Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_pochva_3_klass.docx | 27.92 КБ |
pochva_3_klass.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).
Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.
Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;
Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
- Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
- Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
- Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
- Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
- Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.
3. Расширить сведения о почве.
- Способствовать готовности слушанию собеседника;
- Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
- Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
- Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
- Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
- Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
- Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
I. Самоопределение к деятельности урока.
-Начинаем наш урок .
Психологическая установка на работу.
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
II. Постановка проблемной учебной задачи.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?
Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)
Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова
-Что мы должны сегодня узнать?
Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
III. Открытие нового знания.
— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Из чего состоит почва ?
3. Свойства почвы ?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)
Дети внимательно рассматривают изображение почвы .
– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .
– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.
Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .
V. Продолжение работы по теме урока.
Перейдём ко 2 пункту плана.
— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1) .
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы .
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)
Опыт № 2 (группа 2) .
1. Возьмите фильтровальную бумагу.
2. Насыпьте на нее немного почвы .
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан .
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)
Опыт № 3 (группа 3) .
1. Возьмите горшок с почвой .
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)
Опыт № 4 (группа 4) .
1. Возьмите посуду с почвой .
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?
— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)
1. В почве есть воздух .
2. В почве есть вода .
3. Почва не удерживает воду .
4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
— Это главное свойство почвы .
— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
VI. Первичное закрепление.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– А вы любите кроссворды?
Перед вами кроссворд. ( слайд 8)
1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)
2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)
3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
п е р е г н о й
п л о д о р о д и е
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .
Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .
Источник
План-конспект урока «Что такое почва?»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Приводится план-конспект урока практикума в 3 классе по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchiy_mir.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока окружающего мира
Тема : «Что такое почва»
- Познакомить учащихся с процессом образования почвы
- Выделить основное свойство почвы и ее состав
- Показать значение плодородия почвы для растений
- Усвоить понятия: почва, перегной, плодородие, минеральные соли
- Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы при выполнении практической работы
- Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе
- Воспитывать чувство необходимости бережно относиться к почве и охранять ее
Форма урока : урок – исследование
Тип урока : урок изучения нового материала
- Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс, 1 часть
- Портрет В.В. Докучаева
- Лоток с лабораторной посудой для учителя
- Стаканы с водой
- Спиртовка
- Штатив
- Образцы почвы для каждого учащегося
- Картонные яблоки со словами: вода, воздух, соли, перегной
- 2 карточки: песок, глина
- Рисунок «Верхние слои земли»
- Солнышко для каждого ученика
Обоснование выбранных форм и методов . Формы и методы, используемые на уроке, были продиктованы необычностью его построения. Для того, чтобы материал был усвоен в полном объёме, необходимо было помочь детям правильно распределить своё внимание и акцентировать его на наиболее важных вопросах.
Местоположение в планировании . Данный урок является восьмым в теме №2 «Эта удивительная природа» и четырнадцатым в общем планировании.
Учащиеся должны знать:
- понятия: почва, перегной, плодородие, минеральные соли;
- основное свойство почвы и ее состав
- процесс образования почвы;
- значение плодородия почвы для растений
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
- Вести наблюдение, сравнивать, делать выводы;
Учитель: Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Ученики: На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать.
Если что-то непонятно,
То вопросы задавать.
- Мобилизующий этап. Постановка цели урока
Послушайте сказку – загадку и вы отгадаете тему нашего урока
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки, помидоров.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
Ученики: Это земля
Учитель: Да, у слова «земля» несколько значений. Какие вы знаете?
Ученики: Земля – планета
Земля – на которой растут растения
Учитель: А сегодня вы узнаете, какое еще значение имеет слово земля.
- Актуализация опорных знаний
Учитель: — Вспомните, как разрушаются камни
— Что образуется при разрушении камней?
— А растут ли растения на такой земле?
— На этот вопрос вы должны ответить сегодня.
— Для этого вы будете исследователями.
— А кто такие исследователи?
4. Формирование умений и навыков
Свое исследование вы уже начали. Вспомните, мы посадили семена фасоли в песок, глину и землю.
Что видим сегодня?
(фасоль проросла хорошо в земле)
Почему так произошло? Как вы думаете?
На доске рисунок «Верхние слои земли».
Земля имеет рыхлый верхний слой. В этом слое растут корни растений. Этот слой – почва.
— А из чего состоит почва?
— Каковы ее свойства?
— Вам это интересно узнать?
— Чтобы ответить на эти вопросы, проведем исследование.
Практическая работа (выводы записываются в тетрадь)
Бросить в стакан с водой кусочек почвы
— Из почвы выходят пузырьки воздуха
Вывод: в почве есть воздух
На доске появляется яблоко с надписью «воздух»
Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Над почвой появляется пар, а на стекле капли воды.
Вывод: в почве есть вода
На доске появляется яблоко с надписью «вода»
Что происходит с почвой при дальнейшем нагревании? Над почвой поднимается дым и идет запах. Что может гореть в почве?
Вывод: горят остатки растений и животных, не успевших сгнить. В почве есть перегной.
— А как изменился цвет почвы? Значит перегной придает почве темный цвет
На доске появляется яблоко с надписью «перегной»
Прокаленную почву, в которой сгорел перегной, насыпаем в стакан с водой. Размешиваем. На дне осадок.
Вывод: в почве есть песок, глина.
На доске появляются яблоки с надписями «песок» и «глина»
Профильтруем воду, в которой находилась почва. Взять несколько капель на стекло и прогреть. На стекле белое пятно.
Вывод: это минеральные соли. Они необходимы для питания растений
На доске появляется яблоко с надписью «минеральные соли»
Учитель: Посмотрите, красивые яблоки на доске? А что необходимо растениям, чтобы выросли такие яблоки?
Что еще есть в почве? (песок и глина)
Это состав почвы — появляется карточка
Чего нет в песке и глине? (перегноя)
Почему же фасоль хорошо проросла только в земле?
Этот вывод мы сделали в ходе исследования.
Как питательные вещества попадают в растения?
Верно ли наше утверждение?
Работа по учебнику
Чтение абзаца на странице 67 из статьи «Что растения получают из почвы?» (чтение вслух)
Что влияет на урожай плодов? (перегной)
Чем больше перегноя, тем выше урожай. Это свойство называется плодородие.
Какую роль играет перегной в почве?
Как он превращается в соли?
Прочтите об этом 3-й абзац на странице 67.
Объясните, как это происходит? (пересказ)
Вспомните, кто еще повышает плодородие почвы? (черви)
Какие еще животные живут в земле? (кроты)
Они тоже повышают плодородие почвы
Вывод : В ходе исследования мы узнали, что растения получают из почвы все необходимое для роста.
5 . Закрепление изученного — работа с кроссвордом
(у каждого на парте листок с кроссвордом)
- Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)
- Компонент, входящий в почву (песок)
- Остатки растений и животных, содержащихся в почве (перегной)
- Основное слово почвы (плодородие)
Физминутка для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза, открыть, посмотреть вдаль. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами не поворачивая головы за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево, вправо, вверх, вниз.
Ребята, посмотрите на портрет. Это Докучаев Василий Васильевич – ученый исследователь. Он изучал почву. Прочтите, какая бывает почва (черноземная, подзолистая, глинистая, песчаная). Самая плодородная почва – черноземная. В нашей области много черноземных почв.
Ученица (одета в темное платье, на голове венок из цветов)
Я почва. Образуюсь очень медленно. 1 см почвы образуется за 300 лет. Я всего боюсь: воды – она меня размывает, ветра – он переносит верхний плодородный слой, ядохимикатов – они губят червей, насекомых, бактерии. Берегите землю!
Василий Васильевич называл почву кормилицей. Почему?
Да, земля все дает человеку. Мы употребляем в пищу разные части растений: корни, листья, плоды, семена. Все это мы получаем благодаря почве. Без растений жизнь невозможна. Земля не только кормилица, но и поилица. Благодаря лесам сохраняются реки, озера.
Как надо относиться к почве? (беречь ее)
Что нужно делать для этого? (высказывания учащихся)
- В первую очередь овраги разрушают почву. Необходимо высаживать растения.
- Распахивать поперек склоны, чтобы вода не размывала почву.
- Не жечь костры. Выгорит перегной – останется песок.
Ученица – читает стих:
Земля нужна не только для крота,
Ведь без земли не будет тех растений,
Которые с тобою нам нужны.
Растения своими крепкими корнями
Из почвы пищу для себя берут.
Их почва кормит и поит
И просто жизнь им всем дает.
Но знай о том, что если только брать
И ничего взамен ей не давать,
Вы сегодня прекрасно справились с ролью исследователей. Молодцы! Поднимите солнышко, если вам понравился урок. Спасибо ребята!
Д/З : Работу по этой теме вы продолжите дома. Ответить на вопросы на странице 68-69 в учебнике. Поработать в тетради с печатной основой на стр. 20.
Анализ урока-исследования по окружающему миру
в 3б классе по теме: «Что такое почва».
Урок проводил: учитель начальных классов МОУ СОШ № 161 Филиппова Р.С.
Дата проведения урока: 20 октября 2010 г.
Присутствовало учащихся: 24 человека.
Отсутствовало учащихся: 1 человек.
Анализ урока проводился на основе анализа урока по Конаржевскому Ю.А
Урок проведён в соответствии с тематическим планированием.
Цели урока определены, исходя из анализа педагогической ситуации его проведения и находились в зоне ближайшего развития каждого ребенка, так как на уроке задания давались и на базовом, и на творческом уровне с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Данный урок направлен на изучение нового материала.
Структура урока соответствовала его цели и типу. Урок отличала логическая последовательность и взаимосвязь этапов, а так же целесообразность распределения времени по этапам урока, четкая организация начала и конца урока.
Состав и последовательность этапов урока психологически оправданы, они обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда учащихся на уроке.
Содержание урока соответствовало возрастным особенностям учащихся и позволило организовать частично-поисковую деятельность учащихся при выполнении практической работы, способствовало развитию активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами материала урока.
Учитель учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста. Продолжительность активного внимания младших школьников составляет 15-20 минут, поэтому в ходе урока учитель использует частое переключение с одного вида деятельности на другой. Учитель сумела методически грамотно использовать разнообразные приёмы средства обучения с учётом возрастных особенностей детей. Задания на уроке располагались в строгой последовательности, были доступны и интересны учащимся.
Учитель успешно выполнила свою главную функцию – организацию усвоения учебного материала путём вовлечения каждого в выполнение заданий, используя для этого индивидуальную и групповую формы работы, а также различные формы обучения.
При проведения урока Филиппова Р.С. сумела методически грамотно отобрать методы, разнообразные приемы и средства обучения с учетом типа урока, возможностей класса, учебно-материальной базы. Выбор методов позволил достаточно полно использовать возможности работы в парах учащихся на уроке при выполнении практической работы. Эффективно работала наглядность, подобранная по теме, учитывающая возрастные особенности учащихся и ТСО создающие эмоциональный фон, осуществляющие здоровьесберегающие технологии.
Урок носил обучающий характер. Дети на уроке были очень активны, работали с большим удовольствием. Работая в группах, учащиеся сумели установить контакт, успешно выполнить творческие практические задания, представить классу выводы и результаты своей работы.
Учитель использует принципы здоровьесберегающих технологий: высокий темп урока, частая смена форм и приёмов работы, игра, наглядный материал – всё это не позволяет учащимся перегружать память и внимание, обеспечивает хороший тонус, помогает снять напряжение и раскрыться психологически. Доброжелательная обстановка на уроке обеспечивает хорошую результативность и ситуацию успеха.
Урок целей достиг, представляет целостную систему. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.
Проанализировать урок с целью более эффективного использования знаний и умений наиболее подготовленных учащихся.
Использовать на уроке наряду с двигательной зарядкой и зарядкой для глаз дыхательную гимнастику.
Источник