Меню

Кто разрушает почву окружающий мир

Урок «Образование и разрушение почв. Охрана почв». 3-й класс

Класс: 3

Цели:

  1. Формировать представление об образовании и разрушении почв под воздействием определённых факторов;
  2. Развивать наблюдательность, внимание, речь;
  3. Учить бережно относиться к природе.

Оборудование:

1. Опорные схемы:

  • круговорот веществ;
  • образование почв;
  • разрушение почв;
  • охрана почв.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса учащихся

— Как называется слой земли, на котором растут растения?

— Назовите основное свойство почвы.

— Заполните схему – состав почвы. Данная схема находится на доске, карточки-ответы учащиеся прикрепляют на схему.

— Почему почву называют “чудесной кладовой”? (растут растения)

— Что растения получают из почвы?

III. Изучение нового материала

— Теперь мы узнали что растения получают из почвы.

— Сегодня на уроке мы должны выяснить как образуется почва и отчего она разрушается. Для этого мы разделимся на три группы. Каждая группа должна найти ответ на вопрос

I группа

потребители

II группа

эксперты

III группа

Юные хранители природы

Какое значение имеет почва для живых организмов? Образование почв Отчего разрушается почва? Что нужно делать для охраны почв?

Учащиеся общаются в группе и затем представитель от группы отвечает на поставленный вопрос у доски по опорным схемам.

I группа

Вывод: Почва не может появиться без живых существ. И растениям, и животным необходима почва. Получается всё в природе взаимосвязано.

Рассмотрите схему и докажите с помощью её эту взаимосвязь.

Учитель делает вывод:

Получается круговорот веществ. Вот почему учёный В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

Учитель: Почва образуется в природе очень медленно: за 250 – 300 лет – 1 см; за 5 – 6 тыс. лет – 20 см.

Нельзя допускать разрушения, уничтожения почв.

— Отчего же разрушается почва?

II группа

Рассмотрите схему и сделайте выводы: отчего разрушается почва?.

Представители II группы высказываются у доски.

Почва нуждается в бережном отношении, так как она легко разрушается, смывается водой и сдувается ветром.

III. группа

Что же нужно делать для защиты почвы от разрушения?

Представители III группы высказывают свои мнения у доски, используя схему.

Вывод делает учитель:

Правильно обрабатывая почву, высаживая лесозащитные полосы, засыпая промоины, проводя другие работы, человек может спасти почву, сохранить её плодородие. В охране почвы большую помощь можете оказать и вы. Дома подумайте над заданием: Как вы можете охранять почву?

IV. Закрепление проводится с помощью теста

Учащиеся должны выписать те буквы пунктов, после которых написан правильный ответ.

Тест:

1. Какая главная часть почвы?

2. Что используют растения для питания?

3. Как называется наука, которая изучает живую природу?

4. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

5. К какой природе можно отнести почву?

ж) к живой природе
н) к неживой природе
с) неживая и живая в почве соединяются

6. Слой земли, на котором растут растения

7. Вещество, повышающее плодородие почвы

8. Одна из составных частей почвы?

Какое слово у вас получилось?

— Назовите основное свойство почвы. Ответ: ПЛОДОРОДИЕ.

Для повышения плодородия почвы её необходимо умеренно удобрять, правильно обрабатывать.

V. Итог урока

500 млн. лет назад на Земле не было ни растений, ни животных, ни человека.

1. Как вы думаете, была тогда почва?

2. Объясните смысл пословицы:

“Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить?”

VI. Домашнее задание

1. Задание на “засыпку”

Зимой почва на полях промерзает достаточно глубоко, а в лесу слой промёрзшей земли значительно меньше (объясните почему).

Источник

Загрязнение почвы

Почва – бесценный элемент нашей планеты, без которого существование человека невозможно. Земля обеспечивает людей продовольственными ресурсами, многие животные питаются благодаря дарам природы, выращенных в грунте. Загрязнение почвы ведет к снижению её плодородия, что в будущем грозит глобальной катастрофой для всего живого на нашей планете.

Причины загрязнения почв

Будем откровенны, главным источником загрязнения почв нашей планеты является человек. Довольно часто деятельность людей настолько безграмотна, что наносит необыкновенный ущерб окружающей среде. Помимо этого, в землю попадает огромное количество отходов, веществ, в составе которых есть химические элементы, что провоцирует нарушение биологического круговорота грунтовых систем и не только.

К основным источникам загрязнения почв относят:

  • Функционирование коммунально-бытовых предприятий и жилых домов – основная проблема современного мира – это бытовой мусор. В числе отходов находятся остатки от пищевых продуктов, стройматериалы и другие элементы. Весь мусор сосредотачивается на свалках, после чего во многих случаях сжигается, что приводит к засорению больших площадей и попаданию вредных и ядовитых веществ в почву.
  • Функционирование промышленных предприятий – в результате деятельности любой компании образуется большое количество отходов. Это могут быть токсичные вещества, которые оказывают губительное влияние не только на почву, но и на живые существа. Многие металлургические предприятия сбрасывают соли тяжелых металлов, цианиды, соединения мышьяка, бериллий, ртуть, свинец и другие опасные элементы, которые могут накапливаться как в грунте, так и в организмах людей и животных. Ключевой проблемой современности является загрязнение нефтью и нефтепродуктами.
  • Транспорт – при передвижении на автомобиле в воздух выбрасываются такие опасные вещества, как азот, свинец, углеводород. С увеличением количества транспорта растет уровень загрязнения окружающей среды, в том числе и почвы, так как все элементы попадают в грунт. Происходит ускорение процесса эрозии, что влияет на плодородие земли (чтобы восстановить данную особенность необходимо сто лет). Помимо этого, строительство дорог ведет к уменьшению общей площади почв.
  • Ведение сельского хозяйства – в процессе выращивания продуктов фермеры используют ядохимикаты, минеральные удобрения, пестициды, другие средства, содержащие ртуть и тяжелые металлы. Процесс эрозии почв увеличивается из-за выпахивания земель, что ведет к их опустыниванию. Засолению грунта способствует регулярное орошение.
  • Захоронение радиоактивных отходов – в почву складируются радиоактивные отходы, выгружаемые из реакторов атомных станций.

Процесс загрязнения почв ускоряется с каждым годом. Состояние земель влияет на всё вокруг, начиная от продовольственной безопасности, заканчивая полноценной жизнедеятельности всего живого на планете.

Меры по охране почв

Чтобы спасти «здоровье» нашей планеты необходимо внедрить определенные мероприятия:

  • минимизировать обработку почвы;
  • чередовать высаживаемые культуры;
  • закреплять грунт с помощью корневой системы растительности, формировать замкнутый растительный покров;
  • высаживать защитные лесополосы;
  • осуществлять осушительные работы с целью снижения уровня грунтовых вод.

Почвы также нужно промывать, соблюдая нормы полива, распахивать поперек склонов и не использовать пестициды и другие химические элементы.

Основные методы рекультивации

Для улучшения состояния почв необходимо подготавливать земли для воссоздания сельскохозяйственных угодий, формировать зоны отдыха, парки, турбазы, подготавливать грунт для высаживания лесов и проводить санитарно-гигиенические мероприятия на участках, непригодных к использованию.

Источник

Кто разрушает почву окружающий мир

§ 31. Разрушение почв

Эрозия почв

Ветер, вода и человек своей деятельностью могут разрушать почву. В районах, где ветер достигает большой силы, он сдувает почву и в виде пыли переносит ее на большие расстояния. Образуются пыльные бури. Особенно сильно ветер выдувает свежераспаханные, взрыхленные и бесструктурные почвы. Это ведет к тому, что плодородный слой становится тоньше. Были случаи, когда он уносил с поля весь пахотный слой.

Разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром называется эрозией (в переводе с латинского слово «эрозия» означает разъедать).

Разрушение почвы под влиянием ветра – ветровая эрозия – приводит к образованию пустынь.

Почву может разрушать и вода. После сильного дождя по земле текут мутные ручьи. Муть – не что иное, как частички почвы, смытые водой. Глубокие «раны» наносит она земле: за несколько лет промывает огромные овраги, выносит в пониженные места и реки многие тонны земли. Везде, где есть хотя бы слабый уклон, вода смывает с него почти всю почву. Происходит водная эрозия (рис. 76).

Рис. 76. Водная эрозия. Бурные потоки воды размывают почву. Здесь показаны этапы размыва и роста оврага

Эрозия может наступить и при неправильной обработке почвы. Так, трактор, обрабатывая поле, оставляет на нем борозды. Если они проложены по склону холма, то при дожде вниз устремляются потоки воды и быстро расширяют борозды, образуя промоины. Последние нередко дают начало образованию оврага.

Охрана почв

Растения – лучшие защитники почвы. Травы скрепляют ее корнями и препятствуют размыванию. Хороню защищают они почву и от выдувания. Травы способствуют образованию структуры (комочков) почвы, которую разрушить труднее.

Деревья останавливают рост оврагов, листвой прикрывают почву от ветра и защищают ее от размывания водой. Под деревьями почва впитывает воду лучше, чем на полях. Если на склоне посадить несколько рядов деревьев, то, стекая, вода будет под ними быстро впитываться и уходить в глубину (рис. 77).

Рис. 77. Деревья – лучшие защитники почвы

Немного истории. От водной и ветровой эрозии почву спасает лес. Еще в царствование Ивана IV леса, росшие вдоль рек, были объявлены заповедными. Но посадка лесных полезащитных полос началась сравнительно недавно. Впервые они были заложены на Украине около 1870 г. Правильно обрабатывая почву, высаживая лесозащитные полосы, засыпая промоины, проводя другую работу, человек может спасти почву, сохранить ее плодородие. В охране почвы большую помощь можете оказать и вы.

Источник

Конспект урока по окружающему миру на тему «Образование и разрушение почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока окружающего мира:

Образование и разрушение почвы.

— Сегодня мы продолжим разговор о чудесной кладовой, в которой ведро картошки превращается в двадцать ведер. Что это за кладовая?

— Что растения получают из почвы?

— Назовите основное свойство почвы.

— Заполните схему «Состав почвы».

Воздух Перегной Песок Глина Соли Вода Живые существа

-Когда то давно почвы на Земле не было вовсе. Её покрывали лишь твёрдые, горные породы. Затем была серая, скучная молодая Земля. А сейчас вы прочитаете сказку, и узнаете о том, как родилась на планете почва.

Жила – была гора. Была она голая, лысая. Каждый день её нагревало солнце. При этом гора расширялась, как и все предметы при нагревании. А ночью, когда солнца не было, гора охлаждалась и сжималась. Этот каждодневный процесс приводил к появлению трещин.

Вода заполняла трещину в горе, замерзала. А при замерзании вода расширялась, и трещина становилась ещё больше. Часто к горе прилетал ветер, он выдувал мелкие осколки породы, перетирал их и превращал их в глину и песок. Трещина заполнялась постепенно рыхлой породой. В таких мягких местах могли уже прижиться простейшие растения – лишайники и мхи. На горе жили ещё и бактерии, которые помогали превращать умершие мхи и лишайники в перегной. Так за миллионы лет образовалась почва.

-Какие объекты природы помогли образованию почвы? (Почва образуется под влиянием Солнца, ветра, воды, лишайников и бактерий)

Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы по тому, что он по ней ходит. Но и в то же время, наименее известная ему, особенно городскому жителю.

Наверняка вы не раз наблюдали, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития растения.

Русский ученый Василий Васильевич Докучаев, который основал науку о почве — почвоведение, изучал, как почвы образуются и разрушаются. Докучаев написал много научных книг. Почву он называл кормилицей человека и говорил, что она для нас дороже нефти, угля, золота. В своих книгах он учил, как нужно правильно обрабатывать почву, чтобы получать хорошие урожаи, как охранять почву от разрушения.

— Рассмотрите схему и расскажите, отчего разрушается почва.

— Почва нуждается в бережном отношении, так как она легко разрушается, смывается водой и сдувается ветром.

— Что же нужно делать для защиты почвы от разрушения?

— Правильно обрабатывая почву, высаживая лесозащитные полосы, засыпая промоины, проводя другие работы, человек может спасти почву, сохранить её плодородие. В охране почвы большую помощь можете оказать и вы. Дома подумайте над заданием: Как вы можете охранять почву? Сделайте рисунок или напишите сочинение.

Источник

Читайте также:  Как удобрить почву под чеснок осенью
Adblock
detector