Меню

Кто главный враг почвы

Овраг — друг или враг почвы?!

Скачать:

Вложение Размер
Проект «Овраг — друг или враг почве?!» 2.81 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Овраг — друг или враг почвы.

ученица 9 класса

СОШ им. В.П. Беляева

Текучие воды постоянно изменяют, поверхность суши. Продолжается их рельефообразующая деятельность и в настоящее время. Процессы разрушения горных пород и почв текучими водами (эрозионные процессы) особенно энергичны в районах с большим количеством осадков и значительными уклонами поверхности. Эрозионные процессы способствуют появлению и развитию обширной овражно-балочной сети, которая разрушает почвы. А почва, как говорил Докучаев – это «зеркало ландшафта», без которой невозможно существование растений, животных и человека. В Жердевском районе значительно преобладают мощные типичные чернозёмы, а также распространены выщелоченные чернозёмы, лугово-черноземные и пойменные почвы, которые являются плодородными и на 70 % распаханы.

Овраг — это отрицательная линейная форма рельефа, образованная размывом рыхлых горных пород временными водотоками. Это активная эрозионная форма, увеличивающаяся в своих размерах после выпадения дождя или таяния снега.

Врезаясь в склоны, овраги уничтожают пашни, луга, огороды, превращают удобные земли в неудобные, что приносит большой вред сельскому хозяйству.

Посредством своего исследовательского проекта я решила выяснить много ли оврагов в нашей местности и исследовать один из них.

Над проектом работала учащаяся 9 класса, под руководством учителя географии. В начале работы над проектом был поставлен основополагающий вопрос: «Овраги приносят пользу или вред?», на который необходимо ответить по завершении исследований проекта.

Проект: «Овраг — друг или враг почвы» был реализован в течение одного месяца. В исследовании оврага использовали знания многих предметов (географии, биологии, экологии, геоэкологии, информатики). Также пользовались источниками дополнительной литературы.

Над проектом учащаяся работала индивидуально. Основная работа проводилась на местности, где изучала овраг и в кабинете география, где составила описание оврага и начертила план-схему.

Цель работы: исследование оврага, находящегося в посёлке Садовый.

  1. Изучить литературу по данной тематике.
  2. Провести описание оврага по специальным методикам.
  3. Составить ботаническое описание биотопа, который располагается по краям оврага.
  4. Составить план-схему оврага поселка Садовый.
  5. Провести обработку материалов исследования.
  6. Сделать выводы и обобщения.
  7. Определить рекомендации и предложения.

Гипотеза: Если овраги приносят вред почве, то можно ли с этим бороться.

Этапы работы над проектом.

  1. «Мозговой штурм» формирование темы исследования. Обсуждение плана работы.
  2. Проведение исследования на местности.
  3. Проведение опроса населения посёлка Садовый о вреде оврага для почвы и хозяйственной деятельности человека.
  4. Составление описания оврага и плана-схемы оврага.

Тамбовский край расположен в лесостепной зоне, где имеется главное богатство – чернозём. Особенностью данной почвы является их подверженность водной эрозии, в результате чего разрушается верхний наиболее плодородный слой почвы. Исключительная опасность эрозии проявляется в том, что почва теряет питательные вещества (гумус, минеральные вещества), плодородие. Для восстановления плодородного слоя почв требуются тысячелетия. Эрозия почвы способствует образованию оврагов. Овраги не только содействуют росту смыва и разрушению почв, но и дают выход грунтовым водам, понижают их уровень, ухудшают водный режим почв.

Объектом моего исследования стал овраг, расположенный на северо-востоке посёлка Садовый Жердевского района Тамбовской области. Исследование проводилось большей частью на местности, где я использовала следующие инструменты и приборы: компас, рулетку, шнур для измерения, нивелир, карандаш, лист бумаги. Кроме того использовала уже дома информацию сети Интернет, то есть спутниковые карты. С помощью карты, определила кратчайшее расстояние (по прямой через плотину) от населённого пункта до оврага, которое составляет 400 метров. А по окружной дороге – более 800 метров. С помощью спутниковой карты также определила географические координаты оврага, что составило 51º 50ˈ с. ш. и 41º 23ˈ в. д.

Данный овраг образовался здесь очень давно, более 30 лет назад, в результате эрозионного размыва склона временными водотоками, при таянии снега весной и после дождей летом и осенью. Жители посёлка 40- летнего возраста помнят его ещё с тех пор как были детьми и любили кататься здесь зимой на лыжах и санках. Изменения за это время произошли лишь в правой нижней его части, где образовался обрыв, который из года в год увеличивается. Кроме того тогда еще овраг не был заросшим деревьями и кустарниками, то есть он интенсивно рос.

С помощью компаса определила расположение оврага. Вершина оврага расположена на северо-востоке. Овраг растёт к юго-западу и имеет длину 43 метра. Ширина оврага увеличивается от вершины к устью. Верхняя часть имеет ширину 4,5 метра, средняя часть – 17 метров, нижняя — 47 метров (с обрывом).

Начало оврага расположено на северо-востоке в 5 метрах от поля, по окраине которого теперь растёт лесополоса. Устье оврага обширное и расположено вдоль берега плотины.

Склоны оврага крутые по всему периметру оврага и имеют лишь незначительные отличия. С помощью нивелира измерила высоту склонов оврага в трёх местах – верхней, средней и нижней части оврага. Определила, что высота увеличивается от вершины к устью. В верхней части правый склон составляет 2 м 40 см, левый 2 м 60 см, что наглядно видно на профиле1.

Рис. 1 Профиль оврага в верхней части.

В средней части правый склон имеет высоту 4 м 80 см, левый 4 м 65 см. В средней части оврага левый склон более пологий.

Рис. 2 Профиль оврага в средней части.

В нижней части высота правого склона 5 м 20 см, а левого 4 м 20 см., то есть высота обрыва выше чем склон оврага.

Рис. 3 Профиль оврага в нижней части.

На правом склоне образовался обрыв, который имеет длину 27 метра, то есть занимает половину склона оврага от средней до нижней части. Ширина обрыва 25 м 40 см. Обрыв продолжает расти – это видно по обнаженным склонам. В обнажении четко выделяются 3 почвенных горизонта:

1) верхний Аₒ, толщиной 5 см, состоящий из травяной растительности;

2) средний А, толщиной до 20 см – чернозём;

3) нижний В, материнская порода – глинистый слой толщиной от 1м 30 см до 1 м 70 см.

Поперечный профиль оврага имеет V-образную форму. В нижней, приустьевой части овраг расширяется, склоны становятся более пологими, поперечный профиль становится U-образным. Склоны и дно задернованы травянистой растительностью — это осоковые сообщества, выше по склону оврага встречаются мятлики, овсяницы, тимофеевки, клевер. Растут кустарники (акация и ива прутьевидная), отдельно стоящие деревья – ветла (белая ива). Нижняя часть оврага, где образовался обрыв, заболочена и заросла рогозом. В правой её части располагаются небольшие роднички, которые подпитывают болото. В летний период времени и осенью воды внизу оврага практически нет, так как она пересыхает. Весной, после таяния снега здесь без высоких сапог просто не пройти.

Овраг расположен на склоне луга. На северо-востоке расположено пахотное поле, отделённое от оврага ещё молодыми деревьями лесополосы. На юго-западе протянулась плотина, в которой собирается вода для полива садов плодопитомника «Жердевский», расположенного в посёлке Садовый.

На территории поселка Садовый очень много разнообразных оврагов, самых крупных – 36. Все они расположены на склонах вдоль плотин и прудов. А если посчитать все овраги Жердевского района, то их будет очень много.

В ходе своего исследования провела опрос жителей посёлка Садовый. Было опрошено 50 человек. На вопрос, как вы считаете, овраги вредят почве и хозяйственной деятельности людей или нет, 37 человек дали ответ – вредят, 10 человек – вредят только почве, 3 человека – не вредят.

В кабинете географии по данным своего исследования вычертила план-схему оврага, с помощью масштаба и условных знаков.

Вывод: Изучаемый овраг можно считать сформировавшимся. Образование данного оврага произошло из-за уклона в сторону плотины; наличия рыхлых пород, слагающих поверхность; деятельности талых и дождевых вод. Это — зрелый овраг, дно и склоны которого практически заросли растительностью, за исключением обвала. На этой стадии отпадает необходимость в строительстве защитных сооружений, которые необходимы лишь для склона обрыва, где продолжаются разрушения.

Таким образом, можно судить, что основная причина образования оврага заключается в разрушительной деятельности временных водотоков при таянии снега весной и после дождя летом и осенью, а хозяйственная деятельность человека послужила прямой причиной начала развития оврага. Именно при обработке почвы тракторами образуются колеи, по которым стекает вода после таяния снега и выпадения осадков и постепенно размывает почву. Тракторная колея и борозды вспаханного поля превращаются в русло временных водотоков. Ежегодно потоки воды постепенно углубляют его, и по этой колее прогрессирует и растет овраг. Кроме того, на склонах происходил выпас крупного рогатого скота. Поверхность склона вытаптывалась, нарушалась экосистема почв и растительного мира, возникали прорывы дерна и обнажения грунта, открытого для процессов размыва и выдувания.

Рост оврагов способствует разрушению почвы. Но бороться с этим можно особенно на ранних стадиях его развития. В данном случае мною исследованный овраг уже не растёт и поэтому укреплять требуется лишь в месте обвала.

Источник

Тест по окружающему миру «Почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбери из предложенных ответов один правильный.

Почву можно отнести к …

а) к живой природе;

б) к неживой природе;

в) неживая и живая природа в почве соединяются;

г) только к неживой природе.

а) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью;

б) пучки трав, небольшие кусты;

г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

г) из песка, глины, солей.

Один сантиметр почвы в природе образуется за …

Главное свойство почвы – это …

б) содержание влаги в почве;

г) способность удерживать влагу.

На плодородие почвы влияет…

а) наличие в почве перегноя;

б) наличие в почве воды;

в) наличие в почве песка и глины;

г) наличие остатков растений и мелких животных.

Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…

Остатки погибших растений и животных превращаются в перегной благодаря…

а) животным, обитающим в почве;

б) воде и воздуху, содержащимся в почве;

в) бактериям, живущим в почве;

г) воздуху, содержащемуся в почве.

Растения из почвы получают…

а) перегной, песок, глину;

б) воздух, воду, питательные вещества;

в) остатки растений и животных;

г) питательные вещества.

В почве обитают живые существа: …

а) муравьи, мухи, тараканы;

б) бабочки, жуки, мыши;

в) кроты, медведи, дождевые черви;

г) дождевые черви, кроты, медведки.

Животные почвы питаются…

а) остатками живых организмов, корнями растений;

г) живыми организмами.

Для защиты почвы на полях необходимо…

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание;

г) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и удобрять.

Цепь питания – это…

а) живые существа, связанные между собой;

б) цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего;

в) пищевая зависимость;

г) цепочки разных живых организмов.

В пищевой цепи звенья расположены так:

а) растения – хищные животные – растительноядные животные;

б) растения – растительноядные животные – хищные животные;

в) растительноядные животные – растения – хищные животные;

г) хищные животные – растительноядные животные – растения.

Почву ежегодно перекапывают и рыхлят, чтобы…

а) почва хорошо пропускала воздух;

б) почва хорошо удерживала влагу;

в) снег быстрее растаял;

г) почва хорошо пропускала воздух и удерживала влагу.

Перед посевом в почву вносят…

Врагами почвы считаются:

а) сильные ветры;

в) сильные ветры и вода;

г) дождевые черви.

Почва питает все живое, значит она – …

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 972 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 882 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 303 человека из 64 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по окружающему миру «Почва» разработан для обучающихся 3-х классов по УМК «Перспективная начальная школа». Проводится согласно Рабочей программе по окружающему миру в 3 четверти: раздел «Почва», тема урока «Обобщение по теме «Почва».

Данный тест составлен в соответствии с требованиями тестовых технологий. Задания закрытой формы альтернативного варианта. Обучающимся предлагается ответить на 18 вопросов, выбрав один правильный ответ из 4 предложенных вариантов ответов. На проведение теста отводится 20 минут (3 минуты для знакомства с инструкцией). В помощь учителю к заданиям даются правильные ответы.
Тема: Почва
Выбери из предложенных ответов один правильный.

  1. Цепь питания – это…
    а) живые существа, связанные между собой;
    б) цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего;
    в) пищевая зависимость;
    г) цепочки разных живых организмов.
  2. В пищевой цепи звенья расположены так:
    а) растения – хищные животные – растительноядные животные;
    б) растения – растительноядные животные – хищные животные;
    в) растительноядные животные – растения – хищные животные;
    г) хищные животные – растительноядные животные – растения.
  3. Почву ежегодно перекапывают и рыхлят, чтобы…
    а) почва хорошо пропускала воздух;
    б) почва хорошо удерживала влагу;
    в) снег быстрее растаял;
    г) почва хорошо пропускала воздух и удерживала влагу.
  4. Перед посевом в почву вносят…
    а) удобрения;
    б) ядохимикаты;
    в) корм;
    г) соли.
  5. Врагами почвы считаются:
    а) сильные ветры;
    б) вода:
    в) сильные ветры и вода;
    г) дождевые черви.
  6. Почва питает все живое, значит она – …
    а) защитница;
    б) кормилица;
    в) поилица;
    г) красавица.

Ответы:
1. в
2. а
3. в
4. б
5. а
6. а
7. в
8. в
9. б
10. г
11. а
12. г
13. б
14. б
15. г
16. а
17. в
18. б

Источник

Читайте также:  Для чего подкармливать растения азотными удобрениями
Adblock
detector