Конспект урока окружающего мира «Что такое почва?» 3 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока окружающего мира
Тема: Что такое почва?
Цели деятельности учителя: формирование знаний о почве и ее составе.
Планируемые результаты
знать: понятие почва, cостав почвы.
уметь: анализировать состав почвы; формулировать вывод; устанавливать причинно-следственные связи между составом почвы, её использованием и образованием.
Личностные: учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Окружающий мир: 3кл.: Учебник: В 1 ч./ А.А.Плешаков.-М.: Просвещение\ Учебник, 2011.-Ч.2.; рабочая тетрадь, А.А.Плешаков, 3 кл., 1 ч.; учебная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. Что такое почва? | 348.69 КБ |
Что такое почва? | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОЧВА – это верхний плодородный слой земли
Что такое почва?
СОСТАВ ПОЧВЫ: ВОЗДУХ ВОДА ПЕРЕГНОЙ ГЛИНА , ПЕСОК СОЛИ
Предварительный просмотр:
Дата: 15.10.2019 ФИО учителя: Кузнецова В.В.
Школа: МАОУ СОШ 152 ФИ студента: Хайретдинова Г.
Класс: 3 Б ФИО методиста: Горячёва С. Л.
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: Что такое почва?
Цели деятельности учителя: формирование знаний о почве и ее составе.
знать: понятие почва, cостав почвы.
уметь: анализировать состав почвы; формулировать вывод; устанавливать причинно-следственные связи между составом почвы, её использованием и образованием.
Личностные: учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала
Тип урока: « открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Окружающий мир: 3кл.: Учебник: В 1 ч./ А.А.Плешаков.-М.: Просвещение\ Учебник, 2011.-Ч.2. ; рабочая тетрадь, А.А.Плешаков, 3 кл., 1 ч.; учебная презентация.
Методы и приемы
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся
I. Этап самоопределения к деятельности
Словесный: монолог учителя
Парная форма работы
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гузаль Маратовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
-Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.
Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный: учебный диалог
Наглядный: учебная презентация
Словесный: речь учителя
Практический: чтение рубрики
Фронтальная форма работы
Проверка домашнего задания Подведение к теме
Природа земли – прекрасна! Она восхищает нас своей красотой. Нам нравится смотреть на пушистые облака
в небе, любоваться цветущим лугом. Мы с радостью слушаем пенье птиц и журчание ручейка.
-Ребята, сегодня мы с Вами начнем изучать новый и очень увлекательный раздел. Который называется «Природа».
-А как Вы думаете, что Вы сможете делать, узнавать, изучая этот раздел?
-Теперь откройте учебник на странице 23. Кто может прочитать, первые 5 пунктов?
Кто прочитает вторые 5 пунктов?
Индивидуальная форма работы
Тестирование. Повторение пройденного материала
-Но перед тем, как начать урок, давайте вспомним пройденное и решим тест, который лежит у вас на столе. Подпишите свою фамилию. На выполнение заданий – 5 минут.
-Теперь сдайте Ваши листочки по рядам. После уроков мы с Вашим учителем их проверим и выставим Вам оценки.
П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
П: установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов;
Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
П: установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов;
Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
III. Постановка учебной задачи
Словесный: монолог учителя
Практический: анализ наглядности
Словесный: подводящий диалог
Фронтальная форма работы
Чтение сказки.Обсуждение.Определение темы.Постановка цели.
Ребята сейчас я расскажу вам сказку, вы внимательно слушайте и подумайте о чем она. (Приложение 1)
-Что такое земля?
-Верно у земли есть несколько значений.
— А как можно по другому назвать место где растут растения?
— Это почва- верхний плодородный слой земли.
-Определите тему сегодняшнего урока. Поставьте цели.
Земля – на которой растут растения
Определяют тему. Ставят цели.
П: построение речевого высказывания
К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; использование монологического высказывания;
К: владение диалогической формой коммуникацией.
IV. Открытие нового знания
Наглядный: рассматривание иллюстрации.
Словесный: учебный диалог
Фронтальная форма работы
Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр. 64
— Рассмотрите иллюстрацию, что вы видите?
