Урок по теме «Образование почв и их разнообразие» 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Вводный урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы России» в 8 классе. Одним из этапов урока является практическая работа «Определение механического состава и структуры почв».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_pochv_i_ikh_raznoobrazie.rar | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Образование почв и их разнообразие. §26
Практическая работа: Определение механического состава и структуры почв.
Программа: Баринова И.И., Дронов В.П.
Место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме : первый урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы» (№28).
Цели и задачи урока:
Обучающие : обеспечить усвоение знаний о
- почве;
- факторах почвообразования;
- свойствах почвы;
- строении почвенного профиля.
- развивать внимание, речь, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать других, оценивать свою работу.
- воспитывать уважительное отношение к труду.
- системный блок, проектор, электронная презентация;
- инструкции по проведению практической работы, листы самооценивания;
- оборудование для практической работы;
Используемые технологии : элементы здоровьесберегающих (физкультминутка, лист самооценивания), проблемного обучения, информационных (показ презентации) технологий.
Методы: эмоционального стимулирования, аудиовизуальные, практические, аналогий, репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельной работы; самоконтроля.
Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.
Для проведения практической работы перед уроком переставляется мебель в кабинете, учащиеся делятся на 4 группы, в каждой группе заранее распределяются обязанности.
- Организация начала урока (2 мин.)
- Актуализация знаний (5 мин.)
- Изучение нового материала (15 мин.)
- Практическая работа (15 мин.)
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. (2 мин.)
- Домашнее задание (1 мин.)
Организация начала урока
Актуализация знаний (5 мин.)
Здравствуйте!С начала учебного года, мы изучили особенности рельефа и геологического строения России. Изучили климат и внутренние воды нашей страны. Сегодня мы приступаем к изучению ещё одного компонента природы, название которого вы сформулируете, взглянув на следующий слайд. (Слайд №2) В чем заключается значимость почв для человека?
Записываем название темы «Почвы России» в тетрадь.
На уроке мы должны найти ответы на вопросы:
- Что такое почва? Каково её значение в природе и жизни человека?
- Почему почву нередко рассматривают как самостоятельный природный комплекс?
- Почему Докучаев В.В. назвал почву «зеркалом ландшафта»?
- Чем отличаются почвы друг от друга?
- Докучаев В.В. использовал выражение «земля живая». Можно ли «убить» почву?
- После ознакомления с теоретическим материалом, будем выполнять практическую работу на определение механического состава почв. (Слайд №3)
У каждого из вас есть лист самооценивания работы на уроке. Подпишите его и не забывайте делать отметки после каждого ответа.
- Изучение нового материала
С понятием почва вы уже встречались, поэтому, надеюсь, вам не составит труда ответить на вопрос: Что такое почва? Ваше определение должно содержать указание на расположение почвы и выделять отличительную особенность почв. (Слайд №4)
Записываем определение в тетрадь: «Почва – верхний тонкий слой суши, обладающий плодородием».
Научное изучение почв невозможно без упоминания имени Василия Васильевича Докучаева. (Слайд №5)
Для ответа на вопрос: Почему почву нередко рассматривают как самостоятельный природный комплекс? — необходимо сравнить строение ПК с компонентами почвы.
Итак, присутствуют ли в почве горные породы, вода, воздух, живые организмы? Какой компонент почвы, обеспечивающий плодородие, отличает её от других ПК? (Слайд №6)
Даже беглый взгляд на почвенную карту позволяет сделать вывод о многообразии почв. (Слайд №7) Попробуем разобраться, чем обусловлено такое разнообразие.
На почвообразование влияют климат, живые организмы, рельеф и горные породы, подземные воды. Почвообразование – длительный процесс, поэтому необходимо учитывать временной фактор. (Слайд №8)
Найдите взаимосвязи между почвообразующими факторами и особенностями почвы. (Слайд №9)
Почвообразование является результатом выветривания, образования гумуса, передвижения веществ в пределах профиля. (Слайд №10)
Существует несколько классификаций почв: построению профиля, по механическому составу, по структуре. (Слайд №11)
Почвенным профилем называется вертикальный разрез почвы. Он состоит из почвенных горизонтов. Под лесной подстилкой или степным войлоком располагаются горизонты вымывания, вмывания. Формируется почва на горных породах, названных материнскими.
По каким признакам различаются почвенные горизонты? (Слайд №12)
Классификация почв по механическому составу основана на соотношении частиц разного размера. (Слайд №13)
На плодородие почв также влияет её структура.
Наиболее благоприятной для растениеводства является зернистая и комковатая структура. (Слайд №14)
«да» — наклон головы направо, «нет» — налево
- Почва – горная порода, неизменяемая во времени;
- Почва – поверхностный слой суши, обладающий плодородием.
«да» — наклон головы вперед, «нет» — назад
- Плодородие почв определяется только количеством гумуса;
- На плодородие почв влияют количество гумуса, механический состав, структура почв.
«да» — сидеть, «нет» — встать
- Почва, как и природный комплекс состоит из горных пород, живых организмов, воды, воздуха;
- Почвенные млекопитающие – основные производители перегноя .
- Практическая работа «Определение структуры почвы». (Слайд №15)
Цель: научиться определять структуру почв.
Оборудование: образец почвы; лупа.
- Рассмотреть под лупой образец почвы.
- Выявить размеры её агрегатных структур.
- Глыбистая структура — комочки больше 10 мм
- Зернистая структура — комочки от 1 до 10 мм
- Пылеватая структура – комочки не выявляются.
Практическая работа: «Определение механического состава почв» (Слайд №16)
Цель: научиться определять механический состав почв.
Оборудование: образец почвы, Н 2 О.
- Смоченный кусочек почвы замешать до состояния крутого теста, а затем скатывать между ладонями.
- По степени и характеру скатывания влажной почвенной массы определить механический состав почвы.
— песчаная почва – не скатывается между ладонями;
— супесчаная почва – скатывается в непрочный, легко разрушающийся при малейшем надавливании шарик;
— суглинистая почва – скатывается в шарик, а затем в шнурок или колбаску. Концы шнурка (колбаски) могут быть крошащимися (легкий суглинок), закругленными (средний суглинок) или острыми (тяжелый суглинок);
— глинистая почва – быстро и легко скатывается в шарик, затем в колбаску и при тщательном скатывании – в эластичный шнур, легко сворачивающийся вокруг пальца или карандаша.
VI. Подведение итогов урока — работа с листами самооценивания. (3 мин.)
Теперь, пожалуйста, прочитайте внимательно лист самооценивания и подведите итоги своей работы.
VI. Домашнее задание
- Чем перегной отличается от гумуса?
- Каким живым организмам принадлежит главная роль в образовании перегноя и гумуса?
- Докучаев В.В. использовал выражение «земля живая». Можно ли «убить» почву?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка и конспект урока по теме «Почвы»
Учебник для 8 класса «География России. (Природа, население)» под редакцией А. И. Алексеева. Главная задача курса – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию свое.
Урок по теме «Почва как особое природное тело»
6-ой класс; курс «Землеведение».
Конспект урока по теме «Почвы Вологодской области»
Конспект урока используется при изучении почтв своего региона.
Урок по теме «Почвы Забайкалья»
Урок из курса Региональная экология с использованием исследовательской технологии.
технологическая карта урока «Почвенные ресурсы России. Почвы и человек» 8 класс
Технологическая карта урока «Почвенные ресурсы России. Почвы и человек» для 8 класса (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин.
урок «Почвенные ресурсы России. Почвы и человек» 8 класс
Конспект урока «Почвенные ресурсы России. Почвы и человек» 8 класс, составлен по УМК А.А. Летягин.
Источник
план урока по теме «Образование почв и их разнообразие»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
план урока по теме «Образование почв и их разнообразие»8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_pochv_i_ih_raznoobrazie.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образование почв и их разнообразие.
- обеспечить положительную мотивацию изучения темы;
- показать значение почвы в природе и жизни каждого человека, развивать нравственное отношение к Земле;
- сформировать знание о почвообразующих факторах, свойствах почвы как особом природном теле (компоненте), об её уникальной роли в круговороте веществ;
- показать научный подвиг В.В Докучаева и знаний его трудов в науке и практике;
- познакомить с новыми терминам;
- продолжить учить работать с картами (почвенной), таблицами, схемами .
Оборудование: карты – физическая, почвенная, атлас, учебник, компьютер, проектор, электронный учебник, интернет.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; рассказ-лекция в сочетании с работой школьников по иллюстрациям к параграфу 26 учебника (авторы учебника В.П.Дронов Н.Н. Баринова, В.Я. Ром, А.А Лобжанидзе 8 класс книга 1.)
Основное содержание: В.В Докучаев – основатель науки « Почвоведение». Факторы почвообразования: материнская порода, рельеф, климат, растения и животные, время, деятельность человека.
Состав почвы. Почвенный профиль. Плодородие – основное свойство почвы.
Новые термины и понятия. Почвообразующие факторы, почвенный профиль.
1) Организационный момент.
На данном уроке организация познавательной деятельности учащихся является главной для учителя, поэтому учащийся сразу же вовлекается в активную беседу, отвечая на вопросы учителя.
2) Актуализация знаний по теме в форме фронтального опроса.(Слайд 1)
- Что такое почва?
- Чем отличается почва от горной породы?
- Отчего зависит плодородие почвы?
- Какие почвы Евразии вам известны?
- К каким компонентам — живой или не живой природы относится почва?
Так учащиеся подводятся ключевому вопросу, который для многих стал проблемой, заинтересовал и стимулировал поиск ответа.
Изучение нового материала. (Слайд 2-3) «Образование почв и их разнообразие»
— Сегодня мы узнаем ,
как образуется почва;
какова роль русского ученого В.В. Докучаева в изучении почвы; почему почвы разнообразны; что такое механический состав и структура почвы;
— Что такое почвенные горизонты.
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они уже знают о почвах, какое значение имеют почвы в жизни человека, в истории развития человеческого общества.
— Прежде чем повести рассказ о земле, или о почве, давайте припомним историю.
Человек с очень давних времен знаком с почвой. Земледелие – очень древнее занятие населения. В v׀׀׀-v׀ тысячелетиях до нашей эры человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю жизнь и оказало огромное влияние на развитие человеческого общества.
Предполагают, что первыми почвами, в которых человек бросил зерно, были илистые почвы рек ( река Нил – Египет, реки Инд, Ганг – Индия). Затем основались речные террасы, склоны, холмы, предгорья. Плодородные поля считались большой ценностью и из-за них в мире происходили конфликты, различные столкновения и войны. (Слайды 4-7)
Сказочно богаты недра на Родины. В подземных кладовых хранятся великое множество сокровищ, необходимые для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является земля! ( Слайд 8)
Земля! Какое это емкое слово! Земля – кормилица, Земля – поилица, Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную Землю.
Слово «земля» в русском языке имеет много значений.
Землей называют нашу планету, (Слайд 9) сельскохозяйственные угодья – землями, свою малую и большую родину человек тоже связывает с землей.
Писатель М. Алексеев в одной своей статье написал: «Иногда думается: отыщет ли человечество в своем языке другое какое – нибудь еще слово, которое оказалось бы столь же емким и многозначащим, как « это – ЗЕМЛЯ!» Когда мы пишем его с большой буквы, то подразумеваем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди миров, составляющих Вселенную. Слайд 10)
Как бы сужаясь, слово то заключает в себе и большие поля, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого в конечном счете рождаются все вкусы, все запахи, все цвета, и все виды жизни в их немыслимом сочетании и разнообразии.
Отношение русского человека к земле отразилось в поговорке: « Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей», «Без хозяина земля круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь». ( Слайды 11-13)
О родной земле человек сложил самые сокровенные песни.(прослушивание песни).
Труд пахаря, земледельца был самым уважаемым. ( Слайд) Земля — мать человеку, его кормилица, и отношение к ней было свято.
— Что же такое почва, каков её состав. Обратимся к справочникам, словарям и поищем ответ в Интернете. ( Слайд 14)
Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.
Почва — самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.
До конца х׀х века почву считали просто верхним геологическим слоем Земли и не видели разницу между нею и, например, черными глинами, залегающими иногда а нескольких десятков метров от поверхности. ( Слайд 15)
*Твердая часть – минеральные и гумусовые вещества ( песок, ил, глина, щебень).
*Жидкая часть — вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями.
* Газообразная часть – почвенный воздух.
Тысячи лет человек пахал землю, засеивал её, собирал урожай. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего находил из собственного опыта. В России изучение почв началось в хv веке с описанием всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».
Первым исследователем почв в России был М.В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат « О слоях Земных» где он ставит вопрос: « Что есть почва?» и отвечал: « Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».
К середине х׀х века в России были уже описаны многие земли и начали составлять почвенные карты. В 1875 году В.В.Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Основателем науки « Почвоведение» стал русский ученый В.В Докучаев. ( Слайд – портрет 17) Наука о почве родилась в 1883 году, когда вышла книга Докучаева « Русский чернозем». ( Слайд 18)
В.В Докучаев (1846-1903 г.г.) – основоположник научного (слайд 17) почвоведения.
- Доказал зональность распределения почв на Земле.
- Установил роль почвообразующих факторов.
- Утверждая, что почва обладает свойствами живой и неживой природы.
Выступление ученика о В.В. Докучаеве (2 мин.)
Рассмотрим условия образования почв
Ведь когда-то на Земле вообще не было почв? Образование почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см – в тундре, до 2 см – в степях.
Вот что говорится об этом в одном из сказаний североамериканских индейцев: «Вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали её: это образовало землю. Постепенно стали произрастать растения на земле, их листья опадали и образовывали ещё большие земли. Тогда стали расти сосны, и их иглы и шишки опадали каждый год и с другими листьями и корой образовывали большие земли,… Так рос мир — и так он растет теперь» (Слайд-рисунок 19),(показ фильма «Образование почвы(органно-минеральной матрицы)
В этом сказании хотя и наивно, но совершенно правильно рассказывается об образовании почвы. Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы – микробы и растения. Тогда-то и началась история почвы. Растения и другие живые организмы отмирали, разлагались, образовывали основную и самую главную часть почвы – перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва. (Слайд 20 — факторы почвообразования).
Анализ рисунка – выявляются факторы, влияющие на процесс образования почвы: (слайд 21).
- Материнские породы, которые определяют механический состав почвы;
- Растения, животные, микроорганизмы, обогащающие почву органическим веществом, гумусом;
- Климат, влияющий на тип почвы – промывные, засоленные;
- Рельеф, который влияет на количество влаги и тепла, на механический состав почвы;
- Время, точнее историческое время, т.к. процесс почвообразования весьма продолжителен;
- Деятельность человека, которая либо приводит к истощению почв, либо поддерживает их естественное плодородие и даже улучшает их свойства.
Каково же строение почв?
До Докучаева почвой называли лишь верхний горизонт – гумусовый слой. Название почве давали по цвету этого слоя (чернозём, бурозём, серозём). В процессе образования почв образуются несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образуют почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Всем вам, наверняка, приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном слое склоне оврага, при вскапывании огорода.
(слайд 22 — почвенный профиль )
Работа с почвенным профилем:
- А(0) — лесная подстилка.
- А(1) — Гумусовый горизонт( чем он мощнее, тем плодороднее почва)
- А(2) — горизонт вымывания, он обычно формируется при избыточно увлажнении в подзолистых почвах ( тайге). Не содержит ни гумуса, ни солей. По цвету он похож на золу — подзолистые.
- В — горизонт вмывания, в нем много глины, поэтому он плотный. Он играет роль фильтра.
- С — материнская порода, из которой образовалась почва. Нет гумуса.
Механический состав почвы (Слайд 23)
— Ребята, подумайте, какое влияние на образование почвы оказывают горные породы? Одна почва образуется на песках, другая – на глинах, третья – известняках. Минеральная часть почвы будет различна.
В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование почвы делятся по механическому составу на:
Механический состав почвы
Песчаные Супесчаные Суглинистые Глинистые
-бедны гумусом и элементами питания
-требуют обильного полива летом
-необходимо вносить песок (особенно в глинистые)
-наиболее благоприятные для земледелия
Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде? Из увлажненной почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо:
— Если кольцо развалилось – легкая песчаная почва.
– Если есть в кольце трещины – супесчаная.
— Если трещины неглубокие по внешнему краю – суглинистая.
— Если нет трещин – глинистая.
Структура почвы (слайд 24)
Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Это и есть структура почвы.
Источник