Почвы Краснодарского края
план-конспект урока (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanov_2.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Особенности форм поверхности своей местности. Почва.
Цели: Дать учащимся понятие основных форм земной поверхности; познакомить со строением гор.
Оборудование: физическая карта края, фотографии гор, равнин.
1. Организационный момент.
2. Формы поверхности Краснодарского края.
— Посмотрите на карту края. Поверхность нашего края делится рекой Кубанью на две части: северную равнинную и южную гористую. Эти части не похожи друг на друга рельефом, растительностью, почвой, животным миром и климатом.
— Большую часть территории края занимает Азово-Кубанская равнина, которая включает в себя Приазовскую низменность, Прикубанскую низменность и Закубанскую равнину. В южной части расположены предгорье и горы Главного Кавказского хребта, а также Черноморское побережье.
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака. Гора.
— Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору встретишь редко, чаще горы расположены рядами – горными хребтами.
— Посмотрите на карту: могучий Кавказский хребет занимает 1/3 площади края. Здесь высокие хребты, глубокие ущелья, по которым шумят и пенятся горные реки. На вершинах гор Фишт и Чугуш даже летом лежит снег. Самая высокая гора в крае – Цахвоа (3345 метров). Кавказские горы начинаются у берегов Чёрного моря, недалеко от Анапы. Они протянулись на юго-восток до Каспийского моря.
— Послушайте стихотворение Халида Беретаря «Гора»:
Как меч, пронзая облака,
Лишь грому внемля,
Гора, ты смотришь свысока
Ну что ж, гордиться высотой,
Но помни: на груди земной
Черноморское побережье Краснодарского края – это узкая полоса земли между морем и горами шириной от одного до нескольких километров, протянувшаяся от Таманского полуострова до реки Псоу.
Побережье пересекается то отрогами хребтов, то многочисленными узкими щелями и долинами горных рек, стремительно несущих свои воды в Чёрное море.
— Ровные или почти ровные участки Земли – это равнины.
— Равнины бывают плоские и холмистые. Холмистые равнины края особенно красивы: пологие горы, склоны которых покрыты лесами, широкие долины рек. (Просмотр фотографий с природой края).
— Поверхность равнины пересечена долинами рек. Глубокие крутосклонные впадины, образованные дождевыми потоками, — это овраги. С оврагами ведётся борьба. Их засыпают или вдоль оврагов сажают деревья и кустарники.
Вывод. Строим таблицу:
Формы земной поверхности Краснодарского края
3 . Жизнь в горах.
— Прочитайте (послушайте) рассказ «Кавказские горы».
Люди в горах разводят животных: овец, лошадей, коров. Трудна жизнь пастуха в горах. Трудно и путешествовать в горах. Дорога часто идёт над пропастью, куда даже посмотреть страшно. По узкой тропе над обрывами приходится карабкаться вверх по склонам и спускаться в долины с тяжёлым рюкзаком. Ноги дрожат от напряжения, пот застилает глаза, человек задыхается.
Альпинисты поднимаются на самые высокие вершины, где вообще нет троп. Приходится карабкаться по склонам, уступам, связываться друг с другом верёвкой. Зато наградой смельчакам будет невероятная красота, открывающаяся с вершины, и чувство радости, что ты смог победить страх и дошёл.
В 1942 году в горах Кавказа шли ожесточённые бои. Окоп не выкопать – камень, ночью – мороз, летом – дождь со снегом. Днями, лёжа на камнях и на льду с винтовкой или пулемётом, часто голодные, плохо одетые, наши солдаты не отдали горы фашистам.
До сих пор в ледниках в горах находят тела наших погибших воинов. Помните, они отдали свою жизнь за нас.
4. Почва нашего края.
— Почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли. Почва состоит из песка, глины, камешков, остатков растений и животных. В почве есть вода и воздух.
— Почва Кубани плодородная. Не зря наш край считают житницей России.
— На Азово-Кубанской равнине распространены чернозёмные почвы. Здесь выращивают зерновые культуры, овощи, фрукты, корма для животных.
— В долинах рек встречаются луговые почвы. Они заняты рисовыми чеками.
На Черноморском побережье в горно-лесных почвах выращивают виноград и фрукты.
— Для чего нужна почва?
Вывод: почва – наше богатство. Она даёт нам все продукты питания, одежду, лекарство, стройматериалы. Без почвы погибнет жизнь.
— Какие формы земли нашего края вы запомнили?
— Чем отличается поверхность северной части края от южной части?
— Расскажите о поверхности местности, где вы живёте.
Источник
Почва Краснодарского края
презентация к уроку (4 класс) на тему
конспект урока «Почва Краснодарского края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_krasnodarskogo_kraya.pptx | 1.96 МБ |
konspekt_uroka.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почва Краснодарского края Составила: Чуприна И. П. Учитель кубановедения МБОУ СОШ № 80
— чернозёмы Черноземы – почвы равнинных степей
— горно-лесные (бурые и серые) Г орно-лесные (бурые и серые) – почвы лесостепного и лесного поясов предгорий и гор
Болотные (плавневые) – почвы речных дельт — Болотные (плавневые)
Желтоземы – почвы влажных субтропиков Черноморского побережья — желтозёмы
Предварительный просмотр:
Учитель: Чуприна И. П.
Тип : Изучение нового материала.
Цели : познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранительной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов.
Задачи : познакомить учащихся с наиболее распространенными типами почв;
охарактеризовать почву родного края
— различать основные типы почв;
— знать типы почв своего региона;
— рассказывать о значении почвы для жизни на Земле
— определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
— работать в паре: актуализировать необходимые знания, пользуясь справочной литературой;
— строить модель и на её основе рассказывать о разнообразии почв;
— определять сходство и различие природных объектов;
— извлекать информацию из дополнительной литературы
— понимать ответственность за сохранение объектов природы;
— определять личностный смысл учения
Русский язык (составления текста по рисунку)
- Ресурсы урока: учебник; электронное приложение к учебнику; образцы почв; карта Краснодарского края.
I. Организационный момент
II. Мотивация познавательной деятельности
Проверка домашнего задания
- Дети выступают с сообщениями об использовании полезных ископаемых и продуктах их переработки с демонстрацией слайдов
Учитель предлагает прочитать тему урока
- Дети читают тему урока и высказывают своё предположение по её формулировке.
III. Актуализация знаний
Работа с картой
Найти и показать месторождения на Кубани угля, нефти, газа, торфа, гипса, цемента.
IV. Работа в парах
— Почему землю называют кормилицей
— Вспомните. Как называется верхний слой земли (почва)
— На ваших столах образцы почвы
— Что вы видите? (остатки листвы, веток, травы, сухих насекомых)
— Какого цвета почва? (тёмного)
— Что входит в состав почвы? (воздух, вода, песок, гумус (перегной), глина минеральные соли)
— От чего зависит плодородие почвы? (от количества перегноя)
— Чем отличаются почвы в различных природных зонах и природных сообществах?
V. Организация познавательной деятельности
1. работа с образцами почв, рассматривание карты в учебнике (стр. 25)
2. Продолжаем работу с. 24-26
Работа с текстом «Почвы»
Дети работают в парах, находят ответы на вопросы
— что необходимо делать для защиты почвы?
— что делать если почва истощена?
— Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (посадка саженцев, сбор семян, полив саженцев)
3. Выполнение задания в рабочей тетради с. 11
4. Работа с интерактивной доской просмотр презентации.
VII. Подведение итогов урока
— какова была цель урока? (ответить на вопрос почему земля — кормилица)
— что называют почвой? (верхний плодородный слой земли)
Источник
урок кубановедения «Почвы Краснодарского края»
план-конспект урока по теме
урок кубановедения для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kubanovedeniya_pochvy_krasnodarskogo_kraya.docx | 47.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13.
Урок кубановедения в 3 классе
Из опыта работы учителя начальных классов
Корецкой Марины Борисовны
Урок кубановедения № 4
ТЕМА — Чудесная кладовая. Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных.
- познакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
- развивать познавательные навыки, любознательность;
- формировать умение работать с картой;
- воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.
- образцы почвы
- прозрачный стакан с водой
- промокательная бумага
- спиртовка, штатив, лупа
- карточки с названиями почв
- карточки с заданиями
- карандаши
- карта Краснодарского края
- атласы, контурные карты
- схема «Состав почвы»
- диск «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире»
Учитель: Мы продолжаем наше путешествие в мир природы. А вот о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте отгадать.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видал ли ты когда-либо семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.
Ученики (хором): Почва.
Учитель: Да, ребята, вы правы. Это вещество знакомо вам с раннего детства. Называют его по-разному: земля, глина, песок, а то и просто «грязь». Правильное название – почва.
А кто из вас знает, что такое почва?
Ученики: Почва – это верхний, плодородный слой, который питает, кормит растения.
Учитель: Правильно. Растениям, как и нам с тобой, нужна пища. Пищу, растения получают из почвы. И готовит ее волшебница-природа.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Давайте вспомним и расскажем, как растения получают из почвы «пищу». (ответы учащихся)
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель: На прошлой неделе мы были с вами на экскурсии в лесу и видели подземную кладовую, в которой хранятся несметные богатства. И могут они превратиться в румяную булочку, нарядное платье, прекрасный цветок… Ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать ведер, а щепотка семян может стать огромной корзиной огурцов, редиски, помидоров или моркови. Но происходит это не само собой. Для нормального роста и развития растениям, кроме воды и воздуха, нужна почва, которую обрабатывают умелые руки человека.
Сделаем с вами макет почвы. (учитель демонстрирует макет почвы) На дно стеклянной банки положим мелкие камешки, на них – глину, сверху – песок. И на самый верх – почву. Это она вместе с водой и воздухом обеспечивает нормальные условия для жизни растений. Попадая в нее, семена прорастают и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят красотой с бабочками, шелковистой травой… Пищей для всего живущего на Земле.
Но вот почему в одних местах летом вырастает сочная ярко-зеленая трава до пояса, а в других – только редкие сероватые травинки?
Ответить на этот вопрос мы сможем, если определим, что же это за вещество – почва? Как образуется? Из чего состоит? Какими свойствами обладает? Это мы узнаем, если исследуем почву.
Учитель: Для начала возьмем комочек почвы из пакета, которые принесли с экскурсии, и рассмотрим его через увеличительное стекло. Что вам удалось увидеть? Опустим комочки почвы в банку с водой и дадим ей отстояться. Что вы наблюдаете?
Ученики: На дно емкости опускаются песок, глина, камешки, а остатки растений плавают сверху.
ВЫВОД: в почве содержится глина и песок.
Учитель: Тоненькие, как ниточки, корешки, обломки сухих травинок, полусгнивших листьев, крылышки мертвого жука… Песчинки, пылинки, склеенные между собой в комочки разного размера. Все? А не спрятался ли здесь воздух-невидимка? Призовем на помощь опыт.
Возьмем стакан с водой и аккуратно опустим туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?
Ученики: На комочках появились прозрачные пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки.
Учитель: Как вы думаете, что это? Зарисуйте!
Конечно, воздух, бывший внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила его. Он запузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.
ВЫВОД: в почве содержится воздух.
Попробуйте сами сделать вывод из следующего опыта.
Учитель: Возьмем промокательную бумагу, насыплем на нее немного почвы и прижмем ее плотно к бумаге. Что вы наблюдаете?
ВЫВОД: в почве содержится вода.
Учитель: В чистую сухую жестяную банку из-под консервов положим комочек почвы и поставим ее на самый маленький огонь. Над жестяной банкой появляется сероватый дым. Понюхайте его! Что вам напоминает этот запах? (ответы учащихся). Вероятнее всего, дым костра, в котором осенью жгут сухие листья и траву.
Сходство это ни случайно: в почве перегорают остатки растений. Называются они так: перегной. От слова «гнить», «перегнивать».
Перегной черного цвета. В одной почве его больше. И почва, поэтому темная, почти черного цвета. В другой меньше. Эта почва светлее. Поэтому-то и бывают почвы разного цвета: серые, светло-серые, темно-серые, черные и даже красные. И называются почвы по-разному: черноземная, красноземная, сероземная, желтоземная.
Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.
ВЫВОД: в почве содержится перегной.
СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ «СОСТАВ ПОЧВЫ»
воздух вода перегной глина песок
Учитель Какая почва называется плодородной?
Как будут чувствовать себя растения, если в почве будет содержаться только песок, или только глина?
Да, ребята, почва везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такую – называют песчаной. В другом – глинистая почва. В ней много глины. Бывает почва темная. Ее весной привозят на огромных самосвалах и разбрасывают по газонам и клумбам, чтобы лучше росла трава и ярче цвели декоративные растения.
Есть на Земле огромные пространства, где нет почвы, один песок. Там почти нет и растений: могут расти только те, у которых очень длинные корни, и питание себе они достают глубоко под землей. Как называют такие места? Правильно. Это пустыни. Слышите, как похоже это название на слово «пусто».
ИГРА “КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ”.
Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. Вам надо хлопнуть в ладоши, если услышите правильный ответ и не хлопать на неправильный ответ.
Песок, ведро, вода, сметана, воздух, бумага, стекло, перегной, полиэтиленовые пакеты, червяк, глина.
Учитель: Правильно. А почему вы решили, что стекло, бумага, полиэтиленовые пакеты – не входят в состав почвы? Да, вы правы, что эти предметы наносят вред, засоряют почву. Так, брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, а стекло – более 1000 лет. О чем говорят эти факты? (ответы учащихся)
РАССКАЗ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПОЧВЫ РОДНОГО КРАЯ. РАБОТА С КАРТОЙ
Учитель: В нашем крае почвы разнообразны.
На Азово-Кубанской равнине (учитель показывает на карте и прикрепляет на карту карточку с названием почв) распространены черноземные почвы. Они отличаются темным, почти черным цветом и имеют мощный поверхностный плодородный слой, богатый полезными веществами, которые образовались из перегнивших растительных и животных остатков. Черноземные почвы активно пропускают воздух, необходимый растениям. На этих почвах хорошо растут пшеница, подсолнечник, сахарная свекла и другие растения.
В долинах и низовьях рек встречаются луговые почвы. Интересно то, что во влажном виде эти почвы черные, а когда высыхают, становятся ржаво-бурыми. На этих почвах хорошо растет рис.
В предгорьях, на северных склонах Главного Кавказского хребта, залегают щелочные черноземы, темно-серые лесные и подзолистые почвы.
В горах, где растут леса, распространены бурые лесные почвы. Как вы думаете, почему эти почвы содержат значительное количество перегноя? (От ежегодно отмирающей листвы).
Рассмотрите внимательно карту и скажите, какие почвы характерны для Черноморского побережья. Правильно, это – горнолесные и перегнойно-карбонатные почвы. Эти почвы пригодны для виноградных плантаций и фруктовых садов.
А где еще растут виноградники? (На Таманском полуострове) Правильно. Но обратите внимание — на западе Таманского полуострова преобладают каштановые почвы, а вот на северо-востоке частично болотные почвы.
А теперь рассмотрите в атласе почвенную карту и определите виды почв нашего края. Раскрасьте виды почв родного края в контурной карте.
И так, кто может показать на карте и назвать типы почв, распространенные в Краснодарском крае? (ответы детей)
ФИЗМИНУТКА ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА
Отгадайте загадки и расскажите, как они связаны с почвой.
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (крот)
- Малы, а никому не милы. (мышь)
- Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы. (червяк)
А каких обитателей почв вы знаете еще? (ответы учащихся)
Хотели бы вы узнать, кто из этих животных делает почву более плодородной?
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА (диск «Мир природы» — «Обитатели почв», «Почвенные микроорганизмы»)
Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Самостоятельная работа. Работа с карточками
На уроке я узнал…..
Мне было интересно …
Мне было трудно …
Почему землю называют чудесной кладовой?
Что вы можете рассказать о почве нашего края?
Каково значение почвы в жизни растений и животных?
Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. На следующем уроке мы узнаем, как образуется почва, причины, по которым она разрушается.
Дома попробуйте составить кроссворд по теме «Почва Краснодарского края».
КАРТОЧКА С ЗАДАНИЕМ
1. Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «–»
В почве обитает много растений и животных.
Почва сохраняет влагу и тепло для растений и животных.
Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы.
Во время прогулок надо разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.
Источник