Лабораторная работа 3.1. Распознавание минеральных удобрений по внешнему виду и простым качественным реакциям
По внешнему виду минеральные удобрения трудно различить одно от другого. При неудовлетворительном хранении разные удобрения становятся весьма сходными между собой. Чтобы избежать ошибок, при применении удобрений, необходимо уметь определять их с помощью простейших качественных реакций.
Работу начинают с внимательного осмотра удобрения, определяют его цвет, запах, строение. Затем небольшое количество удобрения помещают в пробирку, в которую добавляют дистиллированную воду, содержимое хорошо перемешивают и наблюдают за растворимостью удобрения.
Если удобрение растворилось полностью или больше половины взятого количества, то раствор разливают в четыре чистые пробирки, которые используют для проведения реакций со щелочью, хлоридом бария, нитратом серебра и дифениламином.
Реакция со щелочью позволяет установить, входит ли в состав удобрения аммонийная группа (NH4 + ), добавление хлористого бария позволяет определить присутствие сульфатных ионов благодаря выпадению осадка BaSO4. Реакцией с нитратом серебра определяют присутствие в удобрении ионов CI − и H2PO4 − Ион NO3 − определяют с помощью дифениламина, синее окрашивание раствора указывает на присутствие в удобрении азота в нитратной форме.
Гранулы сложных удобрений перед проведением соответствующих реакций тщательно растирают в фарфоровой чашке, после чего примерно 1 грамм удобрения помещают в пробирку и приливают дистиллированную воду. Содержимое пробирки нагревают и осторожно перемешивают, после чего отстаивают и разливают в пять пробирок для проведения ряда реакций. Реакции проводят так же, как при определении простых минеральных удобрений.
Нитрофоска содержит Ca 2+ , K + , NH4 + , NO3 − , SO4 2− , CI − , H2PO4 -, нитрофос и дает характерные реакции. В состав аммофоса входят H2PO4 — , NH4 + , а в нитроаммофоске с помощью реакций легко выявить NO3 − , H2PO4 — , NH4 + , K + , CI − ,Mg 2+ .
Каждый студент должен определить весь набор удобрений, предложенный преподавателем. Определение ведется по определителю минеральных удобрений, полученные данные записываются в тетрадь в виде таблицы следующей формы (табл.19).
Посуда и реактивы:
-хлорид бария 5% раствор
— нитрат серебра 2% раствор
— 5% раствор щавелево-кислого аммония
— 2% раствор соляной кислоты
-10% раствор гидроокиси натрия
— дифениламин 10% раствор
— лакмусовая бумага, дистиллированная вода, древесный уголь, спиртовая горелка, пробирки.
Качественный анализ удобрений
№ п/п | Показатели | Результаты анализа |
Номер удобрения | ||
Цвет | ||
Строение | ||
Растворимость в воде | ||
Присутствие ионов | NH4 + | |
CI − | ||
SO4 2− | ||
Ca 2+ | ||
K + | ||
NO3 − | ||
HCO3 − | ||
H2PO4 — | ||
Mg 2+ | ||
Проба на раскаленном угле | ||
Проба на лакмус | ||
Прочие реакции | ||
Химическая формула | ||
Название удобрения |
Основные свойства удобрений
Цвет. Определяют визуально, с учетом возможного его изменения во время хранения и транспортировки.
Влажность. Определяют с учетом, того, что во время хранения одни удобрения становятся сухими и сыпучими, другие способны впитывать влагу из воздуха, т.е. обладают гигроскопичностью.
Строение. Удобрения подразделяются на порошковые, кристаллические и гранулированные. По внешнему виду минеральные удобрения подразделяются на две группы:
1 группа – кристаллические удобрения. К кристаллическим формам относятся азотные удобрения (исключение циамид кальция) и калийные удобрения (исключение калимаг).
2 группа – аморфные удобрения. К аморфным удобрениям относятся фосфорные и известковые удобрения, из азотных – циамид кальция, из калийных – калимаг.
Растворимость в воде. По растворимости минеральные удобрения можно разделить на три группы:
1 группа – удобрения растворимые в воде полностью. К этой группе относятся все кристаллические удобрения, т.е. все азотные удобрения, кроме циамида кальция, калийные удобрения – хлористый и сернокислый калий.
2 группа – удобрения растворимые в воде не полностью, остаются кристаллы различной окраски. К этой группе относятся калийные удобрения.
3 группа – удобрения нерастворимые в воде или слабо растворимые. К этой группе относятся все аморфные удобрения (фосфорные, известковые).
Растворимость удобрений определяется следующим образом: в пробирку помещают небольшое количество удобрения и приливают десятикратное количество дистиллированной воды, пробирку энергично встряхивают. Если большая часть удобрения растворилась полностью и сквозь жидкость просматриваются предметы – удобрение растворимо в воде. В противном случае удобрение считают нерастворимым или плохо растворимым. Не всегда следует ожидать полной растворимости удобрения, так как часто растворимые удобрения содержат небольшое количество нерастворимых примесей.
Источник
Практическая работа по теме «Определение минеральных удобрений». 9-й класс
Разделы: Химия
Класс: 9
Цели: продолжить совершенствовать навыки проведения химического эксперимента практической направленности с использованием малых количеств веществ, соблюдать правила ТБ, аккуратность при выполнении работы, описывать наблюдения и делать выводы, записывать уравнения реакций в ионном виде.
Форма работы: парная.
Оборудование: на каждый стол: удобрения, стаканчики с водой, AgNO3 (раствор), КОН (конц.), ВаСI2 (раствор), 3-х литровая емкость для слива неорганичеких веществ, стеклянная палочка.
Задание. В 3-х пронумерованных пробирках находятся суперфосфат, хлорид калия, сульфат аммония. Определить каждое вещество. Записать уравнения химических реакций и разобрать их с точки зрения ТД. Задание оформить в виде таблицы.
а) К содержимому пробирок добавляем воду.
Наблюдения. В одной из пробирок вещество растворилось не полностью.
Выводы. Это суперфосфат, так как он слабо растворим.
б) К этому раствору добавляем раствор нитрата серебра.
Наблюдения: Выделяется желтый осадок.
Выводы. В данной пробирке находится суперфосфат, т.к. данная реакция является качественной на фосфат — ионы.
в) К оставшимся растворам добавляем раствор хлорида бария.
Наблюдения. В одной из пробирок выпадает белый осадок.
Выводы. В данной пробирке находится сульфат аммония, т.к. данная реакция является качественной на сульфат-ион.
г) К оставшемуся веществу добавляем раствор нитрата серебра .
Наблюдения. Образуется белый осадок.
Выводы. Эта реакция является качественной на хлорид-ион поэтому в данной пробирке содержится хлорид калия.
Источник
Практическая работа «Распознавание минеральных удобрений»
Практическая работа «Распознавание минеральных удобрений».
Цель практической работы: повторить и закрепить знания о свойствах азотных, фосфорных и калийных удобрений, распознать виды основных минеральных удобрений по внешним признакам, а так — же с помощью проб и реакций.
Обучающая: повторить значение минерального питания для роста и развития растений, его влияние на урожай, классификацию минеральных удобрений: основные, косвенные, комплексные, смешанные микроудобрения, местные, промышленные; закрепить знания по теме «Минеральные удобрения, их виды, определение минеральных удобрений», научить работать в группах и индивидуально при закреплении изученного материала темы;
Развивающая: развить логическое мышление, память, способность анализировать, привить навыки самостоятельной и групповой работы при выполнении практических заданий;
Воспитательная: воспитать самостоятельность, инициативность, чувство ответственности за выполненную работу, коммуникабельность, уверенность в своих знаниях и возможностях, показать практическое значение полученных знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
Метод обучения: наглядно-демонстрационный, рассказ-объяснение с элементами самостоятельной и групповой работы
Межпредметные связи с: химия, биология, охрана труда, физика, биология, с/х машины
Вид деятельности учащихся: репродуктивный с опорой и без опоры, самостоятельная и групповая работа
Дидактический материал: таблицы-определители «Распознавание минеральных удобрений», схемы (презентация). «Влияние минерального питания на рост и развитие растений» приложения к уроку «Вопросы для актуализации знаний»
Раздаточный материал: оборудование для практической работы, тесты, бланки для ответов на тесты, порядок выполнения практической работы, таблицы для записи и сравнения результатов проведенных опытов, опорные конспекты.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, колбы, чашки Петри, держатель для пробирок, спиртовка, лакмусовая бумага.
Организационная часть: Актуализация знаний: тест-презентация (устный опрос) Практическая работа:
В клетках растений содержится более 70 химических элементов — практически все, имеющиеся в почве. Но для нормального роста, развития и плодоношения растений необходимы лишь 16 из них. Это элементы, поглощаемые растениями из воздуха и воды, — кислород, углерод и водород, и элементы, поглощаемые из почвы, среди которых различают макроэлементы — азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и микроэлементы — молибден, медь, цинк, марганец, железо, бор и кобальт.
Отдельным растениям для нормального роста и развития требуются и другие химические элементы. Так, например, сахарной свекле для получения высокого урожая корнеплодов нужен натрий. Он также ускоряет рост и улучшает развитие кормовой свеклы, ячменя, цикория и других культур. Положительное влияние на обмен веществ у некоторых растений оказывают кремний, алюминий, никель, кадмий, иод и др.
Наиболее полно потребности сельскохозяйственных культур в питательных элементах удовлетворяются при внесении в почву удобрений. Недаром их образно называют витаминами полей. Для этого в почву вносят органические и минеральные удобрения
Удобрения содержат питательные элементы в связанном виде, т. е. в виде их соединений. Растения поглощают эти соединения из почвы, при этом осуществляется ионный обмен. Если, например, взять пробу почвы, насыщенной кальцием, и взболтать ее с раствором какой-либо соли, например хлоридом калия, то часть ионов К+ из раствора перейдет в соединение с почвой, а в раствор вместо К+ перейдет Са2+:
Органические удобрения (от слова «организм») — это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).
Навоз — наиболее распространенное органическое удобрение. В нем имеются вещества, содержащие азот, фосфор и калий, больше других нужные растению. Они усваиваются только после разложения навоза, то есть после превращения органических веществ в минеральные под действием микроорганизмов. Поэтому навоз вносят в почву осенью, чтобы за осень и весну он успел перегнить.
В зависимости от содержания минеральных веществ различают азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения. Из азотных удобрений наиболее распространена мочевина, сульфат аммония и селитра, из фосфорных — суперфосфат, а из калийных — хлорид калия. Их получают на химических заводах.
Много соединении калия содержит зола. Золу можно применять как хорошее калийное удобрение. Минеральные удобрения растворяются в почвенной влаге и используются растениями быстрее, чем навоз.
Лучше других растворяются в воде азотные и калийные удобрения, поэтому их вносят в почву перед самым посевом, в первой половине лета. Азот усиливает рост стеблей и листьев.
Фосфорные удобрения растворяются хуже, и поэтому их вносят осенью вместе с навозом. Фосфор ускоряет созревание плодов. Калий усиливает рост корня, луковиц и клубней. Фосфор и калий повышают также хладостойкость растений.
В колхозах и совхозах успешно применяют гранулированные удобрения. Их делают в виде зернышек (гранул) из смеси торфа или перегноя и минеральных удобрений. Подразделяются удобрения на простые и комплексные.
Простые удобрения содержат один элемент питания (азот, фосфор, калий, молибден и т. д.). Это азотные удобрения, которые различают по форме соединений азота (аммиачные, аммонийные, амидные и их сочетания); фосфорные удобрения, которые разделяют на растворимые в воде (двойной суперфосфат) и нерастворимые в ней (фосфоритная мука и др., используемые на кислых почвах); калийные удобрения, которые разделяют на концентрированные (КС1, К2С03 и др.) и сырые соли (сильвинит, каинит и др.); микроудобрения — вещества, содержащие микроэлементы (Н3В03, молибдат аммония и др.). Комплексные удобрения содержат не менее двух питательных элементов. По характеру их производства они подразделяются на следующие группы:
* смешанные — получают механическим смешиванием различных готовых порошкообразных или гранулированных удобрений
Внесение удобрений во время роста растений называют подкормкой. Растения подкармливают теми минеральными веществами, которые требуются им в данный период жизни.
Подкормка может быть сухой и жидкой. При сухой подкормке в почву вносят сухую золу, сухие минеральные удобрения и навоз. При жидкой подкормке удобрения, например: навозную жижу, птичий помет, разбавляют водой. Подкармливать растения лучше после дождя, когда почва насыщена влагой. Если дожди долго не выпадали, растения нужно сначала обильно полить водой, а затем подкормить.
Вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек их может повредить растениям, а полученная сельскохозяйственная продукция может быть даже опасной для человека. Если же удобрения вносить вовремя и правильно, можно добиться высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Высокие урожаи позволяют создать изобилие сельскохозяйственных продуктов.
1. Какие органические удобрения вы знаете?
2. Какие минеральные соли необходимы растениям?
3. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?
4. Какие минеральные удобрения влияют на рост и урожай растений?
5. Что такое подкормка растений? Для чего она нужна?
6. Когда проводят подкормку растений?
7. Какие правила надо соблюдать при внесении удобрений?
3.Распознавание минеральных удобрений. Перед выполнением практической работы внимательно ознакомьтесь с порядком ее проведения!
Сформулируйте цель практической работы исходя из темы и запишите ее.
Работу целесообразно проводить по вариантам, например:
Вариант 1.Распознайте удобрения: сульфат аммония, суперфосфат, нитрат натрия и сильвинит.
Результаты проведенных исследований можно оформить в виде таблицы.
Источник