Конспект практической работы «Исследование почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.1. Определение механического состава почвы
Оборудование: пробы почвы, вода в склянках.
Ход работы : В ходе исследования нами было отобрано 250 грамм почвы из разных участков:1 и 2. Затем мы слегка увлажнили комочек почвы, размешали до тестообразного состояния и скатали в шнур, который затем сгибали в кольцо. По тому, как скатывалась почва и сгибалась в кольцо, мы определяли ее механический состав.
Рис. 1. Мокрый способ определения механического состава почв в поле
Вид образца в плане после раскатывания
Шнур не образуется — песок
Зачатки шнура — супесь
Шнур дробится при раскатывании — легкий суглинок
Шнур сплошной кольцо при свертывании распадается — средний суглинок
Шнур сплошной кольцо с трещинами — тяжелый суглинок
Шнур сплошной кольцо дельное — глина
1 .2.Определение структуры почвы.
Под структурностью почвы подразумевают ее способность естественно распадаться на структурные отдельности и агрегаты, состоящие из склеенных перегноем и иловатыми частицами механических элементов почвы. Форма структурных отдельностей зависит от свойств самой почвы.
В поле у разреза определяют структуру почв следующим образом. На передней стенке из исследуемого горизонта ножом вырезается небольшой образец грунта и подбрасывается несколько раз на ладони (или лопате) до тез пор, пока он не распадается на структурные отдельности. Рассматривая эти структурные элементы, определяют степень их однородности, размер, характер поверхности.
Если структура неоднородна, то для её характеристики пользуются двойными названиями (комковато-зернистая и т.д.), последним словом указывая преобладающий вид структуры.
Рис. 2 Типичные структурные элементы почв (по С.А.Захарову).
1.3.Определение плотности и сложения почвы.
Определяется с помощью ножа, лопатки или лопаты.
Под сложением почвы внешнее выражение степени и характера её плотности и прозрачности (величина и форма воздушных пор и полостей).
Различают следующие степени плотности почв в сухом состоянии:
*Очень плотное или слитое сложение — почва не поддаётся действию лопаты (входит в почву не более 1 см.)
* Плотное сложение — лопата или нож с трудом входят в почву на глубину 4-5 см, и почва с трудом разламывается руками;
* Рыхлое сложение — лопата или нож легко входят в почву, почва хорошо оструктурена, но структурные агрегаты сравнительно мало сцементированы между собой
* Рассыпчатое сложение — почва обладает сыпучестью, отдельные частицы не сцементированы между собой.
1.4. Определение окраски почвы
Для определения окраски почвенного горизонта необходимо:
1.Установить преобладающий цвет.
2.Определить насыщенность этого цвета (темно-светлоокрашенная).
3.Отметить оттенки основного цвета (например, буровато — палевый и т.д.).
При описании почвы необходимо указывать и степень однородности окраски. Например, буровато — сизый, неоднородный, на сизом фоне бурые и ржавые пятна и примазки. Такое описание помогает полнее охарактеризовать почву и оценить её в генетическом отношении.
При определении окраски почвы в полевых условиях необходимо учитывать влажность почвы и степень освещенности почвенного разреза. Влажная почва имеет более тёмную окраску, чем воздушно-сухая, поэтому очень важно указывать при описании почвы степень её увлажнения. Это облегчает дальнейшую камеральную обработку полевых материалов.
Многое также зависит и от освещения почвы солнцем. Освещение должно быть равномерным по всему профилю почвы, так как в тени почва выглядит темнее и можно легко ошибиться при определении её цвета. Лучше определять окраску почвы при высоком стоянии солнца, чем рано утром или вечером.
По цвету почву можно условно разделить на категории по содержанию гумуса и плодородию: одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают окраску.
1.5. Изучение насыщенности почвы воздухом
Насыщенность почвы воздухом (т.е. аэрация) – важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ. Благодаря учениям Б. Небела, мы также сможем определить аэрацию почв (рис 2).
Рис. 2.
