Разработка урока по окружающему миру «Что такое почва».Школа России.3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Разработка урока «Что такое почва» 3 класс «Школа России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk_urok_mir_3_kl.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир
Автор УМК : А. А. Плешаков
Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»
Тип урока : Урок изучения нового матери
— сформировать представление о почве, её составе;
— выявить в ходе опытов состав почвы;
— продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.
— развивать умение работать с научным текстом;
— выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
— делать выводы на основе проведённых опытов;
— развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся; умения доказывать выдвигаемые предположения;
— развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов.
воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами
Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, охрана почвы.
Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва.
Почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки. Компьютер, мультимедиапроектор, презентация
— А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, стр. 64, тетрадь на печатной основе,
— презентация «Что такое почва?»
1. Мотивация учебной деятельности
— мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
— Начнем урок с — приветствия.
Я скажу «Добрый день!» и назову кого-то из присутствующих в кабинете.Те, кого я назову, помашут мне рукой-значит вы меня услышали и отвечаете мне на приветствие.
— «Добрый день!»-уважаемые гости!
-Добрый день!»-мальчики и девочки 3 а класса.
— «Добрый день!»-всем , кто любит конфеты!
— «Добрый день!»-всем, кто хочет узнать что-то новое сегодня на уроке окружающего мира.
— «Добрый день!»-всем, кто хочет получить оценку за домашнее задание.
Давайте проверим домашнее задание.
-уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
-готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.
-О чём говорили на прошлом уроке?
-Посмотрите какие плакаты вы нарисовали на тему»Берегите воду!»
— Кто назовёт правила бережного расходования воды?.
-Какая работа по охране воды проводится у нас в селе?
-Я думаю. что каждый из вас будет правильно обращаться с водой.
О бережном отношении к воде.
1.Не оставлять кран с водой открытым.
2.Моешь руки, струйка маленькая.
3.Полоскать рот из стакана, когда чистишь зубы.
3. Актуализация знаний
Цель: настроить детей на плодотворную работу.
-Чтобы узнать тему урока нужно отгадать загадку.
Она твоя, она моя,
— А, что вы представляете , когда говорите слово земля? Сколько значений имеет слово земля? СЛАЙД1
-Это и название планеты, на которой мы живём.
Сегодня будем говорить о земле, на которой все растёт, о нашей кормилице.
— Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?
— Какое научное название этого слова?
Главное слово на уроке — ПОЧВА
-Что вы знаете о почве?
-Что бы вы хотели узнать?
3. Постановка учебной задачи
— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;
— уточнение и согласование темы урока;
— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
— Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: (на доске)
2. Из чего …….. почва?
Тема урока: «Что такое почва» СЛАЙД2
Сегодня мы узнаем состав и свойства почвы.
1. Что такое почва?
2. Из чего состоит почва?
4. Свойства почвы.
5. Кто обитает в почве?
-умение определять цель деятельности.
-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
— умение выявлять сущность, особенность объекта.
— самоопределение к деятельности.
4. Поиск решения проблемы
-решение учебной задачи и обсуждение её решения;
Предлагаю вам на 1 вопрос попробовать ответить самостоятельно.
-Повернитесь друг к другу, образуйте 4ки., обсудите, как вы понимаете , что такое почва.(1мин)
-Что у вас получилось?
Где можем узнать правильное определение?
-Найдите и сравните определение «почва» в учебнике с. 64
— У кого был верный или похожий ответ?Молодцы!
-Что значит плодородный?
Прочитайте,как в словаре. СЛАЙД3
-Это основное свойство почвы.
-Почему же почва плодородна ?
-Почему на ней вырастает богатый урожай?
Выскажите ваше мнение?
Чтобы узнать так ли это, изучим состав почвы.
Побываем в роли исследователей.
И как все учёные исследователи мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности при работе с приборами.
-Кто напомнит правила?
Чтение определения в учебнике с.64
Плодородие-способность производить богатую растительность,урожай.
ЕСТЬ ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РОСТА РАСТЕНИЙ
1.Относится к приборам бережно(сломаться, пораниться)
3.Опыт делает 1 чел.
-умение точно выражать свои мысли.
Коммуникативные: -умение слушать и понимать других.
Познавательные: -умение извлекать информацию из текста. Личностные: -умение определять и высказывать правила.
6. Практическая работа
— организовать практическую работу по изучению состава почвы;
Источник
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Плешаков
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Что такое почва.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, что такое почва, каково её главное свойство. Научатся выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.
Учебные материалы: стаканы, вода, почва, спиртовка, фильтр, стекло, пинцет, книга «Великан на поляне» (А.А. Плешаков, А.А. Румянцев).
Ход урока
1. Актуализация знаний
— О чём мы говорили на прошлом уроке? Какое творческое задание вы выполняли дома?
Идёт защита плакатов «Берегите воду!»
2. Мотивация учебной деятельности
Сказала лопата: «земля, чтобы рыть».
Ботинки сказали: «земля, чтоб ходить».
А люди сказали: «земля, чтобы жить».
О какой земле говорили герои стихотворения?
— Сегодня мы познакомимся ещё с одним твёрдым веществом. Оно создаёт поверхностный слой земли. Это почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образования и разрушения.
3. Работа по теме урока
— Почва — верхний плодородный слой земли. Толщина почвы бывает разной. В некоторых местах она может достигать нескольких метров, где-то — всего нескольких сантиметров.
В некоторых безжизненных местах, например, пустынях, на голых, каменистых склонах, в Антарктиде, почвы нет вообще.
Самое главное свойство почвы — плодородие. Попробуйте объяснить смысл этого слова, разобрав его по составу и подобрав родственные слова.
Почему почва плодородна? Что в ней есть такого, что даёт жизнь плодам и растениям? Проведём несколько опытов и ответим на эти вопросы.
Практическая работа
Учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на с. 65.
Результаты опытов записываются в рабочей тетради (с. 27-28, № 1,2).
4. Работа по теме урока (продолжение)
— Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого необходимо растениям?
Вы видели, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растение берёт воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Соли — питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Вы видели, что солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.
Рассмотрите схему на странице 66 в учебнике. Объясните, что растения получают из почвы. Заполните схему у себя в тетрадях (с. 28, № 3).
Дети заполняют схему в рабочей тетради и изготавливают модель «Что растения получают из почвы».
Мы выяснили, из чего состоит почва. Теперь познакомимся с процессом образования почвы.
Послушайте стихотворение. Определите, под действием чего разрушаются камни.
Солнце жаркое печёт,
Ветер больно Гору бьёт,
И Вода старается —
И заплакала Гора:
— Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору.
Поселился, лезет в гору.
Трещины покрыла Почва.
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
— Вновь я стала молода!
— Что разрушало Гору? Помог ли Горе Лишайник?
В трещинах горы от разрушений образовались камешки, песок и глина. Высокие растения с длинными корнями не могли здесь поселиться, так как они бы не нашли питательных веществ. Но лишайник смог приспособиться. Лишайник вырос, затем сгнил и образовался перегной. Со временем перегноя становилось больше. Так постепенно, в ходе многих лет, песок превращается в плодородную почву, то есть в такую землю, где содержится всё необходимое для питания растений. Теперь на разрушенной горе смогли поселиться другие растения.
В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьёв. Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днём уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают её полезными для растений солями. Учёные установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователен
Прочитайте рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне» (с. 51-52).
— Что вы узнали о жизни дождевых червей из этого рассказа? Можно ли уничтожать червей? Почему?
Для чего рыхлят почву? В рыхлой почве растениям легче пробиваться к солнцу, а их корням — находить питательные вещества. Человек в садах, огородах и полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?
Кроме дождевых червей, в верхнем слое земли живёт много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьёв, которые также помогают ей.
Чтобы закончить разговор об образовании почвы, прочитайте текст на странице 66 учебника.
— Докажите, что в природе всё взаимосвязано.
Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
Но почва разрушается, как любые твёрдые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву? (Вода — размывает, ветер — сдувает.)
Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает её мёртвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.
Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться. Что делают люди?
Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает её, вносит удобрения, поливает (а где необходимо — осушает). Для того чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.
5. Рефлексия учебной деятельности
1. Верхний слой земли, на котором растут растения. (Почва)
2. Одна из составных частей почвы. (Песок)
3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной)
4. Основное свойство почвы. (Плодородие)
Дети отвечают на вопросы в учебнике на с. 67.
— Что мы смогли установить в ходе опытов? С помощью модели расскажите о том, что растения получают из почвы. Какие выводы сделали?
Дома дети выполняют задания на с. 67 учебника и № 4 на с. 28 рабочей тетради.
Источник