Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»
Тамара Белащук
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Подготовительная группа, ГККП я/сад №27, г. Павлодара, воспитатель – Белащук Тамара Александровна.
Тема: «Почва и ее свойства».
Цель: Иметь представление о почве, как плодородном слое земли.
• Познакомить с основным свойством почвы – плодородием, в процессе опытов установить ее состав.
Способствовать проявлению и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов. Помогать устанавливать причинно-следственные связи и отношения; выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их, используя схемы и модели.
• Развивать навыки аналитического мышления (умение сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы, критичность мышления (умение доказывать свою точку зрения). Совершенствовать связную речь, расширять кругозор.
• Воспитывать навыки коммуникативного общения, формировать доброжелательность в общении, любознательность, любовь к природе.
•словесный: беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение);
•частично-поисковый: решение проблемных ситуаций, исследование;
•наглядный: рассматривание предметов исследования, схем, моделей;
•практический: выполнение опытов, составление схем-моделей.
Оборудование: таблицы, схемы, указатели, карандаши, толковый словарь; для опытов – образцы почвы, стаканы, кувшины, стеклянные палочки, спиртовка, лупа, вата, воронка, стаканы с водой.
Словарная работа: «почва», «плодородная», «перегной». Ход занятия.
1. Мотивационно-побудительный этап
«Наши нежные цветки
Ветерок чуть дышит,
Наши алые цветки
Плавное раскрывание пальцев,
Помахивание руками перед собой
И плавное опускание их.
2. Организационно-поисковый этап
1) Решение проблемной ситуации
(Дети стоят вокруг стола 1, на столе два цветочных горшка с растениями).
— Посмотрите внимательно, в чем сходство и в чем различие?
сходство – одинаковые цветочные горшки, один сорт растения, поливаем одинаково, стоят в одной комнате;
различия – в одном цветочном горшке растение большое, пышное, с крупными крепкими листьями, а в другом – растение маленькое, с мелкими вялыми листьями.
— Как вы думаете, почему это произошло?
Дети: в одном цветочном горшке земля темная, а в другом – песок.
— Что мы знаем о песке?
Дети: пропускает хорошо воду, но нет в нем питательных веществ для растений.
Вывод: Поэтому растение ослабленное, листья мелкие и вялые. (Дети сели).
— Темная земля – это почва.
Мы сегодня узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
Словарная — Заглянем в толковый словарь:
работа «Почва – верхний плодородный слой земли на котором растут растения».
— Давайте выделим основной признак почвы, которым она отличается от песка!
Дети: Основным признаком является плодородие почвы.
— Как вы понимаете слово – «плодородие»?
Дети: дает силу для жизни и роста растений.
— А нам что дает силу для жизни и роста?
Дети: питание и занятие спортом.
Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравиться нам делать по-порядку:
Весело шагать (ходьба,
Руки поднимать (руки вверх,
Приседать и вставать (приседания 4 — 6 раз,
Прыгать и скакать (10 прыжков).
5) Проведение эксперимента. (Дети разделились на 4 группы).
— Чтобы узнать из чего состоит почва и почему она плодородна, мы проведем исследование, эксперимент, а данные будем отображать в схемах и таблицах.
а) На трех столах представлены образцы почв с заданием на указателях
— Все дети подходят к столам и выполняют задания на указателях:
— Составление схем по подгруппам.
— Рассматривание схем на доске, нахождение общих признаков, обобщение.
Вывод: Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается, может замерзать – становится твердой.
б) Работа в группах одновременно.
(Проведение опытов, составление схем).
1 группа.
Опыт «Прокаливание почвы» выполняют вместе с воспитателем.
— Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит?
Дети: стекло стало влажным.
— Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: над почвой появился дым, в группе неприятный запах.
— Это происходит из-за сгорания частиц перегнивших растений и насекомых.
Вывод: в состав почвы входит вода и перегнившие остатки растений и насекомых.
Словарная Перегной – это разложившиеся остатки растений и мелких животных.
— Перегной содержит питательные вещества, которые растения используют для роста и развития.
— А для чего растениям нужна вода?
Дети: для роста растений.
— Вода – это хорошо или плохо?
хорошо – растение впитывает воду, не вянет, растет;
плохо – чрезмерный полив может привести к гибели растения – оно сгниет.
— А что было бы, если бы не было воды?
Дети: Все живое быстро бы погибло.
Составление схемы группой.
Пока дети зарисовывают, воспитатель подходит к другим подгруппам.
2 группа.
Опыт «Изучение почвы в воде».
Задание дано поэтапно в рисунках.
Почву ссыпать в стакан, заполнить водой, перемешать содержимое.
Что мы наблюдаем – зарисовать.
Вывод: В почве имеются остатки растений и насекомых (они всплыли наверх, песок и глина (они осели на дно).
3 группа.
Опыт «Обнаружение воздуха в почве».
Задание дано в схеме.
Бросить в стакан с водой комочек почвы.
Что заметили, зарисуйте.
Вывод: Пузырьки в воде – это воздух выходит из почвы.
— Для чего нужен воздух в почве?
Дети: воздух нужен растению для дыхания.
— А что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом?
Дети: рыхлить почву.
4 группа.
Опыт «Водопроницаемость почвы».
Задание дано поэтапно в рисунках.
В воронку вложить небольшой кусочек ваты, сверху насыпать почву, затем осторожно вливать воду. Что произошло, зарисовать.
Вывод: Вода проходит через почву, значит почва водопроницаема. Вместе с питательными веществами вода попадает в растение.
6) Презентация – выступление со схемами одного представителя от группы.
(На доске уже висит первая схема, выходит один ребенок и рассказывает).
Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается и замерзает.
В состав почвы входят остатки растений, насекомых и вода. Такая почва называется – перегной. Перегной содержит питательные вещества, которые растение использует для своего роста.
В почве имеется глина и песок.
В почве есть воздух – необходимый для жизни растений.
Почва водопроницаема – вместе с водой в растения попадают питательные вещества.
— Как называется такая почва?
— Так почему у нас в одном горшке растение здоровое, хорошо развитое, а в другом вялое, слаборазвитое?
Дети: Здоровое растение растет в плодородной почве, богатой питательными веществами. Мы поливаем растения, чтобы питательные вещества растворились и с водой впитались в растение, рыхлим почву, чтобы воздух попадал к корням растения.
7) Вывод-обобщение «Мозговой штурм».
— Что такое почва?
Дети: это плодородный слой земли.
— Какого она цвета?
Дети: в основном темного цвета.
Дети: пахнет сухими листьями и гнилью.
— Какими обладает свойствами?
Дети: рассыпается, замерзает, нагревается, водопроницаемая.
— Из чего состоит?
Дети: Состоит из остатков растений, насекомых, песка, глины, воздуха и воды, которые необходимы для жизни и роста растений.
Что нового узнали?
Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.
Конспект занятия в старшей группе «Из чего состоит почва?» Цель: познакомить детей, с компонентами, которые входят в состав почвы; развивать навыки исследовательской деятельности; воспитывать познавательный.
Источник
Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»
Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»»
Урок по теме : ПОЧВА
формировать понятие «почва»;
познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами;
раскрыть роль почвы в жизни растений;
формировать элементарные представления об образовании почвы, о её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны;
уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека;
развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор;
прививать интерес к учебному предмету, воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
II. Эмоциональный настрой. Речевая разминка. Актуализация знаний учащихся.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)
Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.
Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?
Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений:
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или . о чем? Каково её научное название?
Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?
III. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке нас предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
Итак, тема нашего урока……
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
— Почему в этих местах нет почвы?
Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные. — С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
IV. Работа над новым материалом.
Сегодня мы с вами станем научными сотрудниками, чтобы узнать всё о почве.
— Научные сотрудники работают по плану.
— Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.
(Выслушиваются ответы детей.
* Что такое почва?
— Зачем человеку нужны знания о почве?
(Выслушиваются ответы дете
— Приступим к работе, следуя составленному плану.
1. — Итак, давайте уточним ключевое понятие урока и ответим на вопрос: что такое почва?
Работа на с. 101,102 + дополнения учителя, записи в тетради.
Почва – это верхний темный плодородный слой земли.
А что значит «плодородный»?
Что такое плодородие?
Плодородие – главное свойство почвы.
Разберите это слово по составу.
(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)
Почему же почва плодородна?
Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.
(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми «Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли»)
-Ответили на первый пункт плана? (Да)
Свойство почвы.
2. — Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?
— Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Мною можно умываться,
В кранах я живу всегда.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу.
Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
И заплакала Гора:
— Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
— Вновь я стала молода!
— Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?
V. Проведение опытов.
— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
— Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будите записывать в тетрадь
— Через лупу рассмотрите почву.
— Запишите свои наблюдения в таблицу.
— Какие частицы вы увидели?
(Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
— Кто знает, как это называется одним словом?
-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают «перегной»)
— Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
— В почве есть воздух.
— Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.
— Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?
(песок и глина осели, а на поверхности плавает перегной)
Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и делать выводы. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло).
Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность?
Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?
Нагревание почвы в пробирке. На стенках появляются капли воды и белый налет.
(Дети внимательно наблюдают.)
— Что же это такое?
— Вода и минеральные соли.
— О роли минеральных солей для растений прочитайте в учебнике
Работа на с. 102,103 + дополнения учителя:
чтение описания опытов № 1 – 5 и рассматривание соответствующих картинок;
вывод и запись в тетрадь:
В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
В почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.
— Над чем будем работать сейчас?(Обращаемся к плану)
— Правильно. Познакомимся с видами почв.
— Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.
-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.
— А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)
— Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.
— В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.
— Результаты занесите в контрольный лист «Виды почвы».
(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)
— Итак, каковы результаты?
— Какая почва находится в первом пакете?
( Цвет черный, жирная, если трогать руками)
— Во втором пакете?
( Цвет желто — красный. Скатывается в комок)
— В третьем пакете?
( Преобладает песок. Цвет серый.)
-Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.
— От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).
(опора)
В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.
— Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием.
— Как вы думаете, в нашем Крыму плодородная почва или нет? Докажите.
— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять?
— Как сохранить плодородие почвы?
(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
1. — Давайте подведём итог.
— Что такое почва?
— Какая почва называется плодородной?
— Чем отличается почва от песка и глины?
(Только почва обладает плодородием.)
1.Обучающий тест. Вид работы – фронтальная.
— Перед вами 5 вопросов в тетрадке (с.20)
Вы читаете их и выбираете ответ.
— А теперь попробуем с вами отгадать кроссворд и подытожить полученные знания:
2.Кроссворд.
1.Верхний слой земли, в котором растут растения. 2.Одна из составных частей почвы. 3.Вещество, повышающее плодородие почвы. 4.Основное свойство почвы
— Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. Объясните, почему?
— Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
— Что узнали о почве. Сделайте вывод.
Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.
— Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы — плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.
— Наш рабочий день подошел к концу.
— На все ли пункты плана ответили? (Нет)
— Поэтому часть работы предлагаю взять домой.
Д\з: Как человек использует почву и ее охраняет? Сообщения можно проиллюстрировать снимками и выдержками из детских энциклопедий и справочников.
Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы! Урок окончен.
Источник