Для проведения опыта нам потребовались два разных образца почв. Мы отобрали цилиндрические образцы песчаной и глинистой почв. Затем поместили образцы в сосуды с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. В ходе работы мы зафиксировали время выделения воздуха, величину пузырьков и интенсивность выделения воздуха.
1.6. Исследование кислотности почвы
Оборудование и реактивы: пробирки, фильтровальная бумага, воронка; дистиллированная вода, универсальный индикатор, образцы почвы.
Ход работы: в пробирку поместили почву (столбик почвы должен быть 2-3 см ). Прилили дистиллированную воду, объем которой должен быть в три раза больше объема почвы. Закрыли пробирку пробкой, тщательно встряхивали в течение 1-2 минут. Профильтровали полученную смесь почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). Взяли универсальный индикатор, нанесли на него палочкой почвенный раствор. Определили по окраске универсального индикатора рН почвенного раствора. Если лакмус окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то щелочной.
Источник
Тема: Лабораторная работа. Состав почвы.
Тема: Лабораторная работа. Состав почвы.
Цель: ознакомить учащихся с почвой и составом почвы, со свойством плодородия; развитие познавательной активности детей, наблюдательности, умение анализировать и делать выводы; воспитывать чувство любви и заботы, бережное отношение к природе, к проблемам экологии.
Содержимое разработки
Тема: Лабораторная работа. Состав почвы.
Цель: ознакомить учащихся с почвой и составом почвы, со свойством плодородия;
развитие познавательной активности детей, наблюдательности, умение анализировать и делать выводы;
воспитывать чувство любви и заботы, бережное отношение к природе, к проблемам экологии.
Оборудование: карточки-опоры, стаканы с водой, промокательная бумага, палочки, спиртовка, штатив, держатель, рисунок почвенного разреза.
Оборудование: образцы почвы, стекло, спиртовка, вода, кроссворд «Состав почвы», учебник, штатив, таблица «Состав почвы», таблица «Овраг», тесты.
1. Организация класса.
Психологический настрой.
2. Этап актуализации знаний.
Тестирование.
1. Какой воздух по цвету?
а) белый
б) прозрачный
2. Какое свойство воздуха используется в шинах и мячах?
а) прозрачность
б) упругость
в) поддерживает горение
3. Вода обладает:
а) формой
б) размером
в) текучестью
4. В каких состояниях бывает вода?
а) твердом
б) жидком
в) газообразном
г)жидком, твердом и газообразном
5. Какое вещество легко растворяется в воде?
а) песок
б) соль
4.Этап постановки учебной задачи.
В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, жуки) ?
Ее называют кормилицей, потому что без нее не росли бы овощи, фрукты, хлеб?
Плодородный верхний слой земли, на котором растут растения?
(Почва)
Определение темы урока, цели урока и критериев успеха.
Что вы хотите узнать о почве?
+ Что такое почва?
Из чего состоит почва?
Какие свойства имеет почва?
Вы не раз могли наблюдать, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития.
прочитайте определение в учебнике на стр.38, что же такое почва. дайте определение почвы.
Почва – это верхний плодородный слой земли, необходимый для жизни растений.
– Теперь выясним, что же есть в почве, так необходимое для жизни растений.
Почва — это поверхностный слой земной коры в котором развивается растительная жизнь и живут некоторые животные.
Какие животные живут в почве?
5. Этап усвоения новых знаний.
Сейчас мы узнаем из чего состоит почва и свои наблюдения будем вписывать в таблицу.
Инструктаж по технике безопасности при работе.
Опыт № 1.
Рассматриваем почву на листе бумаги. Что входит в состав почвы?
(песок, глина, остатки растений и животных)
Какого цвета почва?
Темный цвет почвы придает перегной.
Перегной- это перегнившие остатки растений и животных.
Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.
Плодородие – основное свойство почвы.
Как вы понимаете слово «плодородие»?
Опыт № 2.
Бросьте комочек сухой почвы в стакан с водой. Что вы заметили?
Что вышло пузырьками в воду? Откуда воздух?
Опыт № 3.
Определяем содержание воды в почве.
Горсть почвы положим в жестяную коробочку. Нагреем над спиртовкой. Подержим над почвой стекло. На нижней стороне стекла появились капли воды. Откуда они взялись? Что еще есть в почве, кроме воздуха?
6.Этап закрепления новых знаний.
Что же такое почва? Из чего состоит почва?
Что мы делали, чтобы определить что в почве есть песок, глина, перегной? Как определили, что в почве есть воздух, вода?
б) работа в парах. Отвечаем на вопрос стр.41 № 4.
в) отгадывание кроссворда.
1.Остатки растений и животных, повышающие плодородие почвы? (перегной).
2.Вещество, плохо пропускающее воду? (глина).
3.Вещество, хорошо пропускающее воду? (песок).
4. Жидкость, необходимая для жизни животных и растений? (вода).
5. Вещество, помогающее корням растений дышать? (воздух).
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений и животных образуется перегной? (микробы).
7. Кроме этого в почве находятся минеральные ………? (соли).
Чтобы лучше росли полезные нам растения, люди дополнительно вносят в почву полей, садов и огородов минеральные соли. Их называют минеральными удобрениями. Минеральные удобрения люди научились изготавливать на заводах. Но много вносить минеральных удобрений не нужно. Ведь не вся вода из почвы всасывается корнями. Больше половины ее просачивается в глубину.
Часть дождевой воды стекает в реки, озера. Вода, уходя в глубину может смешиваться с водой родников и колодцев. А это не безопасно для человека.
Есть другой, более безопасный способ повысить плодородие почвы. Есть прекрасное природное удобрение.
Это навоз.
Навоз- остатки переваренной пищи животных. Навоз, перегнивая в почве, увеличивает в ней количество перегноя.
— Назовите слово в выделенной строчке?
— Что такое плодородие?
Итог урока.
Что нового узнали? Что понравилось? Какое у вас настроение?
Источник
Практическая работа. Опыты. Почва. Состав почвы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа по направлению «Науки о природе»
Название опытной работы: Почва. Состав почвы.
Цель работы: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством.
Опыт 1. Материалы и оборудование: стакан с почвой, стакан с водой.
Я взяла стакан с водой, бросила туда комочек почвы и начала наблюдать. Из почвы появились пузырьки, значит, земля содержит воздух. Итак, в почве есть кислород. Воздух легче воды и поэтому всплывает на поверхность.
Опыт 2. Материалы и оборудование: фильтрованная бумага, почва, стакан.
Взяла фильтрованную бумагу, на нее насыпала немного земли и придавила её к бумаге. Потом, оставшуюся почву, высыпала в стакан и заметила, что бумага стала чуть-чуть влажная. Значит, в почве присутствует влага.
Опыт 3. Материалы и оборудование: железная ложка, почва, свеча, стекло.
Взяла немного почвы, положила в железную ложку и нагрела её над огнем. Затем поднесла над ложкой с нагретой почвой стекло. Оно стало влажным, т.е. появились капельки. Значит, в почве есть вода.
Опыт 4. Материалы и оборудование: те же.
Продолжаем нагревать землю в течение 3-5 минут, от нее пошел едкий дым, образовался резкий неприятный запах в комнате. Значит, в почве есть перегной, который образовался из остатков растений и животных. Он придает почве черный цвет.
Опыт 5. Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.
В стакан с водой добавляю почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т.д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина. Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
Опыт 6. Материалы и оборудование: стакан с почвой и водой, пипетка, стекло, свеча.
В стакан с почвой налила воды и поставила на некоторое время отстояться. Затем, несколько капель этой воды поместила на стекло и подержала над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле образовался белый налет. Это соли – основа плодородия почвы. Значит, в почве есть соли.
Вывод: в почве содержатся воздух, воды, перегной (останки растений и животных), песок, глина, соли.
Все опыты были проведены с соблюдение правил противопожарной безопасности под руководством родителей.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 973 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 89 человек из 41 региона
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-814069
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник