Литература. 9 класс
Конспект
План объясняющего модуля:
1.Александр Трифонович Твардовский. — биографические сведения.
2. Произведения А.Т. Твардовского: проблематика творчества.
3. Военная тема в лирике поэта.
4. Стихотворения «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».
Мотив —
1) В произведениях устного народного творчества: мельчайший элемент сюжета, простейший значимый компонент повествования.
2) Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную.
Образ лирического героя — создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т. д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме.
Основные имена: Александр Трифонович Твардовский.
Основные даты:
1910, 8 (21) июня – родился на хуторе Загорье, ныне Починковский район Смоленской области в семье сельского кузнеца. Учился в сельской школе. С детства начал писать стихи.
1924 – становится корреспондентом местных газет, печатает стихи, очерки.
1931 – первая публикация: поэма «Путь к социализму».
1935 – выходит «Сборник стихотворений 1930-1935».
1936 – поэма «Страна Муравия» (Государственная премия СССР, 1941).
1938 – сборник «Дорога», цикл «Про деда Данилу».
1939 – закончил Московский институт истории, философии и литературы. Выходит сборник «Сельская хроника».
1939 – в качестве военного корреспондента участвует в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем в финской кампании (1939–1940). Ей посвящен цикл стихов «В снегах Финляндии» (1939-40), прозаические записи «С Карельского перешейка» (опубликованы 1969).
1941 – сборник «Загорье».
1941–1945 – работает во фронтовых газетах. В них публикуются созданные за годы войны стихи, объединенные во «Фронтовую хронику», очерки, корреспонденции. В эти годы написана «(Государственная премия СССР, 1946).
1946 – поэма «Дом у дороги».
1950–1960 – работает над поэмой «За далью даль».
1950–1954 (и 1958-1970) – главный редактор журнала Новый мир.
1963 – выходит сатирическая поэма «Тёркин на том свете».
1967 – «Из лирики этих лет. 1959-1967» (Государственная премия СССР, 1971).
1969 – цикл «Из новых стихотворений».
1971, 18 января – Твардовский умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Основные выводы
1. Александр Трифонович Твардовский — великий русский поэт 20 века. Самые известные произведения: поэма «Василий Теркин», «Страна Муравия».
2. Он принадлежит к представителям литературного направления – реализм.
Литература:
1. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5 изд. — М.: Просвещение, 2017.
2. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.В. Беляева. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2017.
Источник
Конспект урока по литературе на тему «Слово об А.Т. Твардовском. Лирика А.Т. Твардовского. «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по литературе 9 класс
Тема: Слово об А.Т. Твардовском. Лирика А.Т. Твардовского. «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем»
Цель: Создание условия для учащихся познакомиться с биографией и творчеством А.Т. Твардовского, а также определение основных тем и идей его лирики.
1. Познакомить с лирическими произведениями Александра Трифоновича Твардовского; развить умение анализировать лирическое стихотворение,
2. Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность; развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения.
3. Практиковать учащихся в составлении устного высказывания на основе изученного материала.
личностные: ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
регулятивные: установление целевых приоритетов, оценка собственной деятельность;
познавательные: осознанное построение речевого высказывания;
коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; установление и сравнение разных точек зрения.
закрепление лексических единиц;
развитие творческих способностей;
развитие навыков письма;
развитие навыков чтения;
развитие умений монологической речи.
аудиовизуальные (компьютер, проектор);
информационные (интернет ресурсы, презентация, выполненная в Power Point, учебник, наглядные пособия).
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: исследовательский; творческого чтения.
Виды деятельности учащихся: ответы на вопросы; выразительное чтение; сообщение о творчества поэта.
Приемы: выразительное чтение; постановка вопросов; лекция.
Оборудование: портрет Твардовского; книга лирики; презентация.
Организационный момент. Приветствие
Определение темы урока
Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике. С. Я. Маршак. Ради жизни на земле. 1961
Твардовский, как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах… никогда не являлся поэтом только «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность перед ними; он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней всех.В. Дементьев. Александр Твардовский. 1976
О каком писателе 20 века пойдет сегодня речь? (ответ учащихся)
Запись темы в тетрадь.
Какие цели мы должны поставить перед собой? ( познакомиться с биографией и творчеством А.Т. Твардовского, а также определение основных тем и идей его лирики)
Выявление места затруднения
Быть читателем поэзии – дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.
В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.
– Что вы знаете о жизни и творчестве Александра Твардовского? (выступления учащегося)(запись в тетради, проверка, что записано)
Основные темы и идеи лирики Твардовского (выступление учащегося)
Прослушав лекцию, запишите её в виде плана, перечислив основные темы и идеи лирики поэта.
Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.
Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».
В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.
Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с разговорной интонацией.
Проблемный вопрос! Чьи поэтические традиции напоминает это? (вспомнить особенности поэзии Некрасова)
Реализация плана выхода из затруднения.
Творчество А. Твардовского очень многогранно, поэтому и тематика его произведений различна: это и тема природы, и тема войны, и размышления о предназначении поэта. Обратимся к ранним стихотворениям А. Твардовского.
Прослушивание и анализ стихотворений А.Т. Твардовского по плану.
1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
• фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
• лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);
• синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о его взглядах на жизнь, на искусство и т.д.).
8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему?)
I группа «Весенние строчки».
Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.
Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня —
Маленький радостный дом.
Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.
Дышат грудью запотелой
Желтогривые овсы.
Чем-то теплым,
Чем-то спелым
Веет с нашей полосы.
Дай ступну ногой босою
По колючему жнивью.
Дай блестящею косою
Срежу полосу мою.
Под овсяный говор нивы
Жарким потом обольюсь.
Я вдвойне тогда счастливый,
Если вволю потружусь.
На гумне под темной крышей
Отдохнут в скирдах снопы.
Утро раннее услышит,
Как зазвякают цепы.
На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край…
Валит хлеб златой метелью.
Здравствуй, Новый урожай.
Мне славы тлен — без интереса
И власти мелочная страсть.
Но мне от утреннего леса
Нужна моя на свете часть;
От уходящей в детство стрежки
В бору пахучей конопли;
От той березовой сережки,
Что майский дождь прибьет в пыли;
От моря, моющего с пеной
Каменья теплых берегов;
От песни той, что юность пела
В свой век — особый из веков,
И от беды и от победы —
Любой людской — нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась.
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге — твердое сознанье,
Что честно я тянул свой воз.
Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с творчеством Твардовского, основными темами и идеями его лирики. Что нового узнали? (ответы учащихся)
Давайте, составим кластер по теме урока. С чьим творчеством мы знакомились? Кто он? Конечно, можно рассмотреть его и как человека, и как участника ВОВ, и как редактора журнала, но мы рассмотрим его со стороны поэта. Вспомните страницы-журнала его творчества. О чём писал поэт?
Твардовский-человек и гражданин; участник ВОВ; редактор журнала; поэт и писатель; стихи о Родине, о матери; стихи о природе; стихи о любви; стихи о поэтах; стихи о ВОВ.
9 . Выставление оценок с комментариями учителя.
4. Домашнее задание .
1. Составить презентацию понравившегося стихотворения А.Твардовского.
2. Сделать анализ одного из произведений поэта и выучить его наизусть.
Источник
Конспект урока литературы в 9 классе на тему: «Твардовский А. Т. Слово о поэте. Тема Родины, природы, военная тема в лирике поэта»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Твардовский А. Т. Слово о поэте. Тема Родины, природы, военная тема в лирике поэта.
I .Организационный момент
II . Работа по теме урока
1. Чтение текста о жизни и творчестве (см. прил. 1). Работа с таблицей: верно/неверно (см. прил. 2).
Творчество А. Твардовского очень многогранно, поэтому и тематика его произведений различна: это и тема природы, и тема войны, и размышления о предназначении поэта. Обратимся к ранним стихотворениям А. Твардовского.
2. Выразительное чтение и обсуждение стихотворений А.Т. Твардовского «Весенние строчки».
3. Аналитическая беседа.
— Какой теме посвящено стихотворение «Весенние строчки»? (тема природы)
— Как изображена природа в стихотворении «Весенние строчки»?
— Каково настроение поэта? Что его радует?
— Мотивы и образы каких поэтов развивает Твардовский в этом стихотворении?
— Назовите художественно-изобразительные средства, которые использует Твардовский для создания картины весны.
4. Чтение стихотворения «Урожай»
5. Аналитическая беседа
— Каким чувством окрашено стихотворение «Урожай»?
— С чем связано ощущение счастья? Как передаст его поэт?
— В чем особенность описания природы в этом стихотворении?
Прочитаем первое предложение-метафору: «Дышат грудью запотелой / Желтогривые овсы». Найдем оценочные эпитеты, удивительное сравнение хлеба с «златой метелью», специальную лексику, связанную с крестьянским трудом.
— Что описывает поэт? Как? Чьими глазами мы видим картину сбора урожая?
— Какие эмоции вызывает у вас это стихотворение?
Много произведений Твардовского посвящено теме войны.
6. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом. »
Написано стихотворение сразу после воины, в 1945-1946 годах, и первоначально имело другое название — «Завещание воина». Однако первая строка стихотворения стала «крылатой» , стала символом так трагически и просто оборвавшихся жизней. Твардовский в статье «О стихотворении «Я убит подо Ржевом»» пишет, в частности, о двух запомнившихся ему эпизодах: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 года, и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт. Впечатления поездки под Ржев «были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце». Такие впечатления, такие встречи легли в основу этого стихотворения.
7. Аналитическая беседа по стихотворению
— Кто лирический герой стихотворения?
— Почему такой странный выбор героя?
— Чем близок герой автору?
( Повествование ведется от имени погибшего воина, этим подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов. Герой близок автору преданностью Родине, верой в победу, самоотверженностью).
— В чем сила этого стихотворения? Что подтверждает реальность описываемого в произведении?
( Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя — подо Ржевом, в безымянном болоте, в расположении пятой роты, на левом фланге. Произошедшее описывается без лишнего пафоса, просто и страшно.
Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки).
— От человека не осталось ничего. Найдите подтверждение в тексте. Но разве он совсем исчез?
(«Ни петлички, ни лычки / С гимнастерки моей»), нет и могилы («на поминки / Даже мать не придет»). Но человек не исчез — он растворен в природе,
Я — где корни слепые Ищут корма во тьме, Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме; Я — где крик петушиный На заре по росе; Я — где ваши машины Воздух рвут на шоссе.
— Что волнует героя по ту сторону жихни?
(Он по ту сторону земной жизни, но и там его волнует: «Наш ли Ржев, наконец?» Он призывает живых: Вы должны были, братьи, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна.)
— В чем обобщенность образа убитого солдата в стихотворении?
(Он из тех, кто, «Все отдав, не оставили / Ничего при себе». И нет укора тем, кто остался цел: «Я вам жизнь завещаю, — / Что я больше могу?»
Так конкретное становится общим; лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются).
На какие размышления навело вас это стихотворение?
— В каких стихотворениях Твардовский говорит о предназначении поэта, о чувстве ответственности за все, что происходит на земле? («О сущем»)
— Чем особенно дорожит поэт, в чем проявляется его патриотизм, его гражданская позиция?
III . Подведение итогов урока
Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. В 1966 году написаны следующие строки.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же. все же.
В этом трижды повторенном все же — незатихающая боль утраты, и чувство вины, и ответственность за то, за что отданы жизни солдат.
— Какие стихотворения Твардовского произвели на вас наибольшее впечатление?
IV . Домашнее задание
1. Прочитать статьи об А.И. Солженицыне (с. 239-247, 284-287).
2. Прочитать рассказ «Матренин двор».
3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве А.И. Солженицына.
Александр Трифонович Твардовский
Летом 1910 года на небольшом хуторе недалеко от Смоленска в семье Трифона Гордеевича и Марии Митрофановны Твардовских появился на свет мальчик, которого назвали Александром. Отец семейства был образованным человеком, почти каждый вечер в доме Твардовских собирались жители близлежащих сел и деревень. Здесь читались произведения русских писателей, таких как Толстой, Тургенев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов… Возможно, именно поэтому будущий писатель стал сочинять стихи раньше, чем научился писать.
Началом творческой Александра Твардовского принято считать 1925 год, когда в одной из местных газет появилось его первое стихотворное произведение под названием «Новая изба», хотя еще с 14 лет он стал отсылать в газеты статьи и заметки о сельской жизни. Вскоре после этого состоялось знакомство молодого писателя с Михаилом Исаковским, который на долгие годы стал его другом и наставником.
В 1928 году 17-летним юношей селькор Александр Твардовский, покинув семью, перебирается в Смоленск, что спасло его от высылки вместе со всей семьей за Урал после раскулачивания. В Смоленске он некоторое время работает внештатным корреспондентом одной из местных газет, называвшейся «Рабочий путь», затем перебирается в Москву. До переезда в столицу в различных смоленских газетах были напечатаны порядка 130 произведений Твардовского. Среди них было и его первое большое произведение «Путь к социализму». Однако первым серьезным литературным успехом писателя стала написанная в 1936 году поэма «Страна Муравия» – произведение, прославляющее коллективизацию и колхозы.
В конце 30-х годов Твардовского призывают в армию. Начиная с 1939 года, он служит спецкором газеты «На страже Родины» в Ленинградском военном округе, а с началом Великой Отечественной войны молодой корреспондент был командирован на Юго-Западный фронт в газету «Красная Армия», где дважды ему едва удается избежать окружения и плена. Летом 1942 года писатель был переведен на Западный фронт для работы в редакции «Красноармейской правды». Именно в этот период появляются первые главы «Василия Теркина». Работать над этой поэмой автор начал еще во время Советско-Финской войны. На тот же период времени приходится и начало работы над другим большим произведением – «Дом у дороги».
После окончания войны Твардовский работает, с перерывом в несколько лет, главным редактором «Нового мира», журнала, где печатались многие писатели периода «оттепели». Выходят в свет его новые поэмы: «По праву памяти», «За далью – даль», стихотворения: «Космонавту», «Та кровь, что пролита недаром», цикл стихов «Памяти матери». Известен Александр Трифонович также как прозаик и критик, стоит упомянуть его книгу о войне «Родина и чужбина», а также работы и статьи, посвященные творчеству Исаковского, Бунина и Маршака…
Как главный редактор одного из центральных советских литературных изданий, Александр Трифонович долгие годы вел острую полемику с редактором журнала «Октябрь» Всеволодом Кочетовым, имевшего связи в высшем руководстве страны. В 1970 году, под давлением Главлита, Твардовский вынужден оставить пост главного редактора и уйти из «Нового мира». Это тяжело сказалось на здоровье писателя, он переносит инсульт, к тому же врачи обнаруживают у него рак легких тяжелой стадии. В начале зимы 1971 года, писатель умирает.
Первым серьезным литературным успехом писателя стала написанная в 1936 году поэма «Страна Муравия» – произведение, прославляющее коллективизацию и колхозы.
Во время войны А. Твардовский — военный корреспондент.
Поэму «Василий Теркин» Твардовский пишет после войны.
Источник