Урок по теме «Почва -среда обитания», 5 кл.
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме
Урок — проект «Почва — среда обитания». В ходе исследования учащиеся узнают состав почвы. Отвечают на вопрос: может ли почва быть средой обитания?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse._pochva-sreda_obitaniya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Ромодановская средняя общеобразовательная школа №2»
Республика Мордовия
Урок-проект: «Почва-среда обитания» (5 кл.)
Подготовила учитель биологии:
Елизарова Лидия Николаевна,
первая квалификационная категория
Тема: Почва — как среда обитания.
- Образовательная: сформировать знания учащихся о почве как среде обитания живых организмов; выяснить черты приспособленности организмов к почвенной среде.
- Развивающая: формировать умение учащихся выполнять несложные практические задания.
- Воспитательная: воспитание бережного отношения к животным, растениям.
Оборудование : образец почвы, спиртовка, предметное стекло, стакан, вода, мультимедийное приложение к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н. И. Природоведение. 5 кл.
Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания живых организмов.
Что мы должны знать о почве?
Вопрос урока: может ли почва быть средой обитания?
III. Изучение новой темы.
Чтобы ответить на вопрос: Что такое почва? Мы должны рассмотреть состав почвы.
Какие вещества входят в состав почвы? (ответы учащихся).
1 группа : опыт 1.Кусочек почвы прокаливается на огне спиртовой горелки. При этом идет дым, запах.
Вывод: Сгорают органические вещества и мельчайшие остатки организмов – гумус или перегной.
2 группа : опыт 2. Прокаленную почву смешивают с водой- вода мутнеет. Через некоторое время образуется 2 слоя- глины и песка.
Вывод: В состав почвы входят глина и песок.
3 группа : опыт 3. Слить воду из стакана. Налить на часовое стекло и выпарить над спиртовкой. Останется беловатый осадок. Вывод: В почве присутствуют минеральные соли.
4 группа : опыт 4. Кусочек почвы опускается в стакан с водой. Начинают выделяться пузырьки воздуха. Это воздух из почвы вытесняется водой. Проникающей между частицами почвы . Вывод: В почве присутствует воздух.
5 группа: опыт 5. Кусочек свежей почвы опускается в сухую пробирку и нагревается над пламенем спиртовки. На стенках пробирки появляются маленькие капельки воды.
Вывод: В почве присутствует вода.
Образование почвы началось с момента появления на Земле бактерий. Это произошло миллионы лет назад. Бактерии могли жить в измельченных горных породах. Они постоянно умирали и перегнивали. Минеральные частички перегноя склеивали песок и глину. На образованном тоненьком слое почвы могли жить растения. С этого момента процесс образования почвы пошел быстрее. Растения росли и отмирали. При помощи бактерий гниения они превращались в органические вещества, а потом в минеральные соли. Со временем почву заселили различные растения.
Вывод: Почва – это плодородный слой Земли, на котором растут растения . Основное свойство почвы –плодородие.
А теперь познакомимся с особенностями почвы.
Задание: В учебнике на стр.119 изучите текст «Почвенная среда» и назовите особенности. Заслушиваются ответы учащихся.
Вывод: В почве мало света, есть воздух, количество воды может быть разное, почва – это плотная среда в которой тяжело перемещаться. Температура почвы летом ниже, чем температура воздуха, а зимой выше, чем температура воздуха.
Вопрос: Кто обитатели почвы? (Демонстрация мультимедийного приложения)
В почве живет огромное количество разнообразных организмов: бактерии, одноклеточные грибы, животные. Также в почве находятся корни растений и грибницы многоклеточных грибов.
В почве обитают беспозвоночные – муравьи, личинки мух и жуков, дождевые черви, медведка; позвоночные млекопитающие – кроты.
Работа в группах : Выяснить, какие приспособления есть у крота (1 группа), дождевого червя( 2 группа), медведки (3 группа).
Заслушиваются ответы учащихся.
Вывод: Обитатели почвенной среды имеют следующие особенности:
- Наличие приспособлений для рытья нор, ходов и т.д.
- Маленькие глаза или отсутствие органов зрения.
- Наличие приспособлений для снижения силы трения при передвижении в почве: наличие слизи на теле (дождевой червь); шерсть короткая и густая (крот); обтекаемая форма тела.
Вопрос: Как к жизни в почве приспособлены растения? (Демонстрация мультимедийного приложения)
У растений обитающих в пустыне развит длинный корень; в луковицах, клубнях откладывается запас питательных веществ; у кактусов в стебле запасается вода.
Значение живых организмов для почвы (обсуждение).
IV. Закрепление знаний:
1. Почва – верхний плодородный слой земли.
2.В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух
3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.
4.В почве обитают только мелкие животные
5. Почвенные животные слепы
6. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.
V. Подведение итогов урока: А теперь ответим на вопрос: может ли почва быть средой обитания? Ответы учащихся.
1.Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.
2. В почве имеются условия для жизни .
3. Живые организмы приспособились к жизни в почве.
Домашнее задание : выучить в учебнике стр.199, 121.
Источник
Почвенная среда обитания. Состав почвы.
план-конспект урока по экологии (5 класс) по теме
Урок по экологии в 5-ом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochvoobrazovanie.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок экологии в 5 классе.
Тема. Почвенная среда обитания живых организмов.
Состав и свойства почвы.
Цель урока : продолжить изучение основных сред жизни организмов.
Задачи урока : ознакомить учащихся с процессом образования почвы, с составом и свойствами почвы, показать важность бережного отношения к почве.
Оборудование : два больших стакана, два небольших, воронка, пробирка, жестяная крышка, сухой спирт, вода, почва, столик для проведения опытов, держатель, рисунки с изображением лишайников, видеокассета, цветочные горшки с ростками.
2. Постановка темы.
3.Повторение раннее изученного .
4. Изучение нового материала по плану:
7. Домашнее задание.
Тема. Почвенная среда обитания живых организмов.
Состав и свойства почвы.
2. Свойства почвы.
3. Образование почвы.
Минеральные Органические Вода Воздух
(песок, глина, мин.соли) (перегной)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной средой обитания –
3.Повторение раннее изученного материала.
-Что называется средой жизни живого организма?
-Какие основные среды жизни на Земле заселили живые организмы?
-Чем различаются среды жизни организмов?
-Что называется местообитанием живых организмов?
1.В какой среде меньше света?
А) водной б) наземно-воздушной
2.Пресная вода – это вода:
А) соленая б) несоленая
А)самостоятельно плавающие организмы б)парящие в воде организмы
4.Выберите пресноводные организмы:
А) карась б)осьминог в)ряска г)медуза
5.При смешивании соли и воды, вода является:
А) растворителем б)растворимым веществом
А) у воздуха б)воды
2.Мягкий климат. Так говорят:
А) о климате побережий б) климате вдали от водных побережий
3.Выберите морские организмы:
А) осьминог б) ряска в) бурая водоросль г) кашалот
4.Больше кислорода содержит вода:
А) холодная б) теплая
5.В какой воде живут речные раки:
А) в мягкой б) в жесткой
4.Изучение нового материала.
Уже длительное время человечество существует благодаря
земледелию. Люди распахивают почвы и выращивают на них
необходимые для жизни культурные растения. А что мы называем
Поверхностный слой Земли, на котором растут растения, живут
животные, бактерии и другие организмы, называют почвой.
(Просмотр видеокассеты о почве как среде обитания)
Что же входит в состав почвы?
Мы это узнаем, проделав ряд опытов.
1.Возьмем стакан с водой, бросим в него комочек почвы. Что видим?
-В воде из него выделяются пузырьки воздуха. (запишем в схеме)
2.Поместим почву в пробирку и начнем ее прогревать, на стенках
пробирки появились капельки воды. Откуда?
-В почве содержится вода, при нагревании она стала испарятся и
оседать на стенках пробирки.(запишем в схеме)
3.При дальнейшем нагревании появится неприятный запах и
от почвы будет идти дым. Это сгорает перегной (он образовался из
сгнивших остатков растений и животных, погибших бактерий и
4.Поместим прокаленную почву в стакан с водой и размешаем, вода
станет мутной. Через некоторое время она отстоится и будут хорошо
видны два слоя: внизу осядет песок (он более тяжелый), а поверх
него – глина. (предъявляется результат ранее выполненного опыта)
5.Сливаем немного отстоявшейся воды, отфильтровываем ее
Наливаем в жестяную крышку. Выпариваем воду над пламенем.
На дне крышки хорошо виден беловатый осадок – это минеральные
соли. (записываем в схеме)
Проделав опыты мы выяснили, что в состав почвы
входят: минеральные вещества – песок, глина и соли; органические
вещества – перегной; вода; воздух.
Почва – величайшее природное богатство.
Почему мы так говорим?
Почва обладает плодородием, т.е. способностью давать урожай
растений, что не скажешь о песке и глине.
Перед вами три горшка с ростками фасоли 1, 2, 3: проросшие семена
были посажены в одно время, одинаково поливались, но первый горшок наполнен промытым песком, второй – глиной, третий- почвой.
Чем отличаются растения?
-В двух горшках растения тонкие, бледно-зеленые, в третьем –
растение с зелеными листочками на толстом стебле.
Почва обладает плодородием.
Мы продолжим наблюдать за растениями и посмотрим, что потом
произойдет. (Ребята сами должны убедиться, что через некоторое
время при одинаковом уходе растения в горшках с песком и глиной
Но ведь почва как слой Земли существовала не всегда.
В очень далекие времена вода и суша на Земле были
безжизненными. На суше под влиянием влаги, резких изменений
температуры, ветра и других причин происходило разрушение гор.
Их верхние слои становились рыхлыми. Разрушались и
измельчались отрывавшиеся от них камни. Со временем на
поверхности суши образовалось много песка и глины – продуктов
разрушения горных пород.
Образование почвы началось с появления на суше бактерий –
невидимых простым глазом живых организмов. Бактерии-
почвообразователи могли жить в измельченной горной породе.
Отмирая, они обогащали горную породу органическими остатками,
которые превращались в перегной. Частицы песка и глины
склеивались перегноем в комочки, способные удерживать воду.
Важную роль почвообразователей выполняли лишайники (рисунок),
они могут жить даже на голых скалах и разрушать их. Отмирая, они
также обогащали измельченную горную породу органическими
остатками. Уже на такой почве могли жить растения, которые,
отмирая, сами пополняли почву перегноем. Превращение горной
породы в почву происходило в течение многих миллионов лет.
Продолжается оно и сейчас. Для образования в природе слоя почвы
толщиной в 5 см требуется около 2000 лет. Так можно ли весной
жечь старую траву? Чем это грозит?
5. Закрепление изученного .
-Почему с поселением на почве зеленых растений процесс
В старину, когда почва на полях переставала давать хорошие
урожаи, ее прекращали распахивать. Заброшенные поля зарастали
многолетними луговыми травами. Через 20 лет эти поля снова
распахивали. И 5-6 лет подряд получали хорошие урожаи. Почему?
7. Домашнее задание. Ответить на вопрос: как сейчас человек улучшает плодородие почвы своем дачном участке.
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва как среда обитания животных
Методическая разработка и презентация урока экологии для учащихся 7 класса.
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как.
Урок по теме: «Среды обитания организмов. Факторы среды»
Урок по теме «Среды обитания организмов. Факторы среды» .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе «Среды жизни».
Урок по теме «Почва -среда обитания», 5 кл.
Урок — проект «Почва — среда обитания». В ходе исследования учащиеся узнают состав почвы. Отвечают на вопрос: может ли почва быть средой обитания.
Тема: «Влияние среды обитания на видовой состав лишайников»
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 5 классе.
Урок биологии в 5 классе ФГОС по теме «Как приспособились организмы к обитанию в почвенной среде»
Урок биологии по теме «Как приспособились организмы к обитанию в почвенной среде» предназначен для преподавания по ФГОС в 5 классе.
Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме «Почва. Состав почвы».
Тема: Почва. Состав почвы.Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.Задачи:1.Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практи.
Источник