Экология СПРАВОЧНИК
Информация
Контроль за качеством органических и минеральных удобрений
Лаборатории определяют качество и других органических удобрений. Для этого специалисты хозяйств или районные агрономы-агрохимики отбирают из партии заготовленных удобрений контрольные образцы, отправляют их в лабораторию и получают данные об их химическом составе. Например, агрохимическая служба Краснодарского края с 1968 г. систематически контролирует качество применяемого в хозяйствах навоза. Массовые анализы показали при этом, что содержание питательных веществ в местном навозе отличается от тех показателей, которые известны из агрономической лит ратуры. Так, фосфора в навозе хозяйств нрая оказалось меньше на 20—25%, калия — на 5—10%, а аммиачного азота — в два-три раза. Лаборатории установили причины больших потерь питательных веществ — недостаточное использование соломенной подстилки (2,5 кг вместо 4,5 кг).[ . ]
Лаборатории Краснодарского края исследовали также способы заготовки и хранения навоза. В результате проведенной работы качество навоза заметно улучшилось (табл. 7).[ . ]
Агрохимические лаборатории служат арбитражной организацией по контролю за качеством поставляемых сельскому хозяйству минеральных и известковых удобрений. Работники «Сельхозтехники» совместно с представителями агрохимических лабораторий отбррают выборочно от каждой партии поставленных удобрений контрольные образцы и передают их в аналитические отделы для определения гранулометрического и химического состава. Если удобрения имеют большие отклонения от требований ГОСТа, «Сельхозтехника» посылает заводу-поставщику рекламацию.[ . ]
В контроль за качеством удобрений входит также проверка хранения их на базах «Сельхозтехники» и в хозяйствах. Работники лаборатории фиксируют неудовлетворительное хранение актом, отбирают контрольные образцы для определения потерь питательных веществ и физических свойств удобрений. Агрохимическая служба совместно с сельскохозяйственными органами принимает соответствующие меры, если отмечено неудовлетворительное хранение удобрений.[ . ]
К 1974 г. агрохимические лаборатории в основном завершили инвентаризацию складов для хранения удобрений в колхозах и совхозах и на основании этих материалов разработали перспективные планы и предложения по дальнейшему расширению и обновлению складского хозяйства.[ . ]
Источник
Как проверить качество удобрений?
Экспертиза может проводиться в:
- судебном порядке;
- внесудебном порядке.
В судебном порядке экспертиза проводится по назначению суда или следственного комитета. Они составляют постановление, которое содержит следующую информацию:
- причина экспертизы;
- инициалы эксперта;
- название учреждения, где будут вестись экспертные работы;
- время проведения экспертизы;
- сроки проведения экспертизы, которые необходимо соблюдать;
- документы, которые могут использоваться в качестве дополнительного материала;
- вопросы, которые должны разрешить эксперты;
- лицо, которое будет оплачивать экспертизу.
Во внесудебном порядке экспертиза может проводиться по желанию юридического или физического лица.
Исследование удобрений
Удобрения анализируют с двоякой целью:
- определение процента действующего вещества (количественный анализ);
- качественное распознавание удобрений.
Чаще приходится прибегать ко второму анализу, т. к. содержание питательных веществ должно соответствовать государственным стандартам и контролируется специальной лабораторной службой. После того, как все экспертные работы окончены, эксперт составляет заключение. В нем он указывает полученную информацию. Она анализируется и описывается для того, чтобы ее можно было использовать в дальнейшем.
Похожие статьи
Нужно провести эксперимент, как известно просто так сера не горит — нужно это продемонстрировать, и…
Узнать какие вещества находятся на футболке. Предполагаю, что это сперма.
Добрый день! Интересует анализ пищевой продукции (сахар, чай) на возможность содержания ней психотропных и наркотических…
Источник
Химический анализ удобрений
Добрый день, друзья!
Спасибо, что вы посетили страничку нашего сайта, посвященную химической экспертизе и анализу удобрений. Как ни странно, но с началом очередного посевного сезона звонки в наш адрес на предмет проверки качества и химического состава удобрений просто не смолкают.
Что интересует наших заказчиков?
- Расшифровка полного поэлементного химического состава удобрений.
- Выявление в удобрениях инородных примесей, не несущих полезных функций.
- Выявление в удобрениях ядовитых и запрещенных веществ.
- Проведение судебной химической экспертизы удобрений.
А теперь я предлагаю раскрыть каждую из задач более подробно.
К вопросу о полной расшифровке химического состава удобрений
Данная услуга стала носить поточный характер именно в период тотального импортозамещения с запретом на ввоз на территорию России товаров и удобрений иностранного производства.
Обычно в этих случаях перед вами уже не дядя Ваня – садовод и огородник, а представитель (агент) предприятия химической отрасли, которое поставило себе в задачу скопировать, расшифровать и начать воспроизводство удобрений на территории России.
К вопросу о необходимости выявления в удобрениях инородных примесей
Действительно, в условиях массовых поставок удобрений любой покупатель данного товара не хотел бы, чтобы ему вместо полноценных удобрений вручили «разбодяженный» порошковый состав, который обильно разбавлен кварцевым (речным) песком или золошлаками.
Все вышеуказанные «добавки» по сути лишь утяжеляют удобрение и не выполняют полезной роли, не добавляя ценности конечному продукту.
Сколько вы в итоге переплачиваете за удобрения, где до 30-50% массовой доли занимает кварцевый песок или шлак – вы можете подсчитать и без нашей помощи.
К вопросу о выявлении в удобрениях запрещенных веществ
В данном случае в роли заказчика выступает покупатель удобрений, который пострадал в результате использования ранее приобретенных удобрений на своих посевных площадях. Многомиллионные убытки от неурожая на его полях – вот основная причина обращения к нам за экспертизой удобрений.
В данном случае нам не обойтись без привлечения эксперта-смежника для проведения комплексной химико-почвоведческой экспертизы, с тем, чтобы ещё раз убедиться в правильности догадок о наличии в удобрениях запрещенных веществ.
К вопросу о судебной экспертизе удобрений
Как можно догадаться, химический анализ удобрений может проводиться как в ходе арбитражного спора, так и в рамках уголовно-процессуального законодательства.
В первом случае речь идёт о поставке серьёзных партий удобрений, не соответствующих требованиям договора поставки, техническим регламентам, требованиям безопасности.
Очень редко мы проводим химический анализ удобрений в рамках уголовных дел, где органы предварительного следствия усматривают прямой умысел на совершение уголовно-наказуемого деяния — например, за массовую гибель сельскохозяйственных животных, тотальный неурожай на фермерском хозяйстве.
Друзья, по всем вопросам проведения судебной или независимой химической экспертизы удобрений просьба обращаться по телефонам, которые вы видите на сайте.
Источник
Россельхознадзор / Новости
федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Новости |
С 29 июня Россельхознадзор будет осуществлять государственный контроль в области безопасного обращения пестицидов и агрохимикатов
Применение пестицидов и агрохимикатов – одна из составляющих в технологии производства растительной продукции. При этом несоблюдение норм их использования, отсутствие контроля за их обращением может привести к гибели посевов, к накоплению химических веществ в почве, появлению в объектах окружающей среды патогенной микрофлоры и других опасных биологических агентов, а также к превышению гигиенических нормативов содержания в сельскохозяйственной продукции остаточных количеств пестицидов, их токсичных метаболитов и соединений, стойких органических загрязнителей.
Принимая это во внимание, все большее количество стран жестко контролируют и постепенно снижают использование химических средств защиты растений и удобрений при производстве растительной продукции, а также ужесточают требования к безопасности товаров, закупаемых из-за рубежа. Россельхознадзор периодически публикует информацию о принимаемых властями различных государств мерах по усилению надзора за обращением пестицидов и агрохимикатов.
В Российской Федерации также будет осуществляться контроль соблюдения регламентов применения этих веществ. С 29 июня 2021 года вступит в силу принятый в конце 2020 года Федеральный закон № 522-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами» (Федеральный закон № 522-ФЗ).
Документом предусмотрены следующие виды надзора и контроля, осуществляемые Россельхознадзором:
— контроль за соблюдением требований к пестицидам и агрохимикатам при ввозе на территорию России;
— контроль за соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов при производстве сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, будет создана и внедрена на всей территории России информационная система прослеживаемости химических препаратов.
