Меню

Ксп естествознание 3 класс что такое почва

Краткосрочный план урока по естествознанию

Краткосрочный план урока по естествознанию 3 класс

Тема урока: Свойства почвы

Содержимое разработки

Краткосрочный план урока по естествознанию

Вещества и их свойства (в контексте сквозной темы «Вода – источник жизни»)

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

3.3.4.3 – определять основные свойства почвы;

3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент;

3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы

Критерии успеха ( Предполагаемый результат):

 анализировать и делать вывод о необходимости мероприятий по сохранности почв

 работать в группах или парах;

Вопросы для обсуждения: Что такое эрозия почвы?

Что такое почва? Что входит в состав почвы?

Запланированная деятельность на уроке

I . Создание положительного эмоционального настроя

— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а — осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. О чём эта загадка? (почве)

— Что мы уже знаем о почве? (как образуется почва, состав почвы, свойства)

II . Введение в тему

Ф.О. по теме «Свойства почвы»

1. Способность почвы поглощать и проводить тепло теплопроводность

2. Способность почвы впитывать и пропускать воду водопроницаемость

3. Способность давать растениям всё необходимое для жизни плодородие

4. Способность почвы пропускать воздух через свою толщу воздухопроницаемость

5. Главное свойство почвы зависит от содержания в нём гумуса

6. Что может улучшить качество почвы. Отметь (+)

Повышение качества почвы

Взаимопроверка по ключу (ответы зачитывает учитель)

— Кто доволен результатами ФО?

III .Актуализация знаний. Целеполагание

— Что произойдет, если не будет почвы? (не будет пищи для травоядных, для людей)

— Какой из этого следует вывод? (почву нужно охранять)

— Сформулируйте тему урока.

Тема: Охрана почвы.

— Что вы хотите узнать по этой теме?

1. Причины разрушения почвы.

2. Мероприятия по охране почв.

IV. Изучение нового материала

Процесс разрушения почвы носит название эрозия (от греч. — разъедаю, разрушаю)

Каждая группа получает материал, из которого она узнает об одной из причин разрушения почвы. Затем группа ознакомит остальных ребят с изученной информацией.

План выступления (на доске)

1. Что разрушает?

2. Что происходит с почвой?

3. Как сохранить? Что делать?

Заранее договоритесь, кто будет представлять группу.

Работа групп (3 минуты)

IV. Динамическая пауза

— Руки на пояс, перекат с пятки на носок

Выступление групп. После каждого выступления учитель кратко подводит итог

Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 226 тысяч лет, а там, где нет растений – за 15 лет.

О чём говорят эти цифры?

Сильные ветры способны унести слой почвы, толщиной 15 см.

Ядохимикаты из почвы попадают в организм человека, вызывая аллергию, отравление и диатез.

Ежегодно на дорогах выбрасывается около 450 тыс. т. пыли, сажи и других вредных веществ.

Более 95% пожаров происходит по вине человека из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности.

По версии Международного союза охраны природы наибольший урон почве наносят козы и овцы.

— Какую цель ставили перед собой?

— Что может стать причиной разрушения почвы?

Сейчас проводим ФО, чтобы проверить, насколько внимательно вы были при изучении материала.

ФО по теме: «Охрана почвы»

Соотнеси причину разрушения и способ защиты почвы

менять места выпаса скота;

высаживать на склонах многолетние растения;

распахивать почву поперек склонов;

снятый слой земли использовать при озеленении других территорий;

высаживать защитные лесополосы;

при применении пестицидов соблюдать меру;

применять натуральные удобрения;

соблюдать правила пожарной безопасности;

— О чём говорят результаты проверки?

Что вы можете сделать для сохранения почвы?

Повторить материал, изученный на уроке по презентации в Кунделике, в учебнике на стр. 100. Нарисовать знак «Береги почву»,

Подведём итог урока:

— сегодня я узнал.

— было интересно узнать, что…

Я хочу закончить урок высказыванием русского ученого, основателя науки о почвоведении, Василия Васильевича Докучаева «Почва дороже золота»

Знает о наиболее значимых научных открытиях и их влиянии на повседневную жизнь человека

Источник

Урок — исследование Тема: Что такое почва? 3 класс УМК «Школа России»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Что такое почва?

Читайте также:  Ранний урожай томатов без теплицы

3 класс УМК «Школа России»

Учитель: Шекунова О. А.

Образовательная: формирование представления о почве и её образовании, о составе и свойстве.

Развивающая : развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведённых опытов, развивать познавательный интерес.

Воспитательная : воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

контрольный лист «Состав почвы» (9 шт)

образцы почв (раздаточный материал 9 шт.)

стеклянные стаканы (9 шт)

одноразовые ложечки (9 шт )

салфетки обыкновенные ( 9шт )

салфетки влажные (18 шт )

стекло с держателем

лист тёмного картона

стакан с отстоявшейся почвой

стакан с почвой, которая долго находилась в воде

компьютер и проектор

мягкая игрушка цветка

8 альбомных листов и 8 вырезанных цветов + клей

I . Организационный момент ( заставка – картина природы)

На уроках окружающего мира мы часто занимались исследованием.

И сегодня снова будем наблюдать,

Делать выводы, конечно, рассуждать.

С — 2 Потому что сегодня у нас урок-исследование и работать мы будем в учебной лаборатории. И вы сегодня не просто ученики, а научные сотрудники. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, активны.

II Планирование. Целеполагание.

— Земля – чтобы рыть.

— Земля – чтоб ходить.

— Земля – чтобы жить!

О какой земле идёт речь? (о почве) Проверим! (Ребёнок достаёт почву, вытирает руки салфеткой и садится на место). Верно, молодцы!

Что за объект исследования в нашей лаборатории? (почва)

Предмет исследования – это то, что мы должны изучить у почвы.

Что мы можем узнать о ней? (ответы детей)

— состав почвы (подсказка: почва – это однородный предмет?)

— свойство почвы (что изучали у воды и воздуха?)

что почва даёт растениям (кто не может прожить без почвы?)

Посмотрите на предметы исследования. Как вы думаете, они будут связаны между собой, или каждый существует отдельно?

Ваши гипотезы (предположения)

Гипотезы: 1 уч-к. Я думаю, что свойство почвы зависит от её состава.

2 уч-к. Наверное, свойство почвы как-то влияет на развитие растений.

Какая будет гипотеза?

Свойство почвы зависит от её состава и влияет на развитие растений.

В течение урока мы должны подтвердить свою гипотезу или отказаться от неё, если она будет неверна.

III Изучение нового материала.

— Слайд 5 – Что такое почва.

Мы говорили: состав почвы, свойство почвы. А что такое почва?

У вас на парте есть образец под № 1 и лист наблюдений, в котором нужно подчеркнуть слова – ответы.

Какого она цвета: тёмного, светлого

Состояние почвы: жидкое, газообразное, рыхлое

У нас есть ещё один источник информации – учебник. Стр. 65.

Читаем задание, отмеченное красным квадратом.

— Какого цвета почва? (тёмного)

— Везде ли присутствует тёмный цвет? (Только вверху)

— Значит почва – это какой слой земли? (Верхний)

Вывод: Что же такое почва?

( Почва – это тёмный рыхлый верхний слой земли)

Толщина почвенного слоя различна: от 2-3 см до 150-200см и больше

— Вопросы на стр 65. (Среда обитания: еда, жилище)

2 . Основное свойство почвы

— Проверим свой вывод по учебнику. Зачитайте его. Какое слово в своём определении мы не называли? (Плодородный)

— Какое главное свойство почвы? (Плодородие)

Слайд 6 — Из каких двух слов оно образовано?

Читаем дальше в учебнике на странице 65 последний абзац.

3. Практическая часть. Состав почвы. (после каждого опыта на доску крепится карточка)

— Проведём опыты. Каждая пара будет проводить опыт, а результаты, выводы записывать в контрольный лист.

Опыт 1 (совместно)

— Рассмотрите почву. Какие частицы вы увидели? (корешки, листья)

— Что с ними произойдёт со временем? (Перегниют)

— Что же после них останется? (перегной, гумус)

Именно он, накапливаясь в верхнем слое почвы, придаёт ей тёмный цвет. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.

Вывод: В состав почвы входит перегной.

Можно проверить наличие гумуса с помощью прокаливания почвы. Я буду нагревать почву, а вы внимательно следите, что будет происходить. (дым, неприятный запах)

Вывод: Это сгорает перегной. Вписать в первый кружок

( Пока нагревается почва поговорить о бактериях и грибах, дождевых червях, их роли в образовании перегноя)

Читайте также:  Типы почв вулканические лесные

Опыт 3 (совместно)

Положите в стакан с водой комок почвы.

Понаблюдайте, что происходит.

Сделайте вывод. Впишите слово в контрольный лист.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 4 (самостоятельно)

— Выполняйте строго по инструкции.

На салфетку насыпьте немного почвы

Прижмите плотно её к бумаге

Стряхните почву в стакан с водой.

Что вы увидели на салфетке? Сделайте вывод. Занесите слово в контрольный лист.

Вывод: в почве есть вода.

Опыт 4 Цель: увидеть наличие солей

— Я на стекло капаю несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Подержу стекло над огнём. Как вы думаете, что произойдёт с водой? Верно, вода испарилась, но на стекле остались белые пятна (подставляю тёмную бумагу, чтобы лучше было видно пятна). Что это? (соли)

Минеральные соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною, под действием бактерий, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

Вывод: в почве есть минеральные соли.

— Придвиньте стакан с водой, в котором лежит почва. Что плавает на поверхности? Размешайте. Что заметили? (вода стала мутной)

А на дно постепенно стал выпадать осадок. Осадок – это песок, а плавающие частички – глина, которая со временем тоже осядет на дно.

Вывод: песок и глина входят в состав почвы. Запись в к/ л

Кто понял и может рассказать, из чего состоит почва. ( ответы детей)

5. Физкультминутка (проводит ребёнок) Слайд 7

Спал цветок и вдруг проснулся –

(туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел.

(туловище вперёд, назад)

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.
( руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

4. Что получают растения из почвы?

— Теперь мы знаем состав почвы, осталось понять, что получают растения из почвы?

— Читаем вслух по учебнику. Стр 67.

— Что получают растения из почвы? ( на доске игрушка – цветок, под ним прикрепляются карточки из состава почвы: соли, вода, воздух)

Работа с иллюстрацией:

— Почему перегной, соли и растворённые соли связаны в одну цепочку?

( Перегной под воздействием бактерий превращается в соли, но соли должны быть растворёнными в воде. Иначе, растения не смогут их усвоить.)

— Как животные, живущие в почве, повышают плодородие почвы? (Перемешивают почву, измельчают остатки растений, делают в ней ходы, по которым проникает вода и воздух)

5. Подтверждение гипотезы. ( тот же слайд с гипотезой)

Выходят дети 1 группы: Юля К. Андрей, Ната К., Виталя

2 группы: Ната А., Кирилл, Юля Ф. Женя.

1 группа читает 1 часть гипотезы. Какое св-во почвы?

Вам нужно выбрать те компоненты из состава почвы, которые делают её плодородной. ( плодородие – перегной + вода + воздух)

2 группа читает вторую часть. Вам нужно составить такую цепочку, чтобы было видно, как плодородие влияет на развитие растений.

(плодородная почва__ перегной____ соли ____вода______ растение)

Остальные: на парте лист, раскрашенный в серый и чёрный цвет, и цветок. Посадите (приклейте) цветок в ту почву, в которой ему будет хорошо.

Вывод: Гипотеза подтвердилась.

