистые почвы. Содержание гумуса в почве возрастает, хотя промывание их здесь довольно значительное.
Южнее, где температуры выше, а увлажнение больше, произрастают широколиственные леса, под которыми формируются серые лесюие почвы. Ежегодный значительный онад способствует накоплению мощного гумусоного горизонта, и поэтому почвы отличаются высоким плодородием.
В зоне жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников преобладают коричневые и серо-коричневые почвы.
Источник
Урок географии на тему: Почвы (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 19 07.11.2018 г.
7 класс, география
Цуканова Ольга Михайловна
-сформировать знания учащихся о почвах мира, их разнообразии, расположении на Земле;
— развивать внимание, память, умение работать с картами атласа;
— прививать интерес к изучаемому предмету. Расширить мировоззрение учащихся.
Предметные: формирование представлений и знаний о причинах разнообразия почв, об основных зональных типах почв Земли, о хозяйственной деятельности человека, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем, связанных с почвами; формирование умений и навыков использования знаний о почвах в повседневной жизни;
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации — текстом параграфа, почвенной картой мира, схемой и профилем; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 4) создавать таблицы;
Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе выполнения самостоятельных заданий; формирование основ экологической культуры и убеждений в необходимости бережного и рационального использования почвенных ресурсов, охраны почв.
Приветствует класс, определяет готовность рабочего места
Подготовка к работе на основном этапе
— Что такое биоразнообразие и биомасса?
— Расскажите о связи растений и животных с природными условиями.
— Каковые основные причины видового состава растительного и животного мира одной и той же природной зоны на разных материках?
— Почему важно сохранять биоразнообразие Земли? Какие виды человеческой деятельности приводят к его сокращению?
— Сопоставительный анализ карт климатических поясов и природных зон мира (тренировочная)
— На доске висит портрет В.В. Докучаева
— Один из вопросов олимпиады по географии звучал так: Во время одного из выступлений В.В. Докучаев (геолог по образованию) сказал: «Прошу извинения, что несколько дольше, чем рассчитывал, остановился на …, но это потому, что последний для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нем вековечное неистощимое русское богатство».
Источник
Конспект урока. Почвы, 7 класс
Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Содержимое разработки
• Выявить причины, определяющие разнообразие почв на Земле.
• Сформировать знания о зональных типах почв.
• Формировать умение анализировать схему «Почвы природных зон Земли».
• Продолжить формирование умения анализировать тематические карты.
• Сформировать убеждение в необходимости охраны и восстановления почв.
Оборудование: учебник, схема «Почвы природных зон Земли», атлас.
Основное содержание: почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Проверка домашнего задания:
1. Как связаны животные и растения с природными условиями?
2. Каковы основные причины различия флоры и фауны на материках?
3. Почему важно сохранять биоразнообразие Земли?
4. Какие виды человеческой деятельности приводят к сокращению биоразнообразия? Изучение нового материала:
В начале урока необходимо обеспечить положительную мотивацию темы, показав значение почвы в природе и жизни человека.
Сказала лопата: Земля — чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля — чтоб ходить. А люди сказали: Земля — чтобы жить. А. Тетивкин
— Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве) — Предположите тему сегодняшнего урока? Какие у вас есть ожидания по предстоящей работе?
Вопросы к кроссворду:
Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду (глина).
Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок).
Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).
Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).
Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов (минеральные).
Вещество, помогающее корням растений дышать (воздух).
Жидкое вещество почвы (вода).
Работа с учебником на стр.70. Самостоятельно прочитать и заполнить кластер №1 «Почвообразующие факторы».
При выявлении закономерностей распространения главных типов почв Земли, а также связей между природными условиями, свойствами почв и характером их использования человеком полученные знания можно систематизировать в таблице.
Условия образования, свойства и использование главных типов почв Земли
Основные условия образования почвы
Хозяйственное использование почв и меры по улучшению их плодородия
Перед заполнением таблицы необходимо ознакомить учащихся с почвенной картой мира в атласе. Затем работу можно организовать по группам. Каждая группа учащихся получает задание составить таблицу характеристики одного из типов почв.
В ходе этой работы учащимся предстоит выполнить следующие учебные действия:
1. Проследить по картам смену типов почв с севера на юг.
2. Определить, какой природной зоне соответствует определенный тип почвы.
3. Установить, в каких условиях происходит почвообразование данного типа почвы.
4. Выявить связи между условиями образования типов почв и их свойствами.
5. Выделить свойства почв, имеющие значение для их использования в хозяйственной деятельности.
6. Выявить взаимосвязи в системе «почва — человек»: что дает почва человеку, как человек использует природные условия и свойства данного типа почвы? Установить обратную связь в этой системе, ответив на вопрос: «Какие мероприятия проводятся по улучшению природных свойств и поддержанию плодородия рассматриваемых почв?»
В процессе работы над таблицей учащиеся используют в качестве источников знаний различные карты (почвенную, климатическую, природных зон), текст § 19 и рисунок 51 учебника.
Далее рассматривается вопрос об изменении почв в процессе хозяйственной деятельности. Воздействие человека на почву вызывает ухудшение ее качества и плодородия. К особо опасным последствиям воздействия человека на почву следует отнести эрозию почвы, загрязнение химическими веществами, неправильные методы земледелия (распашка легко эродируемых почв, неправильная распашка склонов, внедрение монокультур), засоление, заболачивание, а также прямое уничтожение и занятие почв под постройки и т. д.
