Меню

Конспект занятия почва источник плодородия старшая группа

Конспект НОД «Почва живая земля» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе с презентацией

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема: «Почва – живая земля»

Цель: познакомить детей с понятием почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу о том, что в почве есть все необходимое для жизни растений.

Скачать:

Вложение Размер
pochva_peredelannyy.docx 23.78 КБ
peredelannyy11.pptx 2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 78

Петроградского района г. Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема: «Почва – живая земля»

Цель : познакомить детей с понятием почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу о том, что в почве есть все необходимое для жизни растений.

  1. Познакомить детей со свойствами плодородной почвы, песка.
  2. Формировать представления о значении почвы, песка в природе.
  3. Подводить детей к ответу полными предложениями.
  4. Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, рыхлый, пустыня, плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, мягкая, перегной, примеси, кислород, воздух.
  5. Закреплять правила безопасности при проведении лабораторных опытов в «лаборатории».
  1. Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.
  2. Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность.
  3. Развивать умение делать свои умозаключения.
  1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, природе.
  2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
  3. Прививать любовь к природе.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы : наглядный (показ слайдов, картинок); словесный (вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа); практический (экспериментирование – элементарные опыты); игровой (сюрпризный момент).

Материалы и оборудование к занятию : мисочки с песком, плодородной почвой; стаканчики с водой; ложечки для почвы; лупы; влажные салфетки; поднос с землей, проросшими побегами и семенами; стаканчики; одноразовые фартуки и шапочки по количеству детей.

(Воспитатель приглашает детей в круг).

Воспитатель : — Ребята, здравствуйте, а как вы думаете с чего начинается хорошее настроение? ( с улыбки, добрых дел, с прекрасных сюрпризов ).

Воспитатель : Да, все верно, и с улыбок, и ласковых слов.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

  1. Мотивационно – ориентировочный этап

Воспитатель : — Ребята, сегодня утром мне Лунтик прислал электронное письмо, и я бы хотела с вами этим письмом поделиться. Давайте скорее посмотрим, что же Лунтик нам пишет (дети смотрят на экран ( презентация )).

«Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Пишет вам грустный Лунтик. А невесел я, потому что у меня беда. Ведь я родился не на такой красивой и зеленой планете как ваша Земля, а на маленькой и пустынной планете…Луна. Мне очень хочется, чтобы и моя планета стала такой же зеленой и красивой как ваша, но у меня ничего не получается. Я создавал у себя в саду клумбы и сажал различные растения, но они не растут. Я не понимаю почему, может я что-то делаю не так. Помогите мне, пожалуйста узнать, что нужно для того, чтобы у меня все росло, и моя планета стала зеленой как ваша. Я вам выслал образец своей почвы, может быть она вам поможет. Заранее благодарен вам, ваш Лунтик».

Воспитатель : Ребята, посмотрите Лунтик нам передал образец своей почвы. И это песок. А теперь, ребята, давайте поможем Лунтику разобраться почему же у него ничего на клумбах не растет? Давайте же порассуждаем, что нужно растению для жизни? ( Свет, тепло, влага, воздух ). А еще для хорошего роста растениям нужно хорошее питание, которое находиться в земле. Вода, попадая в такую почву, растворяет питательные вещества и растение всасывает их с помощью своих корней. Конечно, вы все правильно говорите, но давайте мы все еще раз повторим, но только полными предложениями.

Воспитатель : А, для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, я предлагаю нам стать учёными – исследователями ( халаты и шапочки (раскрыты) лежат на 6 стульчиках ). А кто знает, чем занимаются ученые? ( Исследуют, наблюдают, проводят опыты ). Конечно, все правильно, они и исследуют, и наблюдают, и проводят опыты, а еще ученые обсуждают свои наблюдения. А еще ученым нужна лаборатория. Ребята, но для того чтобы нам приступить к работе в лаборатории, давайте мы сначала с вами вспомним, какие правила нужно соблюдать, работая в лаборатории при проведении опытов? ( быть аккуратными, соблюдать тишину, не спешить, внимательно слушать, не толкаться ). Итак, сейчас, я предлагаю нам с вами подойти к столам, и посмотреть, что за предметы для исследования у вас на столах лежат. Перечислите их, только отвечаем полными предложениями. ( Дети подходят к столам. На 3 столах стоят: 1 стол: мисочки с песком, пустые стаканчики и стаканчики с водой; 2 стол: мисочки с землей, пустые стаканчики и стаканчики с водой, ложечки, влажные салфетки, лупы; 3 стол: поднос с землей, проросшими побегами и семенами, вода, алгоритм посадки растений).

Воспитатель: Ребята, давайте с вами рассмотрим песок с помощью лупы.

Опыт 1. «Из чего состоит песок»

Задача: ознакомить детей со свойствами песка – сыпучесть.

Материал: стаканчики с песком, тарелочки, лупы.

Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок, а песчинки — это маленькие камушки)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Ребята, а может ли в камушках что-то вырасти?

Какой песок? ( Сыпучий, сухой )

А для того, чтобы получилось большая горка песка нам необходимо очень много песка.

Хорошо ли он сыпется?

Вывод: Песок состоит из отдельных мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому его можно сыпать.

Воспитатель . А теперь посмотрите, что у нас во второй тарелочке. Здесь находится почва. Давайте, рассмотрим ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Опыт 1. «Что в почве»

Задача: установить состав почвы .

Оборудование: мисочки с почвой, ложечки, лупы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть почву при помощи лупы, из чего она состоит?

Дети . В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки. Она рыхлая и мягкая ( дать возможность детям потрогать землю руками ).

Вывод : почвы состоит из песка, камешков, перегноя.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете можем ли мы посадить растение в песок? Давайте вспомним, а у Лунтика на планете было светло, тепло? Что нам нужно, чтобы растение выросло? ( вода, свет, тепло ). Давайте проверим, что происходит с водой, когда она попадает в песок, посмотрим, есть ли в песке питательные вещества для роста растений.

Материалы : стаканчик с водой, пустой стаканчик, миска с песком, ложечка.

Ход эксперимента : Воспитатель предлагает детям насыпать в стакан немного песка и налить немного воды, затем размешать песок в воде. После оседания песка вместе с детьми рассматривает воду. Изменилась ли вода? Почему? Может ли песок содержать питательные вещества? А где на нашей планете мы можем встретить место, где много песка? ( пустыня ). Что вы знаете о пустыне? Какие растения растут в пустыне и почему? Растет верблюжья колючка, потому что у нее очень длинный корень.

Вывод : когда песок намокает, песчинки слипаются, песок держит форму, но при этом очень быстро высыхает. Что произойдет с растением после высыхания песка? ( растение может не вырасти )

Опыт 2. «Есть ли в почве питательные вещества»

Воспитатель: а теперь давайте проверим есть ли питательные вещества в почве. Воспитатель предлагает детям насыпать почву в стакан с водой и размешать. И дети наблюдают, что в воде плавают много различных частичек, вода стала темного цвета ( мутной ), появились пузырьки ( содержится воздух), значит содержит много питательных веществ . Почва является наиболее благоприятной для существования растений.

Воспитатель : Ребята, давайте мы пока оставим наши стаканчики и позже проверим что изменилось в них.

Воспитатель : мы много смотрели и изучали, немножко устали, пора отдохнуть.

Подрастает зернышко — потянулось к солнышку.

( Потянулись )
С ветерком оно играет, ветерок его качает,

( руки вверх, качаемся )

К земле низко прижимает ( наклоны туловища ) —

вот как весело играет! ( прогнулись, присели .)

После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог.

Воспитатель делает вместе с детьми вывод : Почва — это «живая» земля. Без которой не могут жить растения.

Ребята, а вы знаете, что почва образуется из опавших листьев и веточек, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. В почве обитает много разных животных, в том числе и червяков.

  1. Заключительный этап (рефлексия)

Дети встают в круг с воспитателем.

Воспитатель . Мы с вами исследовали песок и почву. Что же является «живой» землей?

— Какими свойствами должна обладать живая земля?

— Итак, ребята, а как вы можете описать почву, которую можно назвать «живой землей» ( предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся мелкие камни, глина, песок, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля .)

— Значит, землю можно назвать «живой»?

— А почему у Лунтика ничего не вырастало на его планете?

— Мы смогли помочь Лунтику? Мы нашли «живую» почву?

— Давайте с вами вспомним, что же нужно для того чтобы растение существовало?

— Давайте посмотрим на схему и вспомним как нужно сажать растение. Теперь вы знаете как нужно сажать растения и что им для роста необходимо, я предлагаю нам посадить семена зеленой травки у вас в группе вместе с другими ребятами, чтобы и они узнали то что знаете вы!

  1. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  2. Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
  3. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Рыжова Н.А. «Почва – живая земля». — М.: Карапуз – Дидактика, 2005.
  6. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.

Источник

Конспект занятия «Почва»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Цель: обогатить знания детей о свойствах почвы.

Задачи:

— установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

— Развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, мыслительную активность, умение устанавливать причинно-следственные связи.

— Воспитывать познавательный интерес детей к природе.

Оборудование: Проектор, презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей) наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

Скачать:

Вложение Размер
prilozhenie_no_14.docx 20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Почва»

Цель: обогатить знания детей о свойствах почвы.

— установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

— Развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, мыслительную активность, умение устанавливать причинно-следственные связи.

— Воспитывать познавательный интерес детей к природе.

Оборудование: Проектор, презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей) наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

Появление главного персонажа лаборатории ученой совы с вопросом к ребятам:

— Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

В. Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

-Что же такое почва?

-Как вы думаете дети? (ответы детей).

В.: Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года( а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют — почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки , груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

-А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

-Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, — осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката.

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Источник

Читайте также:  Хороший урожай это труд
Adblock
detector