Меню

Конспект почва свойства почвы 3 класс

Почва, ее состав и свойства
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Цели:

формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

развивать умения работы с научным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

делать выводы на основе проведенных опытов,

развивать познавательный интерес.

воспитывать интерес к самостоятельной

Скачать:

Вложение Размер
pochva_ee_sostav_i_svoystva.docx 22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Почва, её состав и свойства

формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

развивать умения работы с научным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

делать выводы на основе проведенных опытов,

развивать познавательный интерес.

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

I. Организационный момент.

— Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать. (1 слайд)

II. Проверка домашнего задания.

— Дома вы готовили ответы на вопросы на стр. 86.

III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.

1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд. (2 слайд)

1. В чистом поле встретишь склон,

Точно знаешь – это… (холм).

2. Далеко, конца не видно,

Закутаны в облака. (гора)

4. Тает снег — и я расту,

Дождик льет — и я расту,

Но расту не в высоту,

А в глубину и в ширину.

Полю хлебному я враг,

А зовут меня. (овраг).

— Как называются одним словом отгаданные слова?

— Гора, равнина, овраг, холм — это формы поверхности земли. (3 слайд)

2. Задание в тетради на стр. 38, №82.

— Нарисуйте различные формы земной поверхности.

— Какие формы суши вы нарисовали?

— Где обычно селятся люди? (На равнинах.)

— Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)

3. Задание в тетради на стр. 38, №83.

— Прочитайте задание. (4 слайд)

— Почему так написали? (5 слайд)

4. Работа по учебнику.

— Прочитайте стихотворение на стр. 87.

— О какой земле идёт речь? (О почве.)

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)

— Итак, тема нашего урока. (6 слайд)

IV. Изучение нового материала.

— Посмотрите на слайд. (7 слайд)

— Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)

— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)

— Почему в этих местах нет почвы? (8 слайд)

— Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.

V. Физкультминутка. (9 слайд)

Спал цветок и вдруг проснулся-

(туловище вправо, влево)

больше спать не захотел.

(туловище вперёд, назад)

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

VI. Актуализация знаний.

1. Почва и её состав.

— Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. (10 слайд)

— В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. (11 слайд)

— Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.

— И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на стр. 38, №84.

— Почему гора снова стала молодой?

— Но что такое почва? Как она образуется?

— Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем стр. 88.

— Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)

— Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)

— Какие факторы влияют на образование почвы? (12 слайд)

— Мы узнали, как образуется почва. Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву. (Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы,

необходимо проделать опыты.)

2. Исследование состава и свойств почвы (опыты по тетради, задание №85).

— Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)

Оборудование: стакан, вода, комок почвы.

Ход опыта: положим в стакан с водой комок почвы.

Вывод: в почве есть воздух.

(Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.)

— Для чего нужен воздух в почве?

Оборудование: стакан, вода, комок почвы.

Ход опыта: размешаем почву в стакане.

Вывод: в почве есть песок, глина.

(Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.)

Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло.

Ход опыта: положим на сковородку немного почвы и нагреем ее.

Вывод: в почве есть вода.

(Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.)

— Зачем в почве вода?

Опыт 4 (продолжение опыта 3).

Ход опыта: продолжим прокаливать почву.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)

Цель: увидеть наличие солей.

Ход опыта: возьмем несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

— Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, вода, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы). (13 слайд)

3. Свойство почвы.

— С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

— Посмотрите на слайд. (14 слайд)

— Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

— Как вы думаете, почему так происходит? (В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.)

— А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

— Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на стр. 89–90.

— Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы. (15 слайд)

— Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет?

— Игра на внимание. Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.

— Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

— Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.

VIII. Актуализация знаний.

— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

— Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 90.

— Где расположен плодородный слой?

— Как вы догадались?

— Далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.

— В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?

1. — Давайте подведём итог.

— Что такое почва?

— Какая почва называется плодородной?

— Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка. (16 слайд)

— Перед вами 6 вопросов.

  • Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва.)
  • Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. (Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли.)
  • Основное свойство почвы. (Плодородие.)
  • Животные или растения стали первыми обитателями суши? (Растения.)
  • Самая богатая перегноем почва. (Чернозём.)
  • Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.) (17 слайд)

3. Вывод. (18 слайд)

— Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

— Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось на уроке?

X. Домашнее задание: стр. 87–90 читать, ответить на вопросы, №86-87 стр. 40. (19 слайд)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва.Её состав и свойства.

Презентация к уроку окружающего мира «Почва. Её состав и свойства» 3 класс «Планета знаний».

Почва. Ее состав и свойство.

Проблемный урок по предмету «Окружающий мир» для 3-го класса на котором дети узнают что такое почва, как она образовалась, ее состав, свойства. На уроке дается классификация видов почвы по территориал.

Почва. Ее состав и свойство. 2 часть
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почва, её состав и свойства», 3класс, УМК «Гармония»

Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС.

Почва. Ее состав и свойства.

Почва. Ее состав и свойства.

«Почва, ее состав и свойства»

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе.

Презентация «Почва, ее состав и свойства»

презентация к открытому уроку окружающего мира в 3 классе.

Источник

Конспект урока по окружающему миру «Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Что такое почва»
УМК «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
pochva.docx 101.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Что такое почва»

Тип урока : открытия нового знания

Цели урока: создать условия для:

— ознакомления учащихся с понятием «почва», ее составом;

— развития познавательного интереса, экологического мышления, памяти, речи, наблюдательности, эмоционального восприятия мира ;

— воспитания бережного отношения к природе.

Личностные: формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, идей, взглядов, убеждений и мотивации к обучению и познанию.

-учатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, использовать необходимые средства, высказывать свои мысли, оценивать свои результаты.

-учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы.

— анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;

воспринимать смысл познавательного текста.

-учатся задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).

-научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Средства обучения: мультимидийная презентация, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 1 часть 3 класс (УМК «Школа России»).

Этапы урока, цели

Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, включить в учебную деятельность

Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,

Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

— Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.

— Ребята, а с чего мы начинаем каждый раз урок окружающего мира?

Приветствуют друг друга и учителя

— С подведения итогов наблюдения в природе

2. Подведение итогов наблюдений в природе

Цель: развитие наблюдательности, навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире

-Скажите, а какой сейчас месяц?

-Давайте посмотрим небольшое видео об октябре.

— А как в народе называли октябрь?

— Ноябрь называли «листопадом»

— Может кто-то догадался, почему его так называли?

— Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что в это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья. Если они, осыпаясь, лягут изнанкой на землю, это к урожаю и теплой зиме, а лицевой стороной вверх — к холодной зиме.

-Давайте определим погоду вчерашнего дня. И расставим условные обозначения. Какая она была?

Вопросы (на слайде).

  • Какое было небо?
  • Погода была дождливая или солнечная?
  • Выпадали ли осадки?
  • Холодно было вчера или тепло?
  • Сколько было градусов?
  • Было ветрено?

— Давайте сделаем вывод. Как обозначим погоду? (Выходит ученик к доске и по порядку выставляет карточки)

— часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут

Определяют погоду вчерашнего дня, отвечая на вопросы.

Вчера была погода …

— строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы.

задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).

3. Актуализация знаний

Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий

-Проверка домашнего задания (пересказ параграфа).

— Ребята, отгадайте загадку:

Бьют меня ногами, режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять .

— А, что вы представляете, когда говорите слово земля?

— Сколько значений имеет слово земля?

— Назовите эти значения.

Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

-Давайте послушаем историю-загадку и определим тему нашего урока.

Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь — вместо одного в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

-О какой кладовой шла речь?

часть суши, страна, государство.

У слова «земля» несколько значений.

Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.

Источник

Читайте также:  Яма для навоза своими руками
Adblock
detector