Кровеносная система сердце биоценоз 1 почва
Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
              ПРИЗНАК          | ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ |
A) кровь движется к сердцу | 1) артерия |
Б) кровь движется от сердца     | 2) вена |
В) стенки образованы одним слоем плоских клеток | 3) капилляр |
Г) через стенки осуществляется газообмен | Д) кровь в сосудах движется под самым высоким давлением |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Артерии — это сосуды, по которым кровь течет от сердца ко всем органам. Артерии имеют плотные упругие стенки, состоящие из трех слоев.
По венам кровь от всех органов возвращается к сердцу. Стенки вен, так же как и артерий, состоят из трех слоев. Мышечный слой стенок вен значительно тоньше, чем стенок артерий, эластичных волокон мало. Внутри вен располагаются клапаны, которые действуют так же, как полулунные клапаны сердца, обеспечивая ток крови по направлению к сердцу.
Капилляры — это мельчайшие однослойные сосуды кровеносной системы.
В плечевой артерии человека систолическое давление составляет 110−125 мм рт. ст., а диастолическое — 60−85 мм рт. ст. У детей давление крови значительно ниже, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем у него больше капиллярная сеть и шире просвет кровеносной системы, а следовательно, и ниже давление крови. После 50 лет максимальное давление повышается до 130−145 мм рт. ст.
В мелких артериях и артериолах из-за большого сопротивления току крови кровяное давление резко снижается и составляет 60−70 мм рт. ст., в капиллярах оно еще ниже — 30−40 мм рт. ст., в мелких венах составляет 10−20 мм рт. ст., а в верхней и нижней полых венах в местах впадения их в сердце давление крови становится отрицательным, т. е. ниже атмосферного давления на 2−5 мм рт. ст.
Источник
Кровеносная система сердце биоценоз 1 почва
Лимфатическая система служит для возврата веществ из тканевой жидкости белков, воды, солей в кровь
Функции лимфатической системы:
-возвращение в кровь излишков тканевой жидкости;
-удаление из межклеточных пространств веществ, которые не всасываются в кровеносные капилляры, например, белков;
-всасывание жиров в кишечнике;
-участие в иммунных реакциях.
Пояснение к 4 пункту.
Да, лимфатическая система участвует в иммунных реакциях, но формирование иммунного ответа на заражение сложный многоступенчатый процесс.
Инфекции носят разный характер, соответственно, и защита организма на каждого возбудителя имеет свои наиболее активные механизмы и реакции. Инфекционный иммунитет развивается:
При воздействии болезнетворных микробов, бактерий, вирусов, паразитов, грибков, простейших;
На наличие токсических веществ для предупреждения интоксикации.
Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях состоит в том, что иммунный ответ на возникновение бактериального возбудителя имеет двойную структуру:
Специфический для уничтожения болезнетворной бактерии;
Антитоксический — для утилизации продуктов жизнедеятельности патогенной флоры.
В борьбе с бактериями система иммунитета использует клетки фагоцитов, специальные антитела, макрофаги, естественные киллеры и С-реактивные и маннозосвязывающие протеины, так же начинает вырабатываться вещества для утилизации токсинов, вырабатываемых бактериями.
В момент наступления вирусной инфекции, внеклеточной или внутриклеточной, иммунная система включает в работу особые антитела, клетки-киллеры естественного типа и типа Т, интерферонные компоненты, специальные парализаторы вирусов. Получается комплекс механизмов иммунитета, направленный на уничтожение вируса и пораженных клеток.
Если организм человека подвергся грибковой инфекции, то иммунные функции выстраиваются таким образом, чтобы вырабатывать достаточное количество противогрибковых макрофагов на клеточном уровне. Работа макрофагов по антителозависимой клеточной цитотоксичности, позволяет прицепиться к грибку-паразиту и уничтожать его, что проявляется высоким уровнем аллергических реакций при появлении возбудителя болезни.
Вследствие заражения инвазивными микроорганизмами, иммунная защита действует на уровне гуморальной и клеточной защиты. Макрофаги и лимфоциты, под влиянием антител типов М и G, начинают уничтожать простейших, вызывая сильные аллергические реакции.
Иммунная система совершенно по иному распространяет свое действие на паразитарные инфекции гельминтного типа. Здесь главным оружием борьбы являются клетки эозинофилы, вырабатывающие особые ферментные вещества, токсины и белки, которые уничтожают паразитов и их яйца внутри организма. Слизистые кишечника вырабатывают специальные вещества, которые усиливая перисталическую функцию, изгоняют гельминтов и продукты их жизнедеятельности из организма.
Источник
Кровеносная система сердце биоценоз 1 почва
Пояснение . Клеточная теория включает следующие основные положения:
— Клетка — элементарная единица живого, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению й являющаяся единицей строения, функционирования и развития всех живых организмов.
— Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности.
— Размножение клеток происходит путем деления исходной материнской клетки.
— В многоклеточном организме клетки специализируются по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы, связанные между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.
Наиболее близко к формулировке клеточной теории подошел немецкий ботаник М. Шлейден, который установил, что тело растений состоит из клеток.
Многочисленные наблюдения относительно строения клетки, обобщение накопленных данных позволили Т. Шванну в 1839 г. сделать ряд выводов, которые впоследствии назвали клеточной теорией. Ученый показал, что все живые организмы состоят из клеток, что клетки растений и животных принципиально схожи между собой.
Клеточная теория получила дальнейшее развитие в работах немецкого ученого Р. Вирхова (1858), который предположил, что клетки образуются из предшествующих материнских клеток. В 1874 г. русским ботаником И. Д. Чистяковым, а в 1875 г. польским ботаником Э. Страсбургером было открыто деление клетки — митоз, и, таким образом, подтвердилось предположение Р. Вирхова.
Главная особенность клеток бактерий это
1) |
2) |
3) |
4) |
Пояснение . Главная особенность клеток бактерий отсутствие клеточного ядра, так как бактерии относятся к прокариотам.
Как называют способ вегетативного размножения растений, изображённый на рисунке?
1) размножение с помощью листового черенка
2) размножение прививкой
3) размножение с помощью видоизменённого побега
4) размножение отводками
Пояснение . Прививка — вегетативный способ размножения растений путём объединения частей нескольких растений.
Правильный ответ указан под номером 2.
К какому классу беспозвоночных животных относится дождевой червь?
Пояснение . Класс Малощетинковые — Олигохеты.
Правильный ответ указан под номером 3.
Связь плода человека с матерью осуществляется непосредственно через
1) |
2) |
3) |
4) |
Пояснение . Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития (а также кислород для дыхания и удаляет вредные продукты обмена) через систему органов кровообращения, которая через плаценту (детское место) и пуповину обменивается веществами с кровеносной системой матери.
Какой участок мозга повреждён у собаки, походка которой изображена на рисунке?
Пояснение . У собаки поврежден мозжечок. Мозжечок — отдел головного мозга позвоночных, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса.
Правильный ответ указан под номером 4.
Какой сустав обозначен на рентгеновском снимке цифрой 1?
Пояснение . Тазобедренный сустав — сочленение между впадиной таза и головкой бедра.
Правильный ответ указан под номером 1.
Эритроциты не слипаются друг с другом, если человеку при переливании вводится кровь,
1) принадлежащая любому здоровому человеку
2) имеющая достаточное количество солей кальция
3) содержащая необходимую концентрацию витаминов
4) соответствующая его группе крови
Пояснение . Эритроциты не слипаются друг с другом, если человеку при переливании вводится кровь, соответствующая его группе крови.
Учение о группах крови имеет огромное значение для переливания крови, так как несоблюдение групповой совместимости влечет за собой тяжелые осложнения, которые могут окончиться смертью. Объясняется это тем, что донорские эритроциты могут склеиваться в комочки, которые закупоривают мелкие сосуды и нарушают кровообращение. Склеивание эритроцитов (агглютинация) происходит в том случае, если в эритроцитах донора имеется склеиваемое вещество — агглютиноген, а в плазме крови реципиента находится склеивающее вещество — агглютинин. Склеивание произойдет тогда, когда встречаются одноименные вещества: если агглютиноген А встречается с агглютинином α, а агглютиноген В с агглютинином β.
На практике использовалась следующая схема: реципиенту 0(I) группы допустимо переливать донорскую кровь только 0(I) группы, реципиентам А(II) группы — донорскую кровь А(II) и 0(I) групп, реципиентам В (III) группы — донорскую кровь В (III) и 0(I) групп, реципиентам АВ(IV) группы — донорскую кровь всех четырех групп. Т. е. любому реципиенту можно было вводить кровь I группы (0), так как ее эритроциты не содержат агглютиногены и не склеиваются, поэтому лиц с I группой крови называли универсальными донорами, но им самим можно вводить кровь только I группы. Кровь от донора IV группы можно переливать только лицам данной группы, но им самим можно переливать кровь всех четырех групп. Людей с IV группой крови называли универсальными реципиентами.
В настоящее время разрешено переливать больным только одногруппную кровь. Только в экстренных ситуациях, когда в опасности жизнь больного, допустимо переливание индивидуально совместимой крови группы 0(I), но не более двух флаконов (500 мл). Детям можно переливать только одногруппную кровь.
Правильный ответ указан под номером 4.
В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление крахмала?
4) ротовой полости
Пояснение . Расщепление крахмала начинается в ротовой полости.
Правильный ответ указан под номером 4.
Что расположено в средней части уха?
1) слуховой проход
3) вестибулярный аппарат
Пояснение . Среднее ухо — часть слуховой системы млекопитающих. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко — они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их.
Правильный ответ указан под номером 4.
Какая форма поведения человека является врождённой?
1) динамический стереотип
2) рассудочная деятельность
3) условный рефлекс
Пояснение . Врождённая программа — инстинкт. Инстинкт — естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т. е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения.
Правильный ответ указан под номером 4.
У наркоманов в первую очередь наблюдаются нарушения в
1) выделительной системе
2) дыхательной системе
3) кровеносной системе
4) нервной системе
Пояснение . Наркомания — наркотическая зависимость (человека от приёма наркотика), заболевание, которое выражается в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определённом уровне только при условии постоянного приёма наркотического вещества, и ведёт к глубокому истощению физических и психических функций.
Правильный ответ указан под номером 4.
Между какими организмами устанавливаются симбиотические отношения?
2) рак отшельник и актиния
3) человек и бычий цепень
4) амёба и эвглена зелёная
Пояснение . В природе часто встречается такое симбиоз актинии и рака отшельника, которые живут, принося друг другу пользу. Лев и косуля — хищничество; человек и бычий цепень — паразитизм; амёба и эвглена зелёная — хищничество.
Правильный ответ указан под номером 2.
В природе можно встретить очень большое количество примеров симбиоза, основанные на различных взаимосвязях. Симбиоз можно разделить на следующие виды:
Мутуализм – это обоюдовыгодные обязательные отношения между живыми организмами, приносящие пользу всем сторонам.
Комменсализм – этот вид предполагает пользу только одной стороне, а другой такие отношения безразличны.
Аменсализм – такие отношения вредны одному из симбионтов, но другому безразличны.
Кооперация – необязательные взаимовыгодные отношения.
Паразитизм – это симбиоз, при которой один живой организм (паразит) использует второй (хозяин) для собственной выгоды – как источник пищи или (и) среду обитания.
Рак-отшельник и актиния — это симбиоз.
Молодые раки-отшельники часто забирают молодую актинию, чтобы прикрепить ее к своему домику-раковине, и становятся партнерами на всю жизнь. И растут они примерно одинаково. Когда рак-отшельник перерастает свою раковину, то он забирает актинию и пересаживает на новый домик.
Симбиоз рака-отшельник и актинии выгоден для обеих сторон, по следующим причинам:
Защита. Рак-отшельник получает дополнительную защиту от хищников, если у него на домике находится актиния. Морской анемон распространяет свои жалящие нитки над раком, в случае опасности. Благодаря этому отшельник с меньшей вероятностью будет съеден крупными хищными рыбами. А рак-отшельник, в свою очередь, также старается защитить сожительницу, избегая или сражаясь с хищниками, которые пытаются добыть прикрепленную к раковине актинию.
Питание. А что же получает актиния, взамен на защиту отшельника? Поскольку морские анемоны потребляют практически все, что сможет поймать в море, то они не побрезгуют и лакомыми кусочками, оставшимися от питания рака. Рак-отшельник ловит ужин, а актиния подчищает за ним остатки. Это обеспечивает стабильное питание для полипа.
Мобильность. Актинии, в основном, ведут сидячий образ жизни и передвигаются очень мало, если вообще это делают. А вот нахождение на постоянно движущемся домике рака-отшельника дает дополнительное преимущество, благодаря которому есть больше возможности поймать пищу. Пока рак-отшельник курсирует по морскому дну, анемон ловит планктон и мальков, а также расширяет ареал своего обитания.
Какое из перечисленных животных является эволюционно более древним?
1) человеческая аскарида
2) морская звезда
3) пресноводная гидра
4) рак отшельник
Пояснение . Пресноводная гидра — один из немногих представителей пресноводных кишечнополостных.
Правильный ответ указан под номером 3.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
---|---|
кровеносная система | сердце |
. | биоценоз |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
Пояснение . В верхней строке второй столбец соответствует части системы органа, указанного в первом столбце (сердце — часть кровеносной системы); значит, во второй строке: биоценоз — часть биосферы.
Правильный ответ указан под номером 4.
Укажите, какие из приведённых суждений верны.
A. Транспорт минеральных веществ в растении происходит по ксилеме.
B. Запасание питательных веществ у растений происходит только в корнях.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
Пояснение . А — верно. Б — неверно, т. к. запасание веществ может происходить и в других частях растения, например, в стеблях (в сердцевине).
Правильный ответ указан под номером 1.
Изучите график протекания важнейших физиологических процессов человека от температуры воздуха в помещении (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у — относительная активность процессов (в %)).
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Метаболизм не происходит в организме при температуре ниже 17°С
2) За эталон активности протекания важнейших физиологических процессов человека принят диапазон от 19 °С до 21 °С.
3) При 31 °С наблюдается минимальные значения активности физиологических процессов у человека.
4) При повышении температуры воздуха выше 21 °С активность протекания важнейших физиологических процессов человека медленно, но неуклонно снижается.
5) В помещениях, где проживает человек, важно устанавливать увлажнители воздуха.
Пояснение . Для выполнения задания необходимо прочитать каждый из пунктов и определить, подходит ли он для описания данного графика.
1. Метаболизм не происходит в организме при температуре ниже 17°С
Из данного графика нельзя получить такую информацию.
2. За эталон активности протекания важнейших физиологических процессов человека принят диапазон от 19 °С до 21 °С.
В диапазоне от 19°С до 21°С относительная активность процессов в организме человека равна 100%. Следовательно пункт №2 подходит для описания данного графика.
3. При 31 °С наблюдается минимальные значения активности физиологических процессов у человека.
При 31°С относительная активность процессов около 60%, а вот при 33°С всего 50%. Это можно вычислить если провести от наиболее низкой на графике точки перпендикулярно влево и вниз линии к осям у и х соответственно.
4. При повышении температуры воздуха выше 21 °С активность протекания важнейших физиологических процессов человека медленно, но неуклонно снижается.
После 21°С график начинает спускаться вниз, что значит активность физиологических процессов снижается. Следовательно пункт №4 соответствует графику.
5. В помещениях, где проживает человек, важно устанавливать увлажнители воздуха.
Из данного графика нельзя получить такую информацию.
Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая температура
2) воспалённые глаза
3) головная боль
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
Пояснение . Грипп — заболевание, которое имеет вирусную природу, характеризующееся симптомами общей интоксикации, быстрым повышением температуры тела до 39−40 °С, воспалительными изменениями в слизистой оболочке верхних дыхательных путей.
Грипп начинается резко и бурно. От заражения до проявления клинических симптомов проходит примерно два дня. В это время вирусы, вызывающие грипп, попадают на слизистую носа и очень бурно размножаются. Ни насморка, ни першения в горле у вас может и не быть. Но через некоторое время человек чувствует сильный озноб, начинает раскалываться голова (боль, в основном, в теменной области), болят мышцы, суставы, резко поднимается температура. А ОРЗ проявляют себя несколько иначе: потек нос, знобит, вы чихаете, температура 37,2−37,4°С. При ОРЗ никогда нет высокой температуры. Разбитость, слабость не так ярко ощущаются, как при гриппе. Симптомы гриппа: высокая температура, головная боль, слабость.
Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
Пояснение . Паразитизм —форма взаимоотношений между организмами (растениями, животными, микроорганизмами), относящимися к разным видам, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника пищи.
Паразиты: (4) клещ; (5) бычий цепень; (6) малярийный плазмодий
Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
                            ПРИЗНАК                        | ЦАРСТВО |
A) регулируют свою деятельность рефлекторно | 1) Растения |
Б) образуют кислород на свету | 2) Животные |
В) поглощают углекислый газ и воду в процессе питания | |
Г) питаются готовыми органическими веществами | |
Д) активно передвигаются в поисках пищи | |
Е) образуют углеводы на свету |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение . Отличия Царств Растений, Животных и Грибов.
Растения — автотрофы, производят для себя органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза.
Животные и грибы — гетеротрофы, т. е. готовые органические вещества получают с пищей.
Животные способны передвигаться, растут только до начала размножения.
Растения и грибы не передвигаются, зато неограниченно растут в течение всей жизни.
Только у растений есть пластиды (хлоропаласты, лейкопласты, хромопласты).
Только у растений есть крупная центральная вакуоль, которая занимает большую часть взрослой клетки (оболочка этой вакуоли называется тонопласт, а содержимое — клеточный сок).
Только у животных нет клеточной стенки (плотной оболочки), у растений она есть из целлюлозы (клетчатки), а у грибов — из хитина.
Только у животных есть клеточный центр (центриоли).
Запасной углевод у растений – крахмал, а у животных и грибов — гликоген.
В цепи питания: растения — производители; животные — потребители; грибы — разрушители.
Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2) чувствительный нейрон
3) рецепторы кожи
4) скелетная мышца
5) исполнительный нейрон
Пояснение . Рефлекторная дуга (нервная дуга) — путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса. Отдёргивание руки от горячего предмета — это трехнейронный безусловный рефлекс, относящийся к группе рефлексов защитных. Порядок следующий: рецепторы кожи → чувствительный нейрон → вставочный нейрон → исполнительный нейрон → скелетная мышца.
Вставьте в текст «Голосеменные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Бóльшую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно называют ___________ (А) из-за особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Ещё одной отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге ___________ (Б), в которых развиваются семена. В лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая __________ (В), а также кустарник ___________(Г).
1) коробочка | 2) можжевельник | 3) плод | 4) сосна |
5) споровое | 6) хвойное | 7) цветковое | 8) шишка |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение . Большую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно называют хвойные из-за особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Ещё одной отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге шишек, в которых развиваются семена. В лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая сосна, а также кустарник можжевельник.
Рассмотрите фотографии собаки породы бигль. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение . Окрас собаки — чепрачный , форма головы — клинообразная, форма ушей — висящие, положение шеи — среднее, форма хвоста — серпом.
При определении признаков ориентируемся на картинку, а не вспоминаем особенности породы.
Рассмотрите рисунок с изображением схемы опыта. Что исследовалось в данном опыте? Что случится, если убрать звуковой сигнал?
Пояснение . На рисунке изображён опыт по изучению формирования условного рефлекса. Условный рефлекс формируется при наличии двух раздражителей, один из которых начинает служить условным сигналом. Таким образом при действии условного сигнала развивается такая же реакция, что и на первый раздражитель. Если брать звуковой сигнал (условный сигнал), то условный рефлекс затухнет.
Критерии оценивая выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно указаны два элемента ответа, которые не содержат биологических ошибок | 2 |
Правильно указан один элемент ответа, ИЛИ правильно указаны два элемента ответа, но содержат 1 биологическую ошибку | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Учёный проверял теорию о самозарождении жизни. В ходе эксперимента он использовал колбу с длинным изогнутым горлышком, которую, заполнив мясным бульоном, прокипятил. Для контроля во второй колбе с отломанным горлышком он также прокипятил. Обе колбы были оставлены на несколько дней при комнатной температуре. Спустя время бульон в первой колбе остался без изменений, а во второй колбе помутнел.
Зачем бульон подвергался кипячению? Почему в первой колбе долгое время не появлялось живых организмов?
Пояснение . 1. Бульон бы прокипячён, чтобы уничтожить все бактерий, которые могли туда попасть.
2. Длинное изогнутое горлышко не позволяет бактериям проникнуть внутрь, они осаждаются на его стенках в месте изгиба.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Используя содержание текста «Теория Опарина − Холдейна», ответьте на следующие вопросы.
1. Что такое коацерватные капли?
2. Какие свойства живого были присущи коацерватным каплям?
3. Какая проблема не была решена с помощью теории Опарина — Холдейна?
Теория Опарина — Холдейна.
В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал статью «Происхождение жизни». Опарин предположил, что в растворах высокомолекулярных соединений могут самопроизвольно образовываться зоны повышенной концентрации, которые относительно отделены от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их коацерватные капли, или просто коацерваты. Условия для начала процесса формирования белковых структур установились с момента появления первичного океана («бульона»). В водной среде производные углеводородов могли подвергаться сложным химическим изменениям и превращениям. В результате такого усложнения молекул могли образоваться более сложные органические вещества.
Согласно теории Опарина, дальнейшим шагом по пути к возникновению белковых тел могло явиться образование коацерватных капель. При определённых условиях молекулы, окружённые водной оболочкой, объединялись, образуя многомолекулярные комплексы — коацерваты. Коацерватные капли также могли возникать при простом смешивании разнообразных полимеров. При этом происходила самосборка полимерных молекул в многомолекулярные образования — видимые под оптическим микроскопом капли.
Капли были способны поглощать извне вещества по типу открытых систем. При включении в коацерватные капли различных катализаторов (в том числе и ферментов) в них происходили различные реакции, в частности полимеризация поступающих из внешней среды мономеров. За счёт этого капли могли увеличиваться в объёме и весе, а затем дробиться на дочерние образования. Таким образом, коацерваты могли расти, размножаться, осуществлять обмен веществ. Далее коацерватные капли подвергались естественному отбору, что обеспечило их эволюцию.
Подобные взгляды также высказывал британский биолог Джон Холдейн. Теория была обоснованна, но не решала одной проблемы, на которую долго закрывали глаза почти все специалисты в области происхождения жизни. Если спонтанно, путём случайных безматричных синтезов в коацервате возникали единичные удачные конструкции белковых молекул (например, эффективные катализаторы, обеспечивающие преимущество данному коацервату в росте и размножении), то как они могли копироваться для распространения внутри коацервата, а тем более для передачи коацерватам-потомкам? Теория оказалась неспособной предложить решение проблемы точного воспроизведения — внутри коацервата и в поколениях — единичных, случайно появившихся эффективных белковых структур.
Пояснение . 1. Коацерватные капли — это зоны повышенной концентрации веществ, отделённые от окружающей среды.
2. Рост, размножение, обмен веществ.
3. Теория не способна ответить на вопрос, как возникло наследование информации о структуре сложных молекул.
Источник