Меню

Конспект почва типы почв

Конспект почва типы почв

Почва – особое природное образование; поверхностный слой земли, обладающий плодородием. Основатель почвоведения – выдающийся русский ученый В. В. Докучаев – установил, что основные типы почв на земном шаре размещены зонально. Типы почв выделяются в зависимости от их плодородия, строения, механического состава и др.

Основные типы почв.

Тундрово-глеевые почвы распространены на севере страны. Они маломощны, имеют малое содержание гумуса, переувлажнены.

Под хвойными лесами в областях избыточного увлажнения формируются подзолистые , а под смешанными – дерново-подзолистые почвы. Осадки промывают почву и выносят питательные вещества из верхнего слоя в нижние. Верхняя часть почв приобретает цвет золы. Эти почвы бедны гумусом и минеральными элементами. Они занимают больше половины территории страны. Плодородие подзолистых почв возрастает к югу.

Под лиственными лесами формируются достаточно плодородные серые лесные почвы (больше растительный опад, не так интенсивно происходит вымывание).

Южнее в зоне лесостепей и степей формируются черноземы – самые плодородные почвы. Из остатков растительности накапливается много перегноя, практически отсутствует промывной режим. Содержание перегноя в черноземе может достигать 6—10% и более. Мощность гумусового горизонта может достигать 60—100 см. Обладают зернистой структурой. Черноземами занято менее 10% территории.

В южной части степей с более сухим климатом образуются каштановые почвы. Содержание гумуса в них меньше, чем в черноземах, т. к. растительный опад здесь меньше. В пустынных областях с бедной растительностью формируются бурые почвы полупустынь и сероземы . Эти почвы содержат мало гумуса и часто засолены.

Разнообразие типов почв и особенности их распространения отражены на почвенных картах.

Земельные ресурсы

Земельные ресурсы – это часть поверхности Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, населенные пункты. Земельные ресурсы оцениваются по двум показателям: по обеспеченности территорией на душу населения и по качеству земель.

Россия относится к числу стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, но при этом она имеет небольшое количество земли, благоприятной для жизни и хозяйственной деятельности человека. Большие площади России заняты тундрой, тайгой, горными массивами, болотами и заболоченными участками. Только 13% площади страны составляют сельскохозяйственные угодья, т. е. земли, используемые в сельском хозяйстве (пашни, сады, сенокосы, пастбища), причем доля самых ценных земель, пашни, – всего 8%.

Большая часть сельскохозяйственных земель расположена на юге страны. Под пашню используются наиболее плодородные земли – черноземы, серые лесные и темные каштановые. Основная земледельческая зона страны находится в зоне смешанных лесов, лесостепей и степей.

Происходит уменьшение количества пахотных угодий за счет использования сельскохозяйственных земель под строительство водохранилищ, промышленных предприятий, дорог и т. п. Поэтому необходимо рационально использовать земли и повышать их плодородие.

Почва подвержена эрозии под действием дождевых и талых вод, ветра. Неправильная распашка земли и неумеренный выпас скота также способствуют развитию эрозии почв.

Работы по улучшению земель с целью повышения их плодородия называются мелиорацией. Основные виды мелиорации: агромелиорация (пахота и посев поперек склона; глубокая вспашка для увеличения водопоглощения), лесомелиорация (создание лесозащитных полос, посадки лесов по склонам балок и оврагов), водная (осушение заболоченных и орошение засушливых земель), химическая и культуро-техническая.

Читайте также:  Как определить название удобрений

Мелиорация и рекультивация земель являются основными мероприятиями по охране и рациональному использованию почвенно-земельных ресурсов.

Конспект урока по географии»Почвы и почвенные ресурсы».
Следующая тема: Растительный и животный мир России

Источник

Конспект урока на тему «Состав и свойства почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Состав и свойства почвы»

Учебник: Пакулова В.М, Иванова Н.В. «Природоведение»

Название темы : Состав и свойства почвы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Средства обучения (в том числе технические средства обучения)

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Цели: Выявить особенности строения и состава почвы, определяющие её уникальную способность обеспечивать рост и развитие растений.

формирование представления о почве и ее образовании, о составе и

развивать умения работы с научным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

делать выводы на основе проведенных опытов,

развивать познавательный интерес.

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе,

любовь к природе, родному краю.

материал для опытов,

— стеклянные стаканы (4 шт.);

— стеклянные палочки (4 шт.);

презентация «Состав и свойства почвы»,

Используемые учебники и учебные пособия:

1.Учебник «Природоведение. Природа. Неживая и живая» , 5 класс /Пакулова В.М, Иванова Н.В, М, Дрофа, 2011г.

3. Контрольный лист «Состав почвы», «Виды почв», тест по теме (4 шт.).

I. Организационный момент.

— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу рабочего настроения.

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Посадил дед репку.

Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» и как заканчивается. Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная? Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла?

— Что же помогло репке вырасти?

-У всех ли садоводов вырастают крупные овощи?

Я думаю, что в конце урока вы дадите ответ на поставленный вопрос.

Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.

Итак, тема нашего урока: Состав и свойства почвы

— Представьте, что вы работаете в школьной учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто учитель и ученики, а научные сотрудники.

— Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

III. Планирование. Целепологание.

— Научные сотрудники работают по плану.

— Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.

(Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)

Что будет объектом изучения и исследования, вы скажите мне, отгадав загадку.

Читайте также:  Все тепличные комплексы по выращиванию томатов

«Меня бьют, колотят,

— Знаете ли Вы, что такое почва?

(На доске появляется табличка «Что такое почва?»)

— Что еще можно узнать о почве? Опытным путём определим состав почвы. (На доску вывешивается следующая табличка «Состав почвы»)

— Какими свойствами она обладает?

( На доску вывешивается следующая табличка «Свойство почвы»)

— Приступим к работе, следуя составленному плану.

Что такое почва.

— Внимательно рассмотрите рисунок и дайте определение, что такое почва?

— Верхний, темный, рыхлый слой земной коры, большей частью покрытый растительностью и обладающий плодородием.

-Ответили на первый пункт плана? (Да)

IV. Проведение опытов.

— Из чего состоит почва? (Выслушать ответы детей).

Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

— Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будете записывать в Контрольный лист «Состав почвы».

— Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

— В почве есть воздух.

— Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.

— Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?

( песок и глина осели, а на поверхности плавает перегной )

Вывод: в почве есть вода.

Опыт 3 (продолжение опыта 2).

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)

Цель: увидеть наличие солей.

Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для роста и развития. Образуются они благодаря перегною под действием микроорганизмов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

— Сделайте вывод, что входит в состав почвы? Заполните схему.
Дети заполняют схему в Контрольном листе, учитель — у доски.

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений и останки животных — перегной, переработанные микроорганизмами (бактериями и грибами).

Молодцы, а теперь пришло время производственной гимнастики

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли,

Но немножечко устали!

Свойства почвы.

— Переходим к выполнению следующего пункта плана. Какими свойствами обладает почва? Ребята, вы летом много раз наблюдали, как перемещается вода в почве после дождя или после полива грядки из лейки. (Сверху вниз и в стороны). Оказывается, что вода может перемещаться и в другом направлении. Давайте проведём опыт.

Вазон с отверстием внизу, наполненный сухой почвой, поместить в круглодонную ёмкость с водой.(Был подготовлен на прошлом уроке).

В стакан налить подкрашенную чернилами воду, опустить в неё 2-3 стеклянные трубочки разного диаметра. Через 1-2 мин вода в самой тоненькой трубочке поднимется выше, чем в остальных.

Читайте также:  Чем подкормить птиц зимой таблица

— Итак, почва стала влажной (Опыт 1). Оказывается, вода может двигаться не только сверху вниз и в стороны, но и снизу вверх.

— Как вы можете объяснить такое явление? (Дети могут дать ответ, что оно связано с испарением воды).

— Как же происходит движение воды вверх в почве? Оказывается, между мельчайшими частицами почвы находятся промежутки, которые называют капиллярами . Вода прилипает к стенкам капилляров и как бы ползёт по ним вверх.

— Какой опыт это доказывает?(№ 1)

— Как вы думаете, что показывает опыт со стеклянными трубочками разного диаметра? Чем тоньше трубочка, тем выше поднялась вода.

— Значит, чем тоньше капилляры почвы, тем выше по ним поднимается вода.

— Какое значение имеет свойство почвы поднимать воду снизу вверх в жизни растений? Свою догадку ребята могут проверить, прочитав на с. 120 учебника соответствующий фрагмент раздела «Свойства почвы».

Итак, почва обладает особыми свойствами, обеспечивающими сохранение влаги и передачу её растениям.

— Но основным свойством почвы является – плодородие.

— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

Из каких двух слов оно состоит? (родить плоды).

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?

— Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

— Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие).

— Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? От чего зависит плодородие почвы? (От количества в ней перегноя).

— Что узнали о почве. Сделайте вывод.

Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.

— Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: песок, глина, перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы — плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.

— Теперь вернемся к сказке?

-Что помогло вырасти репке?

(У деда была почва плодороднее).

Что подразумевается под словом плодородие?

СПОСОБНОСТЬ ПОЧВЫ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ПОТРЕБНОСТИ РАСТЕНИЙ В НЕОБХОДИМЫХ ВЕЩЕСТВАХ, ВОДЕ, ВОЗДУХЕ.

Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью.

Почва, болото, глина

Какие вещества входят в состав почвы, выбери и зачеркни лишнее:

Песок, глина, вода, воздух, стекло, перегной, соли.

Самая богатая перегноем почва. (……..)

Основное свойство почвы:

Плодогрызие, плодородие, плодовымывание

Остатки органических и неорганических веществ,

содержащихся в почве. (…….)

Кроссворд (фронтальный опрос)

1. Слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.

Какое настроение у вас после урока?   

VII . Домашнее задание

— Наш рабочий день подошел к концу.

— На все ли пункты плана ответили? (Да)

Д/з: В контрольной карточке выполнить задание № 3: соотнесите тип почвы с её характеристикой.

Выучить параграф 28. Письменно ответить на стр. 120 на 5 вопрос.

Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы!

Источник

Adblock
detector