Особенности эксплуатации прокатных станков

Профнастил относится к самым современным универсальным покрытиям. Он успешно может использоваться в частном строительстве, на всевозможных индустриальных объектах, для создания быстровозводимых зданий.

Прокатный стан

Машина для обработки давлением металла и др. материалов между вращающимися валками, т. е. для осуществления процесса прокатки, в более широком значении — автоматическая система или линия машин (агрегат), выполняющая не только прокатку, но и вспомогательные операции:

  • транспортирование исходной заготовки со склада к нагревательным печам и к валкам стана,
  • передачу прокатываемого материала от одного калибра к другому,
  • кантовку,
  • транспортирование металла после прокатки,
  • резку на части,
  • маркировку или клеймение,
  • правку,
  • упаковку,
  • передачу на склад готовой продукции и др.

Устройство и принцип работы

Прокатный пресс состоит из трех основных частей:

  1. Клеть рабочая. В конструкцию данных элементов входят прокатные валки, плиты установки, станина основания, а также проводка.
  2. Двигатели электрические для передачи движения рабочим элементам.
  3. Механизмы распределения и преобразования движения. Состоят из шпинделя, муфт и шестерней.

Агрегаты различаются по количеству клетей и размеров рабочих валков:

  1. Станки для толстого металла имеют в конструкции до двух рабочих отсеков с валками длиной от 3 м до 5,5 м. При этом дополнительно могут быть установлены вертикальные валки, которые служат для обработки боковых кромок.
  2. Широкополосное оборудование содержит до 15 клетей, валки имеют длину до 2,5 м.
  3. Универсальные прокатные прессы состоят из 5 отсеков, а длина валов до 1,5 м.

В промышленности выделяют три метода обработки металлического сырья до приобретения им необходимой геометрической формы:

  1. В первом случае на литейный агрегат устанавливают приспособление для проката, получают начальный контур детали до полной кристаллизации. Недостатком способа считают необходимость сохранения высокой температуры до окончания обработки, а также дополнительная точная обкатка.
  2. В результате проката через печи с температурой внутри камеры до 1350 С происходит самостоятельное сваривание краев. На выходе из оборудования получают готовый трубный профиль.
  3. Третий способ подразумевает изготовление деталей при температуре заготовки соответствующей окружающей среде. Для предотвращения брака, в агрегатах применяют большое количество валков, которые вращаются в противоположном направлении.
Читайте также:  Армопояс для одноэтажного дома из газобетона

Какое оборудование используется для производства?

Для изготовления представленного материала используются разные станки. Среди них можно выделить следующие:

1. Станок для разматывания. Дело в том, что на производство сырье привозится в рулонах и только потом обрабатывается. Для того чтобы лента подавалась дальше по прямой линии, ее нужно размотать. Такой станок для производства профнастила может быть консольным или двухопорным.

2. Прокатный стан. Его можно настраивать для формирования разных по высоте и положению ребер. Этот станок является основным. Без него материал изготовить нельзя. Изгиб заготовки производится при помощи специальных металлических валов, закрепленных на станке. Следует также отметить, что процесс прокатывания может быть последовательным или одновременным. Во втором случае все гофры на листе делаются одновременно. Первый тип представленного оборудования изготавливает каждое ребро отдельно.

3. Гильотина. Применяется для разрезывания материала.

4. Приемное устройство, на которое выезжает уже обработанный лист.

Шестеренные клети и редукторы

В тех случаях, когда каждый прокатный валок приводится во вращение индивидуальным двигателем (современные блюминги, слябинги и толстолистовые станы кварто), не требуется никаких зубчатых передач. Все остальные прокатные станы должны иметь зубчатые передачи в шестеренных клетях и редукторах.

Шестеренная клеть состоит из главных шестерен, станины, подшипников для главных шестерен (подушки, залитые баббитом, подшипники качения) и системы сопел и трубопроводов, обеспечивающих подачу обильной смазки трущимся деталям.

Главные шестерни имеют зубчатый венец, шейки (цапфы) и трефы, изготовленные как одно целое из стали 40, 45 или 40Х с поверхностной закалкой зубьев. Шестерни работают при больших нагрузках (часто динамических) и высоких скоростях. Число зубьев принимается от z = 18 до z = 29, нарезка шевронная.

Читайте также:  Дымоход для газового котла: устройство и требования к установке

Станина шестеренной клети представляет собой цельную или состоящую из двух половин коробку, отлитую из модифицированного чугуна или стали. В процессе работы шестеренных клетей особое внимание уделяется непрерывной подаче достаточного количества смазки на зубья и шейки главных шестерен под давлением 0,2. . . 0,5 МПа.

Редукторы между шестеренной клетью и электродвигателем применяют в том случае, если их установка и затраты на эксплуатацию оправдывают разницу в стоимости и эксплуатационных расходах тихоходного и быстроходного двигателей В зависимости от передаточного числа редукторы, используемые в прокатных станах, бывают одно-, двух-, а иногда и трехступенчатыми.

Соединительные устройства, передающие крутящий момент от двигателя через редуктор и шестеренную клеть к валкам, представлены муфтами и шпинделями различной конструкции.

Ведущая шестерня шестеренной клети соединяется с ведомым валом редуктора или с валом двигателя (если редуктор отсутствует) посредством муфты, которую обычно называют главной. Наибольшее распространение получили зубчатые, а также эластичные или упругие муфты.

Валки двух соседних клетей линейного стана, а также главные шестерни и рабочие валки в условиях незначительного их перемещения в вертикальной плоскости соединяются между собой муфтами и шпинделями трефового типа, что допускает возможность работы шпинделя с некоторым перекосом (1. . . 2°) . При значительных перемещениях валков в вертикальной плоскости, когда ось шпинделя составляет значительный угол с горизонтальной плоскостью, для привода валков используют шарнирные шпиндели с подшипниками качения, устроенные по принципу шарнира Гука, которые могут передавать крутящий момент прокатки валкам от шестеренной клети при перекосе шпинделей до 10 12°

Поскольку шпиндели при длине в десятки метров имеют значительный вес, их уравновешивают с помощью грузов или пружин.