Хлебороб — это почетная и уважаемая профессия
Хлебороб — это тяжелая, но почетная и очень уважаемая профессия. Чтобы вырастить хлеб, нужно любить землю всем сердцем и искренне дарить ей частицу своего тепла. Кроме этого, необходимо в совершенстве уметь пользоваться сложной техникой, знать тонкости процессов посева, подкормки полей удобрениями, уборки урожая, а также иметь навыки ремонтных работ, ведь машины могут выходить из строя в самый неподходящий момент, а ждать механика времени нет.
Круг обязанностей хлебороба
Что такое хлебороб? Это многофункциональная профессия, которая требует внимательности, собранности, трудолюбия, значительной физической силы и отличных навыков механика по ремонту спецтехники. Самая напряженная пора длится с ранней весны до середины осени. Когда сходит снег, необходимо взрыхлить пахотное поле — бороновать почву, чтобы запечатать влагу внутри. Для этого верхний слой земли разрыхляют до мелких крупинок, благодаря чему вода меньше испаряется. Рыхлый слой быстрее прогревается, хорошо проветривается, а питательные вещества накапливаются вследствие микробиологических процессов.
Затем поле следует засеять семенами, летом убрать урожай, заготовить зерно и кормовую часть. С наступлением осени поле снова необходимо вспахать и засеять озимой пшеницей. Время от времени хлебоуборочная техника выходит из строя: даже при тщательном уходе трактора ломаются, а ремонтировать их нужно предельно быстро. Хлебороб — это мастер на все руки, который может оперативно найти и исправить поломку, а затем вернуться к своим основным обязанностям.
Особенности работы хлебороба
Работа хлебороба — это дело тяжелое, ведь трудиться приходится под открытым небом. Часто погода создает дополнительные трудности, но ни дождь, ни снег не могут стать преградой на пути. Каждый этап выращивания зерновых длится всего несколько дней и за этот период необходимо успеть обработать все поле. Если пашню не вспахать вовремя, то придется отложить посевную, а значит пшеница не успеет вырасти и созреть. Если допустить задержку с уборкой урожая, зерна осыпятся и собрать их уже не удастся. Поэтому хлеборобу приходится трудиться с раннего утра до поздней ночи, несмотря на погоду: и в снег, и в дождь, и в палящий зной.
Высокий уровень отвественности
Чтобы качественно выполнять свои обязанности, специалист должен знать порядок агротехнических операций и успешно применять их в поле, знать принципы работы сельхозтехники, уметь настраивать правильные режимы механизмов и в сжатые сроки устранять поломки. То, что обычному человеку может показаться непосильно трудным, для хлебороба это всего лишь рабочие будни: его натруженные, мозолистые руки и светлая голова легко решают трудности и справляются с самыми сложными задачами. Выращивать хлеб — почетный труд, но он требует от мастера полной самоотдачи, собранности и высокого уровня личной ответственности.
Хлебороб — это великая профессия, благородная и уважаемая. Благодаря тяжелому труду на каждом столе появляется свежий, ароматный хлеб, без которого невозможно представить существование человека.
Источник
Тема: Знакомство с трудом хлеборобов.
Автор: Чигина Елена анатольевна
НОД: Тема: Знакомство с трудом хлеборобов.
Цель : Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба.
Воспитывать уважение к людям труда.
Основная образовательная область : познавательное развитие.
Интегрированные образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Планируемые результаты: сформированы у детей представления о ценности хлеба;знают о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей; знают о профессиях пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; бережно относятся к хлебу.
Наглядные средства обучения :– Колоски пшеницы и ржи (можно картинки), демонстрационные картинки с изображением различных работ в поле; черный хлеб; презентации о хлеборобах и хлебе.
Методы и приёмы: наглядные (просмотр презентации о хлебе); словесные (чтение стихотворения, загадок, пословиц, рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассказы детей); игровые (физминутка, игра); практические ( угощение)
Обогащение словаря : хлеборобы, злаки.
Активизация словаря : зёрна пшеницы и ржи, яровые, хлеборобы, тракторист, комбайнер, элеватор, хлебозавод.
ХОД НОД Дети заходят и встают полукругом.
— Сегодня вы узнаете, откуда берётся хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине, познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают.
— Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки.) А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей.)
Дети подходят к столам с подносами на которых лежит зерно.
— Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах, на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.)
На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
— А как выглядят эти растения? (Ответы детей) Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.
— Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный.
— А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него короче и зернышки круглее.)
— Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова, подумайте какие … – «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают злаки?
Пашут каждую весну,
Сеют, жнут, ночей не спят
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Давайте ребята посмотрим на наш экран.
дети садятся на стулья
Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и тёплой.
— Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)
Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.)
2 слайд . (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.) Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист.)
— На распаханное поле выходят другие машины – сеялки.
Они сеют зерна в землю.
Физкультминутка. «Колосок растёт» Предложить детям встать.
Ребята , давайте немного отдахнем:
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас, в маленькие зёрнышки и сажаю в землю. ( Дети садятся на корточки)
-Весеннее солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками. (Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх)
-Колоски тянутся к солнышку. (Дети напрягают руки)
-Сильно припекло солнце, завяли наши колоски. (Дети расслабляются роняют голову, опускают руки , плечи, туловище опускается на пол.)
-Но вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнцу. Подул ветерок, наклонились колосья вправо, влево, вперёд, назад. Как волны в море. (Дети выполняют плавные наклоны)
-Созрели колосья, готовы к жатве! (Руки плавно разводят в стороны )
-Всё лето созревают зёрна в колосках. Но вот зёрна созрели.
И на поле выходят другие машины – комбайны. Посмотрите на картину. (Выставляет картину с изображением комбайна.) «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» — есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)
.-Что же делает комбайн? (Предположения детей.) Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины.
6 слайд — Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор — это зернохранилище для очистки и сушки зерна.
7 слайд -После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу.. Там их растирают – мелют. Получается мука. А работает на мельницы (Мукомол)
8 слайд — Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.) Там из муки делают тесто и выпекают хлеб, печет хлеб (Пекарь)
9слайд — Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки.). А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.
12 слайд — Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб. За добросовестный труд хлеборобов награждают орденами, их труд самый уважаемый.
. Играс мячом «»Откуда хлеб пришел»
(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)
Цель: упражнять в названии сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.
Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.
Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.
Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.
Что делают в пекарне? (пекут хлеб);
Хлеб пекут из чего? (из муки);
Из чего получают муку? (из зерна);
Откуда зерно? (из колоса пшеницы);
Откуда пшеница? (выросла в поле);
Кто её посеял? (хлеборобы);
Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);
Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).
Как называется круглый хлеб? (каравай)
НАША ВСЕМИ ЛЮБИМАЯ ИГРА МЫ поздравляем наших ребят в день рождения КАРАВАЙ,
Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб.
На подносе в хлебницы лежат маленькие кусочки черного и белого хлеба , воспитатель
Источник
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Профессия хлебороб»
Елена Дмитриева
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Профессия хлебороб»
Формировать и расширять представление детей о труде взрослых хлеборобов. Учить ценить труд и бережно относиться к тому, что сделано руками человека.
— формировать знания детей о профессиях людей, выращивающих хлеб, о важности и значимости их труда;
— расширять представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
— закреплять знания о сельскохозяйственной технике, о последовательности этапов выращивания хлеба.
Развивающие:
— закреплять знания об окружающем социальном мире;
— совершенствовать диалогическую речь,активизировать словарь детей словами: сеялка, комбайн, жатва, агроном, элеватор.
— воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, использование художественного слова.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация; поднос с круглым хлебом; ящик для посадки пшеницы, ящик с рассадой; лейка; деревянная ступка и пестик; геометрические фигуры для создания мельницы; мука; формочки для печенья; тесто для изготовления каравая; шапочки, влажные салфетки; испечённый каравай; стихотворение
Н. Некрасова «Нива».
Приветствие (организационный момент):
Дети вместе с воспитателем стоят полукругом.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их. Скажем, здравствуйте, и всем улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие я вам принесла очень дорогой подарок. Посмотрите (показываю хлеб).
— Что это? (Ответ детей)
«Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!»
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, кто мне скажет (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно сказали, хлеб действительно: душистый, мягкий, хрустящий.
— Ребята, как вы думаете – хлеб сразу стал хлебом? (нет)
Нет, не сразу стали зерна
Хлебом, тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
— Давайте поговорим сегодня о тех людях, кто не жалея сил, трудился, чтобы этот каравай был у нас на столе. Люди разных профессий на селе трудятся, чтобы вырастить хороший урожай. Какие профессии вы знаете?
(Ответы детей: хлеборобы, трактористы, комбайнеры).
— Молодцы! Давайте посмотрим, какой же путь проходит маленькое зернышко, чтобы стать хлебом.
— Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие «От зерна до каравая». Присаживайтесь на подушечки.
1 слайд — Агроном
Воспитатель: Дети, посмотрите на фотографию. Вы можете предположить, кто это? (Ответы детей)
— Прежде, чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Чем же занимается агроном?
— Агроном проверяет семена на всхожесть. Они быстро прорастут, если земля будет влажной и теплой. Он определяет сроки, когда надо сеять и убирать урожай. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай.
— Ребята, скажите, люди какой профессии выходят в поле после агронома?
2 слайд – Вспаханное поле, трактор
— Молодцы! Весной поле пашут трактора. После того, как землю вспашут,
на распаханное поле выходят другие машины. Какие (Ответы детей)
3 слайд — Сеялки
— Фермеры и рабочие работают допоздна. А почему? (Предположения детей). Потому что растения нужно посадить в срок.
— Ребята, давайте с вами поможем нашим рабочим и посеем пшеницу.
(Дети сеют пшеницу в ящике)
— Мы немножко отдохнём, физкультминутку проведём.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
— Давайте посмотрим, что произошло с нашими семенами пшеницы.
Дети: Она проросла.
Воспитатель: Да, ребята, но пшенице нужно ещё подрасти и созреть. (Сажаю детей)
4 слайд — Созревшее пшеничное поле
Воспитатель: Приходит время, и наши маленькие зёрнышки начинают колоситься, цвести. Спелые колосья сгибаются под тяжестью зёрен. От ветра рожь, пшеница волнуется, как море.
Воспитатель читает стихотворение Н. Некрасова «Нива»:
«Дорого-любо, кормилица нива,
Видеть, как ты колосишься красиво.
Как ты янтарным зерном налита,
Гордо стоишь – высока и густа».
— Можно убирать урожай. Когда поспевает рожь и пшеница, у хлеборобов начинается жатва.
— Какие машины помогают хлеборобам убирать урожай?
5 слайд – Комбайн. Зерно ссыпается в кузов грузовика
— Кто работает на комбайне?
Воспитатель: С утра до ночи работают комбайнеры во время уборки урожая. Труд их нелегкий, тяжёлый, очень нужный всем людям. Они трудолюбивые, заботливые. Комбайнерылюбят свое дело и гордятся им.
— Куда же везут собранное зерно. Кто знает (Ответы детей)
6 слайд – Элеватор с зерном
Воспитатель: На элеватор. Что такое элеватор? (Здание, в котором хранится зерно).
— На элеваторе зерно сушат, следят за ним, оберегают от грызунов.
«Хоть и собрано зерно,
Но еще не хлеб оно».
— Куда зерно везут с элеватора? (Ответы детей)
7 слайд – Мельница
Воспитатель: На мельницу. Там из зерна делают муку.
— Подойдите к столу. На нем лежат геометрические фигуры, из них вам нужно построить мельницу.
— Молодцы, ребята! Красивые мельницы у вас получились.
— Пришло время смолоть зерно. Первыми инструментами на Руси для измельчения зерна были деревянная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать.
— Давайте мы с вами попробуем перетереть наши зёрнышки в муку.
(Дети перетирают по очереди)
Воспитатель: Как, сложно?
— А раньше на Руси женщины, чтобы приготовить хлеб, таким образом, перетирали зерно в муку, так как мельниц ещё не было.
— Потрогайте муку на ощупь. Какая она?
Дети: Мягкая, воздушная, белая, пушистая.
— Вам понравилось? Это хлебушек? (Ответы детей)
«Хоть и перетерли зерно,
Но еще не хлеб оно».
— Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.
— Зерно перемололи. А что потом (Предположения детей)
8 слайд – Пекари месят тесто
Воспитатель: Муку везут на хлебозавод, на пекарню. Кто там работает? (Ответы детей)
— Ребята, а что делают пекари (Ответы детей)
— Правильно. Они месят тесто.Из теста пекари творят чудеса: пекут хлеб, батоны, вкусную сдобу, караваи.
— Ребята, я тоже замесила тесто, сделала из него форму каравая. Давайте украсим его, чтобы он был красивым. Вы хотите побыть в роли пекаря?
— Подойдите к столу. Прежде, чем приступить к работе, наденем шапочки, приготовим наши руки, вытрем влажными салфетками.
Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы)
А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками)
Пирожки и плюшки.
Булочки и калачи,
Всё мы испечем в печи (поочередно загибают пальцы на обеих руках, затем разворачивают ладошки)
(Дети делают лепёшку и формочкой вырезают различные цветочки, сердечки и прикладывают на каравай)
Воспитатель: Молодцы, очень красивый каравай у нас получился!
— Ребята, кто печёт вам булочки и пирожки в детском саду?
Воспитатель: Давайте отдадим каравай поварам, пусть они испекут нам его.
(Вытираем руки, снимаем шапочки)
— Видите, как много людей трудятся, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Сколько рук к нему прикоснулось, прежде чем он стал хлебом. Чьи это руки?
Дети: Тракториста, агронома, комбайнера, мельника, пекаря.
— Хлеб нужно беречь. Хлеб всему голова.
— Наше виртуальное путешествие подошло к концу.
— Молодцы, ребята! Повара испекли каравай. Сейчас мы с вами будем его
пробовать и угощать наших гостей.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: Поможем Зайчику вернуться домой. Цель: — Продолжать учить составлять число 10 из единиц. — Познакомить с обозначением числа 10..
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань -жемчужина России» Программное содержание: Уточнить знания о.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Россия — Родина моя» Тема: «Россия – Родина моя!» Цель. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Сказочный квест» Сказочный квест Цель: развивать интерес к математическим заданиям. Задачи: 1. Закрепить знания детей о последовательности дней недели.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Приготовление пельменей» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Приготовление пельменей» Цель: Развитие у детей интереса к приготовлению.
Конспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по познавательному развитию «Лес как экологическая система» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по познавательному развитию «Побываем у воды» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по познавательному развитию «Синичкин день» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.
Источник