Биология. 6 класс
Конспект урока
Биология, 6 класс
Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Главными функциями корня являются всасывающая и опорная.
- Рост корня осуществляется благодаря делению клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы).
- Мелкие и нежные, интенсивно делящиеся клетки меристемы прикрыты снаружи корневым чехликом.
- Выше находится зона роста, затем зона всасывания с корневыми волосками и еще выше – зона проведения.
- Поглощение воды и минеральных солей корнем происходит пассивно (по законам диффузии и осмоса) и активно (с затратами энергии).
Удобрения — вещества для питания растений и повышения плодородия почв.
Минеральные удобрения — это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.
Органические удобрения — удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)
Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.
Почвенное питание — процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.
Корневые волоски — выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
- Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.
Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.
Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.
Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.
1. Растение становится бледно — зеленым.
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
5. Листья растения желтеют.
Правильный вариант ответа:
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте.
Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.
Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.
Источник
Биология. 6 класс
Конспект урока
Биология, 6 класс
Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Главными функциями корня являются всасывающая и опорная.
- Рост корня осуществляется благодаря делению клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы).
- Мелкие и нежные, интенсивно делящиеся клетки меристемы прикрыты снаружи корневым чехликом.
- Выше находится зона роста, затем зона всасывания с корневыми волосками и еще выше – зона проведения.
- Поглощение воды и минеральных солей корнем происходит пассивно (по законам диффузии и осмоса) и активно (с затратами энергии).
Удобрения — вещества для питания растений и повышения плодородия почв.
Минеральные удобрения — это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.
Органические удобрения — удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)
Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.
Почвенное питание — процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.
Корневые волоски — выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
- Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.
Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.
Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.
Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.
1. Растение становится бледно — зеленым.
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
5. Листья растения желтеют.
Правильный вариант ответа:
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте.
Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.
Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.
Источник
Обучение биологии в условиях ФГОС ООО Конспект урока освоение нового знания «Минеральное питание растений»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема : «Минеральное питание растений. Роль почвы как среды обитания растений»
1) сформировать знания о растительном организме как открытой системе;
2) сформировать представление о связи строения с выполняемой функцией и со средой обитания;
3) выявить роль почвы как среды обитания, значение удобрений для жизни растений;
4) тренировать умения: выделять главное, общее, находить причину, следствие, связь;
5) тренировать умение концентрировать внимание, умение наблюдать, слушать других.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: тюльпан в стакане с водой, комнатное растение в вазоне с почвой, почвенный срез из музея, коллекция с удобрениями.
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Здравствуйте! Я рад, что вы улыбаетесь, желаю всем позитива и находчивости!
− Обратите внимание на срезанное растение, стоящее в стакане с водой. Как вы думаете, на месте цветка образуется плод? Что будет с растением через некоторое время? (Плод не образуется, растение погибнет.)
− Почему? (У растения нет крови, корень всасывает воду и минеральные соли из почвы, почвы тоже нет. Все органы связаны между собой и окружающей средой. Корень, стебель, лист образуют систему, обеспечивающую жизнь и развитие конкретного организма. В данном случае система нарушена.)
− Нарушена система, следовательно, нарушено и главное свойство жизни – обмен веществ и энергии. А какие процессы обеспечивают данное свойство? (Питание, дыхание, выделение.)
− Вам предстоит изучать жизненно важные процессы, происходящие в растении, связанные со средой его обитания.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
− С какого процесса, проходящего в растении, начнём? (С питания, так как с питанием связано получение энергии, а энергия нужна для процессов жизнедеятельности организма.)
− Что такое «питание»? (Поглощение веществ из среды, переваривание, усвоение их клетками.)
− Какие вещества необходимы организму? (Органические и неорганические вещества, вода, минеральные соли, кислород.)
− Кислород участвует в дыхании. Кислород окисляет органические вещества до углекислого газа и воды. При этом образуется энергия. А вода и углекислый газ выделяются в среду. Процессы: питание, дыхание, выделение − связаны между собой и внешней средой.
− Что вы сейчас повторили и узнали?
− Чтобы понять, какова будет ваша цель на данном уроке, какое задание вы должны выполнить? (Задание на пробное действие.)
− Дайте определение понятию «питание растения», используя слова из списка:
Обмен веществ, энергия, всасывание, часть, поглощение, проведение, переваривание, вода, минеральные или неорганические вещества, органические вещества, усвоение, образование, клетки, лист, корень, почва, воздух, процессы.
− На выполнение задания вам предоставляется 1 минута.
− У кого нет ответа?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог дать определение понятию «питание растения», используя слова из списка.)
− Кто сформулировал определение, вы можете обосновать, что дали определение верно?
− Что вы не можете сделать? (Я не могу обосновать, что верно дал определение понятию «питание растения», используя слова из списка.)
− Что дальше надо сделать? (Надо выяснить, почему возникло затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были дать определение понятию «питание растения», используя слова из списка.)
− Каким способом вы воспользовались? (Мы выбирали главные слова, искали связи органа с его функцией…)
− Почему возникло затруднение? (Мы не знаем определение понятия «питание растения».)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Сформулируйте цель деятельности. (Узнать определение понятия «питание растения».)
− Сформулируйте тему урока.
− Почему вам было трудно воспользоваться данным списком? (Очень много слов.)
− Что надо сделать с этим списком? (Надо уменьшить количество слов, выделить ключевые, выявить второстепенные.)
− Отличаются ли растения от других организмов? (Да, они обитают в двух средах.)
− В связи с этим отличием − что ещё надо сделать? (Надо отметить главную причину отличия питания растений, назвать среды обитания и органы питания, их функции.)
− Вы все правильно сказали, я вам предлагаю выполнить следующие задания:
Группа 1: найти ключевые слова, связанные с питанием.
Группа 2: найти причину отличий растений от других организмов.
Группа 3: найти органы питания растений, назвать их функции, обеспечивающие питание.
Группа 4: опустить второстепенные слова.
5. Реализация построенного проекта.
− Определите, кто в вашей группе будет «капитаном», «генератором идей», «оформителем», «критиком». Время на работу – 3 минуты, на представление своей работы – 1 минута.
После выполнения задания каждая группа представляет результат своей работы.
Группа 1: поглощение веществ, вещества: неорганические, органические.
Группа 2: растения обитают в двух средах: в почве и наземно-воздушной среде.
Группа 3: два органа поглощают вещества: корень и лист, следовательно, два этапа питания: почвенное (корневое) и воздушное. Корень всасывает воду и минеральные соли, создает корневое давление, под действием которого они проводятся в лист. В листьях образуются органические вещества, затем проводятся и усваиваются всеми клетками.
Группа 4: второстепенные слова − часть обмена веществ. Переваривания у растений нет.
Обсуждается выполнение задания.
− А теперь в группах сформулируйте определение.
Группы представляют свои варианты, согласованный вариант фиксируется на доске:
Питание растений состоит из двух этапов: всасывание воды и неорганических веществ из двух сред, проведение их в лист, образование органических веществ и кислорода, усвоение всеми клетками растения данных веществ.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Какую роль играет каждая среда в питании растения? Почему срезанное растение без почвы погибнет?
− Уточним понятие «почва». Назовите ключевые слова, определяющее данное понятие. (Слой земли, верхний слой.)
− Почему на одних почвах растения растут лучше, а на других хуже? (Это зависит от количества перегноя.)
Дальше предложить группам по учебнику выяснить, как происходит почвенное питание.
После выполнения задания группы последовательно озвучивают найденную информацию:
− Перегной насыщает почву органическими и минеральными веществами, придает структурность (комковатость) почве. В структурной почве доступны воздух и вода для корней растения. Легко осуществляется рост корней и образование корневых волосков. Почва – верхний, плодородный слой земли.
− Корневые волоски всасывают воду и растворенные в ней элементы минеральных солей. Через клетки всасывающей зоны корня водный раствор поступает в проводящие сосуды корня, где накапливается. В результате создается корневое давление, под действием которого по проводящим сосудам корня, а затем стебля, а затем жилкам листа вода и минеральные вещества поступают в клетки всех органов. Часть питательных веществ почвы уходит с урожаем. Поэтому состав почвы надо восстанавливать.
− Вещества, искусственно вносимые человеком, называются удобрениями. Выделяют две группы удобрений: органические (торф, помет, навоз) и минеральные (калийные: зола; азотные: мочевина; фосфорные: суперфосфат).
− При внесении удобрений мы должны четко рассчитывать концентрацию вносимых веществ. Экологичнее вносить естественные – органические удобрения.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
− Теперь я предлагаю выполнить самостоятельную работу. С какой целью вы ее будете выполнять?
− Задание: закончите предложения.
1. Комплекс химических реакций между веществами клетки и среды, с выделением или поглощение энергии__________________________________________________.
2. Всасывание воды, минеральных веществ, создание корневого давления для проведения их через стебель в лист_________________________________________.
3. Верхний, плодородный слой земли________________________________________.
4. Вносимые в почву вещества, повышающие её плодородие____________________.
После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу:
1. Обмен веществ и энергии.
2. Корневое питание.
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Где в дальнейшем вы сможете применять открытые знания?
− Где эти знания могут быть использованы в жизни?
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Итак, с чем вы познакомились? (С понятиями «питание растений», «корневое питание», «почва», ее роль в жизни растений, «удобрения».)
− Какое главное свойство жизни? (Обмен веществ и энергия.)
− Какие процессы обеспечивают данное свойство? (Питание, дыхание, выделение.)
− В каких средах обитают высшие растения? (В почвенной и воздушной.)
− Какие два органа питания у растения? (Корень и лист.)
− Как вы открывали новые знания?
− Вы реализовали поставленную цель?
− Все виды питания вы сегодня разобрали?
− На следующем уроке вы рассмотрите воздушное питание листа – фотосинтез.
− А теперь оцените работу своей группы и свою работу.
П. 26, рис. 27. Повторить понятия: «питание растения», «корневое питание», «почва», «удобрение», их влияние на жизнь растения. Рассмотреть и подписать элементы тканей корня, стебля, листа.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник