Технология выращивания культурных растений
Ребята, мы с вами живем в сельской местности. Наши папы, мамы, бабушки и дедушки трудятся на предприятиях нашего поселка. И многие семьи имеют целые династии животноводов, механизаторов, доярок. Многие из них являются передовиками производства. Эти профессии возникли давно. А как вы думаете, долго ли они будут существовать?
Растениево́дство — возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов, гибридов, форм сельскохозяйственных культур, особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах. Растениеводство включает в себя полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство и цветоводство.
Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями. Их также называют сельскохозяйственными растениями или сельскохозяйственными культурами.
Культурные растения получены человеком в результате специального разведения, возделывания, т.е. культивирования. Ценные для человека свойства культурные растения приобрели в процессе отбора лучших образцов и селекции.
Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.
Из восьми перечисленных вами направлений (отраслей) растениеводства в нашей области более развиты: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.
Полево́дство — одна из основных отраслей земледелия (растениеводства), связанная с производством полевых (преимущественно однолетних яровых и озимых) культур.
Овощеводство — отрасль растениеводства, занимающаяся производством овощей — сочных органов (плодов, корневых образований, клубней, луковиц, листьев, стеблей, соцветий) однолетних, мало- и многолетних травянистых растений, употребляемых в пищу в сыром и переработанном виде, а также съедобных грибов.
Плодоводство — отрасль растениеводства, занимающиеся разведением плодовых культур на обособленных земельных массивах и приусадебных участках (наз. плодовыми садами) с целью получения плодов, ягод и орехов.
Цветово́дство — отрасль растениеводства, занимающаяся селекцией и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях: для срезки букетов, создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта, а также для украшения жилых и производственных помещений.
Источник
Культурные растения. Семь правил посадки и ухода
Еще с далеких древних времен человек искал возможность разнообразить свою пищу. Он находил растения со съедобными частями, семенами, плодами, кореньями.
Позже он понял, что если ухаживать за полюбившимся растением – оно даст большую урожайность. Он стал поливать растения, рыхлить их, уничтожать сорняки, удобрять и постепенно дикие растения превращались в культурные растения.
Сейчас для достижения максимальной урожайности селекционеры выводят новые сорта, ищут новые способы обработки почвы, внесения удобрений и прочее.
Существует огромная разновидность культурных растений. Как же достичь эффективного выращивания культурных растений?
Этот вопрос волнует как профессионалов, так и любителей.
Основные правила посадки ухода за культурными растениями
Существует семь основных правил посадки и ухода за культурными растениями.
- Первое правило – это правильная планировка участка – нужно правильно определить, как культурные растения на участке будут размещены.
- Второе правило – это выбор посадочного материала. Нужно не только выбрать, что сажать, но и решить какой сорт растения вы хотите. Лучше всего воспользоваться услугами профессионалов при выборе саженцев или семян в специализированных магазинах или питомниках.
- Третье правило – обработка почвы в соответствии технологии выращивания выбранных растений.
- Четвертое правило – посадка растений – нужно соблюдать все правила посадки растений, учитывать необходимую глубину посадки, способ посадки, а так же погодные условия.
- Пятое правило – обработка растений в первое время жизни – необходимо вовремя выполнять подкормку, полив, обработку почвы, удаление сорняков. Каждому этапу должно быть свое время.
- Шестое правило – это полив. Не важно огород это, либо сад – полив должен быть своевременным и достаточным для определенного вида растений.
- Седьмое правило – обработка растений от вредителей. Своевременная обработка позволит защитить ваши растения от гибели.
Выполняя эти не сложные правила ваши растения будут радовать вас своей урожайности весь свой период жизни.
Источник
Урок 27
Выращивание культурных растений
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Выращивание культурных растений.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией выращивания растений, проведению подкормки растений.
Содержание урока 27
Технологии растениеводства и животноводства
§39. Условия внешней среды для выращивания культурных растений
Растениям, как и человеку, для роста и развития нужны определённые условия внешней среды: свет, тепло, воздух, вода, а также питательные вещества, находящиеся в почве. Все эти условия являются обязательными и незаменимыми. Недостаток или избыток одного из них одинаково губителен для растения. Например, переувлажнение почвы может привести к загниванию корней, излишний солнечный свет вызвать ожог.
Большое значение для растения имеет световой режим — количество света, а также продолжительность дня и ночи. Под действием света в листьях растений происходит процесс фотосинтеза (об этом вы узнаете на уроках биологии). Продолжительность освещения сильно влияет на рост и развитие растений. По отношению к свету растения можно разделить на светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. Например, очень требовательны к свету арбуз, дыня, тыква, огурец, томат, перец, баклажан, фасоль, гранат, абрикос, персик, черешня, грецкий орех, груша, яблоня, вишня, ягодные культуры. Менее требовательны редис, морковь, петрушка, свёкла, луж, капуста, салат. При недостатке света у светолюбивых растений можно наблюдать изменение окраски листьев на светлуто, бледнуяо. Растения вытягиваются, задерживается их цветение и образование плодов. Если тенелюбивое растение посадить на солнечном месте, плоды будут гораздо мельче, листья начнут закручиваться в трубочку или засыхать.
Очень важен для жизнедеятельности растений тепловой режим. Тепло необходимо растениям во все периоды их роста и развития. Требования к теплу у различных культур неодинаковы. Различают жаростойкие культуры — арбуз, дыня, баклажан, для которых оптимальна температура +20. +30°С, они не погибают даже при температуре +40°С. Теплолюбивые растения имеют тропическое происхождение. Это огурец, кабачок, томат, кукуруза, фасоль и др. Для их роста необходима температура +20. +30°С. При температуре ниже 0°С эти растения погибают. Хладостойкими являются капужта, морковь, бобы, лук, салат, редис, редька, укроп, лён, овёс, подсолнечник, лавр, мирт, фуксия, примула, пеларгония, мак, василёк, маргаритка, хризантема. Морозо- и зимостойкие — многолетние культуры, которые переносят заморозки до -8. -10°С, а под снеговым покровом даже ниже. Это чеснок, щавель, многолетний лук, рожь, пшеница, ячмень, пион, ирис, флокс, дельфиниум, боярышник.
Для нормального роста и развития растений необходим правильный воздушно-газовый режим. Воздух нужен для нормальной жизни почвенных микроорганизмов, для дыхания растений необходим кислород, а для образования органических веществ — углекислый газ. Чтобы воздух поступал к корням, рекомендуется регулярно проводить рыхление почвы. Неблагоприятно сказываются на развитии растений загрязняющие атмосферу вещества, они могут быть как природными — пожары, пыльные бури, извержения вулканов, так и искусственными — вредные газы, которые выбрасывают в атмосферу автомобили и промышленные предприятия.
Важную роль в жизни растений играют питательные вещества. Растения хорошо растут и развиваются, когда в почве есть все необходимые элементы (калий, кальций, фосфор, азот, железо, магний), а также микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден и др.). Каждый элемент участвует в жизненно важных для растений процессах. В разные периоды потребность растений в элементах питания не одинакова: например, во время роста больше нужен азот, при цветении и плодоношении — фосфор и калий.
Недостаток питательных веществ у растения можно наблюдать визуально по общему виду растения, состоянию листьев (рис. 180).
Общими симптомами недостатка какого-либо элемента питания считается задержка роста растения, а также изменение окраски листьев на светло-зелёную, тёмно-зелёную или тусклую голубоватую. Явными признаками голодания растений является отмирание ткани листьев по их краям (краевой ожог листьев), бурая пятнистость, закручивание и сморщивание листьев. Появление признаков недостатка какого-либо питательного вещества у растений указывает на необходимость подкормки соответствующими минеральными удобрениями.
Все питательные вещества растение получает в виде водного раствора, поэтому одним из основных условий жизнедеятельности растений является вода. Она содержится во всех органах растений. Потеря растением воды приводит к его гибели. Основные источники пополнения воды в почве — осадки и орошение.
По требовательности к воде все растения делятся на влаголюбивые и засухоустойчивые. При недостатке влаги плоды становятся вялыми, жёсткими, невкусными, а листья и цветы скручиваются или опадают. Избыток влаги, как и недостаток, вреден для качества урожая. Большое количество влаги приводит к распространению различных вредителей и болезней, плоды становятся безвкусными, водянистыми, трескаются, плохо переносят хранение — загнивают.
Для получения высоких урожаев необходимо изучить потребности каждого растения и удовлетворять их в полном объёме.
Знакомимся с профессиями
Агроном — профессия, связанная с выращиванием культурных растений. Агроном отвечает за все этапы возделывания сельскохозяйственных культур, начиная от подготовки почвы и посадочного материала и заканчивая сбором урожая. Он определяет, какие культуры можно выращивать в данном регионе, выбирает лучшие сорта растений, определяет сроки для проведения агротехнических приёмов.
Практическая работа № 49
Проведение подкормки растения
1. Определите, какие основные группы культурных растений имеются на пришкольном или приусадебном участке. Результаты наблюдения запишите в рабочую тетрадь.
2. Проведите осмотр растений, имеющихся в кабинете технологии, классной комнате, домашних декоративных цветов, растений на пришкольном участке. Определите, каким растениям требуется подкормка минеральными удобрениями.
3. Подберите необходимое минеральное удобрение и выполните подкормку в соответствии с инструкцией (при помощи взрослых). Запишите результаты исследования.
Запоминаем опорные понятия
Режимы: световой, тепловой, воздушно-газовый; питательные вещества, вода.
Самостоятельная работа
Проведите сезонное фенологическое наблюдение за растением. Выберите место для наблюдений (подоконник в кабинете технологии, пришкольный или приусадебный участок). Выберите объект наблюдения (комнатный цветок или плодово-ягодную культуру). Заведите журнал еженедельных наблюдений с указанием даты и времени наблюдения, изменений в выбранном растении. Наблюдайте за растением в течение весны, лета и осени. Результаты вносите в таблицу. Сделайте выводы.
Таблица
Журнал фенологических наблюдений за растением
Место наблюдения, название, сорт | Начало сокодвижения | Начало распускания почек | Начало цветения | Окончание цветения | Начало созревания плодов (семян) | Полная зрелость плодов (семян) | Естественный листопад | Начало созревания побегов |
Проверяем свои знания
1. Какой из внешних факторов вам кажется самым главным для растения?
2. В каких случаях вода может привести к гибели растения?
3. Как визуально можно диагностировать у растения недостаток питательных веществ?
Источник
Культурные растения: примеры, фото и названия
Культурные растения: pixabay.com
Культурные растения изменили жизнь человечества. Исследователи считают, что благодаря их появлению увеличилось население, появилась собственность и разделение труда, развились товарообмен и цивилизации. Расскажем подробнее о том, какие растения называют культурными.
Культурные растения: общая характеристика
Культурное растение — это растение, которое выращивают люди с определенными целями. В их основе дикорастущие растения, измененные одним из таких способов, как:
- Гибридизация — процесс образования новых видов растений на основе объединения генетического материала различных видов.
- Селекция — отбор растений с качествами, нужными для человека.
- Генная инженерия — изменение генетической структуры растений для получения желаемых для человека качеств.
Появление культурных растений называют первой неолитической революцией в истории человечества. Этим термином обозначают переход человечества от присваивающего хозяйства, в основе которого были охота и собирательство, к производящему, основанному на земледелии и скотоводстве.
Неолитическая революция превратила мобильных кочевников в оседлые общества и изменила качество питания, что привело к резкому росту численности населения. Люди смогли выращивать растения самостоятельно и меньше зависеть от внешних обстоятельств.
Известно, что культурные растения появились одновременно в Старом и Новом Свете примерно 7–8 тыс. лет назад. Интересно, что ученые смогли легко найти родину большинства культурных растений, но не смогли найти дикорастущих предков некоторых из них. Так, например, не были выявлены дикорастущие предки картофеля и некоторых злаков.
Культурные растения удовлетворяют потребности человека не только в пище, но и одежде, среде обитания и сырье для животноводства.
Ученым до сих пор точно не известно, как именно появились культурные растения, которые вызвали неолитическую революцию. Вот наиболее распространенные теории их происхождения:
Теория оазисов
Обосновал теорию автор термина «неолитическая революция» Гордон Чайльд. Он считал, что в конце ледникового периода люди вынуждены были выживать на ограниченных территориях. Благодаря этому им пришлось научиться воспроизводить нужные для питания растения.
Теория холмистых склонов
Авторы этой теории считают, что культурные растения появились в горах Тавра (Турция) и Загорса (Иран), где климат не был засушливым и позволил людям воспроизводить нужные растения.
Теория фиесты
Согласно этой теории, культурные растения появились из потребностей правящей элиты демонстрировать свои власть и могущество соплеменникам, организуя праздники. Для этого необходимы были запасы мяса и злаков, которые начали выращивать целенаправленно.
Злаковое поле: pixabay.com
Демографическая теория
Некоторые исследователи уверены, что появление культурных растений стало не причиной роста населения, а его следствием. После ледникового периода численность населения увеличилась и, чтобы прокормить его, потребовались новые подходы. Так были одомашнены дикорастущие растения.
Теория целенаправленной эволюции
Согласно этой теории, появление культурных растений стало результатом взаимного приспособления людей и растений. Первые заботились о дикорастущих растениях до их созревания, а вторые изменялись под влиянием внешней опеки.
Теория стабилизации климата
Еще одна теория связывает появление культурных растений со стабильным и предсказуемым климатом после отступления ледников. Люди знали, что не будет резкого похолодания, и начали заботиться о полезных растениях.
Несмотря на то что исследователи не могут точно определить регион, в котором впервые были одомашнены растения, существует ряд предположений о том, где и какие культурные растения появились впервые.
Урожай пшеницы: pixabay.com
Так, Николай Вавилов выдвинул теорию целенаправленного происхождения культурных растений. Согласно его предположению, существует семь центров, в которых в период неолита были одомашнены те или иные виды растений.
Например, более трети всех культурных растений (33%) появились в так называемом южноазиатском тропическом центре (Индии и Индокитае). Здесь были одомашнены рис, банан, цитрусовые, сахарный тростник и другие растения.
Еще 19% культурных растений происходят из восточноазиатского центра (центр и восток Китая, Тайвань, Корея и Япония). Этому центру человечество обязано происхождением гречихи, бамбука, вишни, грецкого ореха и ряда других растений.
Примерно 14% культурных растений появились в Средней и Малой Азии, Иране и Афганистане. Этому региону человечество обязано появлением злаковых и бобовых, чеснока и ряда фруктовых растений.
На средиземноморский центр приходится лишь 11% культурных растений, но среди них маслины, капуста, сахарная свекла и ряд других незаменимых в питании растений.
Около 10% культурных растений происходят из центральноамериканского центра, расположенного на территории Южной Мексики. Здесь появились кукуруза и табак, подсолнечник, какао и ряд других растений.
В так называемом андском (или южноамериканском) центре появились 10% растений, среди которых картофель, томат, арахис и сладкий перец.
Наконец, в эфиопском центре появились 4% культурных растений: пшеница, кофе, арбуз, кунжут и ряд других.
Карта появления культурных растений: wikipedia.org
Культурные растения меняли человеческую историю. Например, в поисках специй, которые улучшали вкус пищи и ценились на вес золота, средневековые купцы отправлялись в Азию, налаживая новые торговые связи и культурный обмен. В поисках новых торговых путей, по которым можно было доставлять азиатские специи в Европу, путешественники пересекали океаны, открывая новые континенты.
Картофель, привезенный из Нового Света, считается причиной демографического взрыва в Европе и одной из предпосылок промышленной революции. Простой в выращивании и приготовлении, он произвел революцию в питании низших слоев населения и способствовал улучшению качества жизни и росту населения.
Кофе исследователи называют «великим отрезвителем» — напитком, который изменил жизнь купцов и способствовал активизации деловой жизни. Если в Средневековье из-за плохого качества воды среднестатистический человек в день употреблял около литра вина или полтора — два литра пива, то с появлением кофе у успешных людей появилась привычка оставаться трезвыми и вести дела на свежую голову.
Дикорастущие и культурные растения: чем отличаются
Дикорастущие растения — это те растения, которые произрастают без внимания человека, используя ресурсы окружающей среды. Среди них выделяют дикорастущие травы (крапива, ромашка, подорожник и другие), кустарники (малина, виноград ежевика и другие) и деревья (сосна, рябина, груша и другие).
Все дикорастущие растения делятся на три группы:
- Вредные, к которым относят паразитов, которые вредят сельскохозяйственным культурам и ядовитые растения.
- Полезные, которые люди используют для лечения (подорожник), парфюмерии (шалфей) или приготовления пищи (бузина).
- Растения, которые не приносят ни вреда, ни пользы людям, но необходимы для выживания животных, насекомых и птиц.
Дикорастущие и культурные растения нередко являются родственниками. В дикой природе можно найти немало аналогов культурных растений.
Главными отличиями дикорастущих растений являются:
- Высокая приспособляемость и устойчивость к внешним воздействиям.
Они менее устойчивы к изменениям климата и способны легко выживать в любых погодных условиях. Культурные растения при изменении природных условий без помощи человека редко выживают.
- Большая роль в экологической системе.
Дикорастущие растения играют важную роль в экологической системе региона, в котором они произрастают. Они очищают воздух, укрепляют почву, служат домом и пищей для многих видов насекомых и животных.
Поэтому исчезновение отдельных видов дикорастущих растений болезненно сказывается на окружающей среде. Многие дикорастущие растения, которые оказались под угрозой вымирания, занесены в Красную книгу.
У дикорастущих и культурных растений есть общие черты. Например, их можно успешно скрещивать между собой. Кроме того, без ухода человека культурные растения быстро «дичают» и обретают те первоначальные свойства, которые были у их диких предков.
Урожай тыквы: pixabay.com
Культурные растения: примеры и названия
Группы культурных растений выделяют по различным критериям. Например, среди культурных растений выделяют:
- Декоративные, которые используются для украшения ландшафта и внутреннего убранства жилищ. К ним относятся парковые кустарники и деревья, цветы, почвозащитные и мелиоративные растения (сосна, береза и т. д.)
- Зерновые и зернобобовые. Эту группу растений делят на те, которые употребляют в пищу (рис, нут, пшеница), и те, которые идут на корм животным (клевер, люцерна).
- Содержащие крахмал, используемый для пищевых и технических потребностей (ямс, картофель).
- Сахароносные, используемые для получения сахара (тростник и свекла).
- Масличные, которые используются с целью получения жиров растительного происхождения (подсолнечник, арахис, рапс, соя).
- Волокнистые, применяемые для получения промышленных товаров (лен, крапива, липа).
- Бахчевые и овощные, используемые в кулинарии (кабачок, арбуз, огурец).
- Плодовые, применяемые в тех же целях (яблоки, груши, бананы).
- Стимулирующие, которые используются для стимуляции нервной системы (чай, кофе, мак, конопля, табак).
Культурные растения, примеры которых можно найти в любой энциклопедии, изменили жизнь человека, стали одной из причин создания оседлых цивилизаций и промышленных технологий. Появление отдельных культурных растений связывают с радикальными изменениями в человеческом обществе и прогрессом цивилизации.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник