Меню

Конспект по теме свойства почвы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»

Тамара Белащук
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Подготовительная группа, ГККП я/сад №27, г. Павлодара, воспитатель – Белащук Тамара Александровна.

Тема: «Почва и ее свойства».

Цель: Иметь представление о почве, как плодородном слое земли.

Познакомить с основным свойством почвы – плодородием, в процессе опытов установить ее состав.

Способствовать проявлению и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов. Помогать устанавливать причинно-следственные связи и отношения; выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их, используя схемы и модели.

• Развивать навыки аналитического мышления (умение сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы, критичность мышления (умение доказывать свою точку зрения). Совершенствовать связную речь, расширять кругозор.

• Воспитывать навыки коммуникативного общения, формировать доброжелательность в общении, любознательность, любовь к природе.

словесный: беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение);

частично-поисковый: решение проблемных ситуаций, исследование;

наглядный: рассматривание предметов исследования, схем, моделей;

практический: выполнение опытов, составление схем-моделей.

Оборудование: таблицы, схемы, указатели, карандаши, толковый словарь; для опытов – образцы почвы, стаканы, кувшины, стеклянные палочки, спиртовка, лупа, вата, воронка, стаканы с водой.

Словарная работа: «почва», «плодородная», «перегной». Ход занятия.

1. Мотивационно-побудительный этап

«Наши нежные цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Плавное раскрывание пальцев,

Помахивание руками перед собой

И плавное опускание их.

2. Организационно-поисковый этап

1) Решение проблемной ситуации

(Дети стоят вокруг стола 1, на столе два цветочных горшка с растениями).

— Посмотрите внимательно, в чем сходство и в чем различие?

сходство – одинаковые цветочные горшки, один сорт растения, поливаем одинаково, стоят в одной комнате;

различия – в одном цветочном горшке растение большое, пышное, с крупными крепкими листьями, а в другом – растение маленькое, с мелкими вялыми листьями.

— Как вы думаете, почему это произошло?

Дети: в одном цветочном горшке земля темная, а в другом – песок.

— Что мы знаем о песке?

Дети: пропускает хорошо воду, но нет в нем питательных веществ для растений.

Вывод: Поэтому растение ослабленное, листья мелкие и вялые. (Дети сели).

— Темная земля – это почва.

Мы сегодня узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

Словарная — Заглянем в толковый словарь:

работа «Почва – верхний плодородный слой земли на котором растут растения».

— Давайте выделим основной признак почвы, которым она отличается от песка!

Дети: Основным признаком является плодородие почвы.

— Как вы понимаете слово – «плодородие»?

Дети: дает силу для жизни и роста растений.

— А нам что дает силу для жизни и роста?

Дети: питание и занятие спортом.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравиться нам делать по-порядку:

Весело шагать (ходьба,

Руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседания 4 — 6 раз,

Прыгать и скакать (10 прыжков).

5) Проведение эксперимента. (Дети разделились на 4 группы).

— Чтобы узнать из чего состоит почва и почему она плодородна, мы проведем исследование, эксперимент, а данные будем отображать в схемах и таблицах.

а) На трех столах представлены образцы почв с заданием на указателях

— Все дети подходят к столам и выполняют задания на указателях:

— Составление схем по подгруппам.

— Рассматривание схем на доске, нахождение общих признаков, обобщение.

Вывод: Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается, может замерзать – становится твердой.

б) Работа в группах одновременно.

(Проведение опытов, составление схем).

1 группа.

Опыт «Прокаливание почвы» выполняют вместе с воспитателем.

— Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит?

Дети: стекло стало влажным.

— Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: над почвой появился дым, в группе неприятный запах.

— Это происходит из-за сгорания частиц перегнивших растений и насекомых.

Вывод: в состав почвы входит вода и перегнившие остатки растений и насекомых.

Словарная Перегной – это разложившиеся остатки растений и мелких животных.

— Перегной содержит питательные вещества, которые растения используют для роста и развития.

— А для чего растениям нужна вода?

Дети: для роста растений.

— Вода – это хорошо или плохо?

Читайте также:  Как оформить тропинки между грядками

хорошо – растение впитывает воду, не вянет, растет;

плохо – чрезмерный полив может привести к гибели растения – оно сгниет.

— А что было бы, если бы не было воды?

Дети: Все живое быстро бы погибло.

Составление схемы группой.

Пока дети зарисовывают, воспитатель подходит к другим подгруппам.

2 группа.

Опыт «Изучение почвы в воде».

Задание дано поэтапно в рисунках.

Почву ссыпать в стакан, заполнить водой, перемешать содержимое.

Что мы наблюдаем – зарисовать.

Вывод: В почве имеются остатки растений и насекомых (они всплыли наверх, песок и глина (они осели на дно).

3 группа.

Опыт «Обнаружение воздуха в почве».

Задание дано в схеме.

Бросить в стакан с водой комочек почвы.

Что заметили, зарисуйте.

Вывод: Пузырьки в воде – это воздух выходит из почвы.

— Для чего нужен воздух в почве?

Дети: воздух нужен растению для дыхания.

— А что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом?

Дети: рыхлить почву.

4 группа.

Опыт «Водопроницаемость почвы».

Задание дано поэтапно в рисунках.

В воронку вложить небольшой кусочек ваты, сверху насыпать почву, затем осторожно вливать воду. Что произошло, зарисовать.

Вывод: Вода проходит через почву, значит почва водопроницаема. Вместе с питательными веществами вода попадает в растение.

6) Презентация – выступление со схемами одного представителя от группы.

(На доске уже висит первая схема, выходит один ребенок и рассказывает).

Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается и замерзает.

В состав почвы входят остатки растений, насекомых и вода. Такая почва называется – перегной. Перегной содержит питательные вещества, которые растение использует для своего роста.

В почве имеется глина и песок.

В почве есть воздух – необходимый для жизни растений.

Почва водопроницаема – вместе с водой в растения попадают питательные вещества.

— Как называется такая почва?

— Так почему у нас в одном горшке растение здоровое, хорошо развитое, а в другом вялое, слаборазвитое?

Дети: Здоровое растение растет в плодородной почве, богатой питательными веществами. Мы поливаем растения, чтобы питательные вещества растворились и с водой впитались в растение, рыхлим почву, чтобы воздух попадал к корням растения.

7) Вывод-обобщение «Мозговой штурм».

— Что такое почва?

Дети: это плодородный слой земли.

— Какого она цвета?

Дети: в основном темного цвета.

Дети: пахнет сухими листьями и гнилью.

— Какими обладает свойствами?

Дети: рассыпается, замерзает, нагревается, водопроницаемая.

— Из чего состоит?

Дети: Состоит из остатков растений, насекомых, песка, глины, воздуха и воды, которые необходимы для жизни и роста растений.

Что нового узнали?

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия в старшей группе «Из чего состоит почва?» Цель: познакомить детей, с компонентами, которые входят в состав почвы; развивать навыки исследовательской деятельности; воспитывать познавательный.

Источник

Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»

Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»»

Урок по теме : ПОЧВА

формировать понятие «почва»;

познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами;

раскрыть роль почвы в жизни растений;

формировать элементарные представления об образовании почвы, о её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны;

уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека;

развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор;

прививать интерес к учебному предмету, воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

II. Эмоциональный настрой. Речевая разминка. Актуализация знаний учащихся.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)

Читайте также:  Калий фосфорнокислый двузамещенный как удобрение

Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?

Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений:

это и название нашей планеты, на которой мы живем;

это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или . о чем? Каково её научное название?

Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?

III. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке нас предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.

Итак, тема нашего урока……

— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)

— Почему в этих местах нет почвы?

Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные. — С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

IV. Работа над новым материалом.

Сегодня мы с вами станем научными сотрудниками, чтобы узнать всё о почве.

— Научные сотрудники работают по плану.

— Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.

(Выслушиваются ответы детей.

* Что такое почва?

— Зачем человеку нужны знания о почве?

(Выслушиваются ответы дете

— Приступим к работе, следуя составленному плану.

1. — Итак, давайте уточним ключевое понятие урока и ответим на вопрос: что такое почва?

Работа на с. 101,102 + дополнения учителя, записи в тетради.

Почва – это верхний темный плодородный слой земли.

А что значит «плодородный»?

Что такое плодородие?

Плодородие – главное свойство почвы.

Разберите это слово по составу.

(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)

Почему же почва плодородна?

Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.

(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми «Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли»)

-Ответили на первый пункт плана? (Да)

Свойство почвы.

2. — Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?

Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Мною можно умываться,

В кранах я живу всегда.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Они понадобятся сразу.

Солнце жаркое печет,

Ветер больно Гору бьет,

И Вода старается –

И заплакала Гора:

— Ох, стара я, ох, стара!

Пожалел Лишайник Гору:

Поселился, лезет в гору.

Трещины прикрыла Почва,

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

— Вновь я стала молода!

— Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?

V. Проведение опытов.

— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

— Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будите записывать в тетрадь

— Через лупу рассмотрите почву.

— Запишите свои наблюдения в таблицу.

— Какие частицы вы увидели?

(Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

— Кто знает, как это называется одним словом?

-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают «перегной»)

Читайте также:  Дизайн огорода с грядками частного дома с теплицей

— Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

— В почве есть воздух.

— Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.

— Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?

(песок и глина осели, а на поверхности плавает перегной)

Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и делать выводы. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло).

Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность?

Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?

Нагревание почвы в пробирке. На стенках появляются капли воды и белый налет.

(Дети внимательно наблюдают.)

— Что же это такое?

— Вода и минеральные соли.

— О роли минеральных солей для растений прочитайте в учебнике

Работа на с. 102,103 + дополнения учителя:

чтение описания опытов № 1 – 5 и рассматривание соответствующих картинок;

вывод и запись в тетрадь:

В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

В почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.

— Над чем будем работать сейчас?(Обращаемся к плану)

— Правильно. Познакомимся с видами почв.

— Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.

-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.

— А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)

— Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.

— В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.

— Результаты занесите в контрольный лист «Виды почвы».

(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)

Итак, каковы результаты?

— Какая почва находится в первом пакете?

( Цвет черный, жирная, если трогать руками)

— Во втором пакете?

( Цвет желто — красный. Скатывается в комок)

В третьем пакете?

( Преобладает песок. Цвет серый.)

-Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.

— От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).

(опора)

В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.

— Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием.

— Как вы думаете, в нашем Крыму плодородная почва или нет? Докажите.

— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять?

— Как сохранить плодородие почвы?

(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

1. — Давайте подведём итог.

— Что такое почва?

— Какая почва называется плодородной?

— Чем отличается почва от песка и глины?

(Только почва обладает плодородием.)

1.Обучающий тест. Вид работы – фронтальная.

— Перед вами 5 вопросов в тетрадке (с.20)

Вы читаете их и выбираете ответ.

— А теперь попробуем с вами отгадать кроссворд и подытожить полученные знания:

2.Кроссворд.

1.Верхний слой земли, в котором растут растения. 2.Одна из составных частей почвы. 3.Вещество, повышающее плодородие почвы. 4.Основное свойство почвы

— Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. Объясните, почему?

— Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

— Что узнали о почве. Сделайте вывод.

Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.

Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы — плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.

— Наш рабочий день подошел к концу.

— На все ли пункты плана ответили? (Нет)

— Поэтому часть работы предлагаю взять домой.

Д\з: Как человек использует почву и ее охраняет? Сообщения можно проиллюстрировать снимками и выдержками из детских энциклопедий и справочников.

Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы! Урок окончен.

Источник

Adblock
detector