Конспект урока «Охрана почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Охрана почвы.»
Тип урок: урок изучения нового
Цель урока: Обобщить знания о почве, ее плодородии. Охарактеризовать причины разрушения почвы. Объяснить правила охраны почв. Способствовать развитию бережного отношения к природе.
-формировать представления об охране почвы.
-закрепить знания учащихся об охране почва, о значении почвы в жизни растений, животных и человека.
— коррекция и развитие связной устной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями;
— коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей между живой и неживой природой,делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
— коррекция и развитие памяти через обогащение, и уточнение словарного запаса учащихся;
— коррекция и развитие личностных качеств учащихся через выполнение навыков самоконтроля.
-прививать интерес к учебному предмету;
-воспитывать любовь к родной природе.
ние к деятельности
-Тут девчонки и мальчишки
Стихи, игры – всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
создание успешной благоприятной ситуации.
2. Актуализация знаний
-Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, вспомним её состав, свойства. Охарактеризуем причины разрушения почвы, узнаем способы охраны почвы. Отгадайте кроссворд.
1. Верхний слой земли, в котором растут растения (Почва).
2. Одна из составных частей почвы (Песок).
3. Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).
4. Основное свойство почвы (Плодородие).
Проведем игру «Крестики-нолики».
Дети пишут ответы на листочках.
Если ответ правильный, ставьте крестик, если неправильный – нолик.
В состав почвы входят микробы?
Животные повышают плодородие почв?
В почве нет воздуха?
В нашей области черноземные почвы?
Без почвы жизнь на Земле возможна?
Вот и кончилась игра.
Все проверить нам пора
На монитор взгляните все
Подведем итог игре.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, вспомним её состав, свойства. Охарактеризуем причины разрушения почвы, узнаем способы охраны почвы. Отгадайте кроссворд.
1. Верхний слой земли, в котором растут растения (Почва).
2. Одна из составных частей почвы (Песок).
3. Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).
4. Основное свойство почвы (Плодородие).
-Проигравших нет, так как все повторили пройденный материал. Молодцы!
осмысление и рассуждение.
формирование умения вести диалог с учителем.
принимать учебную задачу.
3. Постановка цели и задач урока
-Какие бывают почвы?
-Какие почвы в нашем крае?
— Расскажите о круговороте веществ в природе.
— Отгадайте, что это за живое загадочное существо?
Оказывается, дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.
Человек идет по траве, приминая ее. Под травой почва. В сравнении с размерами нашей планеты почва – очень тоненькая пленочка, но именно она дает нам ежегодные урожаи. Если представить все земли нашей планеты в виде круга, то посмотрите, что получится:
10% занято под пашни, где хорошие плодородные почвы;
10% занимают маломощные почвы;
20% занято под пастбища;
60% – неплодородные районы земли.
За многие столетия и особенно за последние годы человек сильно навредил почве, а в конечном итоге – самому себе. За последние 100 лет разрушена 1/4 часть всех плодородных земель. А почва образуется очень медленно: 20 см за 5-6 тысяч лет.
2. Причины разрушения почвы. На доску прикрепляется карточка:
Причины разрушения почвы
Проблема засоления почв стала подлинным бедствием сельского хозяйства. Основной причиной засоления почв является нарушение водного баланса.
Ребята, вы когда хотите пить, сколько пьете?
Выслушиваются ответы детей.
-Растениям вода нужна в определенном количестве. Если в почве её много, начинают загнивать корни. Кроме того, в воде есть соли, а когда вода испаряется, соли остаются и их накапливается очень много – они засоляют почву. Большая проблема – эрозии почв.
На доску прикрепляется карточка:
Эрозия почв – процесс размыва и сноса водой. Иногда этот процесс принимает размеры стихийного бедствия. Почвы необходимо защищать от воды и ветра. Для этого надо правильно пахать землю.
На доску прикрепляется карточка:
Распашка вдоль склона приводит к смыву почвы. Образуются овраги. Распашка поперек склона позволяет сберечь почву и препятствует росту оврагов.
На доску прикрепляется карточка:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ТЕХНИКИ
Нельзя пользоваться чрезмерно тяжелым сельскохозяйственным транспортом, так как он переуплотняет почву. Это ведет к снижению урожая, разрушает почву. Гибнут животные и микроорганизмы.
На доску прикрепляется карточка:
Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор, нанося почве большой вред.
Отвечают на вопросы учителя
Внимательно слушают учителя
создание успешной благоприятной ситуации; формирование умения взаимодействовать с учителем.
интерес к речевой деятельности.
4. Динамическая пауза
— Ребята, встаньте, сейчас мы немого отдохнем. – Повторяйте движение за крабиком.
(Видео ролик с зарядкой.)
5. Решение учебной проблемы
-Откроем учебник на странице 119.
-Прочитайте раздел «Охрана почвы». Найдите способы охраны почвы.
Как надо охранять почвы?
На доску прикрепляется карточка:
БОРОТЬСЯ С ОВРАГАМИ
-Давайте поработаем группами.
Вопрос 1 группе: Сколько времени необходимо для образования почвы в два спичечных коробка?
Вопрос 2 группе: Почему не следует сжигать опавшие листья в парках, скверах?
Вопрос 3 группе: Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет. О чем говорят эти расчеты ученых?
Вопрос 4 группе:
Воскресенье в лесу.
За неделю только и был разговор в классе о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой, громкой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал грибы, а кто вырывал из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Мы быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и дальше. Весь оставшийся мусор бросили в кусты. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.
Какие ошибки заметили?
– Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать в земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Дети работают с учебником.
Дети приводят примеры, учитель прикрепляет по их ответам карточки
Работа в группах. Класс делится на 4 группы, дети работают в группах.
Источник
Конспект урока по теме «Охрана почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока природоведения в 4-м классе
Тема урока: Охрана почвы.
Цели: Обобщить знания о почве, ее плодородии. Охарактеризовать причины разрушения почвы. Объяснить правила охраны почв. Способствовать развитию бережного отношения к природе.
Оборудование: портрет В.В. Докучаева; схема «Почва и круговорот веществ»; таблица «Виды почв»; кормушки для птиц; кроссворд; схема «Состав почвы»; карточки с причинами разрушения почвы и способами охраны; календарь погоды.
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.
Учитель: Тут девчонки и мальчишки
Стихи, игры – всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
II. Сообщение синоптиков. Группа учащихся рекламирует кормушки, сделанные своими руками.
Ученик 1: Спонсор прогноза погоды фирма «Очумелые ручки» представляет вам птичьи гостиные – кормушки, которые являются спасением для наших пернатых друзей. Помните! Не холодом, а голодом страшна зима птицам.
Ученик 2: Во время подкормки птиц не сорите в парке, не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, банки.
Ученик 3: Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше не раскрашенными.
Ученик 4: Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несолёного сала.
Ученик 5: Кормите птиц регулярно!
Ученик 6: (Включается музыка) Сегодня 15 января, четверг. Погода ясная. Температура воздуха –10 o С, осадков нет, ветер юго-западный. Январь году начало – зиме середина.
III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, вспомним её состав, свойства. Охарактеризуем причины разрушения почвы, узнаем способы охраны почвы. Отгадайте кроссворд.
1. Верхний слой земли, в котором растут растения (Почва).
2. Одна из составных частей почвы (Песок).
3. Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).
4. Основное свойство почвы (Плодородие).
Учитель показывает портрет В.В. Докучаева .
Замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.
Сообщение о Докучаеве делает заранее подготовленный ученик.
Учитель: Проведем игру «Крестики-нолики».
Дети пишут ответы на листочках.
Если ответ правильный, ставьте крестик, если неправильный – нолик.
В состав почвы входят микробы?
Животные повышают плодородие почв?
В почве нет воздуха?
В нашей области черноземные почвы?
Без почвы жизнь на Земле возможна?
Вот и кончилась игра.
Все проверить нам пора
На монитор взгляните все
Подведем итог игре.
Взаимопроверка. Учитель вывешивает карточку с правильными ответами.
Проигравших нет, так как все повторили пройденный материал. Молодцы!
Учитель: Какие бывают почвы?
Ученик: В разных местах нашей страны почвы неодинаковы. Существуют черноземные, подзолистые, арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные почвы.
Ученик рассказывает и показывает по таблице «Виды почв».
Учитель: Какие почвы в нашем крае?
Учитель: Расскажите о круговороте веществ в природе.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Отгадайте, что это за живое загадочное существо?
Учитель вывешивает карточку:
Дети: Дождевые черви.
Учитель: Оказывается, дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.
IV. Объяснение нового материала.
1. Введение в тему.
Учитель: Человек идет по траве, приминая ее. Под травой почва. В сравнении с размерами нашей планеты почва – очень тоненькая пленочка, но именно она дает нам ежегодные урожаи. Если представить все земли нашей планеты в виде круга, то посмотрите, что получится:
Учитель вывешивает круговую диаграмму, на которой отражено процентное соотношение почв.
10% занято под пашни, где хорошие плодородные почвы;
10% занимают маломощные почвы;
20% занято под пастбища;
60% – неплодородные районы земли.
За многие столетия и особенно за последние годы человек сильно навредил почве, а в конечном итоге – самому себе. За последние 100 лет разрушена 1/4 часть всех плодородных земель. А почва образуется очень медленно: 20 см за 5-6 тысяч лет.
2. Причины разрушения почвы. На доску прикрепляется карточка :
Причины разрушения почвы
Проблема засоления почв стала подлинным бедствием сельского хозяйства. Основной причиной засоления почв является нарушение водного баланса.
На доску прикрепляется карточка:
Ребята, вы когда хотите пить, сколько пьете?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Растениям вода нужна в определенном количестве. Если в почве её много, начинают загнивать корни. Кроме того, в воде есть соли, а когда вода испаряется, соли остаются и их накапливается очень много – они засоляют почву. Большая проблема – эрозии почв.
На доску прикрепляется карточка:
Эрозия почв – процесс размыва и сноса водой. Иногда этот процесс принимает размеры стихийного бедствия. Почвы необходимо защищать от воды и ветра. Для этого надо правильно пахать землю.
На доску прикрепляется карточка:
Распашка вдоль склона приводит к смыву почвы. Образуются овраги. Распашка поперек склона позволяет сберечь почву и препятствует росту оврагов.
На доску прикрепляется карточка:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ТЕХНИКИ
Нельзя пользоваться чрезмерно тяжелым сельскохозяйственным транспортом, так как он переуплотняет почву. Это ведет к снижению урожая, разрушает почву. Гибнут животные и микроорганизмы.
На доску прикрепляется карточка:
Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор, нанося почве большой вред.
V. Физминутка. Движения под музыку.
VI. Охрана почвы.
1. Работа с учебником на странице 119.
Учитель: Прочитайте раздел «Охрана почвы». Найдите способы охраны почвы.
Дети работают с учебником.
Учитель: Как надо охранять почвы?
На доску прикрепляется карточка:
Дети приводят примеры, учитель прикрепляет по их ответам карточки:
БОРОТЬСЯ С ОВРАГАМИ
2. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Мы не нашли с вами мер борьбы с тяжелым сельскохозяйственным транспортом. Как быть? Почему нельзя сделать легкие комбайны, тракторы?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Проблем много. На весь ваш век хватит. Может, кто-то из вас и решит ряд проблем человечества.
3. Работа в тетрадях. Тетради на печатной основе, стр. 35 № 77.
Учитель: Сформулируйте по картинкам соответствующие меры охраны почвы.
Выслушиваются ответы детей.
VII. Закрепление изученного. Работа в группах. Класс делится на 4 группы, дети работают в группах. Задания записаны на карточках.
Вопрос 1 группе: Сколько времени необходимо для образования почвы в два спичечных коробка?
Вопрос 2 группе: Почему не следует сжигать опавшие листья в парках, скверах?
Вопрос 3 группе: Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет. О чем говорят эти расчеты ученых?
Вопрос 4 группе:
За неделю только и был разговор в классе о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой, громкой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал грибы, а кто вырывал из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Мы быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и дальше. Весь оставшийся мусор бросили в кусты. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.
Какие ошибки заметили?
После обсуждения от каждой группы выступает один ученик.
VIII. Слово экологу. Ученик из класса показывает предметы и говорит:
– Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать в земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
IX. Работа читального зала.
Учитель: Испокон веков книга растит человека. Кто больше знает, тому и книги в руки. Найдите в своих дополнительных для чтения книгах интересные сведения о почве, её охране.
Дети работают с книгами, затем зачитывают сведения.
Учитель: Что нового мы узнали? Что было трудным? Что понравилось на уроке?
Выслушиваются ответы детей.
XI. Домашнее задание.
Учитель: дома составьте памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях».
Источник