Почва, ее состав и свойства
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цели:
формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
развивать умения работы с научным текстом и схемами,
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
воспитывать интерес к самостоятельной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_ee_sostav_i_svoystva.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Почва, её состав и свойства
формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
развивать умения работы с научным текстом и схемами,
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
I. Организационный момент.
— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать. (1 слайд)
II. Проверка домашнего задания.
— Дома вы готовили ответы на вопросы на стр. 86.
III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.
1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд. (2 слайд)
1. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это… (холм).
2. Далеко, конца не видно,
Закутаны в облака. (гора)
4. Тает снег — и я расту,
Дождик льет — и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня. (овраг).
— Как называются одним словом отгаданные слова?
— Гора, равнина, овраг, холм — это формы поверхности земли. (3 слайд)
2. Задание в тетради на стр. 38, №82.
— Нарисуйте различные формы земной поверхности.
— Какие формы суши вы нарисовали?
— Где обычно селятся люди? (На равнинах.)
— Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)
3. Задание в тетради на стр. 38, №83.
— Прочитайте задание. (4 слайд)
— Почему так написали? (5 слайд)
4. Работа по учебнику.
— Прочитайте стихотворение на стр. 87.
— О какой земле идёт речь? (О почве.)
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)
— Итак, тема нашего урока. (6 слайд)
IV. Изучение нового материала.
— Посмотрите на слайд. (7 слайд)
— Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
— Почему в этих местах нет почвы? (8 слайд)
— Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.
V. Физкультминутка. (9 слайд)
Спал цветок и вдруг проснулся-
(туловище вправо, влево)
больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад)
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
VI. Актуализация знаний.
1. Почва и её состав.
— Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. (10 слайд)
— В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. (11 слайд)
— Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
— И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на стр. 38, №84.
— Почему гора снова стала молодой?
— Но что такое почва? Как она образуется?
— Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем стр. 88.
— Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)
— Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)
— Какие факторы влияют на образование почвы? (12 слайд)
— Мы узнали, как образуется почва. Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву. (Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы,
необходимо проделать опыты.)
2. Исследование состава и свойств почвы (опыты по тетради, задание №85).
— Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)
Оборудование: стакан, вода, комок почвы.
Ход опыта: положим в стакан с водой комок почвы.
Вывод: в почве есть воздух.
(Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.)
— Для чего нужен воздух в почве?
Оборудование: стакан, вода, комок почвы.
Ход опыта: размешаем почву в стакане.
Вывод: в почве есть песок, глина.
(Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.)
Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло.
Ход опыта: положим на сковородку немного почвы и нагреем ее.
Вывод: в почве есть вода.
(Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.)
— Зачем в почве вода?
Опыт 4 (продолжение опыта 3).
Ход опыта: продолжим прокаливать почву.
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)
Цель: увидеть наличие солей.
Ход опыта: возьмем несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
— Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, вода, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы). (13 слайд)
3. Свойство почвы.
— С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
— Посмотрите на слайд. (14 слайд)
— Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)
— Как вы думаете, почему так происходит? (В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.)
— А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
— Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на стр. 89–90.
— Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы. (15 слайд)
— Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет?
— Игра на внимание. Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
— Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
— Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.
VIII. Актуализация знаний.
— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
— Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 90.
— Где расположен плодородный слой?
— Как вы догадались?
— Далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
— В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?
1. — Давайте подведём итог.
— Что такое почва?
— Какая почва называется плодородной?
— Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка. (16 слайд)
— Перед вами 6 вопросов.
- Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва.)
- Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. (Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли.)
- Основное свойство почвы. (Плодородие.)
- Животные или растения стали первыми обитателями суши? (Растения.)
- Самая богатая перегноем почва. (Чернозём.)
- Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.) (17 слайд)
3. Вывод. (18 слайд)
— Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.
— Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось на уроке?
X. Домашнее задание: стр. 87–90 читать, ответить на вопросы, №86-87 стр. 40. (19 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва.Её состав и свойства.
Презентация к уроку окружающего мира «Почва. Её состав и свойства» 3 класс «Планета знаний».
Почва. Ее состав и свойство.
Проблемный урок по предмету «Окружающий мир» для 3-го класса на котором дети узнают что такое почва, как она образовалась, ее состав, свойства. На уроке дается классификация видов почвы по территориал.
Почва. Ее состав и свойство. 2 часть
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почва, её состав и свойства», 3класс, УМК «Гармония»
Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС.
Почва. Ее состав и свойства.
Почва. Ее состав и свойства.
«Почва, ее состав и свойства»
Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе.
Презентация «Почва, ее состав и свойства»
презентация к открытому уроку окружающего мира в 3 классе.
Источник
Конспект урока по окружающему миру «Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Что такое почва»
УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva.docx | 101.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Что такое почва»
Тип урока : открытия нового знания
Цели урока: создать условия для:
— ознакомления учащихся с понятием «почва», ее составом;
— развития познавательного интереса, экологического мышления, памяти, речи, наблюдательности, эмоционального восприятия мира ;
— воспитания бережного отношения к природе.
Личностные: формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, идей, взглядов, убеждений и мотивации к обучению и познанию.
-учатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, использовать необходимые средства, высказывать свои мысли, оценивать свои результаты.
-учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы.
— анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;
воспринимать смысл познавательного текста.
-учатся задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).
-научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.
Средства обучения: мультимидийная презентация, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 1 часть 3 класс (УМК «Школа России»).
Этапы урока, цели
Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, включить в учебную деятельность
Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
— Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.
— Ребята, а с чего мы начинаем каждый раз урок окружающего мира?
Приветствуют друг друга и учителя
— С подведения итогов наблюдения в природе
2. Подведение итогов наблюдений в природе
Цель: развитие наблюдательности, навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире
-Скажите, а какой сейчас месяц?
-Давайте посмотрим небольшое видео об октябре.
— А как в народе называли октябрь?
— Ноябрь называли «листопадом»
— Может кто-то догадался, почему его так называли?
— Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что в это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья. Если они, осыпаясь, лягут изнанкой на землю, это к урожаю и теплой зиме, а лицевой стороной вверх — к холодной зиме.
-Давайте определим погоду вчерашнего дня. И расставим условные обозначения. Какая она была?
Вопросы (на слайде).
- Какое было небо?
- Погода была дождливая или солнечная?
- Выпадали ли осадки?
- Холодно было вчера или тепло?
- Сколько было градусов?
- Было ветрено?
— Давайте сделаем вывод. Как обозначим погоду? (Выходит ученик к доске и по порядку выставляет карточки)
— часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут
Определяют погоду вчерашнего дня, отвечая на вопросы.
Вчера была погода …
— строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы.
задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).
3. Актуализация знаний
Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий
-Проверка домашнего задания (пересказ параграфа).
— Ребята, отгадайте загадку:
Бьют меня ногами, режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять .
— А, что вы представляете, когда говорите слово земля?
— Сколько значений имеет слово земля?
— Назовите эти значения.
Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.
-Давайте послушаем историю-загадку и определим тему нашего урока.
Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь — вместо одного в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
-О какой кладовой шла речь?
часть суши, страна, государство.
У слова «земля» несколько значений.
Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.
Источник