Меню

Конспект урока защита почв

Конспект урока «Охрана почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Охрана почвы.»

Тип урок: урок изучения нового

Цель урока: Обобщить знания о почве, ее плодородии. Охарактеризовать причины разрушения почвы. Объяснить правила охраны почв. Способствовать развитию бережного отношения к природе.

-формировать представления об охране почвы.

-закрепить знания учащихся об охране почва, о значении почвы в жизни растений, животных и человека.

— коррекция и развитие связной устной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями;

— коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей между живой и неживой природой,делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;

— коррекция и развитие памяти через обогащение, и уточнение словарного запаса учащихся;

— коррекция и развитие личностных качеств учащихся через выполнение навыков самоконтроля.

-прививать интерес к учебному предмету;

-воспитывать любовь к родной природе.

ние к деятельности

-Тут девчонки и мальчишки

Стихи, игры – всё для вас.

Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

создание успешной благоприятной ситуации.

2. Актуализация знаний

-Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, вспомним её состав, свойства. Охарактеризуем причины разрушения почвы, узнаем способы охраны почвы. Отгадайте кроссворд.

1. Верхний слой земли, в котором растут растения (Почва).

2. Одна из составных частей почвы (Песок).

3. Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).

4. Основное свойство почвы (Плодородие).

Проведем игру «Крестики-нолики».

Дети пишут ответы на листочках.

Если ответ правильный, ставьте крестик, если неправильный – нолик.

В состав почвы входят микробы?

Животные повышают плодородие почв?

В почве нет воздуха?

В нашей области черноземные почвы?

Без почвы жизнь на Земле возможна?

Вот и кончилась игра.

Все проверить нам пора

На монитор взгляните все

Подведем итог игре.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, вспомним её состав, свойства. Охарактеризуем причины разрушения почвы, узнаем способы охраны почвы. Отгадайте кроссворд.

1. Верхний слой земли, в котором растут растения (Почва).

2. Одна из составных частей почвы (Песок).

3. Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).

4. Основное свойство почвы (Плодородие).

-Проигравших нет, так как все повторили пройденный материал. Молодцы!

осмысление и рассуждение.

формирование умения вести диалог с учителем.

принимать учебную задачу.

3. Постановка цели и задач урока

-Какие бывают почвы?

-Какие почвы в нашем крае?

— Расскажите о круговороте веществ в природе.

— Отгадайте, что это за живое загадочное существо?

Оказывается, дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.

Человек идет по траве, приминая ее. Под травой почва. В сравнении с размерами нашей планеты почва – очень тоненькая пленочка, но именно она дает нам ежегодные урожаи. Если представить все земли нашей планеты в виде круга, то посмотрите, что получится:

10% занято под пашни, где хорошие плодородные почвы;

10% занимают маломощные почвы;

20% занято под пастбища;

60% – неплодородные районы земли.

За многие столетия и особенно за последние годы человек сильно навредил почве, а в конечном итоге – самому себе. За последние 100 лет разрушена 1/4 часть всех плодородных земель. А почва образуется очень медленно: 20 см за 5-6 тысяч лет.

2. Причины разрушения почвы. На доску прикрепляется карточка:

Причины разрушения почвы

Проблема засоления почв стала подлинным бедствием сельского хозяйства. Основной причиной засоления почв является нарушение водного баланса.

Ребята, вы когда хотите пить, сколько пьете?

Читайте также:  Удобрения для известковой почвы

Выслушиваются ответы детей.

-Растениям вода нужна в определенном количестве. Если в почве её много, начинают загнивать корни. Кроме того, в воде есть соли, а когда вода испаряется, соли остаются и их накапливается очень много – они засоляют почву. Большая проблема – эрозии почв.

На доску прикрепляется карточка:

Эрозия почв – процесс размыва и сноса водой. Иногда этот процесс принимает размеры стихийного бедствия. Почвы необходимо защищать от воды и ветра. Для этого надо правильно пахать землю.

На доску прикрепляется карточка:

Распашка вдоль склона приводит к смыву почвы. Образуются овраги. Распашка поперек склона позволяет сберечь почву и препятствует росту оврагов.

На доску прикрепляется карточка:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ТЕХНИКИ

Нельзя пользоваться чрезмерно тяжелым сельскохозяйственным транспортом, так как он переуплотняет почву. Это ведет к снижению урожая, разрушает почву. Гибнут животные и микроорганизмы.

На доску прикрепляется карточка:

Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор, нанося почве большой вред.

Отвечают на вопросы учителя

Внимательно слушают учителя

создание успешной благоприятной ситуации; формирование умения взаимодействовать с учителем.

интерес к речевой деятельности.

4. Динамическая пауза

— Ребята, встаньте, сейчас мы немого отдохнем. – Повторяйте движение за крабиком.

(Видео ролик с зарядкой.)

5. Решение учебной проблемы

-Откроем учебник на странице 119.

-Прочитайте раздел «Охрана почвы». Найдите способы охраны почвы.

Как надо охранять почвы?

На доску прикрепляется карточка:

БОРОТЬСЯ С ОВРАГАМИ

-Давайте поработаем группами.

Вопрос 1 группе: Сколько времени необходимо для образования почвы в два спичечных коробка?

Вопрос 2 группе: Почему не следует сжигать опавшие листья в парках, скверах?

Вопрос 3 группе: Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет. О чем говорят эти расчеты ученых?

Вопрос 4 группе:

Воскресенье в лесу.

За неделю только и был разговор в классе о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой, громкой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал грибы, а кто вырывал из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Мы быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и дальше. Весь оставшийся мусор бросили в кусты. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.

Какие ошибки заметили?

– Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать в земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Дети работают с учебником.

Дети приводят примеры, учитель прикрепляет по их ответам карточки

Работа в группах. Класс делится на 4 группы, дети работают в группах.

Источник

Конспект урока по теме «Охрана почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока природоведения в 4-м классе

Тема урока: Охрана почвы.

Цели: Обобщить знания о почве, ее плодородии. Охарактеризовать причины разрушения почвы. Объяснить правила охраны почв. Способствовать развитию бережного отношения к природе.

Оборудование: портрет В.В. Докучаева; схема «Почва и круговорот веществ»; таблица «Виды почв»; кормушки для птиц; кроссворд; схема «Состав почвы»; карточки с причинами разрушения почвы и способами охраны; календарь погоды.

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

Учитель: Тут девчонки и мальчишки
Стихи, игры – всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

Читайте также:  Удобрения для томатов мастер

II. Сообщение синоптиков. Группа учащихся рекламирует кормушки, сделанные своими руками.

Ученик 1: Спонсор прогноза погоды фирма «Очумелые ручки» представляет вам птичьи гостиные – кормушки, которые являются спасением для наших пернатых друзей. Помните! Не холодом, а голодом страшна зима птицам.

Ученик 2: Во время подкормки птиц не сорите в парке, не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, банки.

Ученик 3: Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше не раскрашенными.

Ученик 4: Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несолёного сала.

Ученик 5: Кормите птиц регулярно!

Ученик 6: (Включается музыка) Сегодня 15 января, четверг. Погода ясная. Температура воздуха –10 o С, осадков нет, ветер юго-западный. Январь году начало – зиме середина.

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, вспомним её состав, свойства. Охарактеризуем причины разрушения почвы, узнаем способы охраны почвы. Отгадайте кроссворд.

1. Верхний слой земли, в котором растут растения (Почва).
2. Одна из составных частей почвы (Песок).
3. Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).
4. Основное свойство почвы (Плодородие).

Учитель показывает портрет В.В. Докучаева .

Замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

Сообщение о Докучаеве делает заранее подготовленный ученик.

Учитель: Проведем игру «Крестики-нолики».

Дети пишут ответы на листочках.

Если ответ правильный, ставьте крестик, если неправильный – нолик.

В состав почвы входят микробы?

Животные повышают плодородие почв?

В почве нет воздуха?

В нашей области черноземные почвы?

Без почвы жизнь на Земле возможна?

Вот и кончилась игра.
Все проверить нам пора
На монитор взгляните все
Подведем итог игре.

Взаимопроверка. Учитель вывешивает карточку с правильными ответами.

Проигравших нет, так как все повторили пройденный материал. Молодцы!

Учитель: Какие бывают почвы?

Ученик: В разных местах нашей страны почвы неодинаковы. Существуют черноземные, подзолистые, арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные почвы.

Ученик рассказывает и показывает по таблице «Виды почв».

Учитель: Какие почвы в нашем крае?

Учитель: Расскажите о круговороте веществ в природе.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Отгадайте, что это за живое загадочное существо?

Учитель вывешивает карточку:

Дети: Дождевые черви.

Учитель: Оказывается, дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.

IV. Объяснение нового материала.

1. Введение в тему.

Учитель: Человек идет по траве, приминая ее. Под травой почва. В сравнении с размерами нашей планеты почва – очень тоненькая пленочка, но именно она дает нам ежегодные урожаи. Если представить все земли нашей планеты в виде круга, то посмотрите, что получится:

Учитель вывешивает круговую диаграмму, на которой отражено процентное соотношение почв.

10% занято под пашни, где хорошие плодородные почвы;

10% занимают маломощные почвы;

20% занято под пастбища;

60% – неплодородные районы земли.

За многие столетия и особенно за последние годы человек сильно навредил почве, а в конечном итоге – самому себе. За последние 100 лет разрушена 1/4 часть всех плодородных земель. А почва образуется очень медленно: 20 см за 5-6 тысяч лет.

2. Причины разрушения почвы. На доску прикрепляется карточка :

Причины разрушения почвы

Проблема засоления почв стала подлинным бедствием сельского хозяйства. Основной причиной засоления почв является нарушение водного баланса.

На доску прикрепляется карточка:

Ребята, вы когда хотите пить, сколько пьете?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Растениям вода нужна в определенном количестве. Если в почве её много, начинают загнивать корни. Кроме того, в воде есть соли, а когда вода испаряется, соли остаются и их накапливается очень много – они засоляют почву. Большая проблема – эрозии почв.

Читайте также:  Последствия химического загрязнения почвы

На доску прикрепляется карточка:

Эрозия почв – процесс размыва и сноса водой. Иногда этот процесс принимает размеры стихийного бедствия. Почвы необходимо защищать от воды и ветра. Для этого надо правильно пахать землю.

На доску прикрепляется карточка:

Распашка вдоль склона приводит к смыву почвы. Образуются овраги. Распашка поперек склона позволяет сберечь почву и препятствует росту оврагов.

На доску прикрепляется карточка:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ТЕХНИКИ

Нельзя пользоваться чрезмерно тяжелым сельскохозяйственным транспортом, так как он переуплотняет почву. Это ведет к снижению урожая, разрушает почву. Гибнут животные и микроорганизмы.

На доску прикрепляется карточка:

Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор, нанося почве большой вред.

V. Физминутка. Движения под музыку.

VI. Охрана почвы.

1. Работа с учебником на странице 119.

Учитель: Прочитайте раздел «Охрана почвы». Найдите способы охраны почвы.

Дети работают с учебником.

Учитель: Как надо охранять почвы?

На доску прикрепляется карточка:

Дети приводят примеры, учитель прикрепляет по их ответам карточки:

БОРОТЬСЯ С ОВРАГАМИ

2. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Мы не нашли с вами мер борьбы с тяжелым сельскохозяйственным транспортом. Как быть? Почему нельзя сделать легкие комбайны, тракторы?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Проблем много. На весь ваш век хватит. Может, кто-то из вас и решит ряд проблем человечества.

3. Работа в тетрадях. Тетради на печатной основе, стр. 35 № 77.

Учитель: Сформулируйте по картинкам соответствующие меры охраны почвы.

Выслушиваются ответы детей.

VII. Закрепление изученного. Работа в группах. Класс делится на 4 группы, дети работают в группах. Задания записаны на карточках.

Вопрос 1 группе: Сколько времени необходимо для образования почвы в два спичечных коробка?

Вопрос 2 группе: Почему не следует сжигать опавшие листья в парках, скверах?

Вопрос 3 группе: Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет. О чем говорят эти расчеты ученых?

Вопрос 4 группе:

За неделю только и был разговор в классе о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой, громкой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал грибы, а кто вырывал из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Мы быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и дальше. Весь оставшийся мусор бросили в кусты. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.

Какие ошибки заметили?

После обсуждения от каждой группы выступает один ученик.

VIII. Слово экологу. Ученик из класса показывает предметы и говорит:

– Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать в земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

IX. Работа читального зала.

Учитель: Испокон веков книга растит человека. Кто больше знает, тому и книги в руки. Найдите в своих дополнительных для чтения книгах интересные сведения о почве, её охране.

Дети работают с книгами, затем зачитывают сведения.

Учитель: Что нового мы узнали? Что было трудным? Что понравилось на уроке?

Выслушиваются ответы детей.

XI. Домашнее задание.

Учитель: дома составьте памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях».

Источник

Adblock
detector