Меню

Конспект занятия состав почвы

Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

Вложение Размер
okr_mir_pochva_3_klass.docx 27.92 КБ
pochva_3_klass.pptx 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).

Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.

Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;

Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

  1. Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
  2. Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
  3. Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
  1. Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
  2. Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.

3. Расширить сведения о почве.

  1. Способствовать готовности слушанию собеседника;
  2. Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
  3. Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
  1. Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  2. Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
  3. Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
  1. Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
  1. Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям

I. Самоопределение к деятельности урока.

-Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

II. Постановка проблемной учебной задачи.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

-Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

III. Открытие нового знания.

— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.

1. Что такое почва и как она образуется?

2. Из чего состоит почва ?

3. Свойства почвы ?

– Согласны? Ну что ж, начнем?

Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)

Дети внимательно рассматривают изображение почвы .

– Внимательно рассмотрите верхний слой.

– Какого он цвета.

– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .

– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.

Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)

– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .

V. Продолжение работы по теме урока.

Перейдём ко 2 пункту плана.

— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1) .

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы .

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)

Опыт № 2 (группа 2) .

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы .

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан .

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)

Опыт № 3 (группа 3) .

1. Возьмите горшок с почвой .

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)

Опыт № 4 (группа 4) .

1. Возьмите посуду с почвой .

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)

Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?

— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)

1. В почве есть воздух .

2. В почве есть вода .

3. Почва не удерживает воду .

4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

— Это главное свойство почвы .

— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

VI. Первичное закрепление.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

– А вы любите кроссворды?

Перед вами кроссворд. ( слайд 8)

1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)

2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)

3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

п е р е г н о й

п л о д о р о д и е

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .

Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?

А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .

Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .

Источник

Конспект по окружающему миру «Почва. Состав почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

УМК «Планета знаний»

Окружающий мир 3 класс

ГБОУ Школа 556, г. Москва, учитель Орлова Л.А.

Слайд №1. Тема: «Почвы. Состав почвы».

Дать понятия о составе почвы, о её главном свойстве — плодородии.

1. Создать условия для развития внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи.

2. Учить сравнивать и делать выводы.

3. Пробудить интерес к познанию окружающего мира.

4. Воспитывать бережное отношение к земным богатствам.

прозрачные стаканы с водой,

презентация «Почва. Состав почвы».

1. Организационный момент.

Сейчас урок окружающего мира.

2. Проверка домашнего задания. Слайд № 2 (Ответы на листочках)

Карточка. Какие полезные ископаемые человек использует:

Самопроверка слайд № 2.

Актуализация знаний учащихся .

— Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны нашей планеты. Вот одна из них:

Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью соберёшь двадцать, посадишь ведро картошки – получишь десять осенью, крохотные семена превратятся в гору редисок, помидоров, огурцов. Это не сказка, чудесная кладовая есть на самом деле.

— Как называется эта кладовая, кто догадался? Слайд №3.

— Ее называют ещё кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва, земля)

— У слова «земля» несколько значений. Одно из них – «почва».

3. Работа по новой теме. Что такое «почва»? Слайд № 4.

-Если выкопать в земле глубокую яму и рассмотреть стенки ямы, то мы увидим вначале тёмный рыхлый слой. Это почва. В ней находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки.

Структуру почвы определяют её частицы, склеенные между собой в комочки разного размера.

В нижней части ямы почва становится светлее и переходит в слои горных пород: песок, глину, известняк. Они бесплодны, здесь никто не живёт.

Объявление темы урока: «Состав и свойства почвы» Слайд № 5.

Сегодня на уроке мы, как учёные – исследователи, будем изучать почву.

Мы проведём несколько опытов и выясним основные свойства и состав почвы.
Работать будем в парах.
Опыт №1

Возьмите стакан с водой.

Бросьте небольшой комок сухой почвы.

Что вы заметили?

Вывод: В почве есть воздух. Слайд №6.

1. Всем вам не рекомендую проводить следующие опыты 2 и 3 самостоятельно из соображений безопасности.

Нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло.

Что происходит? ( стекло стало влажным ). Что доказывает этот опыт?

Вывод: в почве есть вода. Слайд № 7.

1 . Продолжаем нагревать почву.

Что вы видите и чувствуете? ( над почвой появился дым, в классе неприятный запах )

Из-за чего это происходит? Сделайте вывод. (в почве есть перегной, состоящий из перегнивших остатков растений и животных)

Перегной или гумус – это разложившиеся остатки растений и животных. Слайд № 8.

И чем больше перегноя или гумуса, тем лучше почва. Основное свойство почвы – это плодородие – способность давать хороший урожай, обеспечивая растения влагой, питательными веществами, воздухом. Ни один искусственный субтрат (состав веществ для выращивания растений)не может сравниться по плодородию с почвой. Установлено, что плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя. Чем больше перегноя в почве, тем она темнее по цвету, тем лучше она удерживает воду и растворённые в ней вещества, которыми питаются растения.

Какие слова прячутся в этом слове? (плоды родятся). Какая почва по вашему мнению даст больший урожай?

Толщина почвенного слоя различна: от 2-3 см до 150-200см и более. И чем толще он, тем больший урожай собирают.

В ВОВ гитлеровцы вывозили в Германию эшелонами почву из нашей страны( чернозём ) (ст. Гиагинская 60км от Майкопа, до 2,5м ).

-В каком слое земли находится почва: в верхнем, среднем или в нижнем?

Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите на поверхности воды? (Мусор, листочки, останки насекомых — перегной)

Что видите на дне стакана? (муть, она на дне стакана, значит тяжелее перегноя, она не растворилась.)

Вывод: в почве есть нерастворимые вещества – песок и глина. Слайд № 9, 10.

Работа с учебником с. 68. – От чего зависит плодородие почвы?

Фильтруем воду, в которой долго находилась почва.

Несколько капель этой воды поместим на стекло.

Подержим стекло над огнём.

Наблюдаем, что осталось на стекле? На что это похоже? ( на соль)

Сделаем вывод . (В почве есть соли .) Слайд № 11.

Под действием микробов, которые живут в перегное, образуются соли. Слайд № 12 .

Соли – это питательные вещества , а так как в почве есть вода, ( а она – растворитель) то их, растворённые, используют растения. Питательные вещества необходимы для роста и развития растений.

Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под воздействием микроорганизмов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения, а их едят новые животные.

Вот так вещества путешествуют в природе: из почвы – в растения, из растений — в тела животных, и с остатками растений и животных — снова в почву. (по кругу).

Что же происходит в природе? ( круговорот веществ в природе)

Работа с учебником. С. 70. — Польза от дождевых червей?

Когда началось образование почвы на Земле? ( с появлением живых существ, миллионы лет идёт непрерывный процесс образования почвы.) На образование 5см требуется 2000лет.

Что будет, если почвы вдруг не станет? ( прервётся круговорот веществ, исчезнут растения и животные, а значит, не смогут жить люди).

Наши исследования подошли к концу. Проведя опыты, мы узнали, что такое почва, состав почвы и какое главное свойство почвы.

И сейчас, как настоящие учёные, мы запишем результаты опытов в тетрадь и сделаем выводы .

РАБОТА В ТЕТРАДИ страница 27 № 64, 65..
Проверка: взаимопроверка, самоконтроль.

Обобщение: Что входит в состав почвы? Слайд № 13. По щелчку Слайд № 13.

В Париже, в Международной палате мер и весов хранится 1куб. м русского чернозёма — эталон структуры и плодородия почв. Слово «чернозём» стало международным термином по настоянию В.В. Докучаева — русского учёного, создателя науки о почвах – почвоведении. Слайд № 14.

Почему «чернозём»? (чёрный цвет почве придаёт перегной)

Кто может рассказать, как же образуется почва? Слайд № 15.

Вы уже знаете, что скалы, камни в природе непрерывно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. И всё же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием микробов образуется перегной. Теперь тут могут поселиться другие растения. Они дают ещё больше перегноя. Так постепенно, очень – очень медленно, камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.

Сегодня на уроке мы открыли ещё одну великую тайну, дар природы человеку — почву. Почва – сложнейший, своеобразный организм. Она постепенно изменяется, развивается, живёт.

Почва дороже золота. Без золота проживёшь, а без почвы – нет. Но она может и умирать : ветер , солнце, отсутствие воды, деревьев, ядохимикаты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней. Слайд № 16.

5. Работа с учебником с. 71.

6. ИТОГ УРОКА: Выводы: Слайд № 17, 18.

1. Что можно назвать почвой? ( Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти или растут растения).

2. Какая почва лучше удерживает влагу: почва, в которой больше песка или почва, в которой больше глины.

3. Есть ли почва на Луне, на других планетах Солнечной системы? Объясни своё мнение.

4. Какую пользу почве приносит дождевой червь?

5. Кто создатель науки почвоведение?

6. Как сохранить почву?

Рефлексия: Кому на уроке было интересно? Кто считает, что он обогатился знаниями? Вы можете поднять зелёную карточку. Если нет, то жёлтую.

ДОМ. ЗАДАНИЕ: с. 68- 71, вопросы учебника.

Источник

Читайте также:  Какую почву не любит камыш
Adblock
detector