Урок по теме «Почва, её значение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Отдел образования Оршанского горисполкома
Государственное Учреждение Образования
« Средняя школа № 17 г. Орши »
по курсу «Человек и мир»
проведённого во 2 «Б» классе
учитель начальных классов
Тема урока: Почва, её значение
Цель урока: планируется, что на выходе с урока ученики смогут выполнить тест
Задачи: организовать деятельность по формированию представлений о почве, её составе и свойствах; создавать условия для развития мышления, наблюдательности, умения делать выводы; создавать ситуации для актуализации потребности в соблюдении правил природоохранного поведения по отношению к почве, навыка работать в группе, паре.
Оборудование: презентация, оборудование для опытов, почва.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать .
-На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о воде, её свойствах, о том как нужно охранять воду. Прежде, чем приступить к изучению новой темы нам нужно проверить как мы помнит то, что выучили ранее.
• Вода — растворитель. Где в быту мы используем это свойство? (Когда умываемся, готовим чай, рисуем красками и др.)
• Перечислите одинаковые свойства чистой воды и чистого воздуха. Какими свойствами они отличаются? (Одинаковые свойства чистой воды и чистого воздуха: прозрачны, бесцветны, без запаха. Отличительные свойства воздуха: легко сжимается, упруг, плохо проводит тепло. Вода — жидкость. Ее отличительные свойства: текуча, несжимаема, растворяет вещества»)
• Вспомните свойства воды и закончите предложения:
а) Солнечный свет свободно проникает через толщу воды, потому что вода.
б) Сахар, соль растворяются в воде, потому что вода — .
• В некоторых местах, где на глубине залегает каменная соль (которой мы солим еду), иногда образуются пустоты, пещеры, воронки. Зная свойства воды, объясните причины этих явлений. Образуются ли пещеры, если вместо каменной соли будет залегать глина? Почему? (Вода растворяет соль, образуя в ней пустоты. Глину вода растворить не может, поэтому в местах залежи глины пещеры образовываться не будут.)
Почему люди должны заботиться о чистоте водоемов? Что для этого необходимо делать? (От загрязненной воды страдают живые организмы, обитающие в водоемах и на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека. Нельзя есть рыбу, выловленную и загрязненных водоемах. В таких водоемах нельзя купаться, а тем более пить из них воду. Поэтому люди должны заботиться о сохранении чистоты водоемов. Аля этого они не должны наберем у водоемов мыть машины, велосипеды, стирать одежду стиральным порошком. Фабрики и заводы строят очистные сооружения, в которых вода освобождается от вредных примесей и только по сле этого поступает в водоемы. В настоящее время также строятся предприятия, у которых нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и вновь используют в производстве. Таким предприятиям не нужно брать новую воду из водоема.)
— В течение урока мы с вами выполним много разных заданий и по результатам их выполнения вы будете оценивать свои достижения известным вам значками на «Листках самооценки». Первое задание мы уже выполнили- мы повторили д/з. Оцените себя в ходе работы над д/з.
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, уже догадались, как она называется?
— Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.
Это земля. Слово «земля» имеет много значений: (почему оно может писаться с большой и с маленькой буквы)
- это и название нашей планеты, на которой мы живем;
- это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
- это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
— Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или . о чем? Каково её научное название?
— Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?
4. Сообщение темы урока
-Как вы думаете, какие цели мы поставим сегодня перед собой? Чему вы хотите сегодня научиться, что узнать?
— Сегодня на уроке нас предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
— Сегодня мы с вами будем учёными- почвоведами. Как вы думаете, кто это такие?
Значит, сегодня на уроке вы не просто ученики, а учёным, исследователи.
-Что нам потребуется для того, чтобы хорошо выполнить свою работу?
Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
Учёные всегда работают по плану. Я предлагаю и вам составить план работы на уроке. Согласны? С чего начнем? (Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос.)
— Знаете ли вы, что такое почва?
— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка «Что такое почва?») Что ещё хотели бы узнать о почве?
— Что входит в ее состав? (На доску вывешивается следующая табличка — «Состав почвы».)
— А знаете ли вы, зачем человеку почка и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая табличка — «Почва и человек».)
1. Что такое почва?
3. Почва и человек.
— Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей.)
5. Этап работы над новым материалом
1. — Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва? Как вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? Правильно.
Работа с учебником на с. 28
— Почва – это верхний темный плодородный слой земли.
— А что значит «плодородный»?
— Что такое плодородие?
— Плодородие – главное свойство почвы.
— Разберите это слово по составу.
(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)
— Почему же почва плодородна?
— Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.
— Ответили на первый пункт плана? (Да.)
2. Что входит в состав почвы?
Состав почвы (практическая работа)
— Сейчас вы будете работать в группе. Вам нужно рассмотреть образец почвы и выяснить, что входит в её состав.
Правила работы в группе
1. В группе должен быть ответственный.
2. Если не понял, переспроси.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.
5. Работать должен каждый на общий результат.
Свои результаты мы занесём в схему.
-Что нам нужно сделать, для того, чтобы узнать состав почвы?
— Какие частицы вы увидели? (Песок, глина.) Запишите свои наблюдения в таблицу. (Дети вписывают в таблицу «песок» и «глина».)
— Проверим, что получилось.
— Оцените свою работу в группе по исследованию почвы.
-Почему возникли затруднения?
— Мы с вами почву только рассматривали, значит, для получения дальнейших результатов нам нужно провести… опыты.
— Для чего мы будем их делать?
• Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней. Что заметили? (Пузырьки.)
• Какой вывод мы можем сделать? (В почве есть воздух.)
• Впишите «воздух» в таблицу.
2 опыт. Нагревание почвы
(При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая с сухим горючим и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Дети внимательно наблюдают. На стекле появляются капли воды и белый налет.)
3 опыт . Если я продолжу нагревать землю, то появиться дым с запахом. Что может гореть?
-Сделайте вывод. Значит, в почве есть… перегной.
-Наша табличка заполнена.
-Что входит в состав почвы?
— Как мы это узнали? Что мы для этого сделали?
-Оцените свою работу в ходе выполнения опытов.
-Следующий пункт нашего плана «Почва и человек»
— А может ли почве что-нибудь угрожать? (Может.) Давайте прочтем текст «Почва в опасности!»
— Что может угрожать почве? (Разрушение, загрязнение.)
— Что является врагами почвы? (Вода, ветер, ядовитые вещества.)
(На доске заполняется таблица.)
— Как происходит разрушение почвы? (Выслушиваются ответы детей.)
Вода размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает изрезана ими. Овраги разрушают плодородные земли. Этим они приносят большой вред народному хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствует разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг и не размывала его склоны. Дети могут помочь взрослым, ухаживая за посадками на склонах оврагов, охраняя растения от уничтожения.
— В результате чего происходит загрязнение почвы? (Причиной загрязнения служат, как правило, различные техногенные катастрофы. Например, после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. большая площадь плодородных земель Беларуси была загрязнена радионуклидами. Загрязнение почв происходит также в связи с ядовитыми выбросами на промышленных предприятиях и т. д.)
— Давайте составим правила, которые нужно соблюдать для защиты почвы:
— Оцените свою работу.
6. Этап закрепления изученного
Ситуации для обсуждения
• а) Ребята, придя на некогда красивую полянку, увидели неприятную картину. На земле валялась бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Мальчики собрали все это и сожгли на костре. Правильно ли поступили ребята?
«Сжигать полиэтиленовую пленку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадаю! очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в золе остается смола, которая не разлагается естественным путем. Все это надо было взять в город, чтобы выбросить в общий мусоросборник, содержимое которого уничтожается централизованно.
Разлагаясь очень медленно, эти отходы отравляют почву. Так, консервная банка будет лежать и отравлять почву на протяжении 30 лет, полиэтиленовый пакет — 200 лет, стекло — 1000 лет».
б) На склоне холма вырубили деревья. Растаял снег, прошел сильный дождь. Назовите последствия вырубки леса. (Вырубка леса приводит к разрушению почвы, образованию рытвин, оврагов, исчезновению растений.)
7. Этап контроля и самоконтроля
— Сверка с эталоном.
— Оцените свою работу.
8. Этап информации о д/задании
Вам предлагается выбрать, один из вариантов и подготовить ответ.
— Как человек использует почву и её охраняет?
— Почва и ее состав.
9. Этап подведения итогов урока
— Что узнали о почве? (Учащиеся делают вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.)
— Что должен делать человек, чтобы сохранить почву?
— Какова была цель? (узнать состав почвы и заполнить схему)
— Вы достигли цели? (да)
— Чем вы воспользовались при достижении цели? Что мы делали, чтобы достичь цель урока (провели опыты — практическим путём исследовали почву, работали по учебнику)
— У кого остались затруднения?
— У кого в «Листке самооценки» только +, один -.
— Кого бы вам хотелось отметить сегодня на уроке? Чьей работой вы были удивлены?
Источник
Конспект урока «Почва как среда жизни для растений»
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок был проведен в рамках районного методического объединения учителей естественно-научного цикла. Открытый урок был разработан как комбинированный и проводился совместно с учителями химии и биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mo_v_6_klasse.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии проведен в 6 «б» классе.
Митрохова Елена Владимировна – учитель биологии
Куликова Галина Ивановна – учитель химии
Тема урока: «Почва как среда жизни для растений».
Предметные: дать определение, что такое почва, выявить ее состав и свойства, дать понятие удобрения и познакомить с органическими и неорганическими (калийными, азотными и фосфорными) удобрениями.
Метапредметные : развивать научно-материалистическое мировоззрение о природе, продолжить формирование навыков выполнения практических заданий, показать взаимосвязь предметов химии и биологии при изучении природы, научить применять полученные знания в жизни.
Личностные : формировать у учащихся представления об ответственном отношении к окружающей среде, развивать экологическую культуру.
А) Формирование учебно-познавательных и ценностно-смысловых компетенций:
-определение ожидаемых результатов исходя из темы урока;
-определение, что такое почва;
-выявление ее состава и свойств;
-выявление влияния человека на плодородие почвы.
Б) Формирование информационной компетенции:
-организация работы с раздаточным материалом;
-организация работы с презентацией;
В) Формирование социально-трудовых компетенций:
-организация практической работы;
-получение знаний о необходимости мер по охране почвы и способах повышения ее плодородия;
-развивать научно-материалистическое представление о природе.
Изучив тему, учащиеся смогут:
-определять почву как среду обитания для растений, ее состав и свойства;
-объяснять плодородие почвы ее составом;
-на практике применять знания по повышению плодородия почвы с помощью удобрений.
Ресурсы: текстовые карточки, образцы почвы, набор удобрений, штативы, спиртовки, пробирки, проростки гороха, таблицы корней, лупы, видеоматериалы.
Проверка отсутствующих в классе. Приветствие.
Практическая работа по рассматриванию натуральных объектов. Учащимся предлагается с помощью ручной лупы рассмотреть корневые системы проростков гороха.
-Найдите главный и боковые корни.
-Какие корни вы знаете еще?
-Каково значение корней в жизни растений?
Заслушиваются предполагаемые ответы учащихся.
Беседа о строении и функциях корней.
-покажите на таблице различные виды корней и типы корневых систем;
-расскажите об особенностях клеточного строения корня;
-сделайте выводы о значении корня для растения.
Вывод: корни играют важнейшую роль в жизни растения; они удерживают растение в почве, всасывают из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества.
В класс вносят черный ящик. Загадка классу.
За все добром плачу».
Что же находится в черном ящике? Ответ учащихся — почва.
Средой обитания корней является почва.
Запись на доске и в тетради темы урока
«Почва как среда жизни для растений».
3)Изучение нового материала.
« Земля не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей».
Формирование учащимися под руководством учителя целей урока.
Чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
-Как по — вашему, что такое почва?
-Из чего состоит почва?
-Можно ли улучшить плодородие почвы?
Зачем нам нужны эти знания?
Выводы. Цели урока:
а) дать определение почвы;
б) познакомится с ее составом и секретами плодородия;
в) научиться беречь почву и улучшать ее плодородие.
Знания о почве всегда имели очень важное значение для человека.
Слайд на доске. (Высказывания о почве различных ученых).
Запись в тетрадь определения почвы.
Почва это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.
А теперь нам предстоит познакомиться с составом почвы. Поможет нам в этом наука химия. Вы познакомитесь с ней в 8 классе. Поможет вам в этом учитель химии Галина Ивановна.
4)Практическая работа по определению состава почвы под руководством учителя химии.
Опыт №1. (Проводят учащиеся под руководством учителя).
Налить в стакан воды и положить в него кусочек почвы. Понаблюдать за происходящим. (Из этого кусочка начинают выделяться пузырьки воздуха).
Значит в почве есть воздух.
Опыт №2. (Проводят учащиеся под руководством учителя).
Проведем эксперимент. Поместим в пробирку немного почвы, заткнем ее тампоном ваты и будем нагревать ее на спиртовке. Через некоторое время на стенках пробирки увидим капельки воды.
Значит в почве содержится вода.
Опыт №3. (проводят учащиеся под руководством учителя).
Продолжаем нагревать почву в пробирке. Наблюдаем изменение цвета почвы. Что сгорело в почве? Сгорели остатки сгнивших растений и других живых организмов.
Значит в почве есть органические вещества.
Более светлые не сгоревшие остатки почвы это частицы песка, глины и других минеральных веществ.
А также в почве содержатся твердые частицы и минеральные вещества.
Мы благодарим Галину Иванову за полученные знания и запишем их кратко в тетрадь.
СОСТАВ ПОЧВЫ.
ВОДА ВОЗДУХ ПЕСОК И ГЛИНА ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
5) Мы знаем теперь, как важна почва для жизни растений. Прослушайте сообщение, которое рассказывает нам о событиях произошедших много лет назад.
« Небывалая по силе засуха поразила одновременно многие страны мира. Тысячи людей погибли от голода и жажды. Особенно много умерло детей. Человек переоценил свои силы, неразумно использовал почву, от устойчивости которой зависит жизнь на земле, плодородие ее иссякло и она перестала давать урожай».
Как же сохранить и повысить плодородие почвы.
6)В класс вносят второй черный ящик.
Загадка. Чем больше в нее вложишь,
Тем больше она отдаст.
Что же нужно вложить в почву, чем ее подкормить, чтобы она рождала больше плодов?
7) С удобрениями вас будет знакомить учитель химии.
Учитель демонстрирует минеральные удобрения.
Рассказ учителя. Слайд на доске.
ОРГАНИЧЕСКИЕ – ТОРФ, НАВОЗ, ПЕРЕГНОЙ.
МИНЕРАЛЬНЫЕ – АЗОТНЫЕ, КАЛИЙФНЫЕ, ФОСФОРНЫЕ.
Органические удобрения очень полезны для почвы, потому что они образуются естественным путем, с помощью живых организмов и из живых организмов. В них содержатся все необходимые для растений вещества.
Рассмотрим минеральные удобрения.
Минеральное питание – это поглощение корнями растений необходимых элементов из почвы, их передвижение и усвоение растением. Большинство питательных веществ поступает в растение в виде минеральных растворов. Для нормального роста и развития растениям необходимы, прежде всего такие элементы как азот, фосфор и калий.
Азот необходим для нормального роста и развития растений. При его недостатке растение отстает в развитии, его листья желтеют, боковые побеги не развиваются.
Фосфор обеспечивает образование клеточной оболочки, способствует накоплению в плодах жиров и углеводов и ускоряет их созревание.
Калий обеспечивает нормальное развитие корней и корнеплодов, помогает отложению в запас питательных веществ.
Но с минеральными удобрениями нужно обращаться очень осторожно. Если внести их в почву очень много, то они, попадая в растения, делают их не пригодными для питания. Вносить их нужно строго в соответствии с установленными нормами.
8) Предлагаю вам решить задачи на расчет количества удобрений для внесения в почву.
Сколько граммов азотного удобрения мочевина нужно внести на грядку с луком площадью 10 кв.м. если норма расхода на 1 кв.м. 0,5 грамма.
Норма расхода фосфорного удобрения суперфосфат на 10 кв.м. – 5 граммов. Сколько нужно купить этого удобрения для картофельного поля площадью 100 кв.м.
а)Что мы узнали сегодня на уроке?
-Почва — среда обитания для растений.
-В почве содержатся вещества необходимые для жизни растений.
-Почву необходимо охранять и удобрять для повышения урожая.
Выставление оценок за работу на уроке (корни) и за решение задач.
б) Оцените сегодняшний урок.
Учащимся предлагаются смайлики, на которых они рисуют улыбку, уныние или равнодушие. Итоги.
10)Домашнее задание: повторить п.17-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 5 класс «Среды жизни планеты Земля»
Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля. Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд.
конспект урока «Среды жизни на Земле»
Соответствует линии Пономаревой И.Н., проводится в 5 классе.
Почва, как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании
Расширение представлений о почве.
Конспект урока «Среды жизни планеты Земля. «
Конспект урока в 5 классе.
План-конспект урока биологии в 5 классе: «Среды жизни на планете Земля»
Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля», урок№1Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Конспект урока «Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев» (6 класс)
Урок по теме «Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев» (6 класс) УМК В.В. Пасечника.
Конспект урока на тему «Роль комнатных растений в жизни человека» по сингапурской методике
Сингапурская методика обученияМетод кооперативного обучения (Сингапурская методика обучения) — это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур.Метод основан.
Источник