Так, Россельхознадзор с 29 июня начинает осуществлять контроль за ввозимыми на территорию России пестицидами и агрохимикатами в пунктах пропуска через государственную границу. В частности, будут проверяться статусы регистрационных свидетельств на вещества и соответствие препаратов требованиям данных документов. Эти функции позволят эффективно противодействовать ввозу в страну некачественных и контрафактных препаратов.
Правительством утвержден список пунктов пропуска, через которые можно будет завозить пестициды и агрохимикаты. В их числе четыре автомобильных пункта пропуска (Бурачки, Забайкальск, Убылинка, Шумилкино), три железнодорожных (Валуйки, Забайкальск, Посинь), три воздушных (Владивосток (Кневичи), Москва (Домодедово), Москва (Шереметьево)) и четыре морских (Большой порт Санкт-Петербург, Владивосток, Восточный, Новороссийск).
Кроме того, Россельхознадзор будет проверять соблюдение требований к применению пестицидов и агрохимикатов в местах производства продукции растительного происхождения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в рамках инспекций.
Для каждого из разрешенных пестицидов прописан регламент его применения: установлены предельные нормы применения, указаны способ и время обработки, целевые вредные объекты, на которые направлено действие препарата, а также меры по снижению опасности пестицида, предотвращения гибели пчел.
Новые полномочия позволят повысить ответственность производителей и импортеров товаров растительного происхождения, а также ликвидировать недобросовестную конкуренцию со стороны предпринимателей, которые для повышения урожайности вносят повышенные дозы удобрений.
Прослеживаемость химических препаратов, обращающихся в России, будет обеспечена за счет разрабатываемой Россельхознадзором информационной системы. Установленный законодательством срок ввода ее в эксплуатацию – 2022 год.
С помощью информационного продукта будет обеспечиваться учет партий пестицидов и агрохимикатов на всех стадиях их оборота.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют производство, хранение и оборот пестицидов и агрохимикатов, будут обязаны регистрироваться в системе.
С 1 июня этого года Россельхознадзор начал прием заявок от предприятий для включения их в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих оборот пестицидов и агрохимикатов. Список формируется на базе реестра поднадзорных объектов в информационной подсистеме Россельхознадзора «Цербер».
В программу будут вносится сведения о препаратах, в том числе вид продукции, торговое наименование, действующее вещество препарата, номер свидетельства о госрегистрации, страна происхождения, объем фасовки, срок годности и другая необходимая информация.
Создание информационной системы не только обеспечит прозрачный оборот химических препаратов, используемых в сельском хозяйстве, но и станет для стран-импортеров российской растительной продукции гарантом ее безопасности и экологичности.
Указанная платформа также поможет урегулировать вопросы взаимодействия сельхозтоваропроизводителей, использующих инсектициды, и пчеловодов, чьим пасекам потенциально может наноситься ущерб от несогласованного применения аграриями веществ, уничтожающих насекомых. В информационной системе планируется создание механизма предварительного информирования владельцев пасек и всех заинтересованных представителей АПК о планируемом применении хозяйствующими субъектами пестицидов.
Все вводимые Федеральным закон № 522-ФЗ изменения в систему регулирования рынка химических препаратов позволят существенно снизить оборот контрафактных пестицидов и агрохимикатов, снизить нагрузку на окружающую среду и повысить безопасность получаемой продукции.
Источник
Кто будет контролировать химикаты и удобрения?
Содержание статьи:
По мнению депутатов, контроль пестицидов и агрохимикатов сегодня практически не ведётся, и вести его, по сути – некому. Поэтому депутаты просят вернуть контролирующие функции Россельхознадзору, как это и было до 2011 года.
Орловские депутаты считают, что в условиях, когда рынок СЗР остался бесконтрольным, невозможно соблюдать Доктрину продовольственной безопасности. До 2011 года надзор полностью осуществлял Россельхознадзор. В его обязанности, среди прочих, входили и функции контроля качества готовой продукции, выращенной при использовании агрохимикатов и пестицидов. Однако в 2011 году контролирующие функции были перераспределены. Само ведомство осталось ответственным за ветеринарный надзор, то есть контролирует корма для животных, а также борется с насекомыми – паразитами и грызунами в сельскохозяйственном помещении.
Прежние же функции были переданы другим надзорным ведомствам, но ясность – кто и что должен контролировать, до сих пор так и не возникла.
Ни одно из ведомств, по мнению орловских депутатов, не берёт на себя решение главной проблемы: контроля над соблюдением регламента применения химикатов, а также борьбы с их фальсификацией. Возникают закономерные вопросы:
- кто должен контролировать процесс обработки сельхозугодий пестицидами?
- кто следит за тем, чтобы не использовались контрафактные химикаты?
- кто проверяет, не истёк ли у них срок годности?
Видимо, чётко и ясно в законодательстве об этом ничего не сказано. Россельхознадзор утверждает, что теперь это не относится к его компетенции, но и другие федеральные ведомства такую работу не ведут. Ситуация явно требует корректировки, ведь площади обрабатываемой химикатами земли постоянно увеличиваются, количество применяемых удобрений растёт на десятки процентов в год. А контроль, по-видимому, практически отсутствует. Есть и побочная проблема отсутствия контроля: склады и свалки СЗР, оставшиеся со времён СССР. Такие объекты имеются в каждом регионе, и вопрос с ними также следует решать, ведь свалки и склады – огромная потенциальная опасность для окружающей среды.
Об одном неисполненном поручении
Поручение президента России Владимира Путина Минсельхозу об обеспечении Россельхознадзора соответствующими полномочиями должно было быть выполнено ещё до конца марта текущего года. Однако полностью оно выполнено не было. Почему же? Как сообщили газете «Известия» в самом министерстве, поправки в закон о безопасности СЗР были внесены, однако Минэкономразвития и Роспотребнадзор возражают против их принятия.
Почему же? И что вообще произошло?
Минсельхоз внес ряд поправок в действующий закон о безопасном обращении с СЗР, однако дело застопорилось, поскольку другие федеральные ведомства, такие, как и Роспотребнадзор и Минэкономразвития положительного отклика на вносимые поправки не дали. Срок принятия решений по соответствующему документу продлён до конца текущего года.
Почему у федеральных ведомств отсутствует консенсус по вопросу контроля над агрохимикатами?
С августа 2011 года основные контролирующие функции были отданы непрофильным федеральным ведомствам, которые должны были вести госнадзор. Таким ведомством стал, например, Роспотребнадзор, по мнению которого, с работой он полностью справлялся, а меры контроля, применяемые им сегодня, и так достаточны.
Минсельхоз предложил разделить полномочия, с тем, чтобы каждое ведомство занималось «своим» видом госнадзора, в котором оно наиболее компетентно.
- контроль и надзор в плане санитарно-эпидемиологических мероприятий, продолжал бы выполнять Роспотребнадзор;
- а другой аспект контроля (карантинный и фитосанитарный) был бы поручен профильному ведомству – Россельхознадзору.
Однако, поправки к закону оказались несколько сырыми, причём, по-видимому, именно в юридическом смысле. Так представители Россельхознадзора сетуют в СМИ, что в определении и описании функций фитосанитарного и карантинного надзора ничего не говорится о СЗР. Вот, например, в основном законодательном документе, которым руководствуется ведомство, законе «О карантине растений», видимо, вообще не употребляются термины «агрохимикаты» или же «пестициды». Тогда о каком естественном для ведомства виде надзора тут идёт речь? И как его осуществлять при отсутствии даже упоминания «предмета надзора» в документах, которыми руководствуется ведомство в своей работе?
Об этом же говорят и в Минэкономразвития. Закон «О карантине растений», на основе которого осуществляет свою деятельность Россельхознадзор — это закон об охране растений и о защите от попадания на территорию нашей страны различных карантинных объектов. А ведь прежде, чем возвращать ведомству определённые полномочия, именно их и надо прописывать в законе, регулирующем деятельность этого ведомства.
Контроль Средств Защиты Растений
Закон же о контроле нужен, и срочно. Сегодня на возобновлении профильного надзора настаивают российские производители и сам Россельхознадзор.
Получилось так, что Россия сегодня – единственная страна, где контроль над обращением пестицидов практически никак не ведётся. Пресс-служба Россельхознадзора рассказала газете «Известия», что за год в стране используется 65 тысяч тонн пестицидов и 2.5 млн. т прочих агрохимикатов. Это очень и очень много, а вот с контролем над ними всё обстоит далеко не так хорошо.
В Национальном союзе производителей овощей также настаивают в интервью на восстановлении профильного надзора, утверждая, что зарубежные производители пользуются СЗР, запрещёнными в нашей стране и представляющими явную опасность для здоровья людей. Однако такие средства позволяют выращивать более дешёвые овощи и значительно продлевать срок их хранения.
Большинство пестицидов на рынке России – контрафакт?
Возможно, что чем больше пестицидов используется в АПК, тем в большей опасности оказывается население. И уж тем более, когда большинство СЗР – поддельные.
Журналисты поинтересовались, каким годом датирован ГОСТ о пестицидах, на который ориентируются наши ведомства при осуществлении надзорных мер?
По данным, предоставленным газетой «Столетие», используемый ГОСТ относится к 1978 году. А ведь с тех пор номенклатура расширилась на несколько сотен наименований. Более того, созданы абсолютно новые категории агрохимикатов с абсолютно новыми свойствами. Но и это не самое печальное. Как отмечает эксперт, работавший в прошлом в Минсельхозе, а сейчас занимающий должность замглавы компании, соблюдается стандарт лишь от случая к случаю. А вот в Белоруссии, странах Закавказья и некоторых странах Средней Азии стандарты соблюдаются намного строже.
Есть ещё одна проблема. Чтобы полностью контролировать выращенный урожай на предмет его экологической безопасности, производители должны потратить 400 – 500 тысяч рублей в год. Понятно, что по силам это далеко не всем предприятиям АПК.
Спрос же на СЗР продолжает расти. Основная причина этого – резкое снижение плодородия почв. А плодородие снижается из-за крупных проблем в агротехнике, заложенных ещё во времена СССР. Прошли годы, но последствия мы в полной мере ощущаем лишь сейчас. К таким проблемам относится «освоение целины», оказавшееся, возможно, в долгосрочной перспективе катастрофичным для биоценоза, устранение травопольного севооборота, огромное количество использованных химудобрений, вырубка защитных лесополос, устранение из сельхозоборота огромного количества перспективной земли, что привело к экспоненциальному росту числа полевых вредителей, которых пришлось в свою очередь уничтожать огромными дозами ядохимикатов.
Пестициды нужны, но денег на качественные продукты у большинства хозяйств, по-видимому, нет, поэтому они вынуждены пользоваться более дешёвыми средствами, часто оказывающимися далеко не безопасными.
Есть ли выход из сложившейся ситуации?
Конечно, вести планомерную работу по восстановлению плодородия почвы, проводить мелиорацию, налаживать у нас в стране выпуск препаратов высокого качества — намного более затратное с экономической точки зрения дело, чем покупать импортные дешёвые пестициды иногда весьма сомнительного качества. Однако для сохранения здоровья населения — это вариант единственный. Сегодня же эксперты предлагают в интервью газетам следующие меры:
- ввод новых стандартов под контролем государства;
- обеспечение их беспрекословного соблюдения;
- жёсткие меры при обнаружении подделок;
- усиление таможенного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Рынок СЗР России сегодня заполнен импортными средствами, более 90% которых может представлять проблему (демпинг, контрафакт и пр). Недостаточная же эффективность СЗР приводит к тому, что число вредителей продолжает расти высокими темпами. Такой бурный рост в последние годы отмечается в сельхозрегионах России — это Приволжский регион, Уральский ФО, Южный ФО.
Сегодня, пожалуй, практически невозможно проверить соответствие ввозимых в Россию средств их сопроводительным документам. А это значит и то, что определить влияние агрохимикатов на готовую сельхозпродукцию практически невозможно. Эксперты, занимающиеся экологической оценкой препаратов, считают, что нужно полностью менять нормативную базу, чётко прописать в ней все категории химикатов и условия, при которых их следует применять. По мнению экспертов, следует более точно установить функции государственных надзорных органов в этой сфере.
Источник