Меню

Конспект урока почвы нашего края

Конспект урока на тему «Почвы России»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: «Почвы России»

Закономерности размещения почв России.

Почвенные ресурсы и проблемы их рационального использования. Мелиорация.

Практическая работа «Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв и оценка их плодородия».

Оборудование: параграфы № 15-17 (учебник Бариновой И.И.), рабочая тетрадь (автор Баринова И.И.), географический атлас для 8 класса.

1. Почвообразующие факторы.

Почвы – особое природное тело. Почвы образуются в месте соприкосновения литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы Земли и отражают свойства каждой из этих оболочек. Компоненты природы, под влиянием которых образуются разные типы почв, называются факторами почвообразования . Это:

растения и животные,

Роль рельефа в формировании почвы состоит в воздействии на другие факторы. Высота определяет температурный режим, формы рельефа (вогнутые, выпуклые, склоны) регулируют водный режим, а также на крутых и пологих склонах перераспределяют количество твердого вещества.

Климат на процесс образования почв действует разнообразно. Температурный режим определяет скорость почвообразовательных процессов, а в некоторых случаях промерзание почв. С климатом связаны водный режим почвы и накопление в ней запасов доступной растениям влаги. Климатическими условиями определяется и действие ветров, развевающих почвы, и растительность.

Воды также влияют на химический и механический состав почвы, вымывая или поставляя на различные глубины минеральные вещества.

Растительность поставляет в почву органические вещества, корнями закрепляет частицы почвы, затеняет ее поверхность, ослабляет силу ветра. Часто химическая реакция почвы зависит от состава растительности.

Животные и микроорганизмы, населяющие почву, разрыхляют ее, способствуют образованию почвенной структуры, размельчают и ускоряют разложение органических веществ и сами поставляют органику в почву.

Растения, животные и бактерии — главные почвенные создатели и главные жители почвы. Почва — их дом, созданный ими самими, и они являются обязательной составляющей этого дома.

Горные породы под действием внешних сил (воды, воздуха, разницы температур) постепенно разрушаются и распадаются на мелкие частицы. Идет процесс физического и химического выветривания. Образуются коры выветривания, или толща рыхлых отложений.
Почва занимает самый верхний слой коры выветривания. Горные породы являются источником минеральной составляющей почвы. От них зависит минеральный, химический и механический состав почвы.

2. Закономерности размещения почв России.

Почвы Крайнего Севера

На почвы Севера наибольшее влияние оказывает температурный режим и наличие вечной мерзлоты.

Арктические почвы

Арктические почвы образуются в условиях низких температур и кратковременного оттаивания верхнего слоя вечной мерзлоты. Поэтому толщина самой почвы неравномерная и очень мала. Гумусовый горизонт в среднем имеет мощность (то есть толщину) 1-2 см.

Тундровые глеевые почвы

Тундровые глеевые почвы формируются в условиях повышенной влажности (поскольку вечная мерзлота является хорошим водоупором) и низких температур.

Под маломощным торфянистым горизонтом, который заменяет гумусовый, в постоянном холоде и сырости идут восстановительные химические реакции. Почва получается глинистая, бесструктурная, скользкая, серо-голубоватого или сизого цвета. Неприятная, в общем, почва, чем-то напоминающая гель.

Почвы средней полосы России

Средняя полоса России — умеренный климатический пояс. Преобладают леса и достаточное количество влаги.

Подзолистые почвы
Южнее тундровых глеевых почв распространены почвы под хвойными лесами. На западе страны – подзолистые, а в Восточной Сибири — мерзлотно-таежные. Подзолистые почвы промываются очень активно, и в них образуется горизонт вымывания А2 белесого цвета (цвета золы). Из этого горизонта вымыты почти все органические и минеральные вещества и он совсем неплодороден.

Читайте также:  Метод бузницкого внесение удобрений

Мерзлотно-таежные почвы сформировались тоже под хвойными лесами, но над вечной мерзлотой и в условиях резко континентального климата. Мерзлота снизу служит им водоупором, поэтому они так активно не промываются, и подзолистый горизонт не образуется. Мощность мерзлотно-таежных почв невелика – меньше 1м, что тоже определяется наличием мерзлоты.

Дерново-подзолистые почвы
Еще южнее под смешанными лесами на почву попадают опавшие листья, травы становится больше, промыв почвы меньше. Из переплетенных корней трав образуется плотный поверхностный слой – дернина. Формируются дерново-подзолистые почвы, в которых подзолистый горизонт вымывания выражен менее четко, чем в подзолистых.

Почвы юга России

Ч ернозёмные почвы

Черноземы под степной растительностью – самые богатые гумусом. Климат теплый, много воды испаряется, и промывного режима нет, значит, горизонт вымывания отсутствует. Все органические вещества накапливаются в почве. Гумусовый горизонт мощный, плавно переходящий в материнскую породу.

Пустынные и полупустынные почвы

Серо-бурые и бурые полупустынные почвы образуются на Прикаспийской низменности в условиях жаркого и очень сухого климата, где растительности совсем мало. Гумусовый горизонт тонкий. Идет повсеместное засоление почв, образование солонцов и солончаков.

Строение почвы.

Рассмотрим более подробно, что из себя представляет почвенная толща. В вертикальной стенке карьера, обрыва или просто ямы можно увидеть почву по всей глубине. Толща почвы неоднородна, в ней видно чередование слоев, различных по окраске, величине частиц, наличию включений и другим признакам. Эти слои называются почвенные горизонты, а все они вместе образуют почвенный профиль.

Органические вещества постоянно поступают сверху в почву. Под действием воды, кислорода и микроорганизмов они разлагаются и превращаются в рыхлую темноокрашенную органическую массу – гумус . Он накапливается в верхней части почвенного профиля и придает темный цвет верхнему горизонту. Этот горизонт называется гумусовым. Это самый обитаемый почвенный горизонт. Он пронизан корнями растений и ходами роющих животных.
В лесах поверх гумусового горизонта образуется слой неразложившихся хвоинок или листьев – лесная подстилка, а в заболоченной местности — торф.
Вода, просачиваясь по микротрещинам и порам, уносит вниз микроэлементы из гумусового горизонта. При нагревании почвы часть влаги испаряется, концентрация почвенных растворов повышается и вещества из них выпадают в осадок. Образуются новые частицы – новообразования, различимые глазом. Горизонт с привнесенными сверху частицами и новообразованиями называется горизонтом вмывания.
В самом низу почвенного профиля находится рыхлая толща, практически не измененная почвообразовательными процессами. Она называется материнской или почвообразующей породой.

В некоторых почвах, чаще под лесной растительностью, при большом количестве осадков, промывание идет настолько интенсивно, что ниже гумусового горизонта образуется особый, обедненный и органическими и минеральными соединениями горизонт. Это горизонт вымывания. Этот горизонт имеет светлую пепельную окраску, напоминающую по цвету золу, поэтому называется подзолистым, или просто подзолом.

3. Почвенные ресурсы и проблемы их рационального использования. Мелиорация.

Мелиорация

Чтобы много лет подряд получать хорошие урожаи с одного и того же участка земли, необходима мелиорация. Мелиорация – это система мероприятий по улучшению качества земель с целью наиболее эффективного их использования. Как правило, опытные садоводы и огородники каждый год проводят самые разнообразные мелиоративные работы.

Читайте также:  Для разрыхления почвы что используют

Если участок заболоченный, сырой, то проводят его осушение. Для этого выкапывают систему водоотводных канавок, или прокладывают систему труб, по которым вода отводится в ближайший водоем.

Зимой на участках около заборов, домов, кустов накапливается много снега, а на полях специально расставляют деревянные щиты, чтобы задержать снег. Он нужен для лучшего накопления влаги в почве весной.

4. Практическая работа «Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв и оценка их плодородия».

Анализ карт атласа.

Домашнее задание: прочитать параграфы № 15-17. В рабочей тетради задания на стр. 29.

Источник

Конспект урока по окружающему миру на тему «Почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: Окружающий мир

Тема: «Почвы России»

Цель: способствовать формированию представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли, ее составе.

Образовательные: изучить состав почвы в процессе опытов, выявить основное значение почвы; способы защиты почвы от разрушения.

Развивающие : способствовать формированию и развитию целостности восприятия почвы, развитию речи, внимания, памяти учащихся; добиваться понимания, осознания и осмысления.

Воспитательные : формировать ответственное отношение к результатам учебного труда, бережное отношение к природным ресурсам.

Предметные УУД : знают определение понятия «почва», состав почвы, способы защиты почвы, ее значение в жизни людей.

Познавательные : умеют извлекать из учебника нужную информацию, умеют анализировать.

Регулятивные: ставят учебные задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать свои поступки вносить коррективы с учётом характера ошибок.

Коммуникативные : строят монологическое высказывание на заданную тему, умение высказывать свое мнение, участвовать в диалоге, слушать собеседника и адекватно воспринимать его.

Личностные УУД : проявляют учебно-познавательный интерес к предмету «Окружающий мир».

Методы : словесные, наглядные, практические.

Формы : индивидуальные, работа в парах и группах.

Оборудование: учебник. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» 4 класс УМК « Школа 21 века», карточки для групповой работы и самостоятельной работы, прозрачные стаканы с водой, палочки, образцы почвы, керамическая чаша, спиртовка, держатель, коллекция почв.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Посмотрите на слайд, что за слова на нем написаны?

-Прочитайте, и скажите, какие из них нам понадобятся на уроке, а какие нет? Почему?

Объясняют свой выбор

-Какое сегодня число?

-Какое время года сейчас? Как вы определили?

-Какая погода на улице?

-Какое направление ветра?

-Температура выше или ниже нуля?

-Сейчас я хочу посмотреть, как вы подготовили домашнее задание.

-Что относится к зоне субтропиков в нашей стране?

-Какие в субтропиках весна, лето и осень?

-Почему в субтропиках такие благоприятные погодные условия?

-Перечисли растения зоны субтропиков.

-Какие животные обитают в субтропиках?

Выставление отметок. Словесная оценка проверки знаний.

Выполняют характеристику погоды по вопросам

Формулируют полные ответы из учебника по домашнему заданию

Проблемное изложение и фиксирование нового знания

1.Подведение к теме урока.

— На экране вы видите вопросы. Вам нужно написать букву правильного варианта ответа.

1.Долгая холодная зима, короткое прохладное лето. Среднегодовая температура ниже 0. Почва сильно заболочена.

Читайте также:  Дозатор удобрений для картофеля

О) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;

Ж) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;

Н) ярко выделяются все четыре времени года.

3. В Арктической зоне растут…

И) кедры, берёзы, черёмуха

Ч) лишайники, мхи, полярный мак

Р) бузина, орешник, айва

4. Самую большую территорию занимают ..

У) смешанные леса;

Д) широколиственные леса.

5. На карте природных зон зона степей закрашена . цветом:

-Что за слово у вас получилось?

2.-Предположите тему урока.

3.-Предположите задачи урока

— Что вы уже знаете о почве?

— Что нового вы бы хотели узнать сегодня на уроке?

-Ребята, а где мы можем получить ответы на ваши вопросы?

5.Работа по учебнику

-Откройте учебник на с. 37 и найдите определение слова «Почва»

-Что значит плодородный слой?

-Откройте учебник на с. 38 и прочитайте, какую почву называют плодородной.

— Рассмотрите образцы почвы . Что вы видите?

— Как вы думаете, почему почва имеет разные оттенки?

— Русский естествоиспытатель, Василий Васильевич Докучаев, создал науку о почвах — почвоведение.

Он первым составил почвенные карты России, создал научную классификацию почв, принятую во всем мире.

Один см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см, за 5-6 тысяч лет.

-Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем крае?

-В нашем крае большей частью преобладают черноземные почвы. Они имеют темный цвет. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Чернозем – главное богатство нашего края. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.

— А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?

— Да, плодородие необходимо сохранять, а как — мы сейчас узнаем.

-Как человек может защитить почву от разрушений? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ещё поработать в группах. У каждого ряда есть текст, в котором вы должны найти ответ на вопрос:

1 группа – какие правила надо выполнять при строительстве дорог, заводов, добыче полезных ископаемых?

2 группа – как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды?

3 группа – чего боится почва?

— Теперь по одному представителю от группы вы представите свои ответы.

-Какой вывод мы можем сделать?

-Сейчас вы как настоящие ученые проведете опыты, которые помогут узнать, из каких веществ состоит почва.

-У каждой группы есть своя карточка с заданием и всё необходимое оборудование.

1.Возьмите стакан с водой

2.Опустите туда комочек почвы

3.Запишите, что вы видите, и сделайте вывод?

1.Бросьте комочек почвы в воду

2.что произошло в стакане

3.Что вы видите на дне стакана

Группа 3 Будет выполнять опыт с моей помощью

1.Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло.

2.Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите?

— Кто догадался, что это такое?

— Совершенно верно, это соли — питательные вещества, необходимые растениям.

Источник

Adblock
detector