Меню

Лексическая тема хлеб урожай

Советы родителям. Лексическая тема: Хлеб. Старшая группа
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Задания на обогащение словаря, усовершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Скачать:

Вложение Размер
Текст 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

На этой неделе говорим о ХЛЕБЕ

Существительные: зерно, пшеница, рожь, поле, колос, комбайн, мельница, мельник, мука, крупа, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, бублик, пряник, печенье, крошки, корка, мякоть, сухарь, … Глаголы: выращивать, убирать, жать, молоть, печь, резать, есть, беречь…

Прилагательные: золотой, свежий, мягкий, черствый, душистый, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный…

Обсуждаем процесс получения хлеба – от зерна и колоса до буханки,

в булочной рассматриваем различные виды хлеба и хлебо-булочных изделий – батоны, караваи, кирпичики… , ржаные и пшеничные,

печем дома что-нибудь мучное вместе с ребенком.

«Что сначала, что потом?»

Хлеб, росток, зерно, мука, колос.

Почему в старые времена говорили: Без хлеба нет обеда.

ССЫЛКИ на видео:

Одно зерно-много зерен, поле…, росток…, колос…, крупа…, мельница…, пекарь … .

Зерно-зернышко, колос…, поле …, крупа …, росток …, мука …, хлеб …, корка …

Мука из ржи – ржаная, хлеб …, сухари … .

Булка из пшеницы — …, пряник …, батоны …

Если хлеб зачерствел, он черствый, булка …, буханки ….

Если батон подгорел, он …, булочка …, рогалики …

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ :

«Придумай предложение со словом …»

Хлеб, зерно, пекарь

Чтобы вырос колос нужно …

Чтобы получить муку нужно …

Чтобы замесить тесто нужно …

Чтобы получился вкусный хлеб нужно …

«Откуда хлеб пришел?»

Расскажи по порядку.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Женя –в поле жница,

Жнет она пшеницу.

(отгадай, объясни, почему ты так решил)

Вырос в поле дом, Мнут и катают,

Полон дом зерном, В печи закаляют,

Стены позолочены, Потом за столом

Ставни заколочены, Режут ножом. (Хлеб)

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(Рожь, стебли, колосья.)

Не по морю плывет,

Урожай соберет. (Комбайн.)

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Положит в землю Человек зерно,

Прольётся Дождь- зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

На совести достанется кусок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям. Лексическая тема: Сад. Огород. Старшая группа.

Для достижения лучшего результата в усвоении нового словаря, грамматических категорий, необходимо взаимодействие педагогов детского сада и родителей. В этом помогут следующие материалы по лексическим .

Советы родителям. Лексическая тема: Цветы. Старшая группа.

Содержание: Задания на обогащение словаря, усвоение грамматических категорий, развитие связной речи детей старшего возраста.

Советы родителям. Лексическая тема: Осень. Старшая группа.

Задания для детей 5-ти лет, направленные на обогащение словарного запаса, освоение грамматических категорий и развитие связной речи в рамках лексической темы «Осень».

Советы родителям. Лексическая тема: Посуда. Старшая группа.

Материалы для обогащения словаря, усвоения грамматических категорий и развития связной речи.

Советы родителям. Лексическая тема: Зима. Старшая группа

Задания для детей 5-ти лет, направленные на обогащение словарного запаса, освоение грамматических категорий и развитие связной речи в рамках лексической темы «Зима».

Советы родителям. Лексическая тема: Зимующие птицы. Старшая группа.

Задания для детей пяти лет, направленные на обогащение словаря, освоение грамматических категорий и развитие связной речи в рамках данной темы.

Советы родителям. Лексическая тема: Признаки весны. Старшая группа.

Задания для старших дошкольников, направленные на усовершенствование лексико-грамматического строя речи.

Источник

Речевые игры по лексической теме «Хлеб»

Елена Истратова
Речевые игры по лексической теме «Хлеб»

Игра «Назови ласково»

(образование уменьшительно-ласкательных форм существительных)

Колос – колосок, зерно – зернышко, хлеб – хлебушек, блин – блинчик, булка – булочка, баранка – бараночка, печенье – печеньице, сушка – сушечка, пирог – пирожок. И т. д.

Игра «Откуда пришёл хлеб?»

(развитие диалогической речи; образование падежных форм существительных)

— Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

— А в магазин как попал? – Из пекарни.

— Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

-Из чего пекут хлеб? – Из зерна.

— Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

— Откуда пшеница? – Выросла в поле.

— Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.

— А что они делают? – Хлеб убирают.

Игра «Чего нет?»

(образование родительного падежа существительных единственного числа)

Пшеница – нет пшеницы.

Сеялка – нет сеялки.

Каравай – нет каравая.

Зерно – нет зерна.

Колос – нет колоса.

Комбайн – нет комбайна.

Хлеб – нет хлеба.

Батон – нет батона.

Машина – нет машины.

Игра «Самый умный»

(образование относительных прилагательных)

Поле, на котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.

Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.

Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.

Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.

Мука из ржи. /Ржаная мука/.

Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.

Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.

Игра «Доскажите вторую часть пословицы»

(развитие связной речи)

* Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

* Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно)

* Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

* Хлеб – всему … (голова).

Игра «Родственные слова»

(подбор однокоренных слов)

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.

Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.

Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.

Посуда для хлеба. /Хлебница/.

Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

Игра «Доскажи словечко»

(подбор рифмы; активизация словарного запаса по теме)

Зерно, скорее созревай,

Испечём мы (каравай).

Для больших и малышей

Будет много (калачей).

Для маленькой публики

Свяжем в вязку (бублики).

Всем без исключения –

Наберём зерна мы вволю

На пшеничном зрелом… (поле).

Игра «Доскажи словечко, изменив слово «хлеб» по смыслу»

(образование падежных форм существительных)

Я знаю пословицу о …. (хлебе).

Мама купила пшеничный …. (хлеб).

Дети едят суп с … (хлебом).

Ваня пошел в магазин за … (хлебом).

Я не люблю есть суп без …. (хлеба).

У меня дома нет … (хлеба).

Игра «Один – много»

(образование множественного числа существительных в именительном падеже)

Игра «Каким бывает хлеб?»

(подбор прилагательных к существительному)

Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, белый, ржаной, пшеничный, чёрствый, …

Игра «Какой хлеб?»

(подбор прилагательных к существительному)

Хлеб по запаху (какой) — пахучий, душистый, ароматный.

Хлеб на вкус (какой) — вкусный, приятный.

Хлеб на ощупь (какой) — свежий, мягкий, пышный, твердый.

Игра «Посчитай»

(согласование существительных с числительными)

Один колос, два, три, четыре…., пять…

Одно зернышко, два, три, четыре, пять …

Одна булочка, две, три, четыре, пять …

Одна мельница, две, три, четыре, пять… И т. п.

Игра «Как правильно сказать? Соедините правильно»

(соотнесение существительных и образованных от них относительных прилагательных)

пшено (просо) манная каша

гречка рисовая каша

геркулес (овес) пшенная каша

пшеница гречневая каша

рис геркулесовая каша

Игра «Узнай профессию»

(активизация словаря по теме)

Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)

Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)

Кто работает на мельнице? (Мельник.)

Кто работает в пекарне? (Пекарь.)

Игра «Отгадай, что это?»

(согласование прилагательного и существительного в роде, числе;

развитие языкового чутья)

— Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб? (Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка»).

Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:

• Ржаное — это поле или хлеб?

• Пшеничный – это колосок или поле?

• Пшеничная – это мука или пирожок?

• Пшеничное – это мука или тесто?

• Ржаные – это колоски или колосок?

• Пшеничные — это пироги или мука?

• Хлебные – это крошки или посуда?

• Хлебный – это квас или крошки?

Игра «Придумай слово»

Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? (Хлеборезка).

Задание 3. Завод, где делают хлеб, называется как? (Могут быть разные варианты ответов детей, пусть дошкольники придумают свои – «хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты).

После этого подскажите: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуйте догадаться».

Если дети не догадались, то скажите: «Да, такие слова, которые вы придумали, действительно могли бы быть в русском языке. Вы придумали замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на…? (хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на? (хлебозаводе)».

Где еще могут выпекать хлеб? Расскажите, что пекари выпекают хлеб в пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня маленькая. В ней работает несколько пекарей.

Задание 4. Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют «хлебороб». А как можно назвать человека, который печет хлеб? (Хлебопек).

Игра «Составь предложение»

(формирование умения составлять предложение по двум опорным словам)

Игра «Что делают с хлебом?»

(подбор глаголов к существительному)

С хлебом что делают? (Сеют, выращивают, убирают, едят, покупают, продают, пекут,).

Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН «Знатоки транспорта» Тема: «Знатоки транспорта». Тип. Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН. Возраст. 5-6 лет. Задачи. Познание Обобщать.

Игровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группе Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания,.

Игры и упражнения по лексической теме «Инструменты» Предметный словарь: Инструменты, молоток, пила, клещи, коловорот, стамеска, отвертка, ру-банок, клещи, гвозди, ключ, гайка, болт, кисть,.

Игры и упражнения по лексической теме «Будь здоров» Лексическая тема: «Будь здоров» Расширение словарного запаса детей: Предметный словарь: Здоровье, спорт, закаливание, воздух, игра, бег,.

Лингвистические игры по лексической теме «Овощи» Картотека лингвистических игр по лексической теме «Овощи» 1) «Что сажают в огороде» Задачи: учить детей классифицировать предметы по определенным.

Презентация «Речевые игры по теме «Осень» речевые игры для дошкольников по теме «Осень» Такие игры хорошо расширяют словарь, тренируют внимание и память и незаметно улучшают грамматический.

Речевые игры с песком Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из.

Речевые упражнения по лексико-грамматической теме «Игрушки» Речевые упражнения по лексико-грамматической теме «Игрушки» Цель: совершенствовать лексико-грамматические представления по теме «Игрушки».

«Каравай, сушки, булки и любимый Колобок». Сценарий развлечения по лексической теме «Хлеб — всему голова» Цель: Уточнить и обогащать знания детей о хлебе и хлебобулочных изделиях, воспитывать бережное отношение к хлебу;.

Занятие по лексической теме «Откуда хлеб пришёл» Задачи: Коррекционно-образовательные: обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, обогащать.

Источник

Читайте также:  Грядка для клубники под агроволокном своими руками
Adblock
detector