— Сделаем вывод , какое значение имеет почва для животных и растений ?
— Прочитаем два абзаца текста.
— Что такое плодородие?
— Давайте предположи почему почва плодородна?
— А что бы в этом убедится сейчас мы с вами станем исследователями.
-Что делают исследователи?
— А что мы будем изучать?
Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
Практический: выполнение упражнений
Словесный: речь учителя
-Ребята, сейчас мы немного поиграем в «Живое-неживое». Если я называю объект живой природы – вы хлопаете 1 раз. Если объект неживой природы – прыгаете 1 раз.
Дом (ничего не делают)
-Какие молодцы, не провести Вас.
-Летучая мышь (хлопают)
Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен);
Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;
К: формулирование собственного мнения и позиции;
V. Первичное закрепление во внешней речи
Словесный: рефлексия; повторение изученного материала
Практический: выполнение упражнения в РТ
Словесный: обсуждение задания
Наглядный: страница учебника
Словесный: обсуждение алгоритма выполнения действий
Фронтальная форма работы
-Кто может повторить, чем живая природа отличается от неживой?
-Теперь закройте учебники, уберите их на край стола. Откройте рабочую тетрадь на стр. 17. Найдите упражнение 1. Давайте с Вами обсудим, с какими цветами у нас ассоциируется неживая природа? Камни, вода, воздух – с синими, холодными цветами. Тогда при выполнении заданий мы неживую природу будем обозначать синим цветом. А живая? Цветы, деревья, — ассоциируются с летом, чем-то теплым. Значит, живую природу будем обозначать зеленым цветом.
Найдите табличку со словами «живая природа» и «неживая природа». Закрасьте эти ячейки нужными цветами.
Теперь поднимите глазки выше и найдите слова «Солнце, ель, лягушка» и т.д. Слова, означающие живую природу, каким цветом подчеркнем? А неживую?
Давайте вместе начнем. Солнце – смотрим на табличку: дышит? Нет. Питается? Нет. Растет? Нет. Уже 2 пункта не совпало. Значит солнце – неживая природа. Подчеркиваем синим цветом.
Дальше ель. Питается? Да. Растет? Да. Значит это живая природа. Подчеркиваем зеленым цветом. Кто может продолжить цепочку? (1-2 человека проговаривают вслух, потом самостоятельно).
Проверяем. Сравниваем со слайдом. Если Вы допустили 1-2 ошибки или ни одной – поставьте себе +. Если больше – ничего не ставьте.
Поднимите карандаш те, кто поставил себе +.
Закройте РТ. Уберите их на край стола.
-Живая природа может: дышать, питаться, размножаться, рождаться, расти и умирать.
Источник
Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_pochva_3_klass.docx | 27.92 КБ |
pochva_3_klass.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).
Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.
Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;
Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
- Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
- Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
- Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
- Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
- Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.
3. Расширить сведения о почве.
- Способствовать готовности слушанию собеседника;
- Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
- Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
- Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
- Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
- Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
- Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
I. Самоопределение к деятельности урока.
-Начинаем наш урок .
Психологическая установка на работу.
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
II. Постановка проблемной учебной задачи.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?
Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)
Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова
-Что мы должны сегодня узнать?
Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
III. Открытие нового знания.
— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Из чего состоит почва ?
3. Свойства почвы ?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)
Дети внимательно рассматривают изображение почвы .
– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .
– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.
Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .
V. Продолжение работы по теме урока.
Перейдём ко 2 пункту плана.
— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1) .
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы .
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)
Опыт № 2 (группа 2) .
1. Возьмите фильтровальную бумагу.
2. Насыпьте на нее немного почвы .
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан .
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)
Опыт № 3 (группа 3) .
1. Возьмите горшок с почвой .
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)
Опыт № 4 (группа 4) .
1. Возьмите посуду с почвой .
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?
— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)
1. В почве есть воздух .
2. В почве есть вода .
3. Почва не удерживает воду .
4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
— Это главное свойство почвы .
— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
VI. Первичное закрепление.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– А вы любите кроссворды?
Перед вами кроссворд. ( слайд 8)
1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)
2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)
3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
п е р е г н о й
п л о д о р о д и е
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .
Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .
Источник