IV Мини-проект Юли Кулёминой

Юля провела своё исследование почвы и с кое-какими находками вас хочет познакомить.

Перед вами карта почв Челябинской области. Наш посёлок расположен в горно-лесной зоне, в западном районе области. В хвойных лесах этой зоны образовались тёмно-серые и светло-серые лесные почвы. В них мало перегноя.

С- 14 (горшки с землёй) Важным внешним признаком почвы является цвет. Тёмные почвы более плодородны, чем светлые. Цвет помогает определить вид почвы: серого цветы – песчаные, Тёмного – лесные, бурого – суглинки.

(исследование почвы вручную )

Как показало интервью, мои соседи и родственники затруднялись сказать, какая у них почва. Посмотрите, как можно определить почву вручную. Для этого нужно брать влажную, а не мокрую почву.

Этот образец тёмного цвета, рыхлый, комковатый. Перед вами тёмно – серая лесная почва.

Возьмём эту почву. Видите, она не слипается, не скатывается в шарик. Разотрём её между пальцами. Чувствуются песчинки. Это песчаная почва.

А эта бурая почва липкая, и из неё можно между ладонями скатать шарик, значит это суглинок. Посмотрите, суглинок Вязовой содержит мелкие частички горных пород. Они легко ломаются.

Скатываем жгут из другого образца. Сгибаем в кольцо. Он не сломался. Это глинистая почва. Этот образец взят в районе вязовского ручья.

Читайте также:  Удобрение энерген что это

С- 15 Образец тёмно-лесных почв был взят в лесу, в районе тюбелясской дороги

С – 16 Образцы суглинков взяты в районе ул. Красноармейской и Лесной.

С – 17 Песчаная почва взята в районе ул. Набережной 43

С – 18 Глинистая почва в районе вязовского ручья

С – 19 Отчего почва разрушается

Дефляция – «выдувание» верхнего слоя почвы

Эрозия – смыв плодородного слоя водой.

В Вязовой и Усть-Катаве больше всего проявляется водная эрозия. Образуются овраги.

С-20 Русский естествоиспытатель Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Им было введёно слово «чернозём». Докучаев говорил, что почва дороже золота.

И это так. Люди не смогут жить на Земле без неё. Значит, почву нужно беречь.

Спасибо за внимание.

. (выступление Юли закончено)

С — 21 ПРАКТИЧЕСКАЯ работа

У вас на парте 4 образца почвы. В группах обсудите, какая почва находится в каждом пакете. Результаты запишите в таблицу «Виды почв»

(САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯЮТ РАБОТУ)

На экране таблица: Виды почв

Предлагаю оценить правильность выполнения практической работы

(На экране таблица с правильными ответами)

Если вы правильно определили вид почвы – поставьте «5»

Если одна ошибка – «4»

V Начало эксперимента

На этом наше исследование не заканчивается. Мы проведём эксперимент. Посадим одно и тоже растение, но в разные виды почв. Возьмём: песчаную, темно – лесную и суглинок. Создадим для них одинаковые условия и посмотрим, как они будут развиваться. Будем вести дневник наблюдения .

Ещё в старину землю называли кормилицей, матушкой.

Её брали с собой в далёкие путешествия, потому что считалось, что она придаёт силы.

Мы должны бережно относились к земле. Ведь без неё мы не сможем жить.

Заканчивая урок, мне хотелось бы послушать вас.

— Сегодня я узнал, что …

VIII Д/З Чит. С. 67. т. С 27 № 1; с 28 № 2, 4

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 973 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 89 человек из 41 региона

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема самообразования «Проектно — исследовательская деятельность в начальной школе». Во время исследовательской работы ученик учится определять цель работы, наблюдать и изучать факторы и явления, выдвигать гипотезы, решать поставленные задачи, делать выводы, подтверждая или опровергая свои предположения.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Примером этого является урок – исследование в 3 классе по окружающему миру на тему «Почва»

Номер материала: ДБ-1192607

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector