Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Задачи:
Образовательные: I.Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.
II. а) Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
б) Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы:
— назвать предмет в целом (почва);
— при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;
— при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д.
Развивающая: развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.
Воспитательные: Воспитание экологической культуры:
— формировании правильных способов взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, лекарственные растения).
— сопереживание всему живому, восприятие красоты природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе
на тему: «Почва – живая земля»
Воспитатель : Дрокина Елена Анотольевна
Образовательные: I.Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.
II. а) Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
б) Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы:
— назвать предмет в целом (почва);
— при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;
— при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д.
Развивающая: развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.
Воспитательные: Воспитание экологической культуры:
— формировании правильных способов взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, лекарственные растения).
— сопереживание всему живому, восприятие красоты природы.
Оборудование: образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва, комочки влажной и рыхлой земли, большая банка, 2 банки: с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла), баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок), картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), стаканчики с землей (по количеству детей), семена, наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт,обруч-4 шт.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки.
Видал ли ты когда-нибудь семечко 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было крылатое семечко стоит ветвистое дерево.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
— Вы догадались, как она называется?
Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).
— А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?
— А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?
— А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай…).
А кормит она не только нас, но и растения.
Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.
Еще почву называют «Подземным царством».
— Как вы думаете, почему?
В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т.д.).
Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.
-Чем они дышат? Как и все воздухом.
Давайте проверим, есть ли в почве воздух.
Опыт 1 . Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
Скажите, где воздуха в почве больше – в местах, которые посещают люди (плотно утромбованной) или там, где редко ступает нога человека (рыхлой).
Для этого возьмем кусочек с клумбы (рыхлой почвы) и с места, где часто ходят люди – тропинки (уплотненной почвы).
Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована стопа ноги человека, а рыхлой с наклейкой цветка и начинаем наблюдать, где будет больше выходить пузырьков.
Так, где же воздуха больше? (в рыхлой почве).
— Где подземным жителям легче дышать?
— А почему в уплотненной почве воздуха меньше?
Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как — бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Давайте это увидим сами.
Опыт 2 . Для этого возьмем рыхлую, влажную почву и рассмотрим ее, как она выглядит.
Посмотрите, что внутри комочков есть пустые места, там и прячется воздух.
— А сейчас сожмите кусочек земли в руке.
— Что с ним произошло? Каким он стал?
— Он увеличился или уменьшился? Почему?
Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел». Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.
— Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему?
— Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?
Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.
А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Предлагаю разгадать кроссворд. Я буду загадывать загадки ,а отгадки будем вписывать в наш кроссворд.
1)Маленький рост, длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)
2)Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у … (крота)
3)Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки. ( дождевой червь)
4)Погляди на молодцов: веселы и бойки
Волокут со всех концов, материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг, тут народ хороший.
Без работы, хоть убей жить не может…(муравей)
5)Скачет зверушка, не рот а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)
Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.
ИГРА «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЧЕРВЯЧКИ»
Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «лекарственное растение». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «лекарственных растений». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники лекарственных растений. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-лекарственные растения дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к растению и отдает. Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему растению.
— К своей земле нужно относиться бережно, кроме всего не нужно ее загрязнять.
Сейчас мы увидим, как происходит загрязнение почвы.
Опыт 3 . Рассмотрим воду у меня в баночках.
— Чем они отличаются?
Да, в одной чистая вода, а в другой грязная, которая осталась после стирки. Такую воду мы выливаем в раковину или выплескиваем на землю.
— Что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной?
Давайте польем почву в одной банке чистой водой, в другой грязной.
В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку.
А во второй? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки.
Представьте себя на месте дождевого червяка или крота.
— Какую бы почву вы выбрали для своего дома?
— Что бы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их?
Вывод: В жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и «мертвая вода» — грязная, когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть.
— Откуда берется «мертвая вода»?
Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей и т.д.
Во многих местах на нашей планете почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить, поить растения чистой водой, животные не могут жить в такой почве.
Поэтому необходимо бережно относится к «Подземному царству», стараться делать так, чтобы в нем всегда было чисто.
А сейчас, чтобы увидеть, как действительно горсточка семян в земле превращается в лекарственные растения, мы посеем их в наши колеса с землей. И в дальнейшем будем наблюдать за их появлением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Космос».
В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Россия — Родина моя!»
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Россия — Родина моя!».
конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Вода в жизни человека»
Совершенствовать представления детей о значении воды в жизни человека.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Домашние животные»
Закрепить названия домашних животных и их детёнышей, знания об их назначении и пользе для человека.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»
Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Морское путешествие»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Морское путешествие».
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Почва — живая Земля. Посадка кедра»
Конспект НОД по экологии, с учетом регионального компонента.
Источник
Конспект НОД «Почва живая земля» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе с презентацией
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: «Почва – живая земля»
Цель: познакомить детей с понятием почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу о том, что в почве есть все необходимое для жизни растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_peredelannyy.docx | 23.78 КБ |
peredelannyy11.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 78
Петроградского района г. Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: «Почва – живая земля»
Цель : познакомить детей с понятием почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу о том, что в почве есть все необходимое для жизни растений.
- Познакомить детей со свойствами плодородной почвы, песка.
- Формировать представления о значении почвы, песка в природе.
- Подводить детей к ответу полными предложениями.
- Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, рыхлый, пустыня, плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, мягкая, перегной, примеси, кислород, воздух.
- Закреплять правила безопасности при проведении лабораторных опытов в «лаборатории».
- Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.
- Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность.
- Развивать умение делать свои умозаключения.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, природе.
- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
- Прививать любовь к природе.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы : наглядный (показ слайдов, картинок); словесный (вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа); практический (экспериментирование – элементарные опыты); игровой (сюрпризный момент).
Материалы и оборудование к занятию : мисочки с песком, плодородной почвой; стаканчики с водой; ложечки для почвы; лупы; влажные салфетки; поднос с землей, проросшими побегами и семенами; стаканчики; одноразовые фартуки и шапочки по количеству детей.
(Воспитатель приглашает детей в круг).
Воспитатель : — Ребята, здравствуйте, а как вы думаете с чего начинается хорошее настроение? ( с улыбки, добрых дел, с прекрасных сюрпризов ).
Воспитатель : Да, все верно, и с улыбок, и ласковых слов.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
- Мотивационно – ориентировочный этап
Воспитатель : — Ребята, сегодня утром мне Лунтик прислал электронное письмо, и я бы хотела с вами этим письмом поделиться. Давайте скорее посмотрим, что же Лунтик нам пишет (дети смотрят на экран ( презентация )).
«Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Пишет вам грустный Лунтик. А невесел я, потому что у меня беда. Ведь я родился не на такой красивой и зеленой планете как ваша Земля, а на маленькой и пустынной планете…Луна. Мне очень хочется, чтобы и моя планета стала такой же зеленой и красивой как ваша, но у меня ничего не получается. Я создавал у себя в саду клумбы и сажал различные растения, но они не растут. Я не понимаю почему, может я что-то делаю не так. Помогите мне, пожалуйста узнать, что нужно для того, чтобы у меня все росло, и моя планета стала зеленой как ваша. Я вам выслал образец своей почвы, может быть она вам поможет. Заранее благодарен вам, ваш Лунтик».
Воспитатель : Ребята, посмотрите Лунтик нам передал образец своей почвы. И это песок. А теперь, ребята, давайте поможем Лунтику разобраться почему же у него ничего на клумбах не растет? Давайте же порассуждаем, что нужно растению для жизни? ( Свет, тепло, влага, воздух ). А еще для хорошего роста растениям нужно хорошее питание, которое находиться в земле. Вода, попадая в такую почву, растворяет питательные вещества и растение всасывает их с помощью своих корней. Конечно, вы все правильно говорите, но давайте мы все еще раз повторим, но только полными предложениями.
Воспитатель : А, для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, я предлагаю нам стать учёными – исследователями ( халаты и шапочки (раскрыты) лежат на 6 стульчиках ). А кто знает, чем занимаются ученые? ( Исследуют, наблюдают, проводят опыты ). Конечно, все правильно, они и исследуют, и наблюдают, и проводят опыты, а еще ученые обсуждают свои наблюдения. А еще ученым нужна лаборатория. Ребята, но для того чтобы нам приступить к работе в лаборатории, давайте мы сначала с вами вспомним, какие правила нужно соблюдать, работая в лаборатории при проведении опытов? ( быть аккуратными, соблюдать тишину, не спешить, внимательно слушать, не толкаться ). Итак, сейчас, я предлагаю нам с вами подойти к столам, и посмотреть, что за предметы для исследования у вас на столах лежат. Перечислите их, только отвечаем полными предложениями. ( Дети подходят к столам. На 3 столах стоят: 1 стол: мисочки с песком, пустые стаканчики и стаканчики с водой; 2 стол: мисочки с землей, пустые стаканчики и стаканчики с водой, ложечки, влажные салфетки, лупы; 3 стол: поднос с землей, проросшими побегами и семенами, вода, алгоритм посадки растений).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами рассмотрим песок с помощью лупы.
Опыт 1. «Из чего состоит песок»
Задача: ознакомить детей со свойствами песка – сыпучесть.
Материал: стаканчики с песком, тарелочки, лупы.
Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок, а песчинки — это маленькие камушки)
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Ребята, а может ли в камушках что-то вырасти?
Какой песок? ( Сыпучий, сухой )
А для того, чтобы получилось большая горка песка нам необходимо очень много песка.
Хорошо ли он сыпется?
Вывод: Песок состоит из отдельных мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому его можно сыпать.
Воспитатель . А теперь посмотрите, что у нас во второй тарелочке. Здесь находится почва. Давайте, рассмотрим ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.
Опыт 1. «Что в почве»
Задача: установить состав почвы .
Оборудование: мисочки с почвой, ложечки, лупы.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть почву при помощи лупы, из чего она состоит?
Дети . В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки. Она рыхлая и мягкая ( дать возможность детям потрогать землю руками ).
Вывод : почвы состоит из песка, камешков, перегноя.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете можем ли мы посадить растение в песок? Давайте вспомним, а у Лунтика на планете было светло, тепло? Что нам нужно, чтобы растение выросло? ( вода, свет, тепло ). Давайте проверим, что происходит с водой, когда она попадает в песок, посмотрим, есть ли в песке питательные вещества для роста растений.
Материалы : стаканчик с водой, пустой стаканчик, миска с песком, ложечка.
Ход эксперимента : Воспитатель предлагает детям насыпать в стакан немного песка и налить немного воды, затем размешать песок в воде. После оседания песка вместе с детьми рассматривает воду. Изменилась ли вода? Почему? Может ли песок содержать питательные вещества? А где на нашей планете мы можем встретить место, где много песка? ( пустыня ). Что вы знаете о пустыне? Какие растения растут в пустыне и почему? Растет верблюжья колючка, потому что у нее очень длинный корень.
Вывод : когда песок намокает, песчинки слипаются, песок держит форму, но при этом очень быстро высыхает. Что произойдет с растением после высыхания песка? ( растение может не вырасти )
Опыт 2. «Есть ли в почве питательные вещества»
Воспитатель: а теперь давайте проверим есть ли питательные вещества в почве. Воспитатель предлагает детям насыпать почву в стакан с водой и размешать. И дети наблюдают, что в воде плавают много различных частичек, вода стала темного цвета ( мутной ), появились пузырьки ( содержится воздух), значит содержит много питательных веществ . Почва является наиболее благоприятной для существования растений.
Воспитатель : Ребята, давайте мы пока оставим наши стаканчики и позже проверим что изменилось в них.
Воспитатель : мы много смотрели и изучали, немножко устали, пора отдохнуть.
Подрастает зернышко — потянулось к солнышку.
( Потянулись )
С ветерком оно играет, ветерок его качает,
( руки вверх, качаемся )
К земле низко прижимает ( наклоны туловища ) —
вот как весело играет! ( прогнулись, присели .)
После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог.
Воспитатель делает вместе с детьми вывод : Почва — это «живая» земля. Без которой не могут жить растения.
Ребята, а вы знаете, что почва образуется из опавших листьев и веточек, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. В почве обитает много разных животных, в том числе и червяков.
- Заключительный этап (рефлексия)
Дети встают в круг с воспитателем.
Воспитатель . Мы с вами исследовали песок и почву. Что же является «живой» землей?
— Какими свойствами должна обладать живая земля?
— Итак, ребята, а как вы можете описать почву, которую можно назвать «живой землей» ( предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся мелкие камни, глина, песок, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля .)
— Значит, землю можно назвать «живой»?
— А почему у Лунтика ничего не вырастало на его планете?
— Мы смогли помочь Лунтику? Мы нашли «живую» почву?
— Давайте с вами вспомним, что же нужно для того чтобы растение существовало?
— Давайте посмотрим на схему и вспомним как нужно сажать растение. Теперь вы знаете как нужно сажать растения и что им для роста необходимо, я предлагаю нам посадить семена зеленой травки у вас в группе вместе с другими ребятами, чтобы и они узнали то что знаете вы!
- Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
- Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
- Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Рыжова Н.А. «Почва – живая земля». — М.: Карапуз – Дидактика, 2005.
- Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Источник