Возможности для дальнейшего увеличения площади пахотных земель в мире почти полностью исчерпаны. Поэтому для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а промышленности в сырье необходимо рациональное использование почвенных ресурсов и повышение плодородия почв. Важная роль в этом принадлежит мелиорации земель.
При рассмотрении проблемы мелиорации земель можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:
1. Уменьшится ли зависимость человека от плодородия почв с развитием НТП?
2. Почему орошение может привести к вторичному засолению?
3. Считаете ли вы необходимым проводить регулярное орошение черноземов для повышения урожайности?
4. Какое значение в орошении почв имеет рельеф?
Понятия «эрозия почв», «мелиорация» можно рассмотреть после анализа содержания опорных схем. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на самом важном в изучаемом материале, наглядно вскрыть сложные взаимосвязи в цепочке «почва — человек — почва».
Источник
Технологическая карта урокапо теме «Почвы » 7 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 18 15.11.2016 Почвы Земли
• выявить причины почвенного разнообразия;
• познакомить с факторами почвообразования;
• сформировать знания об основных зональных типахпочв мира;
• оценить вклад В. В. Докучаева в развитие науки о почвах;
• раскрыть значение охраны почв.
Ценностный компонент урока: значение разнообразия почв; охрана почв.
Оборудование: схемы «Факторы почвообразования» и «Почвы природных зон Земли», «Почвенная карта мира».
Тип урока: комбинированный.
флора, фауна, охрана флоры и фауны планеты.
Найдите в справочниках, Интернете информацию,
подтверждающую, что животный мир обладает большим
разнообразием, а растительный мир — большей биомассой.
2. Объясните, почему флора и фауна на разных материках различаются. 3. Расскажите, как растения приспособились к влажным, холодным, сухим и жарким климатическим усло-
4. Расскажите, как животные приспособились к обитанию в различных природных условиях.
5. Заслушать сообщение (презентацию) «Я хочу рас-
сказать об этом растении (животном) потому, что…».
II. Изучение нового материала
Личностные: формирование готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию
3 Изучение нового материала
В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зонально-
сти, типы почв и закономерности их распространения,
В начале урока учащиеся вспоминают, что такое почва
и плодородие, кто такой В. В. Докучаев, называют известные им типы почв.
Далее учитель рассказывает обучающимся, какие фак-
торы и как влияют на формирование почв, обращает их
внимание на схему «Факторы почвообразования» на с. 70
Учитель сообщает школьникам, что в размещении
почв на Земле существуют определённые закономерности. Эти закономерности выявил на основе изучения
факторов почвообразования наш соотечественник, учёный-естествоиспытатель В. В. Докучаев. Он установил,
что почвы тесно связаны с природными условиями территории: климатом, растительностью, животным миром
и рядом других факторов. Это позволило В. В. Докучаеву
выделить генетические типы почв, а также установить,
что зональность почвенного покрова совпадает с географическими зонами.
с. 72—73 учебника, убедиться в существовании закона
мировой почвенной зональности, открытого В. В. Докучаевым. Он даёт задание: проследить по рисунку 52, какие
типы почв характерны для природных зон мира. В завершение учитель подчёркивает, что широтное положение
почвенных зон нарушается природными особенностями
континентов и их отдельных частей: разнообразием рельефа, особенностями почвообразующих горных пород,
Затем обучающимся предстоит выяснить, какие типы
почв распространены на Земле. С этой целью они анализируют рисунок 52, почвенную карту мира и текст на
с. 71—72 учебника, раскрывая особенности почв каждой
природной зоны. Результаты своей работы они оформляют
в виде таблицы. 9 Учителю следует подвести обучающихся к выводу, что
несмотря на многообразие почв, плодородие у них неодинаково.
В завершение урока учитель должен рассказать о значении почв для человека и важности их охраны.
разнообразия почв на Земле; выявлять по карте основ-
ные зональные типы почв мира; сравнивать мощность
гумусового горизонта почв на профиле; оценивать вклад
В. В. Докучаева в развитие науки о почвах; делать выво-
ды о необходимости бережного отношения к почвам.
Предметные: формирование представлений и знаний о
причинах разнообразия почв, об основных зональных ти-
пах почв Земли, о хозяйственной деятельности человека,
ведущей к возникновению и развитию или решению эко-
логических проблем, связанных с почвами; формирование
умений и навыков использования знаний о почвах в по-
Метапредметные: формирование умений: 1) работать
с разными источниками географической информации —
текстом параграфа, почвенной картой мира, схемой и профилем; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) уста-
навливать причинно-следственные связи и делать выводы;
4) создавать таблицы.
Личностные: формирование готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе выполнения самостоятельных заданий; формирование
основ экологической культуры и убеждений в необходимости бережного и рационального использования почвен-ных ресурсов, охраны почв.
Зарядка на глаза ( рабочий стол)
Тестирование по модулю
самостоятельно решать учебные задачи
1) изучить § 19; 2) ответить на
вопросы и выполнить задания после параграфа.
самостоятельно выбирать и решать учебные задачи
Что я нового узнал?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Сейчас обучается 650 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Сейчас обучается 210 человек из 62 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-362262
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.