Лабораторная работа «Агрофизические свойства почв»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Агрофизические свойства почв
Агрофизические свойства почв каждой местности определяются природными свойствами и размером почвенных частиц, их взаимным расположением. Природа и свойства почвенных частиц и сформированных из них агрегатов предопределены как местными почвообразующими материнскими породами, так и гетерогенным материалом, привнесенным со стороны. Непрерывные процессы трансформации и перераспределения подвижных минеральных и органических веществ, которые происходят в почвах постоянно под влиянием природных сил и производственной деятельности человека, которые приводят к формированию специфичных горизонтов в почвенном профиле. Получение данных о минеральном и органическом составе почвенных частиц, о плотности и пористости горизонтов, о способности почвы формировать структурные агрегаты, об общей влагоемкости и водоудерживающей способности почвы позволяет судить о степени пригодности почвы для возделывания сельскохозяйственных культур в целом или для выращивания одной специфичной культуры, в частности.
К агрофизическим свойствам почвы относят объемную массу почвы, плотность твердой фазы почвы, общую и капиллярную скважность, полную полевую влагоемкость, уровень аэрации и наименьшую полевую влагоемкость. О всех этих свойствах каждой конкретной почвы судят по результатам анализа почвенных образцов, взятых из каждого почвенного горизонта.
Работа 1 . Морфологическое описание почв
и правила отбора почвенных образцов
Работа состоит из двух этапов. Первый этап – описание почвы по видимым морфологическим признакам, как на поверхности почвы, так и описание хорошо различимых горизонтов (слоев) почвенного профиля. Эта работа выполняется как в период учебной и/или научно-производственной практики, так и в лабораторных условиях по имеющимся монолитам различных почв. На втором этапе работы студенты знакомятся с правилами отбора образцов почвы для определения ее агрофизических свойств.
Этап 1. Для обоснования проявления тех или иных морфологических признаков почвы необходимо описать топографию участка, характер растительного покрова и найти сведения о климатических условиях (среднее количество и характер распределения осадков, сезонные колебания температур воздуха, глубина залегания грунтовых вод), которые оказали непосредственное влияние на формирование почвы. Следует упомянуть о характере и степени антропогенного воздействия на конкретную почву.
Внешние морфологические признаки описывают по открытому почвенному разрезу или по имеющемуся монолиту конкретной почвы. Для разреза выбирают типичное место, которое может характеризовать почвенный покров на площади от 10 до 100 и более гектар. При уклоне местности, не превышающим 5 о , закладывается один разрез, при большем уклоне для более объективной характеристики почвы может потребоваться закладка до трех разрезов: у основания склона, на средней его части и на водоразделе.
Как правило, разрез закладывается на глубину 1-1,5 м или до основания корнеобитаемого слоя почвы.
Рис. 1 Проекция почвенного разреза
Отбор проб почвы
цилиндром из каждого Материнская порода
Разрез почвы от ее поверхностного слоя до слабо измененной подстилающей материнской породы обнаруживает несколько слоев и горизонтов, хорошо различимых по цвету, морфологическим элементам и новообразованиям или включениям, привнесенными механически. Каждый тип почвы имеет свои характерные ему горизонты.
На фотографиях, приведенных ниже, показаны типичные профили различных почв. Описание морфологических признаков поверхностного слоя почвы и каждого горизонта почвенного профиля включает цвет, структуру, толщину горизонта (слоя), наличие корней и биогенных образований, характер переходных горизонтов, наличие конкреций химической природы и прочие отличительные признаки. Дается предварительная характеристика гранулометрического состава на основе формирования шариков и жгутиков из увлажненной почвы. Все эти признаки в совокупности позволяют диагностировать различные типы, рода, виды и разновидности различных почв.
Рис. 2. Типичные профили различных почв
На рис. 2 представлены последовательно изображенные профили черноземной, дерново-подзолистой, аллювиальной и гидроморфо-глеевой почв.
Описание профиля разрезов дается в следующей форме:
Разрез (монолит) №… Местоположение и название типа почвы
Характерные морфологические признаки
Этап 2. Отбор образцов почв
Для детального изучения агрофизических свойств конкретной почвы, как правило, выбирают типичную площадку и открывают разрез почвы шириной 0,8-1,0 м и до глубины материнской породы. На стенке разреза почвы выделяют генетические горизонты, определяют их мощность и описывают видимые характерные признаки каждого горизонта. После чего из каждого горизнта отбирают два вида образцов. Один смешанный образец, который отбирается из каждого горизонта и предназначен для изучения гранулометрического состава, удельной массы твердой фазы, и интересуемых агрохимических показателей (кислотность или щелочность, содержание углерода, общего азота, поглощенные основания и др.). Другой, с ненарушенной структурой, – для определения водно-физических свойств почвы: объемной массы почвы, общей и капиллярной влагоемкости. На основании полученных данных рассчитывают уровень аэрации, долю доступной и недоступной влаги, мертвого запаса влаги. Этот образец также берут из каждого выделенного горизонта почвы.
Смешанный образец почвы каждого горизонта (слоя) в открытом разрезе берется путем скалывания почвы ножом со стенки горизонта не менее чем в 20 местах. Общая масса сырой почвы должна быть не менее 500 грамм. В некоторых случаях смешанный образец берут почвенным буром по всей площади элементарного участка. И его также составляют не менее чем из 20 индивидуальных проб. В этом случае, смешанный образец берется из двух слоев почвы – из пахотного (20-30 см) и подпахотного слоя (20-40 или 30-60 см).
Образцы почвы с ненарушенной структурой отбираются почвенным буром Качинского или специальным цилиндром из нержавеющей стали с заостренными краями для облегчения продавливания. После взятия образца из верхнего горизонта, открывается следующий горизонт для обеспечения доступа к нему и создания возможности продавливания цилиндра вглубь горизонта. Это можно проделать также с помощью бура Качинского, но для этого потребуется сохранение всего сквозного керна почвы. Однако при этом не всегда удается не нарушить плотность и сложение почвы на разных глубинах. Каждый образец почвы помещают в полиэтиленовый пакет или коробку. В пакет и коробку вкладывают этикетку, такую же этикетку приклеивают к пакету (коробке).
Этикетка должна содержать следующую информацию:
Источник
Практическая работа. Опыты. Почва. Состав почвы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа по направлению «Науки о природе»
Название опытной работы: Почва. Состав почвы.
Цель работы: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством.
Опыт 1. Материалы и оборудование: стакан с почвой, стакан с водой.
Я взяла стакан с водой, бросила туда комочек почвы и начала наблюдать. Из почвы появились пузырьки, значит, земля содержит воздух. Итак, в почве есть кислород. Воздух легче воды и поэтому всплывает на поверхность.
Опыт 2. Материалы и оборудование: фильтрованная бумага, почва, стакан.
Взяла фильтрованную бумагу, на нее насыпала немного земли и придавила её к бумаге. Потом, оставшуюся почву, высыпала в стакан и заметила, что бумага стала чуть-чуть влажная. Значит, в почве присутствует влага.
Опыт 3. Материалы и оборудование: железная ложка, почва, свеча, стекло.
Взяла немного почвы, положила в железную ложку и нагрела её над огнем. Затем поднесла над ложкой с нагретой почвой стекло. Оно стало влажным, т.е. появились капельки. Значит, в почве есть вода.
Опыт 4. Материалы и оборудование: те же.
Продолжаем нагревать землю в течение 3-5 минут, от нее пошел едкий дым, образовался резкий неприятный запах в комнате. Значит, в почве есть перегной, который образовался из остатков растений и животных. Он придает почве черный цвет.
Опыт 5. Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.
В стакан с водой добавляю почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т.д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина. Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
Опыт 6. Материалы и оборудование: стакан с почвой и водой, пипетка, стекло, свеча.
В стакан с почвой налила воды и поставила на некоторое время отстояться. Затем, несколько капель этой воды поместила на стекло и подержала над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле образовался белый налет. Это соли – основа плодородия почвы. Значит, в почве есть соли.
Вывод: в почве содержатся воздух, воды, перегной (останки растений и животных), песок, глина, соли.
Все опыты были проведены с соблюдение правил противопожарной безопасности под руководством родителей.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 972 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 89 человек из 41 региона
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-814069
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник