Крестьяне работавшие за половину урожая именовались как
Выражение «Все мы родом из деревни» актуально для всех нас, проживающих на территории бывшей Российской империи, даже если кому-то это утверждение кажется сомнительным…
В течение очень длительного времени Россия представляла собой аграрную страну со значительным преобладанием сельского населения. Согласно статистическим данным даже в начале XIX века в российских городах проживало примерно 5% всего населения. К середине этого века доля городского населения возросла до 8%, а всего сто лет назад, в 1913 году, составляла 14,2%. При этом слово «крестьянин» появилось в русском языке относительно недавно. Впервые в значении «земледелец» оно упоминается в уставной грамоте, данной в 1391 году митрополитом Киприаном Константинопольскому монастырю. До этого в древних письменных источниках пахари вместе с людьми других профессий именовались «народ», «людие», «земяне».
Изначально российское крестьянство было свободным. В Древней Руси IX — XV веков крестьянствовали смерды и пашенные люди. С XI — XII века смерды стали попадать в зависимость от землевладельцев, и к концу XV века понятие «смерд» потеряло свой социальный смысл, оставшись в русском языке как синоним крепостного крестьянина, несущий в себе оттенок пренебрежительности и уничижительности. В XVI веке образовалась категория владельческих крестьян, называемых иначе крепостными или помещичьими. «Пашенные люди» в XIV веке остались в основном лишь в Сибири, а на территории европейской России появились две новые категории крестьянского сословия — черносошные крестьяне и половники.
Черносошные крестьяне представляли собой категорию недворянского населения, имевшую право владеть землёй. Они жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны с суровым климатом, а потому часто вынуждены были заниматься охотой, рыболовством, собирательством, торговлей. Больше всего черносошных крестьян было в Поморье, а также в Сибири. Они не были лично зависимыми, поэтому несли тягло (система денежных и натуральных государственных повинностей) не в пользу помещиков, а в пользу государства.
Половниками становились главным образом малоземельные крестьяне-общинники, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Они получали земельный участок и ссуду для ведения хозяйства, заключив договор с землевладельцем о сроке, размере ссуды, повинностях. В XIV–XV веках половничество или испольщина (вид аренды земли, при которой арендная плата, уплачиваемая собственнику земли, составляет половину урожая) существовало во всех русских землях.
В конце XVI века сформировалась категория крепостных (владельческих, помещичьих) крестьян. В зависимости от того, как они отрабатывали повинность, крепостные подразделялись на барщинных, оброчных и дворовых крестьян. Отбывая барщину, крестьянин был обязан бесплатно собственными орудиями обрабатывать помещичью землю. По закону работать полагалось три дня в неделю, но на практике помещики продлевали барщину до шести дней. Находясь на оброке, крестьянин занимался различными промыслами, торговлей, ремеслом, извозом или нанимался на мануфактуру, при этом часть заработка — оброк — он выплачивал помещику.
Владельческие крестьяне, не имеющие надела земли, назывались безземельными. Таковыми они могли стать в результате отказа от надела при составлении уставной грамоты; утраты права на полученный надел с выходом из сельского общества; утраты надела вследствие неисправного внесения платежей и повинностей, долговых и податных взысканий в неурожайные годы, потери скота. Как самостоятельная категория населения безземельные крестьяне существовали до 1861 года, когда были приравнены к категории дворовых крестьян.
Дворовыми назывались крестьяне, обслуживавшие барский дом и двор. Они жили обычно в людских или дворовых избах, расположенных возле господского дома. Помещение для дворовых в господском доме, где они кормились за общим столом, называлось людской. Дворовые крестьяне могли также получать жалованье в виде месячины — ежемесячного продовольственного пайка, который также назывался «отвесное», так как отпу
Источник
Урок 13 Средневековая деревня и ее обитатели
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
СРЕДНЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ
В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» – духовенство, «тех, кто воюет» – рыцарей и «тех, кто работает» – крестьян. Средневековый человек был убежден, что у каждого сословия были свои задачи и свое назначение в обществе и одно сословие без другого не могло обойтись, в этом и заключался общественный порядок. СОСЛОВИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Три сословия (надписи означают: ‘Ты молись!’, ‘Ты защищай!’, ‘Ты работай!’) Гравюра (XV в.)
«НЕТ ЗЕМЛИ БЕЗ ГОСПОДИНА» К IX-X векам практически вся земля на территории Западной Европы была поделена между крупными землевладельцами – феодалами. Вся земля делилась на господскую часть и на наделы крестьян. Обрабатывали её зависимые крестьяне, используя для этой цели личные орудия труда и лошадей. Урожай с господских полей поступал в закрома землевладельца. Крестьянин кормил себя и свою семью за счет урожая со своего надела. Уборка урожая
КАТЕГОРИИ КРЕСТЬЯН СВОБОДНЫЕ -платили оброк за пользование землей; -могли уйти от хозяина -лично свободны; -поземельно зависимы. ЗАВИСИМЫЕ -личная зависимость; -могли покидать господ только с их разрешения; -главная повинность-барщина; -собственностью господина являлась не только земля, но и имущество; -жениться могли только с согласия сеньора; -не могли уйти в монастырь.
Ознакомьтесь с документами и поясните каким образом крестьяне могли попасть в крепостную зависимость? кГрамота , которую подписывал крестьянин, попавший в крепостную зависимость: «Всем известно, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли; я не имею чем жить и одеваться. По просьбе моей ты не отказал вручить мне из своих денег столько-то (указана сумма), а у меня совсем нечем выплатить эти деньги. Поэтому я просил утвердить закабаление моей свободной личности, чтобы отныне вы имели полную свободу меня продавать, выменивать, наказывать.» ЗАДАНИЕ ?
Соглашение между феодалами о крепостных крестьянах: Да будет ведомо, что епископ парижский дал нам крепостную свою Изабель для выдачи её замуж за Роберта, человека нашего. Мы же в обмен на названную его крепостную дали господину епископу парижскому Эмелину — нашу крепостную — для выдачи её замуж за Гарина, его человека. Я, епископ парижский, извещаю, что в конце концов спор этот решён в том смысле, чтобы из сыновей Гирольда — как тех, которые родились, так и тех, которые родятся,- нам принадлежал первый, монастырю — второй, нам — третий, ему — четвёртый.
ФЕОДАЛЬНЫЕ ПОВИННОСТИ КРЕСТЬЯН За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности. Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. Барщиной называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Рыбаки. Миниатюра в рукописи Tacuinum Sanitatis. XIV век.
ФЕОДАЛЬНЫЕ ПОВИННОСТИ КРЕСТЬЯН Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброк- долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги. При вступлении в наследство сын умершего был обязан отдать господину лучшую голову скота. Птичий двор. Миниатюра в рукописи Tacuinum Sanitatis. XIV век.
СДАЧА ОБРОКА ФЕОДАЛУ
Чтобы заставить крестьян, исправно нести повинности феодалам нужна была власть над ними. Они имели право судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами. За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание Средневековый рисунок. «Барщина крестьян на землях монастыря» СУДЕБНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Помимо выполнения барщины и оброка десятую долю урожая крестьяне должны были отдавать церкви. На эту церковную десятину строили храмы и монастыри, украшали их картинами, скульптурами. УПЛАТА ЦЕРКОВНОЙ ДЕСЯТИНЫ Сарай для сбора десятины монастыря Тер Дост. Бельгия, XV век.
Прочитайте отрывок «Повинности крестьян монастыря Сен-Виктор» (начало XI в.) и ответьте на вопросы: Альдегерий Лысый дает половину свиньи и половину барана. Женщина Мательда, мать Аремберта, — то же самое. Ингилард — то же. Фроберт дает свинью и барана. Женщина Арея — половину свиньи и половину барана. Маяфред — то же. Гальтерий — одну свинью, одного барана. Андрей — 8 денариев ( Денарий — денежная единица.) за свинью, 5 — за барана. Левторий — половину свиньи и половину барана. Мартин Барнард — по 4 денария за свинью и за барана. ЗАДАНИЕ Английские крестьяне, о которых идет речь в документе, находятся явно в тяжелой зависимости от своих господ. Являются ли они тем не менее нищими? Чем они отличаются от рабов?
КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА Сеятель. Миниатюра из Часослова. Франция, XV век. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, если он пытался увеличить обычные размеры повинностей. Иногда они отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиночку и целыми деревнями они убегали от жестоких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным трудом крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей.
Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали мастерские; там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, ткани, одежду. Все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине. Ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать. НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Пастухи и овцы. Англия, конец XV века.
При медленном развитии техники сельского хозяйства урожаи долгое время были низкими. Значительную часть продуктов, которые производил крестьянин, присваивал господин. Крестьянам почти нечего было продавать. Вот почему до XI века торговля в Европе была развита слабо. Хозяйство и феодалов, и крестьян было натуральным: продукты и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного потребления. НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Четыре воловьи упряжки вспахивают узкие полоски земли крестьянских наделов. Франция, XV век.
ФЕОДАЛЬНОЕ ПОМЕСТЬЕ Задание: пользуясь картинкой расскажите о феодальном поместье. Докажите, что феодальное поместье — это натуральное хозяйство
КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР.ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯН Деревни насчитывали обычно 10-15 дворов. В каждом дворе кроме жилища, были сарай, хлев, амбар. другие хозяйственные постройки. На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, — чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырем или кожей. Крестьянский дом. Современная реконструкция.
Стекло использовалось лишь в церквах, у сеньоров и городских богачей. Вместо дымохода часто зияла дыра в потолке, и когда топили, дым заполнял помещение. В студеную пору нередко и семья крестьянина, и его скот жили рядом — в одной избушке. КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР.ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯН В крестьянской хижине
Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком. Мяса в народе ели мало, только по праздникам. Употребляли довольно много рыбы, потому что 166 дней в году приходилось на посты, когда есть мясо было запрещено. Из сладостей был известен только мёд КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР.ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯН Выпечка хлеба. Средневековая миниатюра
ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН
Пахота на волах в ярме. Миниатюра (XV в.) ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН В отличие от рабов крестьяне уважали свой тяжелый труд и высоко ценили трудолюбие. Они обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов.
Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая — церкви. Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от погоды. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы, и тогда наступал страшный голод. Смертность была очень высокая. ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН «Сельскохозяйственные работы» /пахота). Миниатюра XIV в
ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН Орудия труда средневековых крестьян
1.Важнейшая ценность средневекового общества А)богатство Б)земля В)деньги 2.Большие группы людей, которые отличаются друг от друга закрепленными за ними правами и обязанностями, передающимися по наследству А)сословия Б)части В)коллективы ТЕСТОВЫЕ ЗДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
3.Барщина включала А)работу зависимого крестьянина на поле и в хозяйстве сеньора Б)работу зависимого крестьянина по перевозке грузов В)обязанность зависимого крестьянина печь хлеб в печи сеньора Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне. 4.Оброк включал обязанность А)приносить часть урожая зерновых, овощи, фрукты, птицу сеньору Б)отдавать сеньору часть денег, вырученных от продажи продуктов В)давить виноград на прессе сеньора Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне. ТЕСТОВЫЕ ЗДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
5.Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова. Один средневековый мудрец уподобил духовенство овцам, дающим молоко проповеди, — собакам, охраняющим овец от волков, а — быкам, терпеливо создающим то, что нужно для жизни. ТЕСТОВЫЕ ЗДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
- Сейчас обучается 229 человек из 64 регионов
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 1045 человек из 80 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1102404
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник