Меню

Конспект урока характеристика почв

Почва и ее состав
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Почва и ее состав

Скачать:

Вложение Размер
pochva_i_ee_sostav.docx 28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).

Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.

Образовательная: способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;

Развивающая : содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Воспитательная: создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

  1. Познакомятся с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
  1. Научатся бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
  1. Научатся содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
  2. Сформируют умения оценивать результат своей учебной деятельности;
  3. Сформируют умения вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
  1. Овладеют логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
  2. Научатся осуществлять самостоятельный поиск информации.

3. Расширят сведения о почве.

  1. Будут содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
  2. Будут развивать умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
  1. Будут способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  2. Будут способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
  3. Научатся принимать и осваивать социальную роль учащегося;
  1. Самоопределение к деятельности урока

-Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

формируют понимание важности процесса обучения.

  1. Постановка проблемной учебной задачи

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

-Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

Определяют тему и цели урока. Участвуют в беседе с учителем.

учатся аргументировано выражать своё мнение.

формируют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.

1. Что такое почва и как она образуется?

2. Из чего состоит почва ?

3. Свойства почвы ?

– Согласны? Ну что ж, начнем?

Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)

Дети внимательно рассматривают изображение почвы .

– Внимательно рассмотрите верхний слой.

– Какого он цвета.

– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .

– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.

Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)

– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .

Изучают план работы на урок. Рассматривают изображение почвы.

планируют и контролируют свои учебные действия.

  1. Продолжение работы по теме урока

Перейдём ко 2 пункту плана.

— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1) .

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы .

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)

Опыт № 2 (группа 2) .

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы .

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан .

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)

Опыт № 3 (группа 3) .

1. Возьмите горшок с почвой .

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)

Опыт № 4 (группа 4) .

1. Возьмите посуду с почвой .

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)

Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?

— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)

1. В почве есть воздух .

2. В почве есть вода .

3. Почва не удерживает воду .

4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

— Это главное свойство почвы .

— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

Работают по группам. Изучают состав почвы. Проводят опыты вместе с учителем.

учатся аргументировано выражать своё мнение.

планируют и контролируют свои учебные действия.

Источник

План-конспект урока «типы почв».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Типы почв. Понятие о плодородии. Оценка урожайности.

Образовательная: объяснить учащимся, что такое плодородие, почва, расширить кругозор учащихся.

Развивающая: научить правильно, организовать труд, развить познавательный интерес.

Воспитательная: воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.

Оборудование урока: веник, тяпка, лопата.

Основные понятия урока: почва, плодородие.

I . Организационный момент.

II . Повторение пройденного материала.

III . Изложение нового программного материала:

1. Понятие и типы почв.

2. Понятие о плодородии.

3. Оценка урожайности.

IV . Закрепление пройденного материала.

I .Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II . Повторение пройденного материала.

1.Сельское хозяйство, как важнейшая отрасль населения.

2. Основные правила труда при сельскохозяйственных работах.

3. Подготовка хранилищ к закладке урожая.

4. Хранение сельскохозяйственных продуктов.

III . Изложение нового программного материала:

Понятие и типы почв.

Почва — самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

Основные типы почв.

Торф. Редко, но все же встречаются сады с очень торфянистыми почвами, обычно в сырой и болотистой местности (например, область торфяных болот в Восточной Англии). Торфянистая почва темного цвета, обладает легкой, губчатой структурой и богата волокнами: если горсть торфа сжать в ладони, он быстро восстановит исходную форму. Торфянистые почвы способны впитывать и удерживать большое количество воды, которая иногда поднимается к самой поверхности. Дренирование такой почвы иногда становится проблемой, но зато она очень плодородна и легко обрабатывается. Хорошо растут примулы и лилии, а также голубой мак.

Известь. Почвы, содержащие известь, могут быть очень разными. В худшем случае это сухие и каменистые почвы, содержащие твердый мел и известняк. В лучшем — несмотря на щелочную реакцию, почва может оказаться отличным плодородным суглинком. Чрезмерная щелочная реакция может вызвать пожелтение листьев (хлороз) у некоторых растений, например, у камелий. Эту обедненную каменистую почву трудно обрабатывать, а в сырую погоду она делается мягкой и клейкой. Не всем растениям под силу справиться с такой почвой, и все же некоторые предпочитают ее: ладанник, розмарин и гвоздики чувствуют себя на ней совсем неплохо.

Песок. Песчаные почвы рыхлые, легко дренируются, их легче всего обрабатывать, вам даже не придется очищать инструменты. Почва быстро прогревается весной, а значит, хороша для получения ранних урожаев. Многие растения хорошо растут на песчаных почвах, но будьте осторожны с видами, имеющими поверхностную корневую систему. При условии кислой реакции (рН ниже 7) даже летние верески и рододендроны будут расти отлично. Рыхлость песчаных почв им по душе; обеспечьте достаточный полив, и они будут процветать.

Глина. Это, пожалуй, самый сложный тип почв для садовода. Зимой глина промерзает, становится сырой и клейкой, обрабатывать участок нельзя, иначе почва утрамбуется в твердую массу. Растения в буквальном смысле тонут, если глинистая почва заболачивается. Летом же она может пересохнуть и потрескаться. Из-за плохого дренажа влага удаляется только испарением. Прополка всегда трудна. Сеянцы в холодное время не могут пробиться сквозь корку, в летнюю жару они вянут.

Понятие о плодородии.

Плодородие является качественным свойством почвы, ее специфической особенностью. Почва и ее плодородие неотделимы одно от другого как количество и качество, как форма и содержание. Под плодородием необходимо понимать способность почвы производить урожай растений. Эти условия сводятся в основном к следующему:

1. Почва должна заключать в себе в достаточном количестве и в удобоусвояемой форме все необходимые для питания растений вещества.

2. Почва должна содержать в себе достаточное количество влаги.

3. В почве должны быть благоприятные тепловые условия.

4. В почве должен находиться воздух, необходимый для дыхания корней растений и жизнедеятельности микроорганизмов.

5. В почве не должно быть вредных для растений соединений.

6. Почва должна иметь реакцию, близкую к нейтральной.

7. В почве должны отсутствовать болезнетворные для культурных растений бактерии и грибы, а также насекомые — вредители сельскохозяйственных растений.

8. Почва должна быть чистой от сорняков и обладать известной рыхлостью, обеспечивающей свободное развитие корневой системы растений.

3. Оценка урожайности.

К оценке урожайности относится:

урожайность на корню перед началом своевременной уборки;

фактический сбор с гектара (в первоначально оприходованном весе и после доработки).

Фактический сбор учитывают вначале в первоначально оприходованном весе, а затем в фактическом весе зерна после доработки, а также в пересчете на стандартную влажность.

Видовый урожай — по состоянию посевов определяют путем глазомерной оценки посевов в разные периоды их развития. При глазомерной оценке в зависимости от времени оценки принимаются во внимание густота всходов, степень развития растений, степень кущения, соответствующая густота стояния растений, величина колоса и т. д. Оценка посевов производится агрономическим персоналом и выражается в сравнительной качественной характеристике (плохие, ниже среднего, средние, выше среднего, хорошие), баллах (1, 2, 3, 4, 5), центнерах, в процентах к среднему уровню.

Урожайность на корню перед началом своевременной уборки может быть определена тремя способами: глазомерно, путем тщательного осмотра посевов перед уборкой (так называемый субъективный метод); инструментально, путем выборочного наложения метровок на посевы перед уборкой (объективный метод); путем вычисления (методом балансовых расчетов) на основании сплошных данных о фактическом сборе и выборочных данных о потерях. Урожай на корню перед началом своевременной уборки и амбарный урожай отличаются на величину действительных потерь. Однако урожай на корню и потери могут быть определены лишь приближенно.

Фактический сбор урожая во время уборки учитывается в физическом весе без скидок на последующие отходы (по зерну при комбайновой уборке в так называемом бункерном весе). Такой учет необходим для контроля за дальнейшим движением продукции. Однако из-за значительных колебаний влажности и засоренности зерна, семян подсолнечника и другой продукции этот показатель не вполне сопоставимый. Чистый сбор урожая какой-либо культуры есть фактический сбор (после доработки) за вычетом израсходованных на этот урожай семян.

IV . Закрепление пройденного материала.

Что такое почва?

Какие типы почв Вы знаете?

С помощью каких показателей можно оценить почву?

Источник

Читайте также:  Фартуки для сбора урожая выкройка
Adblock
detector