Урок 29
Технологии уборки урожая
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Технологии уборки урожая.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией уборки урожая.
Технологии растениеводства и животноводства
§45. Технологии уборки и хранения урожая культурных растений
Технологии уборки урожая
Уборка овощных культур — один из наиболее трудоёмких технологических процессов, требующий привлечения дополнительной рабочей силы. Для решения этой проблемы необходима механизация технологических процессов сбора овощной продукции, В настоящее время технологические процессы уборки томатов, лука, моркови, капусты, салата, картофеля, Огурцов осуществляются с применением комплекса различных машин. Для механизации уборки томатов используют томатоуборочные комбайны (рис. 139, а). Плоды, собранные комбайном, выгружают в прицеп или кузов, который с помощью трактора или автомобиля синхронно движется рядом с комбайном.
Для сбора плодов лука предусмотрен комплекс машин, состоящий из машин для срезки листьев, выкапывания лука и укладки его в валки, для подбора валков (рис. 139, б). Для механизированной уборки лука необходимо, чтобы предпосевная и междурядная обработка, а также предуборочная подготовка посевов выполнялись согласно соответствующей технологии механизированной уборки.
У комбайна для уборки моркови (рис. 139, в) во время движения рабочие органы вначале подкапывают морковь, затем с помощью ремённого транспортёра подают её к механизму обрезания зелёной массы. Далее морковь попадает в контейнер или транспортное средство.
Уборку урожая на приусадебном или пришкольном участке производят вручную с применением садового инструмента.
Технологии хранения и переработки урожая овощей и фруктов
Порча пищевых продуктов происходит в результате жизнедеятельности микроорганизмов, дрожжей, плесеней. Поэтому недостаточно вырастить хороший урожай овощей и фруктов, нужно уметь его сохранить до нового сезона. Для этого существуют методы, позволяющие затормозить развитие микроорганизмов, к которым относится консервирование.
Консервирование — это специальная обработка пищевых продуктов для удлинения сроков их хранения.
Одним из видов консервирования высокими температурами является пастеризация — обработка продукта при температуре около 100 °C в целях уничтожения плесеней, дрожжей, микроорганизмов. Однако при такой обработке споры микроорганизмов не погибают, поэтому продукты имеют ограниченный срок реализации и их нужно хранить при низких температурах. Пастеризуют соки, варенья, джемы, плодово-ягодные компоты и др. Благодаря непродолжительному воздействию высокой температуры хорошо сохраняется пищевая ценность продуктов, но витамины и другие ценные вещества частично разрушаются.
Обработка пищевых продуктов более высокой температурой (100—120 °C) при герметичной укупорке — стерилизация — позволяет полностью уничтожить все виды микроорганизмов. Так изготовляют плодово-ягодные консервы, томатопродукты, которые можно хранить несколько лет. Однако при стерилизации снижается пищевая ценность, разрушаются витамины и другие полезные вещества.
Для длительного хранения овощей и фруктов в свежем виде используют охлаждение с соблюдением необходимого микроклимата в помещениях: температура +3. +10 °C, влажность воздуха 85—90%. В промышленности для этих целей применяют овощехранилища (рис. 140), в домашних условиях — холодильники, подвалы и погреба. Перед началом закладки на хранение овощей и фруктов в подвал или погреб эти помещения нужно хорошо проветрить, просушить, побелить стены, отремонтировать полки. Заложенные овощи и фрукты необходимо время от времени перебирать и удалять загнившие. Также нужно следить за влажностью в помещении, при необходимости проветривать его. Нелишне расставить ловушки для грызунов, если заметны следы их пребывания.
В пищевой промышленности замораживание продуктов происходит в высокопроизводительных, непрерывно действующих скороморозильных аппаратах искусственного холода, которые поддерживают температуру не выше -35 °C. При этом содержание в них всех основных питательных веществ не изменяется, витамины почти не разрушаются, вкусовые качества остаются близки к свежим, натуральным. После заморозки продукты фасуют в коробки из тонкого картона с герметичными вкладышами из полиэтилена или целлофана. Затем помещают в холодильные камеры, перевозят в рефрижераторных вагонах или автокузовах, а в продовольственных магазинах держат в холодильных прилавках. Можно замораживать фрукты и в домашней морозильной камере, но, поскольку этот процесс происходит при более высокой температуре (около -18 °C), продукты после размораживания представляют собой бесформенную массу с вытекшим соком.
Физико-химические методы консервирования включают сушку, а также консервирование поваренной солью и сахаром. Производство сушеных плодов и овощей является одним из наиболее экономичных способов переработки сырья. Cyгика — это процесс удаления влаги из продукта. Овощи сушат до влажности 10—12%, плоды — 18—25%. Сушку можно производить естественным и искусственным способами. Естественную сушку проводят на открытых площадках под навесами или в специальных помещениях. Искусственную — в специальных сушилках, где создаётся повышенная температура, ускоряющая процесс испарения влаги из плодов. Сушёные плоды и овощи сохраняют все питательные вещества, изменяется только их цвет и внешний вид. Сушеные плоды и овощи упаковывают в ящики и отправляют на склад готовой продукции.
Метод варки с сахаром основан, подобно сушке, на удалении из продукта воды. Это любимое всеми варенье. Его готовят не только из ягод — клубники, малины, ежевики, смородины, крыжовника, вишни, сливы, абрикосов и др., но и из овощей — моркови, кабачков, тыквы и даже из лука. Этим же методом можно приготовить цукаты: сваренные с сахаром кусочки плодов или целые плоды, которые аккуратно вынимают из сиропа, дают им подсохнуть и обваливают в сахаре. Однако при длительной варке сохранить витамины не удаётся. C сахаром также можно готовить сырые джемы из ягод черной смородины, малины, земляники; на 1 кг ягод берут 1 — 1,5 кг сахарного песка. Готовый джем хранят при температуре 6—8 °C. В сырых джемах в течение 8 месяцев почти полностью сохраняются витамины C и Р.
Маринование можно отнести к химическим методам консервирования, когда в жидкий соус для овощей или плодов добавляют уксусную кислоту. Она подавляет деятельность многих микроорганизмов, в первую очередь гнилостных. Маринование для усиления консервирующего эффекта сочетают с пастеризацией в герметично закрытой таре. В маринадную заливку, кроме уксуса, добавляют соль, сахар, пряности. Помимо овощей — огурцов, томатов, капусты, грибов, маринуют яблоки, груши, сливы, вишни, крыжовник, чёрную смородину.
Самым известным биохимическим методом консервирования является квашение. Квашение — консервирование свежих плодов, овощей и грибов путём молочно-кислого брожения. Образовавшаяся при брожении молочная кислота придаёт продукту специфический вкус и способствует его лучшей сохранности, поваренная соль усиливает консервирующее действие молочной кислоты. Добавление пряной зелени и чеснока также повышает надёжность консервирования и улучшает вкусовые качества продукта. В зависимости от вида перерабатываемого сырья продукт называют квашеным (капуста), соленым (огурцы, томаты, арбузы) или моченым (яблоки).
Технологии получения семян культурных растений
Жизнь растений начинается с семян, от качества которых зависит будущий урожай. Массовым размножением семян районированных сортов, наиболее приспособленных к данным природно-климатическим условиям занимается отрасль растениеводства семеноводство. В специальных семеноводческих хозяйствах созданы условия для получения семян чистых сортов, обладающих наилучшими биологическими и урожайными качествами. Это благоприятные почвенно-климатические условия, территориальная удалённость от участков, на которых выращивают обычные семенные культуры (не менее 2 км), чтобы не допустить случайного опыления или заражения семенных растений.
Несмотря на большой выбор готовых семян в магазинах, многие растениеводы предпочитают собирать семенной материал (семена и плоды, предназначенные для посева) на своих приусадебных и дачных участках. Важно только знать сроки сбора семян овощных и цветочных культур. Для сбора семян необходимо выбирать только здоровые растения и делать это в ясные, сухие, солнечные дни. Помните, что гибридные растения нельзя использовать для сбора семян, так как их семена (второго поколения) дают более низкий урожай.
Общая технология сбора семян такова:
• отбирают на растении лучшие здоровые экземпляры — семенники;
• доводят семенники до полной спелости, но не позволяют им перезреть;
• дозаривают, то есть дают возможность семенникам дозреть в сухом помещении при комнатной температуре;
• выделяют семена из плодов, просушивают;
• хранят семена в бумажных пакетах.
Оптимальная температура для хранения любых семян 12— 17 °C. Степень созревания семян для каждой агрокультуры определяется по их окраске и форме, которые характерны для каждого вида и сорта.
Правила безопасной работы
1. Пользоваться режущими инструментами только во время работы, после её окончания сразу же сдать инструменты учителю.
2. Работать в перчатках или рукавицах.
3. Ножницы или секатор передавать ручками вперёд с сомкнутыми лезвиями.
4. По окончании работы вымыть руки с мылом.
Практическая работа № 46
Уборка урожая корнеплодов
Вам потребуются: вилы, вёдра, ножи для обрезки ботвы, рабочие перчатки, весы.
1. Выкопайте из земли корнеплоды с помощью вил.
2. Очистите корнеплоды от почвы руками.
3. Обрежьте ножом ботву, отступая от головки корнеплода на 2—3 см.
4. Рассортируйте корнеплоды на товарные и нетоварные (больные, уродливые, треснувшие и мелкие).
5. Отберите 3 кг корнеплодов. Определите среднюю массу одного корнеплода.
Запоминаем опорные понятия
Технологии хранения и переработки урожая: консервирование, пастеризация, стерилизация, охлаждение, замораживание, сушка; варка с сахаром, маринование, квашение; овощехранилище; семеноводство, семенной материал.
Проверяем свои знания
1. Приходилось ли вам наблюдать за работой уборочных сельскохозяйственных машин? Что при этом происходило?
2. Как следует подготовить подвал или погреб к закладке овощей на хранение?
3. Какую из технологий применяют в вашей семье для заготовки продуктов впрок?
Источник
Обобщающий урок по сельскохозяйственному труду на тему «Уборка урожая» 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Уборка урожая ( «Своя игра»)
Цели урока:
— повторение и контроль знаний по предмету.
— воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнёра, — формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.
— пробудить интерес к изучению сельскохозяйственного труда.
Задачи урока:
— обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных обучающимися при изучении предмета;
— развитие внимания, памяти, логического мышления;
— научить ребят работать в группах.
повышение интереса к изучаемым предметам.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний, урок с применением игровых технологий.
Форма проведения урока: урок-игра. Конкурсная форма построения урока позволяет в большей степени сконцентрировать и активизировать внимание обучающихся, выступает в роли дополнительного стимула учебной деятельности.
Время проведения: урок (40 мин).
Технологии: личностно-ориентированная, игровая, ИКТ.
— бланки для ответов команд;
Технические средства обучения:
1.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
2.Правила проведения игры «Своя игра».
3. Проведение игры
4. Подведение итогов, анализ работы обучающихся на уроке, поощрение победителей.
Подготовка презентации в программе PowerPoint «Своя игра» с игровой таблицей, вопросами и ответами.
Подготовка итоговой таблицы результатов участников.
Мотивация учебной деятельности. ( Проверка готовности группы к уроку. Сообщение темы и цели урока. Плана урока)
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы с вами собрались на урок, который будет проходить в форме игры-соревнования и называется он «Своя игра». Участниками которой становитесь вы учащиеся 5 класса.
Возможно, многие из вас видели передачу «Своя игра» по телевидению. Наша игра будет отличаться от телевизионной версии, прежде всего тем, что она целиком и полностью будет посвящена теме «Уборка урожая», и у сегодняшних участников есть возможность, проверить свои знания в этой области, интуицию, умение работать в команде.
2. Правила проведения игры «Своя игра»
В игре принимают участие две команды. При входе в кабинет каждый из вас вытянул листок цветной бумаги , эти листки помогли нам распределит всех участников на 2 команды, займите свои места в командах. Итак, у нас 2 команды «синие» и «желтые».
Кроме того, нам понадобиться жюри, которое будет вести подсчет баллов, уважаемые гости эту миссию мы возлагаем на вас для этого у вас на столе находятся таблица подсчетов результатов, которую вы будите заполнять по ходу игры.
Правила командной игры похожи на правила телевизионной версии.
Игра будет состоять из 2 раундов. В первом раунде 5 тем в каждой теме по 5 вопросов разной стоимости.
Во втором раунде всего 2 темы также в каждой теме по пять вопросов, но стоимость вопросов будет порядком выше.
Как будем играть, слушаем меня внимательно!
Одна из команд выбирает тему и стоимость вопроса, после чего я зачитываю соответствующий вопрос. Команде дается время на обсуждение 1 минута. По истечении 1 минуты команды должна написать ответ на листок бумаги (бумага лежат у вас на столе) и сдать свой вариант ответа жюри. Обращаю внимание! Команды отвечают письменно! Команда, которая правильно и быстрее остальных ответила на вопрос, получает право выбрать тему и номер вопроса первой. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса, в случае неправильного ответа команда ничего не получает.
Команда, победившая в игре, получает оценку “отлично”.
Оставшимся участникам выставляется – “хорошо”.
А сейчас нам нужно определить кто первый начнет игру. Предлагаю жеребьевку.
Итак, правила всем понятны, кто начинает определились. Начинаем игру!
Её тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой
Вопрос: Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять
Вопрос: Приготовить на обед
Ты не сможешь винегрет,
Если овоща такого
У тебя на грядке нет
Вопрос: Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она
Вопрос: Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен.
Все, от взрослых до ребят
С холодцом его едят
2. История и значение овощей
Вопрос: Кто привёз первые клубни картофеля из Голландии в Россию?
Вопрос: Корнеплод, который полезен для глаз и зрения?
Вопрос: Корнеплод который способствует понижению артериального движения?
Вопрос: Как в старину называли картошку?
Ответ: «земляные яблоки»
Вопрос: Какой овощ называют вторым хлебом?
3. Уборка урожая
Вопрос: Большой участок земли, занятый одним или несколькими сельскохозяйственными культурами?
Вопрос: Что собирают при уборке картофеля?
Вопрос: Что собирают при уборке моркови и свеклы?
Вопрос: Как обрезают листья у моркови и свеклы?
Ответ: ботву обрезают ножом, оставляют черешки длинной 1-2 см
Вопрос: Какие способы уборки овощей вы знаете?
Ответ: механизированная, ручная
4.Сортировка и хранение
Вопрос: Что такое сортировка клубней картофеля?
Ответ: это разделение клубней по величине (крупные, средние, мелкие)
Вопрос: Где хранят овощи в зимнее время?
Ответ: овощехранилище, погреб
Вопрос: В чем заключается подготовка корнеплодов к зимнему хранению?
Ответ: на хранение отбирают только здоровые корнеплоды отделяя от больных и поврежденных
Вопрос: В чем хранят корнеплоды в больших овощехранилищах?
Вопрос: При каких условиях нужно хранить овощи в зимнее время в овощехранилищах?
Источник