Меню

Конспект урока почва как среда обитания

Урок по теме «Почва -среда обитания», 5 кл.
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме

Урок — проект «Почва — среда обитания». В ходе исследования учащиеся узнают состав почвы. Отвечают на вопрос: может ли почва быть средой обитания?

Скачать:

Вложение Размер
urok_v_5_klasse._pochva-sreda_obitaniya.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Ромодановская средняя общеобразовательная школа №2»
Республика Мордовия

Урок-проект: «Почва-среда обитания» (5 кл.)

Подготовила учитель биологии:

Елизарова Лидия Николаевна,

первая квалификационная категория

Тема: Почва — как среда обитания.

  1. Образовательная: сформировать знания учащихся о почве как среде обитания живых организмов; выяснить черты приспособленности организмов к почвенной среде.
  2. Развивающая: формировать умение учащихся выполнять несложные практические задания.
  3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к животным, растениям.

Оборудование : образец почвы, спиртовка, предметное стекло, стакан, вода, мультимедийное приложение к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н. И. Природоведение. 5 кл.

Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания живых организмов.

Что мы должны знать о почве?

Вопрос урока: может ли почва быть средой обитания?

III. Изучение новой темы.

Чтобы ответить на вопрос: Что такое почва? Мы должны рассмотреть состав почвы.

Какие вещества входят в состав почвы? (ответы учащихся).

1 группа : опыт 1.Кусочек почвы прокаливается на огне спиртовой горелки. При этом идет дым, запах.

Вывод: Сгорают органические вещества и мельчайшие остатки организмов – гумус или перегной.

2 группа : опыт 2. Прокаленную почву смешивают с водой- вода мутнеет. Через некоторое время образуется 2 слоя- глины и песка.

Вывод: В состав почвы входят глина и песок.

3 группа : опыт 3. Слить воду из стакана. Налить на часовое стекло и выпарить над спиртовкой. Останется беловатый осадок. Вывод: В почве присутствуют минеральные соли.

4 группа : опыт 4. Кусочек почвы опускается в стакан с водой. Начинают выделяться пузырьки воздуха. Это воздух из почвы вытесняется водой. Проникающей между частицами почвы . Вывод: В почве присутствует воздух.

5 группа: опыт 5. Кусочек свежей почвы опускается в сухую пробирку и нагревается над пламенем спиртовки. На стенках пробирки появляются маленькие капельки воды.

Вывод: В почве присутствует вода.

Образование почвы началось с момента появления на Земле бактерий. Это произошло миллионы лет назад. Бактерии могли жить в измельченных горных породах. Они постоянно умирали и перегнивали. Минеральные частички перегноя склеивали песок и глину. На образованном тоненьком слое почвы могли жить растения. С этого момента процесс образования почвы пошел быстрее. Растения росли и отмирали. При помощи бактерий гниения они превращались в органические вещества, а потом в минеральные соли. Со временем почву заселили различные растения.

Вывод: Почва – это плодородный слой Земли, на котором растут растения . Основное свойство почвы –плодородие.

А теперь познакомимся с особенностями почвы.

Задание: В учебнике на стр.119 изучите текст «Почвенная среда» и назовите особенности. Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод: В почве мало света, есть воздух, количество воды может быть разное, почва – это плотная среда в которой тяжело перемещаться. Температура почвы летом ниже, чем температура воздуха, а зимой выше, чем температура воздуха.

Вопрос: Кто обитатели почвы? (Демонстрация мультимедийного приложения)

В почве живет огромное количество разнообразных организмов: бактерии, одноклеточные грибы, животные. Также в почве находятся корни растений и грибницы многоклеточных грибов.

В почве обитают беспозвоночные – муравьи, личинки мух и жуков, дождевые черви, медведка; позвоночные млекопитающие – кроты.

Работа в группах : Выяснить, какие приспособления есть у крота (1 группа), дождевого червя( 2 группа), медведки (3 группа).

Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод: Обитатели почвенной среды имеют следующие особенности:

  1. Наличие приспособлений для рытья нор, ходов и т.д.
  2. Маленькие глаза или отсутствие органов зрения.
  3. Наличие приспособлений для снижения силы трения при передвижении в почве: наличие слизи на теле (дождевой червь); шерсть короткая и густая (крот); обтекаемая форма тела.

Вопрос: Как к жизни в почве приспособлены растения? (Демонстрация мультимедийного приложения)

У растений обитающих в пустыне развит длинный корень; в луковицах, клубнях откладывается запас питательных веществ; у кактусов в стебле запасается вода.

Значение живых организмов для почвы (обсуждение).

IV. Закрепление знаний:

1. Почва – верхний плодородный слой земли.

2.В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух

3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.

4.В почве обитают только мелкие животные

5. Почвенные животные слепы

6. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.

V. Подведение итогов урока: А теперь ответим на вопрос: может ли почва быть средой обитания? Ответы учащихся.

1.Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.

2. В почве имеются условия для жизни .

3. Живые организмы приспособились к жизни в почве.

Домашнее задание : выучить в учебнике стр.199, 121.

Источник

Почвенная среда обитания. Состав почвы.
план-конспект урока по экологии (5 класс) по теме

Урок по экологии в 5-ом классе.

Скачать:

Вложение Размер
pochvoobrazovanie.docx 21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок экологии в 5 классе.

Тема. Почвенная среда обитания живых организмов.

Состав и свойства почвы.

Цель урока : продолжить изучение основных сред жизни организмов.

Задачи урока : ознакомить учащихся с процессом образования почвы, с составом и свойствами почвы, показать важность бережного отношения к почве.

Оборудование : два больших стакана, два небольших, воронка, пробирка, жестяная крышка, сухой спирт, вода, почва, столик для проведения опытов, держатель, рисунки с изображением лишайников, видеокассета, цветочные горшки с ростками.

2. Постановка темы.

3.Повторение раннее изученного .

4. Изучение нового материала по плану:

7. Домашнее задание.

Тема. Почвенная среда обитания живых организмов.

Состав и свойства почвы.

2. Свойства почвы.

3. Образование почвы.

Минеральные Органические Вода Воздух

(песок, глина, мин.соли) (перегной)

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной средой обитания –

3.Повторение раннее изученного материала.

-Что называется средой жизни живого организма?

-Какие основные среды жизни на Земле заселили живые организмы?

-Чем различаются среды жизни организмов?

-Что называется местообитанием живых организмов?

1.В какой среде меньше света?

А) водной б) наземно-воздушной

2.Пресная вода – это вода:

А) соленая б) несоленая

А)самостоятельно плавающие организмы б)парящие в воде организмы

4.Выберите пресноводные организмы:

А) карась б)осьминог в)ряска г)медуза

5.При смешивании соли и воды, вода является:

А) растворителем б)растворимым веществом

А) у воздуха б)воды

2.Мягкий климат. Так говорят:

А) о климате побережий б) климате вдали от водных побережий

3.Выберите морские организмы:

А) осьминог б) ряска в) бурая водоросль г) кашалот

4.Больше кислорода содержит вода:

А) холодная б) теплая

5.В какой воде живут речные раки:

А) в мягкой б) в жесткой

4.Изучение нового материала.

Уже длительное время человечество существует благодаря

земледелию. Люди распахивают почвы и выращивают на них

необходимые для жизни культурные растения. А что мы называем

Поверхностный слой Земли, на котором растут растения, живут

животные, бактерии и другие организмы, называют почвой.

(Просмотр видеокассеты о почве как среде обитания)

Что же входит в состав почвы?

Мы это узнаем, проделав ряд опытов.

1.Возьмем стакан с водой, бросим в него комочек почвы. Что видим?

-В воде из него выделяются пузырьки воздуха. (запишем в схеме)

2.Поместим почву в пробирку и начнем ее прогревать, на стенках

пробирки появились капельки воды. Откуда?

-В почве содержится вода, при нагревании она стала испарятся и

оседать на стенках пробирки.(запишем в схеме)

3.При дальнейшем нагревании появится неприятный запах и

от почвы будет идти дым. Это сгорает перегной (он образовался из

сгнивших остатков растений и животных, погибших бактерий и

4.Поместим прокаленную почву в стакан с водой и размешаем, вода

станет мутной. Через некоторое время она отстоится и будут хорошо

видны два слоя: внизу осядет песок (он более тяжелый), а поверх

него – глина. (предъявляется результат ранее выполненного опыта)

5.Сливаем немного отстоявшейся воды, отфильтровываем ее

Наливаем в жестяную крышку. Выпариваем воду над пламенем.

На дне крышки хорошо виден беловатый осадок – это минеральные

соли. (записываем в схеме)

Проделав опыты мы выяснили, что в состав почвы

входят: минеральные вещества – песок, глина и соли; органические

вещества – перегной; вода; воздух.

Почва – величайшее природное богатство.

Почему мы так говорим?

Почва обладает плодородием, т.е. способностью давать урожай

растений, что не скажешь о песке и глине.

Перед вами три горшка с ростками фасоли 1, 2, 3: проросшие семена

были посажены в одно время, одинаково поливались, но первый горшок наполнен промытым песком, второй – глиной, третий- почвой.

Чем отличаются растения?

-В двух горшках растения тонкие, бледно-зеленые, в третьем –

растение с зелеными листочками на толстом стебле.

Почва обладает плодородием.

Мы продолжим наблюдать за растениями и посмотрим, что потом

произойдет. (Ребята сами должны убедиться, что через некоторое

время при одинаковом уходе растения в горшках с песком и глиной

Но ведь почва как слой Земли существовала не всегда.

В очень далекие времена вода и суша на Земле были

безжизненными. На суше под влиянием влаги, резких изменений

температуры, ветра и других причин происходило разрушение гор.

Их верхние слои становились рыхлыми. Разрушались и

измельчались отрывавшиеся от них камни. Со временем на

поверхности суши образовалось много песка и глины – продуктов

разрушения горных пород.

Образование почвы началось с появления на суше бактерий –

невидимых простым глазом живых организмов. Бактерии-

почвообразователи могли жить в измельченной горной породе.

Отмирая, они обогащали горную породу органическими остатками,

которые превращались в перегной. Частицы песка и глины

склеивались перегноем в комочки, способные удерживать воду.

Важную роль почвообразователей выполняли лишайники (рисунок),

они могут жить даже на голых скалах и разрушать их. Отмирая, они

также обогащали измельченную горную породу органическими

остатками. Уже на такой почве могли жить растения, которые,

отмирая, сами пополняли почву перегноем. Превращение горной

породы в почву происходило в течение многих миллионов лет.

Продолжается оно и сейчас. Для образования в природе слоя почвы

толщиной в 5 см требуется около 2000 лет. Так можно ли весной

жечь старую траву? Чем это грозит?

5. Закрепление изученного .

-Почему с поселением на почве зеленых растений процесс

В старину, когда почва на полях переставала давать хорошие

урожаи, ее прекращали распахивать. Заброшенные поля зарастали

многолетними луговыми травами. Через 20 лет эти поля снова

распахивали. И 5-6 лет подряд получали хорошие урожаи. Почему?

7. Домашнее задание. Ответить на вопрос: как сейчас человек улучшает плодородие почвы своем дачном участке.

Спасибо за работу на уроке!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва как среда обитания животных

Методическая разработка и презентация урока экологии для учащихся 7 класса.

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как.

Урок по теме: «Среды обитания организмов. Факторы среды»

Урок по теме «Среды обитания организмов. Факторы среды» .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе «Среды жизни».

Урок по теме «Почва -среда обитания», 5 кл.

Урок — проект «Почва — среда обитания». В ходе исследования учащиеся узнают состав почвы. Отвечают на вопрос: может ли почва быть средой обитания.

Тема: «Влияние среды обитания на видовой состав лишайников»

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 5 классе.

Урок биологии в 5 классе ФГОС по теме «Как приспособились организмы к обитанию в почвенной среде»

Урок биологии по теме «Как приспособились организмы к обитанию в почвенной среде» предназначен для преподавания по ФГОС в 5 классе.

Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме «Почва. Состав почвы».

Тема: Почва. Состав почвы.Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.Задачи:1.Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практи.

Источник

Читайте также:  Красно бурые почвы растения
Adblock
detector