Меню

Конспект удобрения минеральное питание

урок в 6 классе «Минеральное питание растений»
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

урок по УМК В.В.Пасечника «Минеральное питание растений». представлен подробный конспект урока, презентация к уроку, включен региональный компонент.

Скачать:

Вложение Размер
урок в 6 классе 1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 37 6.02.2008

Минеральное питание растений.

Цель урока: сформировать понятие «минеральное питание растений».

Задачи: познакомить с процессом поглощения растениями раствора минеральных веществ,

расширить знания о почве, её значении для растений;

познакомить с основными видами удобрений;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать бережное отношение к почве как природному ресурсу.

I. Организация внимания

Тема урока: «Минеральное питание растений». Мы познакомимся с процессом поступления минеральных веществ в растение, видами химических удобрений, составом почвы.

II. Актуализация изученного.

Но прежде, чем начать изучение новой темы, вспомните, что такое корень, какие зоны мы рассматриваем в корне, какой химический состав имеют растения.

Я предлагаю вам выполнить различные виды работ:

  1. В схему «Химический состав растений» нужно вставить недостающие понятия.
  2. Некоторым из вас я предлагаю карточки с заданиями.
  3. Остальные ребята — ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ!

Мы работаем по таблице.

  1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень? (корневой чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения)
  2. Какую зону корня я показываю? (чехлик)
  3. Какова его функция? (защитная)
  4. Как называется эта зона корня? (корневых волосков, всасывающая)
  5. Какова её функция?
  6. Назовите эту зону корня. (деления, роста)

Проверим правильность заполнения схемы.

Ребята, закончили работу с карточками. (собрать)

  1. Изучение нового материала.

Мы убедились, что растения, как и все живые организмы состоят из химических веществ. Каким же образом растения получают эти вещества? Ответ на этот вопрос мы получим в ходе урока.

Растения обязательно должны получать главнейшие элементы питания:

АЗОТ, ФОСФОР, КАЛИЙ.

Азот ускоряет рост листьев и стеблей, необходим растению в начале развития.

Фосфор –способствует развитию корневой системы, ускоряет созревание плодов повышает зимостойкость и засухоустойчивость растений.

Калий – участвует в обмене веществ растения.

Кроме основных, растения нуждаются и в других элементах: меди, кобальте, железе. Но они необходимы растению в настолько малых количествах, что получили название — микроэлементы. Недостаток элементов сразу сказывается на растениях, и по внешнему виду можно определить, в чём нуждается растение.

1) При недостатке азота листья и стебли растений становятся жёлтыми, иногда красными, ослабевает рост листьев, образуются короткие и тонкие стебли.

2) При недостатке калия у растений замедляются обменные процессы, листья желтеют и постепенно отмирают

3) Фосфорное голодание приводит к ослаблению роста растений, слабому развитию корней, листья становятся тёмно-зелёными с красно-фиолетовым оттенком.

Все названные нами химические элементы входят в состав минеральных солей.

1)Каким же образом соли, а с ними и необходимые вещества попадают в растение?

Сухие соли растение не может использовать. Правильно, они должны быть растворены в воде. А вода – такой же необходимый элемент питания для всех живых организмов.

2) Откуда поступает вода в растения?

(Из почвы, и несёт с собой растворённые минеральные соли.)

3) Какой орган растения отвечает за всасывание воды из почвы? (Корень)

(демонстрация компьютерной модели)

Обратимся к компьютерной модели растения и проверим, верны ли наши предположения, что вода из почвы через корень поступает в растения.

Эта модель демонстрирует поступление растворённых веществ в растение или минеральное питание растений.

Работа в тетради Задание №106 – «Минеральное питание – поступление воды и минеральных солей в растение из почвы через корень».

Какая сила заставляет воду подниматься вверх по растению? Чтобы выяснить это, обратимся к опыту, изображённому в учебнике на стр. 146. (рис. 115)

Работа с учебником. Корневое давление.

Именно корневое давление объясняет «плач растений» — появление сока на свежеспиленных деревьях.

Мы убедились, что вода и растворённые в ней минеральные соли поступают в растение. Откуда же они поступают в растение?

(ответы детей – из почвы). Как вы думаете, почему с давних времён человек с трепетом и заботой относится к почве? (кормит, дает урожай)

Вы правильно понимаете. Но не везде можно вырастить хлеб, развести сады и виноградники. Это возможно только на плодородных почвах.

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой.

Посмотрите на экран. Перед вами — карта почв России. На территории нашей страны – несколько видов почв, вы можете определить по легенде (условным обозначениям), что на территории нашей страны более 10 видов почв, но самые плодородные из низ – черноземы. Они показаны на карте серым цветом. Мы с вами живём на юге России, в Ставропольском крае.

Обратимся к картам почв СК, они у вас на столах.

Какие почвы расположены у нас в крае? Какие виды почв преобладают в городах КМВ?

Мы безмерно богаты:

Ведь в станицах и сёлах

Почвы самые лучшие –

Их зовут чернозёмы!

Именно чернозёмы отличаются своим плодородием, способностью обеспечивать полноценное минеральное питание растений.

Чтобы знать состав почвы и уметь различать виды почв, ваши сверстники в школе №3 провели исследовательскую работу. Ребята исследовали состав почвы, но результаты этого проекта оказались утеряны по техническим причинам. Я предлагаю вам посмотреть фильм и восстановить результаты исследования.

У вас на столах лежат макеты схемы, которую надо восстановить, вы можете по ходу просмотра делать пометки в ней, а затем мы вместе обсудим и сделаем выводы.

ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ И СМОТРИТЕ!

(Демонстрация видеофильма и обсуждение с последующим заполнением схемы)

Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года.

Кроме того, почва быстро истощается, теряет питательные вещества.

Чтобы восполнить недостаток элементов питания, в почву вносят удобрения.

Органические –это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных или растений(перегной, торф).

Минеральные – искусственно созданные соединения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают: азотные, фосфорные, калийные. Кроме того, используют микроудобрения, которые содержат микроэлементы: бор, медь, железо и др. Минеральные удобрения выпускаются в виде порошка соли или гранул.

Демонстрация коллекции минеральных удобрений .

Удобрения производят путём синтеза на специальных химических предприятиях и одно из них находится в СК. Это хим.комбинат «Азот» г. Невинномысска — крупнейший производитель минеральных удобрений на Юге России.

Удобрения помогают восстановить ресурсы почвы, но вносить их нужно, соблюдая определённые сроки и правила. Иначе, излишек химических веществ будет накапливаться в почве, затем в растении, и далее — в организме человека, а это уже может нанести вред здоровью.

Сегодня на уроке мы узнали о необходимых растению питательных веществах, пути их поступления в растение, о составе почвы и видах минеральных удобрений. Посмотрим, насколько вы внимательны были на уроке.

1) Выполните тестовое задание, которое находится у вас на столах.

(тест) с проверкой на доске.

Теперь обменяйтесь листками с заданиями и проверьте друг друга. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки.-5

Кто не справился с одним заданием? — 4

3) № 110-заполните схему «Виды удобрений», № 111, №114

V. Домашнее задание . § 33, зад.№107, №112,

Источник

Конспект занятия на тему «Удобрения. Виды и их характеристика»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Виды минеральных удобрений. Их характеристика ».

Цель : познакомить учащихся с видами минеральных удобрений и дать им характеристику.

Образовательные : формировать у учащихся представление о видах минеральных удобрений и характеристике;

Коррекционно-развивающие : корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении заданий на соотнесение минеральных удобрений к группам удобрений; развивать зрительное восприятие путем различения структуры удобрения.

Воспитывающие : воспитывать самостоятельность и интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснение, рассказ, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудование: карточки, тесты, набор удобрений, вода, сода, толчёный мел, чайная ложка, стаканы.

I. Организационный момент.

Формирование сознательной дисциплинированности.

II. Повторение пройденного материала.

1. Дайте определение органическим удобрениям? ( Органические удобрения — вещества, состоящие из сгнивших и полусгнивших остатков растительного и животного происхождения )

2. Перечислите виды органических удобрений? ( К ним относят навоз, птичий помет, торф, компосты, зеленое удобрение, навозная жижа ).

3. Какие виды навоза вам известны? ( навоз бывает конским, коровьим, овечьим и свиным ).

4. Какие овощные культуры благоприятно переносят свежий навоз? ( благоприятно свежий навоз влияет на рост огурца, кабачка, картофеля, поздней капусты ).

5. В каком виде навоз вносят под капусту? ( под поздние сорта можно вносить свежий навоз, а под ранние сорта и цветную капусту- перепревший навоз или перегной ).

6. На какой год столовые корнеплоды размещают в севообороте после внесения в почву органических удобрений? ( эти культуры размещают на второй год после внесения в почву органических удобрений ).

7. В каком виде вносят навоз под лук? ( под лук вносят перепревший навоз осенью ).

8. Каковы нормы внесения органических удобрений под овощные культуры? ( вносят органическое удобрение из расчета 30 – 40 т на 1 га ).

Работа с карточками.

Какие вещества называют удобрениями?

Для чего вносят в почву удобрения?

От каких животных получают навоз?

Где получают навоз?

Где хранят навоз?

Где получают компост?

Работа с тестами.

1.Какие вещества называют удобрениями?

Минеральные вещества, содержащие элементы питания растений;

Минеральные и органические вещества, содержащие элементы питания растений и создающие благоприятную среду для их возделывания.

2. Перечислите виды органических удобрений

Навоз, торф, птичий помет, компост, навозная жижа, зеленое удобрение;

Навоз, птичий помет, суперфосфат, торф, компост.

3. В какой срок вносят органическое удобрение в почву?

Осенью и весной.

4. Какова норма внесения органических удобрений под овощные культуры?

60 -70 т на 1 га;

30 – 40 т на 1 га.

5. В каком виде может быть навоз?

Свежий, полуперепревших, перепревший, перегной;

6. Навозная жижа – это

Остатки соломы и моча животных;

Кал и моча животных.

7. Где хранят навоз?

В специальном навозохранилище;

В специальном овощехранилище.

8. На какой год после добычи торф вносят в почву?

После специальной подготовки через год.

9. На какой год после закладки используют компост?

10. Сколько перегноя образуется при разложении 4 т свежего навоза?

11. Что такое зеленое удобрение?

Настой, полученный из зеленой растительности;

Прием запашки свежей растительной массы в почву для повышения почвенного плодородия и урожайности.

Ш. Сообщение темы и целей занятий.

Ребята, на прошлом занятии мы распознавали органические удобрения. Сегодня мы изучим, виды минеральных удобрений и их характеристику.

IV. Сообщение нового материала.

Беседа учителя с учащимися .

Минеральные удобрения содержат элементы питания растений в виде минеральных солей .

К числу элементов, без которых растения не могут расти, относят углерод, водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, железо и другие элементы питания. Углерод, водород и кислород растения берут из воздуха и воды, остальные элементы — из почвы. Больше других элементов растения поглощают из почвы азот, фосфор, калий. При их недостатке в почву вносят удобрения.

Минеральные удобрения различаются по элементам питания содержащимся в них: азотные, фосфорные, калийные.

В основном их выпускает промышленность, из местных минеральных удобрений часто применяют печную золу.

Аммиачная селитра сульфат аммония

Аммиачная селитра представляет собой белый порошок, который очень хорошо впитывает влагу. В сырую погоду аммиачная селитра становится очень влажной, а когда высыхает, то из порошка превращается в плотные куски (слеживается). Аммиачная селитра хорошо растворяется в воде.

Сульфат аммония – белый сухой порошок, хорошо растворяется в воде. Сульфат аммония впитывает воду меньше, чем аммиачная селитра, при хранении не слёживается. Основное и самое распространенное фосфорное удобрение – суперфосфат. Суперфосфат может быть в виде светло – серого порошка или небольших комочков. Эти комочков называют гранулами, а поэтому такой суперфосфат гранулированным.

Суперфосфат медленно растворяется в воде. При растирании суперфосфата между пальцами на руках остаётся мелкий порошок, похожий на мел.

Основное калийное удобрение – хлористый калий.

Хлористый калий представляет собой порошок белого или светло – серого цвета, хорошо растворяется в воде, но не так быстро, как аммиачная селитра. Если бросить щепотку порошка хлористого калия на тлеющие угли, то раздается треск.

К калийным удобрениям относится также печная древесная зола. Это местное удобрение.

Краткая запись в тетрадь .

Новые слова : суперфосфат, аммиачная селитра, сульфат аммония, хлористый калий.

Гипотеза : по цвету и реакции взаимодействия с внешними компонентами можно определить минеральное удобрение.

Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями.
1.Приготавливая растворы минеральных удобрений, не прикасайся к ним руками. Бери минеральные удобрения ложечками или шпателями.
2. При работе с настоями соблюдайте меры предосторожности, опрыскивание проводите в резиновых перчатках, после работы вымойте руки с мылом.

Растворимость в воде

Быстро растворяется в воде

1. С золой или содой и горячей водой дает запах нашатырного спирта.

2. На горящих углях вспыхивает желтым пламенем.

Частично растворяется в воде

При размешивании с водой и с мелом дает пену и шипит

Белый или розоватый

Растворяется в воде

На раскаленных углях потрескивает, плавится, но не горит

Вывод: по реакции минеральных удобрений на внешние компоненты можно определить вид минерального удобрения.

Первичное закрепление полученных знаний.

Работа с книгой стр. уч. «Сельскохозяйственный труд 4 -6 кл.».

1. Что представляют собой минеральные удобрения?

2. По каким признакам делят минеральные удобрения?

3. Какие виды минеральных удобрений вам известны?

4. Назовите виды азотных удобрений?

5. Расскажите об аммиачной селитре.

6. Что представляет собой сульфат аммония?

7. Расскажите о фосфорном удобрении суперфосфате.

8. Какие калийные удобрения вам известны?

9. Что представляет собой хлористый калий?

Подведение итога занятия.

В ходе занятия мы познакомились с видами и характеристиками минеральных удобрений. На следующем уроке мы продолжим подробно изучать удобрения по видам.

Источник

Читайте также:  Химическое загрязнение почв реферат
Adblock
detector