План – конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: «Загрязнение почв и природных вод»
план-конспект урока по обж (8 класс) по теме
Сформировать целостное представление о экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
117891_urok.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: Сформировать целостное представление о экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы.
Задачи урока: -рассмотреть вопросы загрязнения почв и природных вод;
-уметь использовать в работе полученные знания и делать выводы;
-знать правила поведения пари нарушении экологического равновесия в местах проживания людей;
-развивать чувство причастности к решению экологических проблем, чувство ответственности за судьбу своей малой и большой Родины.
Оборудование урока: учебники, тетради, карточки, видеофильмы.
I Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Садитесь.
-Сегодня мы продолжим с вами изучение экологического равновесия, последствий деятельность человека на планете Земля.
II Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на вопрос: «Экологическое равновесие – это важно или нет?».
— Мы узнаем, в чём конкретно проявляется природное равновесие и обобщим наши знания, какое влияние оказывает человек на природу.
III Повторение пройденного материала.
Раздаются карточки с заданиями (см. приложение №1).
1) Давайте с вами вспомним, что изучает наука экология? (связь между живыми существами и окружающей средой).
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
Экология – наука о среде обитания.
2) А что такое экосистема?
Экосистема – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом.
3) Дайте определение экологической катастрофы — это быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам в окружающей природной среде, делающих невозможным ведение хозяйства любого типа, определяющих опасность тяжёлых заболеваний, или даже смерть людей.
4) Экологическая безопасность-это обеспечение гарантий предотвращения экологических катастроф и аварий, это комплекс действий обеспечивающих экологическое равновесие во всех районах Земли.
5) Мутагенез — изменение генов под воздействием окружающей среды (физических и химических факторов) может происходить в любом живом организме.
6) Загрязнение биосферы(четыре основных вида)
1Ингредиентное загрязнение – вещества поступающие в биосферу, могут быть газообразными или парообразными, жидкостями и твердыми.
2 Энергетическое загрязнение – шумовое, тепловое, световое, радиационное и электромагнитное.
3 Деструкционное загрязнение – вырубка лесов, эрозия почв, осушение земель.
7) Что такое атмосфера?
— это газообразная оболочка Земли, состоящая из смеси газов и пыли. Озоновый слой – это воздушный слой в верхних слоях атмосферы.
8) Источники загрязнения.
Естественные: пыльные бури, вулканы, пожары.
Антропогенные: сельское хозяйство, теплоэнергетика, транспорт.
— Сдаем выполненные карточки.
— А сейчас послушаем ребят, которые подготовили доклады к нашему уроку.
IV Изучение нового материала.
Почва — верхний слой литосферы, обладающий особым свойством — плодородием. Она является результатом преобразования поверхностных слоев литосферы совместным воздействием воды, воздуха и организмов.
— Какие источники загрязнения почв вы знаете?
В результате неразумной хозяйственной деятельности человека уничтожается плодородный слой почвы, она загрязняется и изменяется ее состав.
Из-за ветровой и водной эрозии, засоления и других подобных причин в мире ежегодно теряется 5-7 млн. га пашен. Только ускоренная эрозия почв за последнее столетие на планете повлекла за собой потерю 2 млрд. га плодородных земель
Кроме промышленности и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются:
жилые дома
бытовые предприятия
бытовой мусор
пищевые отходы
фекалии
строительный мусор
пришедшие в негодность предметы домашнего обихода
мусор, выбрасываемый общественными учреждениями: больницами, школами, магазинами.
— Как эти загрязнения могут сказаться на человеке?
— Загрязнение почв ведёт к таким последствиям, как уничтожение больших гектаров плодородной земли, изменение её состава, а радиоактивные изотопы могут попасть в ткани живых организмов, в результате чего происходит развитие различных болезней.
— И последний вопрос который мы с вами рассмотрим – это загрязнение природных вод.
— Какую роль играет вода в жизни человека?
Известно: что вода – самое распространенное неорганическое соединение на Земле. Вода является основой всех жизненных процессов, источником кислорода в главном энергетическом процессе на Земле – фотосинтезе.
Состоят из воды:
-растения на 90%
-животные на 75%.
Потеря живыми организмами 10 – 20% воды приводит к их гибели.
— К чему может привести загрязнение вод?
— Какие меры предпринимают по охране вод?
Сбережение и более эффективное использование;
Очистка сточных вод;
Создание водоохранных зон, прилегающих к акваторию;
Посадка в прибрежной полосе рек древесно – кустарниковой растительности;
Применение технологических процессов, водооборотных циклов;
Разработка новых производственных процессов и оборудования, обеспечивающих максимальную утилизацию и обеззараживание промышленных отходов.
V Закрепление нового материла.
— Давайте же вспомним, что такое экологическое равновесие?
— К каким проблемам может привести нарушение экологического равновесия?
— Как можно предотвратить процесс нарушения экологического равновесия?
— И давайте с вами ответим на главный вопрос, который мы поставили в начале урока.
— Экологическое равновесие – это важно или нет?
VI Домашнее задание.
Параграф №6.4 стр. 137
VII Рефлексия.
-Хотел бы вас похвалить и поблагодарить за урок. Молодцы!
Источник
Занятие «Загрязнение почв»
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)
Методическая разработка зантия «Загрязнение почв» включает в себя характеристики основных антропогенных факторов, влияющих на качество почв на современном этапе развития человечества.
Материалы занятия могут быть использованы при организации дополнительного образования детей естевеннонаучной направленности и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_obshchaya._zan._24._zagryaznenie_pochv.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Загрязнения почвы.
Основные загрязняющие вещества почв г. Новокузнецка»
Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.
- ознакомление обучающихся со следующими понятиями: почва, компоненты почвы, почвенные организмы, гумус, эрозия почв, загрязняющие вещества почв;
- формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
- воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.
- тетради, ручки;
- учебная литература по экологии и биологии.
- Организационная часть занятия. Приветствие.
- Основная часть занятия.
Теоретическая часть занятия.
Почва – верхний слой суши, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых он находится. Это важный и сложный компонент атмосферы, тесно связанный с другими ее частями.
В почве сложным образом взаимодействуют следующие основные компоненты:
1) минеральные частицы (песок, глина), вода, воздух;
2) детрит – отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных;
3) живые организмы.
Таким образом, почва – это биокосная система, основанная на динамическом взаимодействии между минеральными компонентами, детритом, детритофагами, почвенными организмами.
В своем развитии и формировании почвы проходят несколько этапов. Молодые почвы являются результатом выветривания материнских горных пород или переноса отложения осадков. На этих субстратах поселяются микроорганизмы, пионерные растения (лишайники, мхи, травы), мелкие животные. Постепенно внедряются другие виды растений и животных, состав биоценоза усложняется, между минеральным субстратом и живыми организмами возникает целая серия взаимосвязей. В результате формируется зрелая почва, свойства которой зависят от исходной материнской породы и климата.
Процесс развития почвы заканчивается, когда достигается равновесие, соответствие почвы с растительным покровом и климатом, то есть возникает состояние климакса. Таким образом, изменения почвы, происходящие в процессе ее формирования, напоминают сукцессионные изменения экосистем.
Каждому типу почв соответствуют определенные типы растительных сообществ. Например, сосновые боры растут на легких песчаных почвах, а еловые леса предпочитают более тяжелые и богатые питательными элементами суглинистые почвы.
Почва является как бы живым организмом, внутри которого протекают сложные процессы. Для того. Чтобы поддерживать почву в хорошем состоянии, необходимо знать природу обменных процессов всех ее составляющих.
Поверхностные слои почвы обычно содержат много остатков растительных и животных организмов, разложение которых приводит к образованию гумуса. Количество гумуса определяет плодородие почвы.
В почве обитает великое множество различных живых организмов – эдафобионтов, формирующих сложную пищевую детритную сеть: бактерии, грибы, водоросли, простейшие, моллюски, членистоногие и их личинки, дождевые черви и другие животные. Все эти организмы играют большую роль в формировании почвы и изменении ее физико-химических характеристик.
Растения поглощают из почвы необходимые минеральные вещества, но после смерти растительных организмов изъятые элементы возвращаются в почву. Почвенные организмы постепенно перерабатывают все органические остатки. Таким образом, в естественных условиях происходит постоянный круговорот веществ в почве.
В искусственных агроценозах такой круговорот нарушен, так как человек изымает значительную часть сельскохозяйственной продукции, используя ее для своих нужд. Из-за неучастия этой части продукции в круговороте почва становится бесплодной. Чтобы повысить плодородие почв, человек вносит органические и минеральные удобрения.
В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. Но нередко в нарушении равновесного состояния почвы повинен человек. В результате хозяйственной деятельности происходит загрязнение, изменение состава почвы и даже ее уничтожение.
В настоящее время на каждого жителя планеты приходится менее одного гектара пахотной земли. И эти незначительные площади продолжают сокращаться. Зачастую из-за неумелой хозяйственной деятельности человека.
Громадные площади плодородных земель погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий и городов. Уничтожение лесов и естественного травянистого покрова, многократная распашка земли без соблюдения правил агротехники приводит к возникновению эрозии почвы – разрушению и смыву плодородного слоя водой и ветром. Подсчитано, что в 20 веке в результате водной и ветровой эрозий на планете потеряно 2 млрд. га плодородных земель активного сельскохозяйственного пользования.
Одним из последствий усиления производственной деятельности человека является интенсивное загрязнение почвенного покрова. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве.
К наиболее опасным загрязнителям почв относят ртуть и ее соединения. Ртуть поступает в окружающую среду с ядохимикатами, с отходами промышленных предприятий, содержащими металлическую ртуть и ее соединения.
Более опасный и более массовый характер носит загрязнение почв свинцом. При выплавке одной тонны свинца в окружающую среду с отходами выбрасывается 25 кг свинца. Соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, поэтому автотранспорт является серьезным источником свинцового загрязнения. Особенно много свинца в почвах вдоль крупных автострад. Эта проблема актуальна и для городов Кемеровской области, включая Новокузнецк.
Вблизи крупных центров черной и цветной металлургии почвы загрязнены железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами. В городе Новокузнецке во многих местах их концентрация в десятки раз превышает ПДК.
Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов, при удалении радиоактивных жидких и твердых отходов промышленных предприятий, АЭС или научно-исследовательских учреждений, связанных с использованием атомной энергии. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организмы животных и человека, накапливаются в них.
В городе Новокузнецке не наблюдается повышенного радиационного фона окружающей среды и превышение ПДК радиоактивных элементов в почве.
Значительное влияние на химический состав почв оказывает современное сельское хозяйство, широкое использование удобрений и химикатов для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. В настоящее время количество веществ, вовлекаемых в круговорот в процессе сельскохозяйственной деятельности примерно такое же. Что и в процессе промышленного производства. При этом с каждым годом производство и применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве возрастает. Особую опасность представляют стойкие органические соединения ядохимикатов. Они накапливаются в почве, в воде, донных отложениях водоемов. Они включаются в экологические пищевые цепи, переходят из почвы и воды в растения, затем в животных, в конечном итоге вместе с пищей попадают в организм человека.
В окрестностях г. Новокузнецка имеются многочисленные поселки и садоводческие общества, поэтому можно считать, что проблема загрязнения сельскохозяйственных земель актуальна и для нашего города.
Практическая часть занятия: с амостоятельная работа с литературой, подготовка рефератов.
3. Заключительная часть занятия . Подведение итогов занятия.
Источник
Урок по ОБЖ «Загрязнение почвы»
Урок по ОБЖ «Загрязнение почвы». Цели: работа в команде, Экологическое воспитание, Создание экологических бюллетеней
Содержимое разработки
Урок «Загрязнение окружающей природной среды»
формировать оптимальные отношения со средой обитания,
развивать и совершенствовать умения и навыки по сохранению природной среды,
воспитывать экологическую культуру у участников игры.
Орг. Момент и деление на команды.
Учащиеся делятся на 3 команды, выбирая одну из карточек:
— Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва – все это необходимо для полноценного и здорового существования.
В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью людей, необходимо сформировать у каждого человека реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в экологической безопасности.
Итак, сегодня мы попытаемся выяснить причины неблагоприятной экологической обстановки в мире.
Работа в команде.
Задание 1. Команды придумывают себе название по теме «Защитники природы».
Задание 2. Каждой команде дается текст. Необходимо подготовиться и выступить с докладом о проблеме загрязнения: 1 команда — атмосферы, 2 команда — почвы, 3 команда — воды.
1 команда. Загрязнение атмосферы.
Загрязнение атмосферы — привнесение в атмосферный воздух новых нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации.
К основным источникам загрязнения относятся предприятия комплексно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. В одних случаях воздух загрязняется газообразными примесями, в других -взвешенными частицами.
Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводороды.
Взвешенные частицы представляют собой пыль искусственного происхождения. Широко используемый в строительстве асбест вызывает хроническое раздражение легочной ткани, которое может привести к заболеванию раком легких.
Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами.
2 команда. Загрязнение почвы.
Загрязнение почвы — накопление на участках Земли промышленных и хозяйственно-бытовых отбросов и отходов, приводящее к потере плодородия почвы.
В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды, применяемые в сельском хозяйстве.
К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, свинец и их соединения.
Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии.
3 команда. Загрязнение вод.
Загрязнение пресных вод— попадание различных загрязнителей в воды рек, озер, подземные воды. Происходит при прямом или непрямом попадании загрязнителей в воду в отсутствие адекватных мер по очистке и удалению вредных веществ.
В большинстве случаев загрязнение пресных вод остаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, а также плавающие на поверхности нефтепродукты и неочищенные стоки. Есть несколько природных загрязнителей. Находящиеся в земле соединения алюминия попадают в систему пресных водоёмов в результате химических реакций. Паводки вымывают из почвы лугов соединения магния, которые наносят огромный ущерб рыбным запасам. Однако объём естественных загрязняющих веществ ничтожен по сравнению с производимыми человеком. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ.
С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 80 % заболеваний в мире вызваны неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды. В сельской местности проблема качества воды стоит особенно остро — около 90 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой.
Задание 3. Вопрос – ответ.
Команда по очереди задаются вопросы, надо быстро и правильно дать ответ.
1. Почему в городе нельзя сжигать мусор?
2. Назвать две причины экологического голодания воздуха в городе.
3. Что такое радиационный фон, из чего он складывается?
4. Когда автомобиль выбрасывает больше токсических веществ?
5. Почему вода из большинства водоемов непригодна для питья.
6. Почему бывают современные дожди кислые?
7. Какое поражающее действие имела авария на Чернобыле?
8. Назовите самый мощный источник загрязнения атмосферы?
9. Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта?
10. Почему не рекомендуется употреблять в пищу растения, выросшие возле дорог?
11. Назовите самый токсичный металл?
Задание 4. Необходимо составить перечень промышленных объектов, расположенных в нашем городе и рассказать об их влияние на экологическую обстановку.
Задание 5. Конкурс экологической листовки. Учащимся даны разнообразные картинки. Необходимо сделать коллаж, чтобы получилась экологическая листовка.
Учитель. Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе определенных правил и запретов. Давайте попробуем составить самые основные правила по сохранению окружающей природной среды.
любить и беречь окружающую среду;
всегда быть готовым помочь растениям и животным,
не разводить огонь в лесу;
не выбрасывать мусор в неположенных местах;
не оставаться равнодушным, если вижу, что кто-то вредит природе
Источник